Последствия экономического кризиса для туризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 00:08, курсовая работа

Описание

Особенно отчетливо предстает актуальность этого вопроса для Украины, которая представляет собой уникальный комплекс исторических, культурных, природных памятников и имеет значительные рекреационные возможности.
В данной работе рассмотрено понятие экономического кризиса, его виды и признаки, функции и динамика, влияние на туриндустрию, работа содержит информацию о текущем состоянии индустрии туризма и практические рекомендации по преодолению последствий экономического кризиса.
В данной работе использована учебная отечественная и зарубежная литература, а так же интернет сайты.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 70.95 Кб (Скачать документ)

Отрицательное влияние кризиса на туриндустрию:

1. Снижение платежеспособности потенциальных пользователей туруслугами и, следовательно, снижение спроса.

При сокращении доходов люди начинают экономить на всем. На случай денежного краха, имеющиеся накопления все стараются вкладывать в товары, которые не потеряют своей ценности. А первое, что они исключают  из списка затрат, это организация  своего досуга. Также растет безработица, что совсем оставляет без доходов часть населения и делает невозможной оплату их отдыха.

2. Отрицательное влияние  кризиса на масштабы делового  туризма.

Многие деловые поездки  связаны с участием или посещением специализированных выставок, а это  финансируется из рекламного бюджета  компании. В условиях кризиса сокращаются  рекламные бюджеты фирм, следовательно  снижается количество деловых поездок. Также наблюдается сокращение объемов  основного производства и работы компаний, что тоже часто связано  с командировками, следовательно  потребность в них отпадает.

3. Сокращение кадров и  заработной платы в турфирмах.

Турфирмы, как правило, небольшие  компании с небольшим количеством  работников. Функционирование этих организаций  не связано с крупными займами  в банках, а, следовательно, развернувшийся кризис банковской системы не парализует их работы. В такой ситуации гораздо  сложнее более крупным организациям. Здесь приходится сокращать некоторых  работников или заработную плату. Также  пропадает возможность развития фирмы, расширения масштабов, открытия новых офисов. Если же спрос на туруслуги все больше и больше будет снижаться, то это повлечет за собой закрытия маленьких фирм.

4. Экономический кризис  влечет за собой политическую, военную напряженность, что снижает  потоки международных туристов.

Из-за нестабильной экономической  ситуации, снижения уровня жизни, растет агрессия людей. Это может привести даже к вооруженным выступлениям, столкновениям. В такой ситуации туристы боятся покидать свою страну и перемещаться в чужую, боятся попасть  в эпицентр конфликта, переживая  за свою физическую сохранность и  безопасность.

5. Сокращение иностранных  инвестиций в строительство гостиниц, ресторанов, развлекательных комплексов, что тормозит развитие российской  туриндустрии.

Однако, влияние кризиса  имеет и позитивный эффект на развитие туризма:

1) за  счет  изменения туристического  потока  в направлении въездного и

внутреннего туризма произошли  финансовые вливания в инфраструктуру отечественной индустрии туризма;

2) освоение новых рыночных  сегментов в индустрии туризма  и отдыха, появление креативных  предложений туристического продукта;

3) вследствие оживления  сегментов въездного и внутреннего  туризма сохранение рабочих мест;

4) усиление конкуренции  в отрасли и повышение качества  туристических услуг;

5) развитие  рынка  организованного   туризма  в  целом, совершенствование  партнерских отношений в отрасли.

Негативное влияние мирового экономического  кризиса на туризм поможет конструктивно подойти  к решению многих накопившихся проблем  и в дальнейшем положительно скажется на повышении качества и усовершенствовании туриндустрии. 

ГЛАВА 2.

ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПОСЛЕДСТВИЙ  ЭКОНОМЧЕСКОГО КРИЗИСА

 

2.1.      Индустрия туризма Украины в условиях кризиса

 

Туризм является одной  из наиболее динамично развивающихся  отраслей Украины. На основании плотности  населения, объем украинского рынка  более чем на 50% больше, чем в  Венгрии, Чехии и Словакии, вместе взятых. Туризм стал одной из ключевых отраслей украинской экономики, которая в докризисные годы производила около $ 4 млрд. в год (согласно методике расчетов ВТО - Всемирной туристической организации).

Мировой финансовый кризис отразился на всех сегментах жизни  людей. Не мог он не затронуть такую  отрасль, как туризм, более того, турбизнес стал одной из первых отраслей, ощутивших кризисные тенденции.

В течение 2009 года Украину  посетили 16,5 млн. иностранных туристов, что на 18% или почти на 3,7 млн. лиц  меньше, чем за аналогичный период 2008 года.

Хотя Украинская экономика  сильно пострадала от глобального экономического кризиса, на национальном рынке туризма  зарегистрирован стабильный рост. Внутренний туризм растет также в связи с ростом информированности об Украине как о месте проведения предстоящего чемпионата Европы по футболу в 2012 году. Выход на рынок недорогих авиакомпаний таких как «Wizz Air» и немецкая «Крылья плюс» тоже положительно влияют на развитие туризма в стране.

Кризис все-таки скорректировал предпочтения украинских туристов, частично переориентировав их внутрь страны. Официальная  статистика  говорит  об  оживлении  внутреннего туризма. Значительная  часть  туристов, ранее  ориентированная  на  отдых  за  рубежом, предпочла  не  лишать  себя  возможности  восстановить  силы, и  туристические  потоки переориентировались на  Крым, Карпаты, Приазовье. Так, согласно оперативным данням Министерства  курортов  и  туризма  Крыма, на  начало  октября 2009 г. объем туристического  потока  на  полуострове  сократился  всего  лишь  на 13%, заполняемость курортных  учреждений  побережья  Крыма  составила 46 %, незначительно  уступив объемам  заполняемости  за  период  прошлого  курортного  сезона [22]. По  данням риэлторских агентств, в летний период значительно возрос спрос на недорогой отдых на курортах  Азовья, превысив  показатели  прошлого  курортного  сезона.

 По  мнению экспертов  АЛТУ в наименьшей  степени  кризис  коснулся  туристической  отрасли  Карпат [19]. Субъекты  туристического  рынка Западной  Украины компенсировали  потери  в выездном  туризме за  счет  увеличения въездного и внутреннего потока туристов. Регион проводил активную рекламную  политику, было  организовано и проведено множество массовых мероприятий.

Среди отечественных туристов особую популярность приобрели туры выходного дня. Экономический кризис поменял сознание людей во всем и в отпускных предпочтениях в частности. Причем не только средний класс, но и зажиточные граждане поняли цену материального благосостояния и учатся разумной экономии: за свои деньги турист хочет получить максимум. Отели бронировали дорогие, но селились в более экономных стандартных номерах и значительно сокращали время поездки. Для клиентов среднего ценового сегмента сегодня цена имеет решающее значение, и здесь очевидна их переориентация в более доступный ценовой сегмент. Эксперты также полагают, что миграция туристов из среднего ценового сегмента произойдет в альтернативные, ранее менее востребованные виды туризма, как то: групповые автобусные туры, туры выходного дня, железнодорожный и автомобильный туризм, оздоровительный туризм, что также приведет к их активному развитию. Возможность самому планировать маршрут и время отдыха, а, соответственно, и стоимость отдыха, по словам экспертов, должна привести к популяризации бесплатных интернет-сервисов по бронированию отелей и покупке билетов.

На данный момент почти не интересны туры среднего ценового сегмента. Если раньше было три категории клиентов: со скромными запросами, средний класс и отдыхающие по-богатому, сегодня осталось только две: «очень скромно» и «цена не интересует».

Приоритетным видом туристической  деятельности в течение 2009 года являлся  внутренний туризм, на который приходился 51% туристов, что отличается от аналогичного периода 2008 года, когда на внутренний туризм приходилось 44% туристов, на выездной туризм — 43%, на въездной — 13%. Анализ туристических потоков в Украину свидетельствует, что основная причина незначительного количества приезда иностранных граждан в Украину заключается в неразвитости материальной базы, отсутствия туристической инфраструктуры с надлежащим уровнем обслуживанием и устойчивых международных транспортных связей.

 Сезон новогодних поездок  2009-2010 не понес изменений по  сравнению с прошлым зимним  сезоном: за рубеж выехало около  2% наших сограждан, причем самыми  популярными были направления  Восточной Европы, Египта и Турции  и столицы ближнего зарубежья. 

Исходя из статистики крупнейшие британские туроператоры Thomson и First Choice выделили несколько трендов зимнего  туристического сезона-2009/2010, среди  которых: рост спроса на отдых по системе all inclusive, сокращение длительности тура при сохранении его качества. Украинские туроператоры в большинстве своем подтверждают данные тенденции.

Можно говорить о такой  реакции на воздействие внешних  факторов, как изменение маршрутов  и дальности поездок. Туристы выбирают более близкие, недорогие направления, предпочитая маршруты по собственной стране или соседним государствам с использованием более экономичных транспортных средств. Уменьшается также длительность поездок, их частота, расходы во время путешествий, снижается число пакетных туров, в том числе на пляжные курорты. Одновременно вырастает число поездок, бронируемых самостоятельно, в основном с размещением у друзей или родственников. Наибольшим спросом пользуются поездки в те страны, валютный курс которых окажется наиболее выигрышным для туристов.

Большинство туристов, посещающих Украину, преимущественно из Венгрии, Польши, Германии и США. В среднем, иностранный турист проводит в Украине 4 дня, в результате чего тратит в стране около $ 200 за одну поездку. Наиболее популярными местами посещения для иностранных туристов являются такие города, как Киев (привлекает 30% от всех иностранных посетителей), курортные города Крыма (еще 30%), Карпатский регион, включая Львов, и Одессу.

Уменьшение объемов въездного  потока в течение 2009 г. состоялось за счет падения числа поездок по всем мотивациям.

Поездки с частной целью  уменьшились на 18%. Наибольшее падение  наблюдается из таких стран: Беларусь (на 5% или на 114,1 тыс. лиц), Польша (на 53% или на 1,2 млн. лиц), Россия (на 7% или  на 391,1 тыс. лиц), Румыния (на 27% или на 299,7 тыс. лиц), Венгрия (на 29% или на 236,5 тыс. лиц).

Поездки организованного  туризма уменьшились на 24%. Наибольшее падение наблюдается из таких  стран: Беларусь (на 33% или на 82,1 тыс. лиц), Израиль (на 30% или на 19,5 тыс. лиц), Молдова (на 49% или на 6,3 тыс. лиц), Польша (на 45% или на 126,7 тис. лиц), Россия (на 25% или на 158,3 тыс. лиц).

Также значительное снижение объема делового и корпоративного туризма, который страдает от мирового экономического спада в большей степени, чем путешествия с целью отдыха и оздоровления. Это объясняется в первую очередь массовыми сокращениями в крупных компаниях. Поездки со служебной целью уменьшились на 23%. Наибольшее падение наблюдается из таких стран: Венгрия (на 2% или на 9,3 тыс. лиц), Германия (на 36% или на 12,5 тыс. лиц), Польша (на 39% или на 57,2 тыс. лиц), Словакия (на 51% или на 15,4 тыс. лиц), Турция (на 32% или на 9,4 тыс. лиц).

Падение въездного турпотока  из стран ЕС произошло в основном за счет уменьшения количества путешествующих из стран: Польша (на 52% или на 2,2 млн. лиц), Словакия (на 20% или на 111,5 тыс. лиц), Венгрия (на 30% или на 250,1 тыс. лиц), Германия (на 6% или на 12 тыс. лиц), Румыния (на 27% или на 301,2 тыс. лиц). Падение въездного турпотока из стран СНГ состоялось в основном за счет уменьшения количества путешествующих из стран: Азербайджан (на 15% или на 9,3 тыс. лиц), Беларусь (на 9% или на 244 тыс. лиц), Грузия (на 26% или на 10,1 тыс. лиц), Казахстан (на 13% или на 5 тыс. лиц), Россия (на 9% или на 533,4 тыс. лиц).

Зато ожидаются положительные тенденции на рынке образовательного туризма. Возможность скомбинировать зарубежную поездку с образованием, изучением языка, повышением квалификации, потребители будут рассматривать как выгодную инвестицию для повышения собственного уровня, для успешного трудоустройства, продвижения по карьерной лестнице. Выбирая между обычным отдыхом и образовательными программами за рубежом, в условиях экономической нестабильности, потребители будут отдавать предпочтения именно программам обучения.

Рынок туристических услуг  не потерял даже в кризис своей  привлекательности для операторов. По данным Государственной службы туризма  и курортов, на конец 2009 г. в Украине были действительными 7117 лицензий на ведение туристической деятельности: чуть более 2 тыс. туроператоров и порядка 5 тыс. агентов. Фактически по заявленному профилю работали около 4,5 тыс. фирм (1,4 тыс. туроператоров и 3,1 тыс. агентов). На сегодняшний день только в Киеве работает более семисот турфирм.  Но львиную долю рынка контролируют несколько десятков крупных компаний.

По данным ГосКомСтата, всего  в течение 2009 года туристическими операторами  было обслужено 2 млн. туристов (на 22% меньше, чем за 2008 год) и 1,6 млн. экскурсантов (на 16% меньше) в том числе за видами туризма: въездной - 229,1 тыс. лиц (на 27% меньше, чем за 2008 год);  выездной - 695,3 тыс. лиц (на 34% меньше, чем за 2008 год);  внутренний - 967,4 тыс. лиц (на 10% меньше, чем за 2008 год).

Общий оборот, задекларированный туркомпаниями в 2009 году, составил   5,8 млрд грн., что меньше аналогичного докризисного показателя лишь на 8%. Выездной турпоток в І квартале 2010 составил 3,3 млн. человек, что на 2-3 % или на 111,1 тыс. больше, чем за аналогичный период 2009 года. Выездной поток из Украины, "который включает частные и служебные поездки", за весь 2010 год составил 17 млн человек, что на 12% больше чем в 2009 г. Предпочтения наших соотечественников не претерпели изменений. Только на курорты Турции из Украины в минувшем году выехало 650 тысяч украинцев. На украинской туристической карте появляются и новые направления. Например, на туристической выставке UITT «Украина – путешествия и туризм» появились стенды стран, прежде в выставке не участвовавших: Канады, Кении, Танзании и Португалии. Что это значит? Если ту или иную страну представляет туристический офис – значит, было принято официальное решение: Украина интересна для развития туристического потока. Значит, были проведены маркетинговые исследования, в результате которых эксперты убедились, что рынок перспективен. Таким образом  доля ранее невостребованных массовым украинским туристом стран, таких как Израиль, Греция, Хорватия, Черногория, Кипр, Испания, ОАЭ и некоторых других будет увеличиваться. Так, по экспертной оценке компании турпоток из Украины в Эмираты в 2010 году составил около 60 тыс. туристов, а Испанию посетили более 17 тысяч украинских туристов, что на 33% больше, чем в 2009 году.

Информация о работе Последствия экономического кризиса для туризма