Работа туристического лидера на маршруте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 10:56, курсовая работа

Описание

В свете последних изменений федерального закона «Об основах туристской деятельности» возникла необходимость переработать и дополнить учебное пособие «Руководитель туристских групп», изданное в 2005 году. Прежде всего, в новой редакции федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» нет такого понятия, как руководитель туристской группы, и перечисляются следующие категории работников, работающих на туристских маршрутах: гид (экскурсовод), гид-переводчик, инструктор-проводник. В условиях действия нового законодательства изменилась организация туристского бизнеса,

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ В ТУРИЗМЕ ………………………….. 5
Типы и виды туризма…………………………………………………. 5
Технологические аспекты деятельности гида ……………………… 7
Функции гида туристских групп………………………………….. 7
Путевая экскурсионная информация……………………………… 10
Методика ведения экскурсии………………………………………. 12
Техника ведения экскурсии………………………………………… 13
Технологические приемы проведения туристского маршрута….. 16
ГЛАВА 2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГИДА ТУРИСТСКОЙ ГРУППЫ НА «КИТАЙСКОМ» НАПРАВЛЕНИИ………………………………………………………. 23
2.1. Ознакомление лидера туристской группы со своими обязанностями и всеми необходимыми документами…………………………………………… 23
2.2. Действие гида туристской группы в чрезвычайных ситуациях…….. 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… 35
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ……

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 67.43 Кб (Скачать документ)

Доходчивость  и убедительность достигается логическим построением содержания информации. Информация должна быть интересной, эмоциональной, достоверной и актуальной (смотрите таблицу 1.2.1.).

Таблица 1.2.1.

Два основных вида путевой информации

Обзорно-справочная информация

Тематическая информация

В многодневном транспортном путешествии информация может быть обширной и содержать  отдельные подтемы (сведения о достопримеча-тельных местах, расположенных в стороне от пути следования). Особенности путевой информации в этом случае: – Вступительная и заключительная беседы; – Утренняя и вечерняя информация; – Информация о встречающихся объектах; – Беседы на различные темы. Объекты показа в обзорно-справочной путевой информации: населенные пункты, здания и со-оружения, памятники, обелиски, природные дос-топримечательности. Содержание краткой справки о населенном пункте: территория, транспортное значение, на-селение, дата основания и краткая история, ос-новные отрасли промышленности, учебные заве-дения, театры, музеи, памятники истории и архи-тектуры, выдающиеся люди.

В однодневной  заго-родной экскурсии (про-должительность 8–14 часов) около полови-ны времени отводится на экскурсию в конеч-ном пункте и ознаком-ление с экскурсионны-ми объектами в пути следования. Остальное время заполняется те-матической путевой информацией (широко используется «портфель экскурсовода»).


     Подготовка материала к путевой информации аналогична процессу создания новой экскурсии, но имеет свои особенности:

1. Методическая  разработка не составляется;

2. Составляется  график движения на маршруте;

3. Определяются  места стоянок или выход к экскурсионным объектам;

4. Выбираются  темы для информации в пути.

Остальные этапы аналогичны процессу подготовки экскурсии:

  • Составление библиографии;
  • Отбор объектов показа и рассказа;
  • Работа над содержанием;
  • Составление текста;
  • Комплектование «портфеля экскурсовода»;
  • Утверждение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2.3. Методика ведения экскурсии.

 

     Методика, в широком смысле слова – совокупность способов эффективного проведения той или иной работы, а более узком конкретном смысле представляет собой совокупность конкретных методических приемов проведения лекций, бесед, экскурсий на определенную тему и для определенной группы.

     Основные задачи экскурсионной методики: помочь установить прочные контакты с экскурсионной группой; добиться устойчивого внимания экскурсантов к объекту показа; закрепить внимание к рассказу, который вызывает у экскурсантов интерес к темам и объектам экскурсионного маршрута (смотрите таблицу 1.2.2.).

Таблица 1.2.2.

Две части методики проведения экскурсий

Методические приемы показа

Методические приемы рассказа

Приемы  показа позволяют:

  • конкретизировать наблюдение экскурсионных объектов;
  • выделить те их особенности, которые не заметны при общем осмотре;
  • дать возможность экскурсантам мысленно восстановить утраченные детали разрушенных объектов;
  • помочь «увидеть» не существующие объекты в их первоначальном виде или исторические события, которые про-изошли много лет назад.

Рассказ ведется  только о том, что уже было показано, показывается или обязательно будет  показываться. Он должен длиться столько  времени, сколько объект приковывает  к себе внимание. Приемы рассказа позволяют: комментировать, пояснять, дополнять  увиденное; реконструировать, восстанавливать  то, что экскурсант не может увидеть  в данный момент; создавать необходимое  впечатления, вызывать определенные чувства. Рассказ помогает правильно увидеть  и оценить объект, прийти к нужным выводам. Начинать рассказ об объекте  надо лишь после того, как экскурсовод (гид) убедится, что экскурсанты понимают о каком объекте идет речь, хорошо видят его.


 

1.2.4. Техника ведения экскурсии.

 

     Техника проведения экскурсии – комплекс мер, направленных на организацию проведения экскурсии и создание благоприятных условий для восприятия ее содержания.

     Владеть техникой проведения экскурсии так же важно, как и написать хороший индивидуальный текст, как владеть методическими приемами показа и рассказа.

     Работа экскурсовода (гида) начинается до встречи с группой. Необходимо познакомиться с водителем, оговорить с ним маршрут, места остановок, проверить состояние автобуса, исправность микрофона.

     Место экскурсовода. Экскурсовод в автобусе должен занимать место, откуда ему хорошо видны объекты, о которых идет речь на экскурсии. Обычно это первые места справа. Глядя в переднее стекло, экскурсовод рассказывает о том, что видят или вскоре увидят экскурсанты. На остановках информация дается стоя, лицом к группе (смотрите таблицу 1.2.3.).

Таблица 1.2.3.

Встреча с экскурсантами 

Прежде, чем начать говорить, нужно  выдержать паузу, оценить состав группы. Необходимо помнить о том, что вступление создает настрой  всей экскурсии, говорить спокойно, доброжелательно, с улыбкой.

Выход из автобуса

Количество остановок с выходом  к объекту сообщается во вступлении. Если остановка продолжительная, необходимо предупредить о точном времени отправления  автобуса. Экскурсовод выходит первым, ждет группу около автобуса. Указав путь к объекту, двигается в центре группы. Темп движения зависит от состава  группы, тематики экскурсий и состояния  местности. Группа должна передвигаться  компактно (от головной части группы до замыкающих не более 10 метров)

Расположение группы у объекта.

Группа располагается в безопасном месте полукругом, так, чтобы все  экскурсанты видели и объект и  экскурсовода, а в поле зрения экскурсовода должны находиться и объект и экскурсанты. Для осмотра объекта обычно выбирается несколько точек: общий план, ближняя  точка, место детального анализа  объекта. Необходимо учитывать погодные условия: в жаркое время выбрать затененный участок, в дождь – укрытие (в случае дождя рассказ можно вести в салоне автобуса, предварительно согласовав это с группой). Если одновременно у объекта работают несколько экскурсоводов, группу расположить так, чтобы не мешать остальным группам

Возвращение в автобус 

Экскурсовод возглавляет группу, ведет  к автобусу. Стоя справа от входа  в салон, он должен незаметно пересчитать  группу. Убедившись, что все присутствуют, дать знак водителю о начале движения


 

     Соблюдение времени проведения экскурсии. Рассказ экскурсовода должен быть точно выверен по времени. В случае сокращения времени проведения экскурсии по причинам не зависящим от экскурсовода (гида): затянувшийся сбор группы, опоздание автобуса, аварийная ситуация на дороге и т.п. необходимо оставить главное в содержании экскурсии.

     Использование конспектов, записей. В ходе экскурсии экскурсоводы (особенно начинающие) иногда используют карточки – конспект индивидуального текста. Это может быть паспорт объекта, цитата или краткое содержание основных подтем. Карточками пользоваться нежелательно, но допустимо во время движения автобуса или пауз. В некоторых случаях экскурсовод при подготовке к экскурсии с конкретной группой составляет план, намечает логические переходы, вступление и заключение.

     Основные данные об объекте обычно пишутся на обратной стороне фотографий.

     Ответы на вопросы экскурсантов. В начале экскурсии следует предупредить группу, что вопросы лучше задавать в конце экскурсии, так как в процессе рассказа они будут отвлекать внимание от восприятия содержания, разрушать ткань экскурсии. Нередко экскурсанты задают в пути следования вопросы о каких-либо объектах: зданиях, сооружениях, улицах, площадях, а нередко и по поводу проблем, никак не связанных с темой данной экскурсии. Ответы на такие вопросы, порой интересующие одного – двух человек, отвлекают других участников от восприятия темы. Поэтому по возможности следует или не отвечать на такие вопросы, или отвечать очень коротко. Следует заметить, что у опытных экскурсоводов таких вопросов в группе бывает значительно меньше. Экскурсию надо стараться проводить так, чтобы внимание ее участников было сконцентрировано на объектах, предусмотренных Методической разработкой.

     Владение техникой помогает экскурсоводу проводить экскурсии на высоком профессиональном уровне.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      1. Технологические приемы проведения туристского маршрута.

 

     Успешное выполнение гидом туристской группы своих функций, возможно при овладении им рядом методических приемов, которые сделают его работу интересной, приятной, позволят снять серьезные психологические нагрузки.

     Методика проведения туристского маршрута – это совокупность приемов, составляющих основу работы гида туристской группы во время проведения туристского путешествия. Методика проведения туристского маршрута состоит из следующих приемов:

– приемы устного изложения;

– практические приемы.

     Словесная методика включает вступительную и заключительную беседы с туристами, использование приемов устного изложения путевой информации на маршруте и т.д. Знание практических приемов позволяет гиду туристской группы целенаправленно руководить организацией всех мероприятий, предусмотренных программой маршрута, которая предусматривает организацию размещения, питания, экскурсионных и досуговых мероприятий, а также проведение социальной работы с туристами во время путешествия.

     Основное правило методики проведения туристского маршрута заключается в полном удовлетворении всех потребностей туриста, оправдывающих цель его поездки и доставляющих ему удовольствие. Успешное осуществление этого правила требует от работников туристской фирмы серьезного отношения к проектированию туристского маршрута, продажи тура, инструктированию клиента. В основу проектирования туристского маршрута должна быть положена такая методика, которая позволит проводить его интересно, оптимально и качественно. Здесь многое зависит от профессионализма гида туристской группы, его мастерства, которое заключается в умении соединить все мероприятия программы обслуживания на маршруте воедино, используя при этом различные приемы.

Устные приемы проведения туристского маршрута.

     Путевая информация – важная часть работы гида с туристами на маршруте. Материалы для путевой информации (могут быть использованы и элементы экскурсионной информации) должны быть подготовлены работниками туристской фирмы задолго до начала проведения туристского маршрута, хорошо изучены гидом туристской группы, обновлены или дополнены в случае необходимости. Для этого ГТГ должен хорошо знать туристский маршрут, историю и достопримечательности страны (места и т.д.), по которым проходит туристский маршрут, объекты туристско-экскурсионного показа, встречающиеся в пути (по пути следования) и т.д. На маршруте гид использует следующие методические приемы путевой информации: объявление, разъяснение, сообщение, справку, беседу.

     Объявление – сжатое обобщение основных данных. Используется руководителем наиболее часто на маршруте. Объявления делаются при предварительном сборе группы, например о времени отправления поезда, во время путешествия – о местах остановок транспорта, времени и месте расположения и работы различных служб, точках питании туристов и т.д.

     Разъяснение – прием информации, с помощью которого акцентируется внимание туристов на особенностях объекта, события, явления, деятельности людей. Прием разъяснения следует применять на детских маршрутах, в случаях, когда меняется расписание транспорта и т.д.

     Сообщение – прием информации, с помощью которого происходит выяснение существенных сторон явлений, процессов, событий, связанных с маршрутом. Так, гид туристской группы, используя этот прием, сообщает туристам о событиях в пути, программе обслуживания, интересных исторических фактах, особенностях обслуживания туристов в стране пребывания.

     Справка – прием информации, с помощью которого происходит сжатое изложение фактического материала об объекте или событиях и фактах, связанных с темой, содержанием маршрута. Это может быть справка о незапланированных в программе экскурсиях, возможности посещения музеев, театра и др.

     Беседа – общение с туристами путем взаимной постановки вопросов и ответов на них; прием информации, который используется ГТГ при встрече с туристской группой и завершением маршрута. Различают вступительную и заключительную беседы.

     Вступительную беседу ГТГ, как правило, проводит в самом начале туристского маршрута. При этом следует учесть, что, общаясь с новым собеседником (в нашем случае – это турист), ГТГ 55% своего внимания направляет на «язык тела» – жесты и мимику, 38% – на интонацию и всего лишь 7% – на смысл употребляемых слов. Поэтому особенно важно в первые мгновения расположить к себе туристов. В целом, необходимо формировать приятное впечатление. Важно помнить при этом и не забывать поздороваться с туристами, улыбнуться – улыбка ничего не стоит, а туристу будет очень приятно ее получить. Следует смотреть в глаза, открытый и спокойный взгляд располагает к общению. Говорите четко и размеренно, пытайтесь выражать свою мысль красиво и точно. Нежелательно при общении с туристом употреблять слова «дама, женщина, девушка, мужчина», общайтесь просто на «вы».

Информация о работе Работа туристического лидера на маршруте