Путешествия в Древнем Египте и Древней Греции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 18:42, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является изучение основных видов туризма в Древней Греции и Древнем Египте, а также, определение основных целей туристических поездок населения, их направленность, географию.
История туризма и путешествий является частью истории культуры. Нет ни одной культуры, в истории которой не выделялась бы история путешествий.

Содержание

Введение…………………………………………………………..………..………...4
Глава 1. Путешествия в Древнем Египте………………………….....…………6
1.1 Мореплавание в Древнем Египте. Судостроение…………...……...6
1.2 Корабль Хеопса…………………….…………………...…….………12
1.3 Храмы и пирамиды Древнего Египта……………………….………19
1.4 Грязелечение в Древнем Египте………...……………………..……34
Глава 2. Путешествия в Древней Греции…………………………...…………36
2.1 Мифы……………………………………………….……………...….36
2.2 Путешествия великих людей древности……………………………36
2.3 Морские путешествия в Древней Греции…………………………..40
2.4 Гостеприимство в Древней Греции…………………………………43
2.5 Гостиницы в Древней Греции ...…………………………………….44
2.6 Дороги и транспорт в Древней Греции……………………………..45
2.7 Великая греческая колонизация……………………………………..45
2.8 Паломничество в Дельфы..………………………………….……….47
2.9 Лечебный туризм в Древней Греции.……………………………….50
2.10 Олимпийские игры …………………………………………………52
2.11 Праздники и зрелища в Древней Греции …………………………55
Заключение……………………………………………………………….…………56
Список литературы……………………………………………………...……….…58

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа Гумовской А. К..doc

— 1.97 Мб (Скачать документ)

Одним из первых ученых-путешественников был Геродот (484 — ок. 430 гг. до н.э.). Он объехал Грецию, Южную Италию, Малую Азию, Вавилонию, Египет, Персию, побывал на большинстве островов Средиземного моря, а также в Крыму и в стране скифов. В своем знаменитом труде «История», за который он удостоился почетного титула «отца истории», он описал не только историю многих народов Старого Света, но также сохранил для потомков бесценные этнографические примеры. Он сообщил основные географические знания, накопленные к V в. до н. э. Геродот происходил из богатой семьи, имевшей обширные торговые связи. Впервые он отправился в путешествие, когда ему было около 20 лет. Его маршрут пролегал по Египту вверх по Нилу, затем он отправился на восток и достиг Вавилона, северная граница его путешествий пролегала по греческим колониям северного Причерноморья. Есть предположения, что он поднимался по Борисфену (Днепру). А на западе он посетил Южную Италию, где принял участие в основании колонии своими соотечественниками.

В Египте он просил переводить ему надписи, расспрашивая жрецов об истории этого государства. Интересовался не только жизнью фараонов, но посещал и мастерские бальзамировщиков. Он шагами измерял длину периметра основания пирамид, приводя конкретные математические выкладки и при описании знаменитого Лабиринта.

Много путешествовал  и другой выдающийся ученый античности — Страбон (64—23 гг. до н.э.). Выходец из расположенного в Малой Азии на пути из Средиземноморья к Черному морю городка Амасия, он уже в 20 лет совершил свой первый вояж — в Рим. Страбон будет путешествовать всю свою жизнь. Он объедет Малую Азию, побывает в горах Тавра (Крыма) и у подножия Кавказских гор, посетит Кикладские острова и обойдет Балканский полуостров, основательно изучит все сколько-нибудь памятные места на Апеннинском полуострове, а также Египет. Во время своих путешествий он много размышлял и записывал увиденное. Всестороннее образование, умение не только собирать факты, но и анализировать их, яркий талант писателя привели к созданию дошедшей до нас «Географии» в 17 книгах. («Исторические записки» Страбона в 43 книгах не сохранились.) О достоверности фактов, изложенных в «Географии», говорит часто используемая Страбоном фраза: «Когда я там находился» [20].

Благодаря путешествиям развивается картография. Древнегреческие ученые создают первые в Европе географические карты. Это приписывают философу Анаксимандру — ученику легендарного Фалеса. Милетские ученые ориентировали свои карты по сторонам света, использовали названия частей света. Границу между Европой и Азией большинство ученых Древней Греции проводило по Танаису (Дону).

        Величайшими достижениями греков были учения о сферичности Земли (Парменид, Эвдокс Книдский) и единстве Мирового океана (Аристотель).

        Говоря о путешествиях эпохи эллинизма, в первую очередь следует упомянуть Восточный поход Александра Македонского, длившийся почти 10 лет. Об этом походе писали Плутарх, Диодор, Арриан, Страбон и многие другие авторы древности. Некоторые историки считают, что уже сам поход можно считать проявлением эллинизма, так как он является ключом к началу новой эры и ее пониманию.

        Благодаря этому походу греки и македонцы познакомились с мало известными, а то и совсем неизвестными до этого народами, их культурой, бытом, традициями. Лично Александр Македонский был заинтересован в изучении Азии. В окружении Александра были не только воины, но и выдающиеся ученые, и деятели искусства. Они в своих произведениях подробно описывали все ими увиденное, услышанное и изученное во время этого похода.

       Этим походом было положено начало музееведению. Александр после победы над персами послал своему учителю Аристотелю в дар 30 талантов золота. На эти деньги Аристотель основал естественнонаучный музей. Аристотель просил своего царственного ученика присылать ему образцы неизвестных растений и шкуры или чучела необычных животных, что и исполнялось по повелению Александра [4].

Выдающимся путешествием этой эпохи было плавание Неарха. Значение плавания Неарха для европейцев трудно переоценить. Именно благодаря этому плаванию европейцы познакомились с морским путем в Индию. Военные суда, которыми располагал Александр, имели неглубокую осадку и, в основном, предназначались для действия на реках. По мере роста империи Александру понадобился морской флот. Его строительство было поручено другу юношеских лет императора — Неарху. Само имя «Неарх» означает «начальник корабля», очевидно, что Неарх относился к семье с древними мореходными корнями.

        Сначала Неарху было поручено собрать и осмотреть все корабли речного флота, отремонтировать их, если в этом есть необходимость. В 326 г. до н. э. его назначают командовать флотом. Александр пытался координировать действия сухопутных военных сил и флота.

        Известно, что Неарх во время своего плавания вел судовой дневник. Неарх был человеком образованным, но он также приобрел обширные познания путем практической деятельности. Ему, например, необходимо было решать вопросы с приливами и отливами. «Пока они стояли... на якоре, на Великом море (Аравийском. — М. С.) начался отлив, и суда у них остались на суше. Спутники Александра не были раньше знакомы с этим явлением; оно повергло их в ужас, и немалый, и ужас этот еще увеличился, когда по прошествии определенного времени вода опять подошла и подняла суда. Те, которые не были прочно укреплены на месте, под напором воды или наскочили одно на другое, или же ударились о берег и разбились» [1].

        Экспедиция Неарха длилась около шести месяцев. За это время он преодолел путь от устья Инда до Суэцкого перешейка, исследовав побережье Персидского залива и Аравийского моря. Во время плавания не только составлялась карта побережья, но и велось изучение природных явлений, в частности муссоных ветров, расширялись знания по ботанике и зоологии. Неарх знакомился со многими племенами и народами, узнавал их обычаи и законы.

2.3 Морские путешествия в Древней Греции

        Море играло огромную роль  в жизни древнегреческих племен, населявших побережье Балканского  полуострова, многочисленные острова  Эгейского моря, а также западный берег Малой Азии. Море не только давало им пишу, но и связывало с другими странами и народами. Вероятно, их влекло к морю и то,  что земля, не могла обеспечить в достаточной мере существование древних греков. Плодородной земли в Греции всегда не хватало, но и та, что была, оказывалась не слишком-то щедрой к местным земледельцам и не обещала им многого. 
        Грекам приходилось искать иные пути развития и добывания материальных благ. Бороздя моря, греки открывали для себя и дополнительные источники пропитания, скрытые в пучине, равно как и сокровища морского дна. Неразрывное совместное существование с Посейдоновым царством было для греков жизненной необходимостью. Тому способствовали и развитая сеть портов, и прогресс судоходства, и успехи кораблестроителей, и рост рыболовного промысла и использования подводных богатств. Выражением особой близости, душевной связи обитателей Эллады с морем стали многочисленные описания морской стихии, вообще морские мотивы, пронизывающие всю греческую литературу начиная с Гомера.  
       Греки рано научились выбирать наиболее благоприятное время для навигации, когда можно было без опаски выходить в море. Уже в конце VIII – начале VII в. до н. э. греческие мореплаватели следовали советам поэта Гесиода:


 

 

        На земле, на суше жизнь была более долговечной, но условий к существованию греки находили там мало. Спасали жителей Эллады заморская торговля и рыболовство.

        В эту эпоху путешествия также  совершались в основном с экономическими, политическими и военными целями. Одним из примеров путешествия с экономическими целями явилось путешествие греческого купца Пифея. Обострение конкурентной борьбы между греческими полисами, с одной стороны, и Финикией и Карфагеном, с другой, за доминирование в торговле в бассейне Западного Средиземноморья, которое вело к локальным военным конфликтам, и вынудило Пифея отправиться на самостоятельные поиски новых западноевропейских рынков.

        Финикийцы не пропускали чужих  купцов за Гибралтарский пролив, движение через который контролировалось специальными гарнизонами, расположенными в Гадисе (Кадисе) и Тингисе (Танжере) по обеим сторонам пролива. Финикийцы были монополистами на такие товары, как олово, янтарь, ряд разновидностей дорогих мехов, которые они поставляли в страны Средиземноморья с Британских островов и стран Северной Европы. В 325 г. (по другим данным в 320 г.) до н.э. Пифей отплыл на одном корабле из своего родного города Мессалии (ныне Марсель), в Средиземное море. Проплыл через Гибралтар и, обогнув Пиренейский полуостров, вышел в Бискайский залив. Затем плыл вдоль побережья страны кельтов и достиг пролива Ла-Манш. Там он пристал к острову Альбион, что в переводе означает «Белый», названный из-за частых туманов. На этом острове Пифей узнал от жителей, что к северу от них лежит земля «Туле», что в переводе с местного наречия означает «край», «предел». Пифей обогнул с запада Британский полуостров, и через Северный пролив между Британией и Ирландией вышел в Атлантический океан. Пифей попытался достичь земли «Туле» (ныне остров Исландия). Он проплыл Оркнейские и Шетландские острова и, достигнув Ферерских островов, пошел дальше, до 61° северной широты. Никто из древних греков и даже римлян не заходил так далеко на север. Но дальнейшему плаванию Пифея препятствовали непроницаемые туманы, которые образуются от попадания северных льдов в полосу теплого Гольфстрима. Пифей вынужден был повернуть на юг к берегам Скандинавского полуострова.

        Позже, в своих записках, Пифей  назовет землю Туле «последний  предел», что по латински звучит как «ultima tule». Но путешествие Пифея на этом не закончилось. Пифей поплыл на восток и прибыл к устью Рейна, где жили остионы, а дальше – германцы. Оттуда приплыл к устью Эльбы и вернулся в Мессалию. 
       Сведения о путешествиях Пифея противоречивы. Некоторые древние авторы полагают, что Пифей на обратном пути проплыл дальше на восток, вошел в Балтийское море и далее по Днестру спустился в Черное море (Понт Эвксинский) и через Босфор и Дарданел вошел в Средиземное море и вернулся домой. Однако у многих древнегреческих историков подобные описания вызывают недоверие. Но северное путешествие Пифея и его достижения– бесспорны. 
        Интересы древних греков были весьма разнообразными. Они обращали свои взоры во все концы света. Древним грекам принадлежит первенство европейцев в плавании к берегам Индии. Но, справедливости ради, надо сказать, что греки пользовались сведениями, которые они получали от египетских путешественников.

        Так, например, греческий мореплаватель Евдокс Кизикский по приказу фараона Птолемея III предпринял плавание к берегам Индии, отплыв из Египта в сопровождении индийского проводника. Мореплаватели благополучно достигли желаемой цели.

        Вторую экспедицию в Индию  Евдокс совершил по заданию  царицы Клеопатры за грузом благовоний. Но на обратном пути ветры отнесли корабль к югу от Эфиопии, и Евдокс вынужден был двигаться вдоль берегов Африки. 
        Во время своего третьего путешествия (120 – 115 гг. до н.э.) он проплыл вокруг Африки, как это делали финикийцы, но погиб в конце пути. 
        В искусстве кораблестроения греки могли многое позаимствовать у сведущих в этом деле финикийцев. Для осады Трои был отправлен огромный флот, и не было в Греции правителя, который бы не пополнил военные силы царя Агамемнона своими кораблями. Всего было собрано примерно 90 кораблей [22].

        Палубное судно появилось лишь  в VII в. до н. э., с командой, состоящей из 50 гребцов; отсюда  его название – пентеконтера (от «петеконта» – пятьдесят). Затем стали строить корабли  с двумя рядами вёсел, так называемые диеры, а с VI в. до н. э. – трёхрядные суда, триеры, у которых три ряда вёсел располагались один над  другим. Длина триеры составляла около 40 – 50 м, ширина –  5 – 7 м. Корабли эти были оборудованы таранами, находившимися ниже носа судна: это была прочная балка с тремя острыми выступами, обшитыми бронзой. Такая конструкция триеры была рассчитана главным образом на морские сражения, в которых тараном поражали неприятельские суда. Изобретателем триеры считается Аминокл из Коринфа. Знаменитый корабль Птолемея IV достигал 122 м в длину и 15 м в ширину. Вёсла длиной 17 м обслуживала команда матросов, составлявшая почти 4000 человек. По всей вероятности, это судно не принимало участия в боевых действиях и было скорее показательной моделью. Впрочем, и торговые суда делались всё больше и выглядели всё эффектнее [15].

2.4 Гостеприимство  в Древней Греции

В Древней Греции существовали гостиницы, но в них не всегда кормили. Поэтому путешественники провизию возили с собой. Чаще всего останавливались у друзей и знакомых. Гостеприимство было естественной составной частью быта. Во всех домах состоятельных людей были особые комнаты для гостей. Впрочем, если места в доме гостю не хватало, он мог разместиться под портиком дома на открытом воздухе, климат Греции по большей части делал это возможным.

Права гостеприимства находились под покровительством Зевса. Гомер  называет его «Зевс-гостеприимец». Из-за плохого сообщения между  отдельными городами-государствами  греков гостиниц и постоялых дворов было очень мало.

Передвижение на повозках по трудным дорогам, поездки верхом, а тем более пешие походы занимали немало времени. И во время этих поездок  люди чаще всего останавливались  у знакомых, а в тех местностях, которые были связаны с родным городом путешественника договором о взаимном гостеприимстве, проксении, вновь прибывших опекало особое должностное лицо - проксен. Договор о проксении обязывал предоставлять гражданам обоих городов приют и покровительство. Функции просена, в  некоторой степени соответствовали обязанностям нынешнего консула, однако в отличие от консула проксеном мог быть только местный житель, а отнюдь не представитель государства, с которым поддерживались отношения проксении. Должность была наследственной [16].

Информация о работе Путешествия в Древнем Египте и Древней Греции