Специфика мотиваций абитуриента при выборе специальности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 18:00, курсовая работа

Описание

Основная цель исследования заключается в изучении основных мотивов получения высшего образования и определении факторов, влияющих на выбор высшего учебного заведения.
Для достижения основной цели были поставлены следующие задачи:
1. Разработать концепцию маркетингового исследования предпочтений выпускников школ г. Новосибирска относительно их намерений продолжить обучение в ВУЗах;
2. Исследовать вторичную информацию по теме «Рынок образовательных услуг»;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОТИВАЦИЙ АБИТУРИЕНТА 9
1.1 Мотивация: понятие, особенности, классификация 9
1.2 Факторы, влияющие на выбор выпускником ВУЗа 16
1.3 Роль мотивации при поступлении в ВУЗ 21
ГЛАВА II.ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИЙ АБИТУРИЕНТОВ НОВОСИБИРСКИХ ВУЗОВ 27
2.1 Рынок образовательных услуг при подготовке специалиста 27
2.2 Потребители и продавцы, емкость и конъюнктура рынка образовательных услуг 35
2.3 специфика мотивирующих факторов для абитуриентов г. Новосибирска и Новосибирской области 40
ГЛАВА III. УСИЛЕНИЕ МОТИВАЦИЙ АБИТУРИЕНТА ПРИ ВЫБОРЕ ВУЗА 52
3.1 Рекомендации по улучшению работы всех ВУЗов 52
3.2 Рекомендации по улучшению работы НГУЭУ 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 67
ПРИЛОЖЕНИЯ 69

Работа состоит из  1 файл

житникова 0050 курсовая.docx

— 207.00 Кб (Скачать документ)

Информация  собрана на основе анализа данных более 130 000 абитуриентов, зарегистрированных в системе "ЕГЭметр" - бесплатной информационной системе по подбору  специальности и ВУЗа на основе полученных результатов ЕГЭ.

География рейтинга включает жителей мегаполисов  и других российских городов. Вслед  за выпускниками школ Москвы и Подмосковья  в списке идут абитуриенты из Санкт-Петербурга, Казани, Уфы, Ростова-на-Дону, Нижнего  Новгорода, Чебоксар, Самары, Новосибирска, Челябинска, Волгограда и т.д. Рейтинг  обновляется ежедневно и призван  помочь вузам и выпускникам школ сделать правильный выбор и найти друг друга с наименьшей затратой сил.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Специфика мотивирующих факторов для абитуриентов г. Новосибирска и Новосибирской области

 

Выделяется ряд  мотивирующих факторов для абитуриентов, среди них такие, как:

-Роль источников  информации при выборе высшего  учебного заведения; 

-Расходы на  образовательные услуги;

-Влияние референтных  групп на выбор ВУЗа;

-Ожидания выпускников  по заработной плате после  окончания ВУЗа

Ниже приведено  исследование на уровне г. Новосибирска и Новосибирской области каждого  из этих факторов.

 

Роль источников информации при выборе ВУЗа

Образовательный портал «ВСЕВЕД», на проходившей в  ноябре 2005 г. Международной Выставке «Образование и Карьера XXI» задал  следующий вопрос абитуриентам: «Какими  источниками пользуются в основном будущие абитуриенты?». Выяснилось, что 29% ответивших посещают выставки, но здесь стоит отметить, что такой  результат предсказуем, поскольку, на выставку случайно не попадают, как  правило, именно большая часть аудитории, целенаправленно посещает выставки.

Важно заметить стремительно растущую популярность всемирной  паутины. 19% - а это не мало, ищут ВУЗ через Интернет, 18% опрошенных прислушиваются к рекомендациям друзей, родителей и знакомых и пользуются специализированными справочниками и, наконец, 15% используют специализированные издания (газеты и журналы образовательной тематики).

В 2008-2009г проектом EXAMEN было выявлено, что процессе выбора вуза 59% старшеклассников и их родителей просматривают сайты вузов в Интернете, а 31% посещают общие справочные сайты по вузам, 32% не используют для поиска Интернет. При этом качество сайта вуза имеет значение для 56% респондентов. Справочные печатные издания по вузам регулярно просматривают 68% участников опроса. 62% регулярно посещают образовательные выставки, 33% - посещают одну перед окончательным выбором вуза (в данном случае необходимо учитывать, что опрос проводился на выставке). При посещении тематических выставок 48% респондентов стараются обойти максимальное количество стендов, 50% посещают только стенды ряда интересующих их вузов и лишь 2% общаются только с представителями одного вуза, в который планируют поступать. 81% получают информацию о вузах в школах, хотя, в большинстве случаев, отмечают, что этой информации недостаточно. При опросе уже в августе 2007 среди основных источников информации при выборе вуза лидировали Интернет (82%), образовательные выставки (55%), советы знакомых (50%), а также справочные издания (43%).

 

Расходы на образовательные  услуги

В 2009году 75% респондентов на вопрос: «Готовы ли вы получать образование на платной основе?» ответили утвердительно, тогда, - как, лишь 25% - «не согласны за него платить». Это обусловлено несколькими причинами: 53% респондентов затрудняются или не желают отвечать на вопрос «почему вы согласны или не согласны оплачивать образование?». Многие говорят, что если не получится поступить бесплатно, будут поступать на платное отделение. Остальные голоса распределяются в следующем порядке:

9% - не готовы  платить, т.к. «нет средств, - не  позволяет материальное положение»;

7% - готовы платить,  т.к. «главное, - это получить образование»;

еще 7% готовы платить, т.к. по их мнению, «очень трудно поступить  на бюджетное место»;

6% будут пытаться  поступить на бесплатной основе, однако, «если не получится, согласны  получать образование на платной  основе»; 

5% уверены, что  платное образование качественней, аргументируя это тем, что в  коммерческих ВУЗах преподаватели  ответственней относятся к процессу  обучения студентов, от которых,  непосредственно зависит их заработная  плата и профпригодность. 

4% готовы оплачивать  свое обучение, т.к. им «позволяет  материальное положение»;

4% не готовы  платить, т.к. «уверены в своих  силах поступить на бюджет»; 

2% готовы вкладывать  средства в образование, т.к.  уверены в том, что «вложенные  средства обязательно окупятся»

1% - выражают уверенность  в том, что «бесплатное образование  качественней»; 

1% отвечает, что  у них «нет выбора, т.к. почти  все образование платное», 1% - «согласны  платить, но при условии, что  образование будет не слишком  дорогим».

По результатам  исследования, проведенного в 2009 году . На вопрос: «Сколько родители готовы платить в год за обучение ребенка в вузе?» были получены следующие ответы:

Менее 1000 у.е. - 6%

От 1000 до 2000 у.е. - 19%

От 2000 до 3000 у.е. - 31%

От 3000 до 5000 у.е. - 19%

От 5000 до 7000 у.е. - 6%

Более 7000 у.е. - 8%

Вообще не готовы платить - 11%

Тем не менее, учитывая серьезные конкурсы, многим приходится рассматривать варианты обучения на платной основе. В августе 2007 года, из тех, кто готов платить за обучение, более трети (39%) готовы отдавать за него $6-8 тыс. в год и треть (33%) — $4-6 тыс. в год. 11% рассчитывают уложиться  в сумму $2-4 тыс. в год, 9% не готовы платить более $2 тыс., 8% могут заплатить  более 8 тыс. условных единиц за год  обучения.

Таким образом, в  настоящее время к тому, что  обучение становится платным, в нашей  стране постепенно привыкают. Количество родителей, не готовых вообще платить  за образование, сокращается. В целом  платежеспособность населения медленно, но растет. Растет и популярность образовательных  кредитов, ряд банков предоставляет  кредиты на высшее образование на льготных условиях.

 

Влияние референтных  групп на выбор ВУЗа

С этой целью  в Белгородской государственной  академии строительных материалов в  рамках социологических исследований «Абитуриент БелГТАСМ–2001» и оценки рейтинга вузов г.Белгорода лабораторией профессиональной адаптации и трудоустройства  специалистов (ПАТС) было проведено  пилотное исследование мотивов, влияющих на стремление молодежи получить высшее образование. Всего в опросе приняли участие 85 абитуриентов, приехавших из различных регионов России и 636 школьников, заканчивающих школы города. Основная масса (75%) иногородних абитуриентов представлена выпускниками общеобразовательных школ, еще 23,5% пришли после средних специальных учебных заведений, 1% иногородних абитуриентов работал.

Исследование  показало, что больше половины иногородних  абитуриентов (59%) при выборе учебного заведения руководствовались собственным  мнением и 31% мнением родителей. Преобладающая  часть белгородских школьников (75%) при выборе вуза ориентируются на собственное мнение и только 25% учитывали мнение родителей.

В сентябре 2009 и  апреле 2010 года в Москве было проведен опрос, одним из вопросов которого был: «Кто в семье принимает участие в выборе вуза?». Прозвучали следующие ответы: (рис. 5)

 

Рисунок 5.

«Кто в семье  принимает участие в выборе вуза?»

Был задан также  вопрос: «Чье мнение является решающим при выборе вуза?». (Рис.6)

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 6.

«Чье мнение является решающим при выборе вуза?»

Большинство родителей  в опросе указывают, что решающее слово остается за абитуриентом. В  то же время на практике чаще всего  происходит так: в согласии с родителями обычно определяются основные варианты для поступления (возможные специальности, вузы, где эти специальности преподают).

Так же был задан  вопрос «С кем чаще всего советуются сами абитуриенты?» (Рис.7)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 7.

«С кем чаще всего советуются сами абитуриенты?»

1 сентября 2008 учебного  года в рамках состоявшейся  в ФГОУ ВПО «УГСХА» «Дня  Знаний» в исследовании приняли  участие 657 респондентов пяти  факультетов. Из числа опрошенных  на вопрос «Кто повлиял на  твой выбор вуза и специальности?»,  половина (50,7%) ответила, что, именно  родители и родственники выступили  в качестве «советчиков», во-вторых, сами абитуриенты сделали такой  выбор, так как эта специальность  нравится с детства (39,0%), в-третьих,  друзья (13,4%), в- четвертых, школьные  учителя (9,5%), в-пятых, сотрудники  академии, проводившие профконсультирование  и профориентирование в школе  (7,0%), в-шестых, средства массовой  информации (4,4%) и, в-седьмых, рекламодатели  (0,8%).

Ожидания выпускников  по заработной плате после окончания  ВУЗа

 

 

 

 

 

Рисунок 8.

Ожидания выпускников  по заработной плате после окончания  ВУЗа

На диаграмме  представлены результаты социологического опроса в г. Новосибирске в сентябре 2010 года. Из этой диаграммы видно, что мнение респондентов достаточно неоднородно. 26% ожидают получать 21-25 тысяч рублей после окончания ВУЗа, что вполне соответствует действительности, т.к. работодатели не готовы платить высокую заработную плату выпускникам, тем более, если они не имеют опыта работы. 23,3% ожидают зарабатывать 26-30 тысяч рублей и, как ни странно, 13,3% респондентов отметили сумму в более 55 тысяч рублей, что скорее всего является достаточно завышенной суммой для выпускника.

Тем не менее, по данным анализа предложений сайтов по поиску работы в 2010 году, сотрудникам без опыта работы и с неполным высшим образованием работодатели предлагают в среднем до $600. С опытом работы до года и желательно с высшим образованием — $600-800. С опытом работы 1-3 года и обязательным наличием высшего образования предлагаются оклады $800-1500. Оклады более $1500 предлагаются людям с высшим образованием и опытом работы 3-6 лет (табл.2).

 

 

 

Таблица 2.

Предложение заработной платы работодателями в зависимости  от опыта работы и образования

Стартовый оклад

Опыт работы

Образование

До $600

Не обязателен

Неполное высшее образование

$600-800

До 1 года

Высшее образование  желательно

$801-1000

1-3 года

Высшее образование  обязательно

$1001-1300

1-3 года

Высшее образование  обязательно

$1301-1500

1-3 года

Высшее образование  обязательно

Более $1500

3-6 лет

Высшее образование  обязательно


 

В данных таблицы 2 представлены результаты опросов  работодателей в г. Новосибирске (2010 г.)

Так же автор  настоящей курсовой работы провел мини-исследование. Была составлена анкета на тему  «Мотивы выбора профессии. Почему вы выбрали специальность «социально-культурный сервис и туризм?»» . Анкетирование проходило с целью выявления мотивов и руководств при выборе данной специальности. В ходе данного опроса приняло участие 10 студентов. Результаты представлены в таблице 3.

 

                                                                                                                                   

                                                                                                                                                                           

 

Таблица 3.

«Мотивы выбора профессии.

Почему вы выбрали  специальность «социально-культурный сервис и туризм?»»

Варианты ответов

Количество человек  выбравших данный вариант

преобладают мотивы выбора престижной профессии, ярко выражено стремление занять видное положение  в обществе, реализовать свой высокий  уровень притязаний;

1

больше привлекает материальное благополучие, желание  заработать;

2

стремление к  творческой работе, интерес к новым  технологиям, приобретению необходимых  навыков и умений, которые требует  избираемая профессия.

7


 

Из данных результатов  можно сделать вывод, что специальность  «социально-культурный сервис и туризм»  требует творческий подход во всем, и в обучении, и в дальнейшей работе. Люди поступали на эту специальность  с желанием приобрести необходимые  навыки для работы в этой сфере, научиться  творчески самовыражаться и создавать  что-то новое.

 

Выводы:

1) Абсолютное большинство студенческой молодежи (более 90% опрошенных) считает, что получение высшего образования в современных социально-экономических условиях необходимо для получения хорошей профессии и достижения определенного успеха в жизни.

2) Таким образом, если на первом по значимости месте оказываются факторы, непосредственно связанные с будущим абитуриента (перспективы трудоустройства, подходящая специальность), то на втором - ориентированные на удобство обучения (стоимость, сложность вступительных испытаний, местоположение вуза). Причем главным здесь является стратегическая ориентация абитуриентов и первокурсников не на престижность вуза или на качество образования, а на результат обучения – возможность успешного трудоустройства после окончания вуза. При этом диплом престижного вуза воспринимается как конкурентное преимущество при трудоустройстве.

Информация о работе Специфика мотиваций абитуриента при выборе специальности