Религиозный туризм Бурятиии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 09:03, дипломная работа

Описание

Целью дипломной работы является изучение религиозного туризма в республике Бурятия, его направлений и перспектив развития.
На основании поставленной цели были выделены задачи:
1. Провести анализ состояния религиозного туризма в России и использовать его как основу для анализа данного направления в Бурятии.
2. Изучить ресурсы религиозного туризма в республике Бурятия

Содержание

Введение
Глава 1. Специфика развития религиозного туризма Бурятии
Глава 2. Ресурсы религиозного туризма в республике Бурятия
2.1 Православие
2.2. Старообрядцы
2.3. Ламаизм
2.4. Шаманизм
2.5. Ресурсы религиозного туризма республики Бурятия
Глава 3. Перспектива развития религиозного туризма в республике Бурятия
Заключение
Список источников и литературы
Приложения

Работа состоит из  1 файл

религиозный туризм бур.doc

— 273.50 Кб (Скачать документ)
n:justify"> 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Перспектива развития религиозного туризма в республике Бурятия

 

«Религиозный туризм – одно из основных и перспективных

направлений туризма в республике Бурятия»

руководитель территориального управления Федерального агентства

по управлению особыми экономическими зонами по Республике Бурятия

Анатолий Думнов

 

На решение всех задач, стоящих перед сферой туризма в Бурятии, направлена Концепция развития туризма в Республике Бурятия (принята в 2003 году), которая определяет основные подходы и принципы развития туристской отрасли Бурятии до 2010 года и устанавливает конкретные направления и пути решения проблем на основе комплексного социально-экономического анализа состояния сферы туризма республики.

В целях стимулирования развития сферы туризма и создания современного конкурентоспособного туристско-рекреационного комплекса государственная политика Республики Бурятия направлена на реализацию следующих стратегических задач на основе кластерного подхода:

      развитие и повышение конкурентоспособности туристского кластера через стимулирование бизнес-кооперации и государственно-частное партнерство;

      создание современной туристской инфраструктуры, включая транспортное обеспечение, комфортабельные гостиницы, индустрию развлечений, и благоприятного бизнес-климата для развития туризма посредством содействия подготовке квалифицированных кадров и внедрения информационных технологий;

      повышение известности туристского продукта Республики Бурятия через продвижение брэнда «Байкал» на мировых туристских рынках;

      создание конкурентоспособных туристских продуктов на основе наиболее сильных туристских активов посредством установления долгосрочных межрегиональных и международных отношений по разработке трансграничных туристских маршрутов для туристов, путешествующих по Северо-Восточной Азии;

      сохранение и развитие природного и культурного достояния на основе сбалансированных экологосберегающих технологий, разработки норм предельно допустимых рекреационных нагрузок и правил организации туризма и отдыха на Байкальской природной территории.

Республика Бурятия – это единственный регион в России, где столь многогранно представлены памятники и святыни буддизма (дацаны, обо - места поклонения местных жителей, другие сакральные места).

Национальный и религиозный колорит – особая гордость Бурятии, чего ни один эксперт не отрицает. Центр российского буддизма – Иволгинский дацан – находится хоть и в Бурятии, но все же достаточно далеко от турзоны (более 100 км). До 90-х годов прошлого века он был единственным в СССР действующим буддийским храмом. В дацане размещаются резиденция Хамбо-ламы и Центральное Духовное Управление буддистов. Огромный интерес для туристов, также, представляет саркофаг с нетленным телом хамбо-ламы Итигэлова, который хранится в дацане.

Кроме того, поблизости с ОЭЗ есть и другие объекты буддизма. А сами приверженцы этой миролюбивой религии готовы включиться в развитие регионального туризма. Причем речь идет не только о «костюмированных» представлениях и торговле сувенирами.

О серьезном внимании даже говорит тот факт, что даже космонавты заинтересовались эмчи-ламаизмом. Речь, в данном случае, идет о налаживании отношений между бурятскими эмчи-ламами, занимающимися нетрадиционной медициной, и Центром подготовки космонавтов. Уникальный опыт эмчи-лам собираются использовать для адаптации и рекреации космонавтов. В данном русле в Бурятии также планируют строить Центр космической медицины. Что касается бальнеологии и центров восточной медицины, то их развитие, несомненно, входит в число приоритетных задач для увеличения турпотока в республику. На территории Бурятии насчитывается более 350 минеральных источников. Необходимо отметить, что и перспективный участок развития ОЭЗ ТРТ Горячинск – богат минеральными источниками. Концепцией предполагается лечебный отдых в центрах тибетской медицины, направленные на оздоровление и омоложение организма. Туристам будет предлагаться полные программы и разнообразные услуги СПА-центра, начиная с травяных процедур и гидротерапии, массажа, сауны.

Начиная с 1995 года, в республике наблюдается положительная динамика роста количества туристов, со среднегодовым темпом прироста 5%. За 2004-2006 годы количество посетивших республику туристов увеличилось на 38 %. В 2007 году количество туристских прибытий в Бурятию составило 233, 06 тыс. чел. (таблица 1).

Таблица 1.

Статистические данные сферы туризма Республики Бурятии

Показатели

2006

Темп роста, %

2007

Темп  роста, %

2008

Темп роста, %

Кол-во обслуженных туристов, чел.

183161

102,2

253750

138,5

341588

134,6

- внутренний туризм

144373

99,4

210352

145,7

285745

133,5

- въездной туризм

18100

95,02

19024

105,1

16484

86,65

- выездной туризм

20688

139,89

24374

117,82

39359

161,48

Объем платных услуг, оказанных туристам, тыс. руб

561869,8

117,44

659472,5

117,37

775600

117,61

 

Доля иностранных туристов составила 8,2 % (19 тысяч человек). Среди иностранных туристов преобладают граждане Китая, Монголии, Германии и США. Республику посетили туристы из 60 стран мира. Среди туристов — граждан России — основную часть составляют жители Республики Бурятия (61%) и ближайших областей (27%). Структура туризма в регионе по целям поездок свидетельствует о преимущественно рекреационном характере посещений: на долю досуга, рекреации и лечебно-оздоровительного туризма приходится 44 % всех туристических визитов. Существенную долю занимают деловой туризм (30,6 %), лечебно-оздоровительный туризм (17 %).

За 2004–2006 годы оборот предприятий и организаций сферы туризма возрос почти в 2 раза и составил в 2006 году 574, 7 млн. рублей.

К 2015 году он должен возрасти до 4, 8 млрд. рублей и обеспечить эффект в смежных отраслях (транспорт, пищевая промышленность, услуги связи, торговля, спорт, медицина и др.) в размере не менее 15 млрд. рублей. Ожидаемые частные инвестиции в развитие туристских объектов составят 9, 2 млрд. рублей.

Сейчас в Бурятии в работе 56 инвестиционных проектов. Это обеспечит в сравнении с 2006 и 2007 годом увеличение валового регионального продукта за 10 лет в 2, 2 раза. Валовая прибыль в экономике возрастет в 4, 2 раза — с 2, 7 млрд. рублей до 11, 4 млрд. рублей. Социальный эффект от создания ОЭЗ «Байкальская гавань» выразится в создании к 2015 году около 50 тысяч рабочих мест, в том числе в сфере туризма — 25 тысяч и в смежных отраслях — 25 тысяч рабочих мест[7].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

По оценкам специалистов Всемирной туристской организации (ВТО), религиозный туризм через несколько лет может занять до 20% мирового туристического рынка. Тем более что ходоков по святым местам обычно не смущают даже военные действия, ведущиеся в районе святынь.

Рассматривая  развитие  религиозного  туризма  в  России,   следует отметить, что динамика в процессе есть. В прежние времена туризм выражался в формах  путешествий  с целью познания,  открытий,  налаживания  контактов  с  другими  странами  по обмену опытом хозяйствования и  носил,  в  основном  до  18-го  века,  частный характер.

Предоставляемые услуги по религиозному туризму в Бурятии, как и в России на современном этапе не всегда соответствуют  обозначенным стандартам по обслуживанию, обеспечению качества услуг при въездном туризме. Вычленены следующие причины:

- недостаточность  собственного  опыта  по  нормативно-правовому, научно-методическому   обеспечению    развития    религиозного  туризма;

- недостаточная компетентность  (образованность)  специалистов  по организации данной туристской деятельности.

Религиозный туризм является составной частью современной индустрии туризма. В настоящее время паломники широко пользуются услугами туристской индустрии, создаются специальные туристские фирмы, организующие такие туры и паломничества.

В работе я ставила задачи рассмотреть актуальность данного вида туризма, его практическое применение в Бурятии, т.к. эта тема освещена весьма узко, а с научной точки зрения мало кем анализировался.

Бассейн Байкала имеет богатую культурную историю и многонациональное население. Буряты, одна из трех основных групп монгольского народа, и эвенки северной Бурятии, потомки тунгусов, являются представителями коренного населения и живут здесь на протяжении веков. Значительный процент составляет русское население, чьи предки начали заселять берега Байкала и сибирские земли в XVII веке. Все они внесли весомый вклад в формирование культурных традиций региона. Уникальные коллекции древних восточных медицинских и философских манускриптов, записи шаманских ритуальных текстов и книжные собрания декабристов и сибирских библиофилов, первоклассные коллекции древнерусской живописи и древнебурятского и тибетского религиозного искусства, богатые краеведческие коллекции - это только часть того культурного наследия, которое накапливалось здесь веками. Соответствующие экспозиции помогут развитию экономики туризма.

Многовековые культурные традиции бурят значительно пострадали в дореволюционное и советское время. Буддистские дацаны, бывшие своеобразными хранилищами духовной и материальной культуры бурят, и православные церкви были разрушены вместе с хранящимися в них сокровищами. Люди, живущие в регионе, стараются восстановить многие старые традиции и забытые ремесла: плетение из конского волоса еще не забыто в Бурятии; не перевелись знаменитые бурятские чеканщики и ювелиры; возрождается искусство танки - буддийской иконы; бурятские живописцы и керамисты, воспитанные на традициях разнообразных культур, тонко чувствуют коренную восточную традицию.

Бережно сохраненные русскими старообрядцами традиции предков тесно переплелись с обычаями коренного населения Сибири. Это не только образ жизни и обряды, но также песенные фольклорные традиции и ремесла.

Это лишь малая часть того, что может способствовать развитию религиозного туризма в республике. Для развития религиозного туризма  республика имеет достаточно высокий потенциал, который должен быть умело использован.

Турист, получивший яркие ощущения от тура, будет не только сам стремиться ещё раз пережить такие чувства, но и приведёт с собой семью, друзей, коллег. Специфика религиозного тура не в комплексе увеселительных мероприятий, характерных для многих видов туризма, а в осознании туристом духовного подвига своего народа. Это один из факторов, позволяющего человеку гордиться тем, что он родился и живёт именно в этой стране.

 

Список использованной литературы

 

1.      Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. №132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ».

2.      Биржаков М.Б. Введение в туризм. - М.,СПб.  1999.

3.      Биржаков М.Б., Никифоров В.И. Индустрия туризма. Издание третье, переработанное и дополненное. — СПб.: Издательский дом Герда, 2007.

4.      Болдин В.И., 1987. Раскопки буддийского храма на Краскинском городище. // -  С. 48 – 57

5.      Брокманн М.А. Значение Евангелическо-лютеранской церкви в развитии и строительстве России, в частности на Дальнем Востоке. // Материалы международной конференция «Христианство на Дальнем Востоке». - Владивосток, 2000.

6.      Буряты в контексте современных энтокультурных и этносоциальных процессов. Традиционная культура, народное искусство и национальные виды спорта бурят в условиях полиэтничности : сб. ст. : в 3 т. / Адм. Президента и Правительства РБ [и др.] ; [отв. ред. Р.И. Пшеничникова ; науч. ред. Н.Б. Дашиева]. - Улан-Удэ: ИПК ФГОУ ВПО ВСГАКИ, 2006. - Т. 1.

7.      Бурятия - Республика у Байкала: Особая экономическая зона "Байкал". - Улан-Удэ: Авангард, 2008.

8.      Ванчев А.И. История восстановления Дальневосточной епархии Русской Православной Старообрядческой Церкви в 1992-1998 годах //. Материалы научно-практической конференции «Старообрядчество Сибири и Дальнего Востока». - Владивосток, 1999. 

9.      Власова Т.И. Социологические исследования в сфере туризма как методологическая основа формирования туристского продукта (на примере исследования туроператоров Санкт-Петербурга). // Труды Академии туризма. Вып. 5. – М. 2003.

10. География туризма : учеб. для вузов / [Е.В. Аигина и др.] ; под ред. А.Ю. Александровой. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : КНОРУС, 2009.

11. Даринский А.В. Русские православные монастыри России как объекты туризма. // Труды Академии туризма. Вып. 1. - М. 1995.

12. Экскурсоведение. – М. 2002 .

13. Житенев С.Ю. Русское православное паломничество. Современное состояние и развитие. // Труды Академии туризма. Вып. 6. - М. 2005.

14. Зорин И.В., Каверина Т.П. Менеджмент туризма. Туризм как вид деятельности. - М. «Финансы и статистика»,  2001

Информация о работе Религиозный туризм Бурятиии