Последствия экономического кризиса для туризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 00:08, курсовая работа

Описание

Особенно отчетливо предстает актуальность этого вопроса для Украины, которая представляет собой уникальный комплекс исторических, культурных, природных памятников и имеет значительные рекреационные возможности.
В данной работе рассмотрено понятие экономического кризиса, его виды и признаки, функции и динамика, влияние на туриндустрию, работа содержит информацию о текущем состоянии индустрии туризма и практические рекомендации по преодолению последствий экономического кризиса.
В данной работе использована учебная отечественная и зарубежная литература, а так же интернет сайты.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 70.95 Кб (Скачать документ)

Выездной туризм из Украины  увеличился, но увеличатся ли пропорционально  с этим доходы организаторов путешествий, т.е. турфирм? Статистика утверждает: групповых  и организованных поездок за рубеж  стало меньше на 10%. Иными словами, украинские туристы стали более  индивидуальными. С развитием сети Интернет им уже не нужен поводырь, а необходимость в получении  в консульстве иностранного государства  виз полностью абстрагирует их от туроператоров. И эта тенденция  со временем будет ускоряться.

Недавно обнародованные Государственным  комитет статистики Украины данные свидетельствуют, что в 2010 г. нашу страну посетило чуть больше миллиона туристов. Из них граждан России - 354 тыс. чел., Польши - 144 тыс. чел., Беларусии - 131 тыс. чел. Хотя, если «прикапываться» к ночевкам, цифра «сдуется» еще больше.

 За годы независимости (с 1991 года) инфраструктура туризма Украины постепенно сменила форму собственности от государственной к частной. Частный сектор развивается быстрыми темпами, особенно в Киеве, Одессе, Крыму и Карпатском регионе. Для размещения посетителей среди украинских туристических объектов свои услуги предлагают более 1 300 гостиниц, мотелей, кемпингов, туристических центров, и около 3000 рекреационных объектов. Украина считает, что эти рекреационные центры (санатории, курорты, грязелечение и др.) в первую очередь позиционируются в качестве туристических объектов, а уже затем - в качестве лечебно-профилактических учреждений.

Основной проблемой для  украинского туризма является отсутствие отелей, отвечающих международным стандартам. Гостиничная инфраструктура действительно  устарела. 90% из гостиниц были построены  более 20 лет назад и никогда  не подвергались обширной реконструкции.

Украина имеет очень мало гостиниц, отвечающих международным  стандартам. Поэтому, для иностранных  инвесторов, которые все же готовы пойти на некоторый риск, возможностей предоставляется достаточное количество.

Несколько международных  гостиничных операторов, которые  присутствуют в Украине, «снимают сливки»  с рынка. Только 2,5% всех гостиниц находятся  под управлением международных  операторов: Rixos Hotels, который запустил 5-звездочный отель в городе Трускавец (Западная Украина), Radisson - две 4-звездочных гостиницы в Киеве и г. Алушта (Крым), и Hyatt, который открыл 5-звездочный отель в Киеве. Эти отели пользуются большой популярностью, несмотря на то, что стоимость номера может более чем в два раза превышать средний уровень. Высокий уровень заполнености гостиниц, несмотря на высокие цены в гостиницах, управляемых международными операторами, является индикатором существенного спроса со стороны богатых посетителей.

Международные игроки, такие  как IHG (InterContinental, Crowne Plaza, Holiday Inn), Accor (Sofitel, Ibis, Novotel, Etap) и «Хилтон» уже объявили о своем намерении выйти на украинский рынок - большинство из них  с проектами в Киеве. Однако около 85% от заявленных проектов не будут  реализованы. Основной причиной является то, что большинство разработчиков  имеют ограниченный доступ к кредитам финансирования из-за мирового кредитного кризиса. Но многие проекты уже ждут своей реализации к Евро-2012.

В итоге, для международных  инвесторов Украинский рынок сейчас привлекателен, но содержит большое  количество рисков. С одной стороны, спрос на гостиничные номера, которые  отвечают международным стандартам, является высоким. С другой стороны, глобальный экономический кризис и  неизвестное будущее Евро-2012 в  Украине может сделать выход  на рынок нереальной задачей.

Уровень обслуживания также  отстает от среднемировых показателей. Другая проблема заключается в том, что украинский туристический бизнес сконцентрирован преимущественно  на предоставлении услуг в области  традиционных деловых и туристических  направлений. Катание на лыжах является одним из основных направлений Карпатского туризма. Длительный и стабильный снежный покров обеспечивает Карпатским курортам высокую популярность. Сообщество любителей лыжного спорта США сообщает, что склоны в Славском (Львовская область) и Яремче (Ивано-Франковская область) вполне сопоставимы с известными курортами Пикс Пик и Киллингтон в Вермонте. Среди других популярных среди иностранцев лыжных курортов в Карпатских горах - Драгобрат, Тисовец, Ворохта и Яремче. Большинство зарубежных любителей лыжного спорта - это туристы из России, стран Балтии, Восточной Европы. Летний туризм сосредоточен на юге и в Крыму. Деловой туризм сосредоточен в таких крупных городах, как Киев, Днепропетровск, Харьков и Донецк. Но даже там присутствует хроническая нехватка высококлассных международных гостиниц во всех ценовых сегментах.

Между тем международный  рейтинг конкурентоспособности  туристического рынка Украины с  каждым годом снижается. Наша страна сравнительно с рейтингом-2009 скатилась  сразу на 8 позиций и теперь занимает 85-е место между Намибией и  Гватемалой. В европейском регионе  Украина опередила только Армению, Боснию, Герцоговину и Молдову.

Основными причинами торможения развития туризма в Украине являются:

- отсутствие целостной системы государственного регулирования туризма в регионах;

- подчинение учреждений размещения туристов, санаторно-курортных, оздоровительных и рекреационных учреждений различным министерствам и ведомствам, а также другим органам исполнительной власти;

- нечеткое определение в законодательстве принадлежности предприятий гостиничного хозяйства к предприятиям, которые предоставляют туристические услуги;

- медленные темпы роста объемов инвестиций в развитие материальной базы туризма;

- несоответствие подавляющего большинства туристических учреждений, которые постепенно приходят в упадок, международным стандартам и требуют значительных инвестиций;

           - недостаточное обеспечение туристической отрасли высококвалифицированными специалистами;

- недостаточность государственной поддержки и комплексного подхода к рекламированию национального турпродукта на внутреннем и международном рынке туристических услуг;

- недостаточность методической, организационной, информационной  и материальной поддержки субъектов  предпринимательства туристической  отрасли со стороны государства;

- тенденция сокращения  количества предприятий гостиничного  хозяйства;

- высокие налоги;

- неудовлетворительное состояние  туристической, сервисной и информационной  инфраструктуры в зонах автомобильных  дорог и международных транспортных  коридоров.

В ситуации глобального мирового кризиса туристическая отрасль  значительно меняется. Но не стоит рассматривать влияние экономического кризиса на деятельность предприятий в области туризма только с отрицательной стороны. Там, где можно найти минусы, всегда есть и свои плюсы. В чём же они заключаются для туристического бизнеса?

Подавляющее  большинство  отечественных туристических  операторов  работают  в  сегменте  зарубежного  туризма (по  оценкам экспертов  отрасли, до 90% всех  субъектов  туристической  деятельности). Крупные туроператоры, члены Ассоциации лидеров турбизнеса Украины (АЛТУ), оборот которых  составляет  до 80% всего  финансового  потока  в  украинском  туризме, утверждают, что кризис «съел» порядка 50% доходов  их  компаний. Это  означает, что  даже  самые успешные  и  опытные  туристические  фирмы, не  досчитавшись  значительных  прибылей, будут вынуждены  пересмотреть условия существования, а для остальных встанет вопрос о целесообразности бизнеса. Кризисная ситуация в экономике разорит мелкие, неэффективные и несостоятельные туристические компании, тем самым укрепив положение более прогрессивных предприятий. Для туристов, несомненно, этот факт носит оптимистический характер, они будут подвержены меньшему обману и риску, в целом. К тому же, современный рынок насыщен туристическими предприятиями, но, к сожалению, многие из них предлагают услуги низкого качества, не соответствующие стандартам обслуживания. В свою очередь, предприятиям, выжившим в условиях экономического кризиса, не нужно будет растрачивать свои силы на конкурентную борьбу с мелкими предприятиями. На рынке останутся лишь крупные предприятия, которые будут вынуждены усовершенствовать свой сервис для выживания среди сильнейших.

Что касается сотрудников  предприятий, то эксперты прогнозируют увеличение числа безработных. В  свою очередь, эти данные тоже имеют  положительный характер для развития туризма. На многих мелких, неэффективных предприятиях зачастую работают люди с высоким уровнем квалификации, с большим опытом. Из-за распада мелких компаний, работодатели солидных предприятий смогут привлечь на свою сторону нужный для себя персонал. Тем самым, повысив свою конкурентоспособность и выживаемость в сложившейся ситуации.

К тому же, и сотрудники, которые  не хотят потерять своё рабочее место, будут вынуждены увеличивать  свой показатель эффективности работы, для увеличения объёма продаж. Это  тоже имеет обратную связь, так как  будет увеличиваться не только показатель эффективности работы самого предприятия, но и будет увеличиваться опыт и компетентность рабочего персонала, что имеет огромное значение в  работе туристических предприятий. Перед сотрудниками встанет задача в решении использования более  эффективных технологий, о минимизации  трудозатрат; будут разрабатываться  новые предложения: возможно, следует  предлагать услуги хорошего качества, но с более  низкой стоимостью, тогда спрос на такие услуги не спадёт, так как люди не могут отказаться от отдыха.

Таким образом, на основании  выше сказанного, можно сделать вывод, что экономический кризис может  быть не только тормозом в развитии туризма, но и так же, «своего рода стимулом для прогресса и развития», где выживают сильнейшие и наиболее эффективные компании.

Предприятия, которые смогут продолжать свою деятельность с высокими показателями производительности и в условиях экономического кризиса, несомненно, будут оставаться лидерами и в будущем.

 

2.2.

Рекомендации и мероприятия  по преодолению последствий экономического кризиса


 

Мировой финансовый кризис, затронувший туристский рынок, оказал значительное влияние на поведение  и взаимодействие его основных участников, вынуждая их приспосабливаться к сложившейся ситуации и разрабатывать стратегию поведения в новых условиях, а также комплекс антикризисных мер. Необходимо тесное сотрудничество отрасли и государства с целью выработки совместных действий для преодоления кризисных явлений.

Одной из первоочередных задач  является создание положительного туристического имиджа Украины путем осуществления комплексной рекламно-информационной кампании, которая должна включать:

1. участие в профессиональных выставках,  ярмарках и международных туристских биржах. Участие в них предоставляет огромные возможности одновременного распространения и получения широкого спектра экономической, организационной, технической и коммерческой информации при относительно доступной ее стоимости. Международные выставочные мероприятия отражают развитие туризма, несут биржевую информацию, являются средством прогнозирования конъюнктурных изменений, а также явлением с экономическим, политическим и социальным подтекстом.

 Международные выставочно-ярмарочные мероприятия позволяют решать следующие задачи:

- демонстрировать потенциальным клиентам возможности путешествий в ту или иную страну (регион);

- привлекать внимание к предлагаемым туристским продуктам;

- расширять представление иностранных туристов о стране (регионе), информировать их о туристской политике и мерах, направленных на обеспечение устойчивого развития туризма в стране (регионе);

- устанавливать контакты с представителями зарубежных туристских администраций и предприятий, заключать договоры о сотрудничестве и продажах;

- устанавливать контакты с представителями средств массовой информации, расширять с их помощью представления иностранных туристов о туристском потенциале страны (региона);

-  изучать передовой опыт организации туризма и его рекламы;

- анализировать предложения конкурирующих туристских направлений, предлагающих туристские продукты с аналогичными им близкими характеристиками, что и заинтересованная страна (регион);

- определять существующий  спрос на предлагаемые поездки  по данному направлению, делать  прогноз развития спроса;

-  получать информацию  о состоянии конъюнктуры рынка  туризма. 

Крупнейшими международными туристскими выставками и биржами  являются:  

- международная туристская  биржа в Берлине (International Tourismus Borse, ITB);

-  международная туристская  выставка-биржа FITUR в Мадриде; 

-  всемирная туристская  выставка в Лондоне (World Travel Market, WTM);

-  международная туристская  биржа в Милане;

-  международная выставка  «Путешествия и туризм» в Москве (МИТТ).

 Выставка - показ, основная цель которого состоит в просвещении публики путем демонстрации средств, имеющихся в распоряжении человечества, для удовлетворения потребностей в одной или нескольких областях его деятельности или будущих его перспектив на основных зарубежных туристических рынках.

 Ярмарка - экономическая выставка образцов, в соответствии с обычаями той страны, на территории которой она находится, представляет собой крупный рынок товаров, действующий в установленные сроки в течение ограниченного периода времени в одном и том же месте, на которой экспонентам разрешается представлять образцы своей продукции для заключения торговых сделок в национальном или международном масштабах.

Международные туристские биржи - это выставочные мероприятия, на которых наряду с рекламой туризма  проводится активная работа по установлению контактов и заключению сделок между  производителями туристских услуг (гостиницами, транспортными предприятиями) и их продавцами (туристскими фирмами).

Информация о работе Последствия экономического кризиса для туризма