Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 14:38, курсовая работа
Итак, теперь необходимо выделить основные цели и задачи данной курсовой работы. Это:
исследование понятийного аппарата в рамках международного права;
определение специфических особенностей туристического права;
рассмотрение вопросов в области международно-правового регулирования;
рассмотрение вопросов, связанных с государственным регулированием туризма;
исследование отношений Республики Беларусь в области туризма на основе многосторонних договоров и национального законодательства;
синтезирование и анализирование знаний о таком международно-правовом институте как туризм.
2.2.
Международные и региональные
туристические организации
и конференции
Итак, как уже было отмечено мной в первой главе данной работы, одной из главнейших организаций в сфере туризма является Всемирная Туристическая Организация.
Правовое регулирование международного туризма на многосторонней основе осуществляется прежде всего в рамках Организации Объединённых Наций, на которую возложена основная задача по налаживанию международного сотрудничества в решении проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера. Ряд международных договоров, конвенций и деклараций, принятых Организацией Объединённых Наций, формируют основу международно-правового регулирования системы международного туризма [23].
В рамках Организации Объединённых Наций в 1963 г. состоялась Римская конференция по туризму и международным путешествиям, результатом которой явилась разработка рекомендаций, которые послужили основой для правового регулирования туризма в соответствии с международным правом [12, с. 99].
Именно там была принята очень важная норма, предусматривающая двусторонние и многосторонние соглашения государств с целью более глубокого сотрудничества в сфере туризма [12, с. 102].
Также
в рекомендациях Римской
Предлагалось ввести так называемый паспорт «международного типа», однако в силу объективных причин на данной конференции (и в последующем) это нововведение не было принято.
Римская конференция подчеркнула роль турагенств в международном туризме. Было отмечено, что ответственность турагенств по отношению к владельцам гостиниц и транспортным организациям, также как и к туристам, имеет большое значение, и поэтому статус турагенств должен быть профессиональным [12, с.108].
В 1969 г., согласно резолюции Генеральной ассамблеи Организации Объединённых Наций, неправительственный Международный союз официальных туристских организаций преобразован в межправительственную организацию в системе Организации Объединённых Наций — Всемирную туристскую организацию. Устав Всемирной туристской организации вступил в силу 2 января 1975г., что и считается юридической датой ее создания. По существу Всемирная Туристская Организация является единственной специализированной международной организацией в области туризма. В настоящее время она объединяет более 120 государств мира [25].
Генеральная ассамблея учредила шесть региональных комиссий для: Европы, Африки, Америки, Южной Азии, Ближнего Востока, Восточной Азии и района Тихого океана, а также международный высший учебный центр по туризму в Мексике. Комиссии решают задачи по претворению в жизнь технических рекомендаций ассамблеи в соответствующих регионах [25].
Ряд международных туристских организаций носит региональный характер. Так, например, Арабский союз по туризму, созданный в 1954г., объединяет национальные туристические организации ряда арабских государств [25].
Отдельные
международные организации
Некоторые
международные организации
Довольно близко по характеру своей деятельности к международным организациям примыкают некоторые национальные организации, такие, как Американское общество туристских агентств, имеющее большое количество зарубежных членов, Ассоциация британских туристских агентств, Конфедерация организаций по туризму Латинской Америки. Все они активно работают на широкой международной основе [25].
Необходимо отметить деятельность Всемирной федерации ассоциаций туристских агентств, созданной в 1966г. в результате объединения Международной ассоциации туристских агентств, существовавшей с 1919г., и образованной в 1964г. Всемирной организации ассоциаций туристских агентств. Эта ассоциация объединяет свыше 70 национальных и региональных ассоциаций, в которых представлено свыше 20 тысяч индивидуальных туристских агентств и фирм. Основной целью этой организации является защита профессиональных интересов туристских агентств и оказание им необходимой технической, профессиональной и правовой поддержки [25].
Ряд
специализированных органов по туризму
имеют молодежные организации. Среди
них можно назвать
Как видим, международные туристические организации в международном праве широко имеют место. И в этом плане существенное место, естественно, занимает Всемирная Туристическая Организация, под воздействием которой и происходят важные изменения в сфере туризма. Туризм охватывает всё больше и больше сфер жизни, и в этом также заслуга региональных организаций.
Что касается Союза Независимых Государств (далее — СНГ), то в этой сфере действует Соглашение о сотрудничестве государств в сфере образования от 15 мая 1992 г., где определены прямые партнёрские связи в этой области, в том числе туристко-экскурсионная деятельность учащихся, студентов, педагогов, организация совместного тура и отдыха [12, с. 141].
Также о сотрудничестве в сфере туризма и путешествий говорится в ст. 2 и 32 Устава СНГ.
Межпарламентская Ассамблея СНГ в 1994 г. приняла рекомендательный акт «Об основных принципах сотрудничества государств-участников СНГ в области туризма», которая сформулировала основы правового механизма и основные принципы в области туризма [26].
Также
у каждого государства-члена
Кроме региональных организаций, существуют и национальные организации (в Республике Беларусь, например, это Национальное агентство по туризму).
Таким
образом, в постсоветском пространстве
не существует специализированного органа,
который занимался бы вопросами регулирования
туризма. Но эту задачу смело на себя берёт
сама Межпарламентская Ассамблея СНГ.
Государствами-членами СНГ постоянно
принимаются целевые программы по развитию
туризма, что, на наш взгляд, не является
эффективным методом развития туризма.
Нам всё-таки кажется, что создание региональной
организации или специализированного
учреждения в рамках СНГ будет более приемлемым.
Но, благо в этой сфере уже есть сдвиги
(мы имеем в виду Таможенный союз), и я искренне
надеюсь, что это не последние сдвиги в
этой сфере.
Глава
3. Государственное
регулирование туристического
права
3.1.
Нормативные правовые
акты, регулирующие
вопросы по оказанию
туристических услуг
Главными нормативными правовыми актами Республики Беларусь, регулирующими правоотношения в сфере туризма, как уже было мной отмечено в первой главе п. 2, являются Закон «О туризме» от 16 июня 2010 (являющийся изменением и дополнением предыдущего Закона «О туризме» от 25 мая 2007), Закон «О защите прав потребителей» (так как туристические услуги относятся в так называемый «потребительский пакет»), а также нельзя не упомянуть Закон «О порядке выезда из Республики Беларусь и въезда в Республику Беларусь граждан Республики Беларусь».
В сфере заключения договора об оказании туристических услуг действует Гражданский кодекс Республики Беларусь и закон «О туризме».
Итак, Закон Республики Беларусь «О туризме»:
Закон имеет немаловажное значение как для субъектов туристической деятельности, так и для участников туристической деятельности.
Итак, основные изменения и дополнения в данный Закон:
Итак, Закон «О защите прав потребителей»:
Как уже отмечалось, турагенты и туроператоры оказывают туристические услуги. И поэтому субъекты туристической индустрии входят в понятие «исполнителей» — это организация, ее филиал, представительство, иное обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения организации, индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителю.
Туристам предоставляются все права как потребителям туристической продукции.
Глава 2 регулирует вопрос гражданско-правовой ответственности исполнителя за нарушение прав потребителей. Следовательно, при нарушении прав туристов турагенствами или туроператорами следует пользоваться данной главой (всё зависит от конкретного правонарушения — будь то недостача информации о туристическом путешествии (ст. 16), либо недостатки услуг (ст.17) и т.д.). Следует отметить, что турагенства и туроператоры несут ответственность в соответствии с договором.
Последний
нормативный правовой акт (Закон «О порядке
выезда из Республики Беларусь и въезда
в Республику Беларусь граждан Республики
Беларусь») в основном посвящен таможенным
формальностям, безопасности граждан
за границей и, естественно, порядку выезда
из Республики Беларусь и въезда в государство
[16]. Данный Закон имеет целью облегчение
таможенных формальностей в связи с последующим
установлением Таможенного союза (с государствами-членами
СНГ). В Законе выделена немалая группа
оснований для временного ограничения
выезда граждан Республики Беларусь за
границу. Все эти основания законно обоснованы,
и, если гражданин в полной мере исполняет
обязанности гражданина Республики Беларусь,
ему не мешает ничего выехать за пределы
Республики. На этом основывается право
гражданина на перемещение за границы
государства, установленные еще Всеобщей
Декларацией прав человека [5, ст. 13, п. 2].