Специфика мотиваций абитуриента при выборе специальности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 18:00, курсовая работа

Описание

Основная цель исследования заключается в изучении основных мотивов получения высшего образования и определении факторов, влияющих на выбор высшего учебного заведения.
Для достижения основной цели были поставлены следующие задачи:
1. Разработать концепцию маркетингового исследования предпочтений выпускников школ г. Новосибирска относительно их намерений продолжить обучение в ВУЗах;
2. Исследовать вторичную информацию по теме «Рынок образовательных услуг»;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОТИВАЦИЙ АБИТУРИЕНТА 9
1.1 Мотивация: понятие, особенности, классификация 9
1.2 Факторы, влияющие на выбор выпускником ВУЗа 16
1.3 Роль мотивации при поступлении в ВУЗ 21
ГЛАВА II.ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИЙ АБИТУРИЕНТОВ НОВОСИБИРСКИХ ВУЗОВ 27
2.1 Рынок образовательных услуг при подготовке специалиста 27
2.2 Потребители и продавцы, емкость и конъюнктура рынка образовательных услуг 35
2.3 специфика мотивирующих факторов для абитуриентов г. Новосибирска и Новосибирской области 40
ГЛАВА III. УСИЛЕНИЕ МОТИВАЦИЙ АБИТУРИЕНТА ПРИ ВЫБОРЕ ВУЗА 52
3.1 Рекомендации по улучшению работы всех ВУЗов 52
3.2 Рекомендации по улучшению работы НГУЭУ 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 67
ПРИЛОЖЕНИЯ 69

Работа состоит из  1 файл

житникова 0050 курсовая.docx

— 207.00 Кб (Скачать документ)

Б качестве стимулов могут выступать отдельные предметы, действия, других людей, обещания и  обязательства, предоставляемые возможности  и т. п., что желал бы получить человек  за определенные действия (производственное поведение).

Но побуждение к деятельности может идти не только извне (стимулирование), но и от самого человека (мотив). Здесь источником побуждения является мотивационная  структура индивида, которая формируется  под влиянием личностных факторов, воспитания, обучения. Мотивы порождает  сам человек, сталкиваясь с задачей  или проблемой. Например, мотив достижения, познания и т. п. или мотив страха.

Мотив - это то, что вызывает определенные действия, вызванные собственными потребностями, эмоциями, позицией человека.

Один и тот  же мотив может быть порожден в  зависимости от ситуации как внешним  воздействием (стимулом - внешняя мотивация), так и внутренней мотивационной  структурой (внутренняя мотивация). Например: интерес как мотив может быть порожден природный любопытством и/или  умелыми действиями руководителя.

Можно выделить два направления поиска способа  удовлетворения потребностей.

Поиск способа  достижения успеха при реализации потребности. Этот путь активизирует деятельность человека и придает действиям  целевую направленность. Примеры мотивов, определяющих данный путь реализации потребностей: интерес, карьерный рост, самоутверждение и т.п.

Поиск путей избежания  каких-либо обстоятельств, объекта  или условий делает человека малоактивным, не способным к самостоятельным  действиям. Основными мотивами поведения  человека в этой ситуации являются тревога и чувство страха.

Поведение человека приводит к конкретному результату, который подвергается оценке. Степень  удовлетворения влияет на поведение  человека в сходных ситуациях  в будущем. При этом люди стремятся  повторить то поведение, которое  ассоциируется с удовлетворением  потребности, и избегать такого, которое  ассоциируется с неудовлетворенностью.

В мае 2009 года было проведено локальное социологическое исследование, касающееся вопросов мотивации получения высшего образования и выбора будущей профессии среди студентов Российского университета дружбы народов (РУДН).

Анализ мотивационной  структуры получения высшего  образования показал, что для  трети респондентов доминирующим мотивом  является получение определенного  статуса в обществе; немногим больше трети опрошенных студентов назвали предполагаемую возможность хорошего заработка в будущем. 30% респондентов дали иные ответы. При этом в мужской и женской части выборки обнаружились определенные закономерности. Так, к числу ведущих мотивов получения высшего образования 24% юношей относят получение определенного статуса в обществе. Второе место по популярности разделили такие ответы, как "расширить свой культурный кругозор" и "возможность хорошо зарабатывать" (по 18% на каждый ответ). Возможность получить диплом как таковой и начать свое дело отметило 13% юношей; весело прожить студенческие годы - 9%; менее 5% молодых людей дали другие ответы.

В группе девушек  ведущими мотивами получения высшего  образования стали: возможность  хорошо зарабатывать (36%); получение  определенного статуса в обществе (33%); занять высокую руководящую  должность (11%); расширить свой культурный кругозор (11%); возможность получить диплом как таковой и начать свое дело (9%).

Как видно из результатов исследования, получение  высшего образования юношами  во многом определяется будущим положением в обществе. Для девушек мотивация  получения высшего образования  в большей степени детерминируется  материальными возможностями, которые  предоставит будущая профессия.

В рамках исследования в 2009 году был проведен опрос среди 45 школьников от 14 до 16 лет, обучающихся  на экономическом (Научно-образовательный  центр ВНКЦ ЦЭМИ РАН) и математическом (детско-юношеский центр "Единство") школьных факультативах с целью  выявления мотивации профессионального  выбора старшеклассников и выбора учебного заведения, в котором они планируют  продолжить обучение после окончания  школы. Результаты этого исследования наглядно изображены на рис.1.

Рисунок 1.

 Мотивы выбора профессии учащимися (в % от числа опрошенных, 2009 г.)

Таким образом, главным  мотивом выбора профессии учащимися  являются собственные увлечения  и интересы, а также размер оплаты труда, что вполне естественно, если учитывать сложившийся характер и уровень жизни в стране.

1 сентября 2010 учебного  года в рамках состоявшейся  в ФГОУ ВПО «УГСХА» «Дня  Знаний» было проведено маркетинговое  исследование с целью выявления  мотива выбора абитуриентами  ВУЗ и специальности. Данные  представлены в таблице 1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1.

 

Номер

Перечень обстоятельств

Процент от общего числа опрошенных

1

Удачно устроить свою личную жизнь

32%

2

Это связано с  моей мечтой

27,7%

3

Стоимость обучения ниже, чем в других вузах

16,6%

4

Страх, что в  другие вузы не поступлю

8,7%

5

Не имею четких профессиональных предположений,

все равно, где  учиться

8%

6

Поступил(а) за компанию с друзьями

7,7%

7

По результатам  ЕГЭ в другие вузы не прошел(а)

6,9%

8

Нежелание терять год

6,1%

9

Страх перед службой  армии

2,7%





Основные  мотивы выбора абитуриентами ВУЗа и  специальности (2010 г.)

 

 

Мотивацию классифицируют по нескольким признакам.

В зависимости  от основных групп потребностей различают мотивацию материальную, трудовую и статусную.

Материальная  мотивация — стремление к достатку, более высокому уровню жизни — зависит от уровня личного дохода, его структуры, дифференциации доходов в организации и обществе, действенности системы материальных стимулов, применяемых в организации.

Трудовая мотивация порождается непосредственно работой, ее содержанием, условиями, организацией трудового процесса, режимом труда. Это внутренняя мотивация человека, совокупность его внутренних движущих сил поведения, связанных с работой как таковой. Безусловно, каждый работник испытывает потребность в содержательной, интересной, полезной работе, заинтересован в определенности перспектив должностного роста, чувствует самоуважение, если результаты его труда оцениваются высоко. В целом трудовая мотивация связана, с одной стороны, с содержательностью, полезностью непосредственно труда, а с другой — с самовыражением, самореализацией работника.

Статусная мотивация является внутренней движущей силой поведения человека, связанного с его стремлением занять более высокую должность, выполнять более сложную и ответственную работу, работать в престижных, социально значимых сферах организации. Кроме того, человеку может быть свойственно стремление к лидерству в коллективе, более высокому неофициальному статусу, а также стремление стать признанным специалистом, пользоваться авторитетом.

По используемым способам различают мотивацию нормативную, принудительную и стимулирование.

Нормативная мотивация — это побуждение человека к определенному поведению посредством идейно-психологического воздействия: убеждения, внушения, информирования, психологического заражения и т. п.

Принудительная  мотивация основывается на использовании власти и угрозе неудовлетворения потребностей работника в случае невыполнения им соответствующих требований.

Стимулирование — воздействие не на личность как таковую, а на внешние обстоятельства с помощью благ — стимулов, побуждающих работника к определенному поведению.

Первые два  вида мотивации прямые, так как  предполагают непосредственное воздействие  на подчиненных, третий — косвенный, так как в его основе лежит воздействие внешних факторов — стимулов.

По источникам возникновения мотивов различают мотивацию внутреннюю и внешнюю.

Внутренняя мотивация проявляется тогда, когда человек, решая задачу, формирует мотивы. Например, это может быть стремление к достижению определенной цели, завершению работы, познанию, желание бороться, страх.

На основе внутренней мотивации люди действуют спокойнее; они добросовестнее выполняют работу, затрачивают меньше сил, лучше понимают задания и овладевают знаниями. Внутреннее побуждение к действию является результатом  взаимодействия сложной совокупности изменяющихся потребностей, поэтому  руководитель для осуществления  мотивации должен определить эти  потребности и найти способы  их удовлетворения.

При внешней мотивации воздействие на субъект происходит из вне, например через оплату за работу, распоряжения, правила поведения и т. д.

Внутренняя и  внешняя мотивации четко не разграничены, поскольку в различных ситуациях  мотивы могут возникать как по внутренним, так и по внешним причинам. Руководителям очень важно знать  о наличии этих двух видов мотивации, так как эффективно управлять  можно, только опираясь на внешнюю мотивацию, но при этом принимать во внимание и возможное возникновение определенных внутренних мотивов.

 

 

 

 

 

1.2 Факторы влияющие  на выбор выпускником ВУЗа

Образовательный портал «ВСЕВЕД», на проходившей в  ноябре 2005 г. Международной Выставке «Образование и Карьера XXI», проводил независимое анкетирование будущих  абитуриентов. На вопрос: «Какими же основными критериями руководствуются  абитуриенты при выборе ВУЗа?»

Главным критерием  снова было названо – трудоустройство (28%), затем следует выдача дипломов государственного образца – 26%, третье место поделили между собой известность (престижность) вуза и углубленное  изучение языков (по 14% соответственно), и далее по убыванию значимости:

·  территориальное месторасположение ВУЗа – 9%,

·  материально-техническая база ВУЗа – 8%,

·  другое – 1%

При выборе вуза решающим фактором (проект EXAMEN в сентябре 2008 и апреле 2009) для родителей старшеклассников являются перспективы дальнейшего трудоустройства ребенка. На первое место этот фактор поставили 40% респондентов. Треть родителей и абитуриентов в первую очередь руководствуются при выборе наличием интересующих специальностей.

Для 12% решающей характеристикой является стоимость  обучения; число таких респондентов несколько больше, чем в прошлые  годы. Это связано с постепенным  сокращением бесплатного набора и прогрессирующей дифференциацией  вузов по стоимости обучения. Родители абитуриентов все чаще интересуются программами кредитования образования, поддерживаемыми вузом. Среди прочих факторов выбора наиболее часто указывались  следующие:

·  Уровень сложности вступительных испытаний - 11%;

·  Удобное расположение вуза - 9%;

·  Контакты с зарубежными вузами и другими организациями - 8%;

·  Количество изучаемых иностранных языков - 7%;

·  Возможность получения двух дипломов - 6%;

·  Бренд вуза - 5%;

·  Наличие военной кафедры - 5%;

·  Положительные отзывы знакомых - 5%;

·  Возможность получения образовательного кредита на льготных условиях - 3%;

·  Наличие подходящих форм обучения - 3%;

·  Спортивные сооружения вуза, наличие спортивных секций - 3%;

·  Форма оплаты обучения - 3%;

·  Наличие магистратуры - 2%;

·  Наличие известных преподавателей - 2%.

Как показал анализ данных исследований, уменьшается, однако, значимость таких факторов, как наличие  военной кафедры (собственно, вузов, в которых она осталась, не так  много), близость к месту жительства. Наоборот, возрастает роль связей вуза с иностранными университетами, а  также зависимость от количества изучаемых иностранных языков.

На основании  полученных данных исследования, проведенного в 2006 году, можно сделать заключение о о том, что главным критерием  при выборе профессии молодежь считает  оплату труда (62%). Значительно меньшая  доля школьников отмечает престиж профессии, возможность карьерного роста (12%), легкость обучения в вузе по выбранной специальности (8%) и др. Заметно ниже рейтинг такого критерия, как собственные интеллектуальные возможности (5%) (рис.2).

 

 

 

Рисунок 2.

Что сейчас в  большей степени влияет на выбор  профессии молодежью?

Интересно, что  такую же тенденцию выделяет психолог Б.А. Райзберг, определяя три критерия выбора профессии молодежью:

•  ожидание высоких денежных доходов, заработной платы;

•  популярность профессии, известность, почитание в школьной среде;

•  наличие спроса на специалистов данной профессии.

В меньшей степени  сказываются индивидуальные предпочтения, основанные на разнообразных ассоциациях. Очевидно, это связано с особенностями  возраста школьников, обусловливающими статичный подход к выбору профессии, не учитывающий того, что за время  от момента выбора и до момента  овладения профессией или получения  специальности от ряда предпочтений, на которых основан выбор, может  не остаться и следа.

По данным опроса Фонда “Общественное мнение”  в 2008 г., престиж высшего образования  среди молодежи сомнению не подвергается. И, прежде всего, потому что позволяет  найти хорошую и высокооплачиваемую работу (ответы респондентов - «без высшего  образования – никуда»). Также немаловажными факторами выбора высшего образования выступают: возможность самосовершенствования, развития личности («чтобы было интеллектуальное развитие»), возможность избежать службы в армии («от армии как-то оттянуть время»).

Информация о работе Специфика мотиваций абитуриента при выборе специальности