Специфика организации агротуризма в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 11:16, курсовая работа

Описание

Цель исследования – изучение технологических подходов к организации агротуризма в России.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть особенности развития российского и зарубежного агротуризма;
2. изучить возможности использования зарубежного опыта в России по организации агротуризма;
3. выявить особенности использования информационных технологий в агротуризме;
4. сформулировать перспективы развития российского агротуризма.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………….……………..………………………...............................3
1 СУЩНОСТЬ И РАЗВИТИЕ АГРОТУРИЗМА……………………………………5
1.1 Современное состояние и тенденции развития агротуризма в мире ……….8
1.2 Ключевые факторы развития агротуристских комплексов…………………14
2 АНАЛИЗ ПРОЦЕССА СТАНОВЛЕНИЕ АГРОТУРИЗМА В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ
2.1 Особенности развития российского и зарубежного агротуризма ….......…21
2.2 Возможности использования зарубежного опыта в России по организации агротуризма ………………………………………26
3 СПЕЦИФИКА ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К РАЗВИТИЮ РОССИЙСКОГО АГРОТУРИЗМА
3.1 Использование информационных технологий в агротуризме …………......31
3.2 Перспективы развития российского агротуризма ………………………......39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..….44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………......46

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 201.00 Кб (Скачать документ)

Спрос постепенно изменяет саму концепцию агротуризма, который превращается для многих сельских жителей не в побочный, а в основной вид деятельности со всеми необходимыми для турбизнеса атрибутами: рекламой, маркетингом, ценовой политикой, квалифицированными кадрами и т.п. Объекты размещения преобразились и потребовали серьезных инвестиций. Современный агротуризм в Италии - это не скромные комнаты с 3-4-местным размещением в сельских постройках, а настоящие мини-гостиницы уровня 3-4 звезды с антикварной мебелью, прекрасно оборудованными ванными, бассейнами, теннисными кортами. Очень часто под них реконструируются усадьбы XVI-XVIII вв. или небольшие старые монастыри. Агротуристские комплексы предоставляют своим клиентам возможность заниматься различными видами спорта, совершать конные и пешие прогулки, организуют экскурсии для осмотра местных достопримечательностей и окрестных городов, где туристы с удовольствием посещают сельские ярмарки и средневековые костюмированные праздники. И, наконец, все более важную роль начинает играть кухня. Агротуризм предоставляет возможность не только вкусно и качественно поесть, но и увезти с собой в качестве сувениров дорогие и редкие вина или особые продукты типа трюфеля или специальных сортов сыра и оливкового масла, которые не поступают в городские магазины. Так, в настоящее время в Италии разработано более 70 винно-гастрономических маршрутов, которые в значительной степени связаны с агротуризмом.

На примере Италии Европейский Союз видит в сельском туризме спасательный круг для сельского хозяйства стран Восточной Европы. Сельскохозяйственное производство на сегодняшний день в развитых странах становится все более и более наукоемким, что вызывает резкое сокращение рабочих мест и ведет к повышению безработицы в сельской местности. К тому же постоянно возрастает опасность возникновения кризиса перепроизводства сельскохозяйственной продукции. Все это требует вовлечение людей в сопутствующие индустрии.

Германской модели присуща особая организация размещения туристов в сельской местности. Гости предпочитают находиться непосредственно в хозяйских домах, а строительство новых коттеджей в сельских районах не очень практикуется. Для немцев типичны следующие формы организации досуга: помощь хозяевам по хозяйству, уход за животными, проведение пикников, рыбалка.

В Германии основное внимание со стороны государства обращается на качество обслуживания туристов. В целях контроля создана специальная система ярлыков, используемых при оценке качества питания и состояния жилищ для сельских туристов.

В Финляндии, Северной Карелии, где много лесных озер, распространен отдых по типу деревенский туризм в небольших коттеджах на одну семью от 2 до 8 человек. Домики отлично оборудованы всем необходимым адекватно стоимости. Обычно они состоят из гостиной и нескольких спален.

В коттеджах есть горячее и холодное водоснабжение, небольшая кухня, оснащенная электроплиткой, холодильником, микроволновой печью, кофеваркой. Большинство коттеджей имеют камины, сауны.

Туристам предоставляются напрокат лодки, рыболовные снасти, лыжное снаряжение. Все это позволяет в достаточно комфортных условиях довольно уединенно, но при этом активно отдохнуть на берегу чистого озера, в лесу.
Это направление туризма представляет собой хорошо организованную индустрию и предлагает свои услуги как финнам, так и иностранным туристам, в том числе российским.

Проживание, питание и обслуживание туристов обеспечивает сельская семья. Своеобразная мода на отдых в сельской местности, которая распространилась в Европе в последние годы, пришла и в Болгарию, хотя этот вид туризма для болгар является новым. Но в сравнении с Западной Европой, население Болгарии теснее связано с природой и сельским хозяйством. Самым ценным туристским ресурсом болгарских сел является прекрасная природа, дефицит общения с которой чувствует большинство жителей городов. Туристов привлекает ландшафтное, климатологическое, бальнеологическое, историко-культурное разнообразие, а также экономическая доступность подобного вида туризма. Городским жителям предлагается отдохнуть от надоевших обычных номеров гостиниц и типовых санаторных комнат. Выгодный он и для сельской семьи, которая за определенную плату с удовольствием примет туристов, удобно их разместит, накормит, предоставит разные виды услуг. В Болгарии есть давние традиции, а возможность заниматься агротуризмом на базе сельского дома - круглогодичная. Сегодня 70% населенных пунктов Болгарии - это сельские поселения, в которых проживает 60% населения. Для размещения экотуристов используются уже имеющиеся туристские комплексы, а также частный жилой фонд, используются естественные оздоровительные факторы, аттрактивные ландшафты, привлекательные историко-архитектурные объекты.

Таким образом, сельский туризм для жителей деревень – это дополнительный заработок и возможность улучшить свое жилье. Для местных властей и региона в целом – приток дополнительных средств, развитие инфраструктуры, создание новых рабочих мест. Для страны в целом – возможность развития туризма за пределами городов, где полностью отсутствуют гостиницы, снятие противоречий между городом и деревней. Ну а для туристов – возможность недорогого отдыха в экологически чистой среде.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Ключевые факторы развития агротуристских комплексов

 

Организация отдыха на селе по мнению жителей Европы не так прибыльна, как на известных морских и горнолыжных курортах, но может приносить стабильный и вполне достойный доход. Агротуризм сейчас находится на пике популярности в Еропе и по некоторым оценкам приносит от 10% до 20% от общего дохода туриндустрии. Причем 35% жителей стран ЕС отдыху в селе предпочитают любой другой.

Агротуризм - явление многогранное. Один из его аспектов, ввиду современного состояния социально-экономического развития страны, - социальный. Поэтому сельский зеленый туризм следует рассматривать как одно из средств диверсификации источников доходов сельского населения, как компонент комплексного развития сельских территорий и сельской инфраструктуры, а также как один из факторов стратегии преодоления бедности в сельской местности. Именно поэтому, в странах, которые развиваются, сельский зеленый туризм всячески поддерживается и поощряется государством, доступ к деятельности в этой сфере максимально упрощен, а субъекты, которые предоставляют услуги в этой сфере, получают всевозможные преференции, в том числе и налоговые.

В последнее время сельский туризм становится все популярнее среди владельцев небольших предприятий и все востребованнее среди туристов. В Европе существует примерно 190 тыс. структур размещения в сельской местности и практически каждый четвертый турист, в основном горожанин среднего достатка, проводит каникулы в селе. Среди факторов, повлиявших на развитие этой формы туризма, следует отметить:

      рост мобильности граждан за счет увеличения количества личного транспорта;

      более эффективная организация свободного времени (выходные, более частые и короткие каникулы);

      рост динамичности и уровня стрессов в современной городской жизни;

      разнообразие и рост качества услуг, предлагаемых владельцами туристических структур в сельской местности, их специализация.

Развитие сельского туризма основывается на уровновешенном менеджменте потребностей сельской местности. Надо отметить, что развитые страны в этом смысле используют широкую гамму инструментов и механизмов отслеживания и направления туристических потоков. В некоторых странах Европы в национальных планах по развитию туризма есть специальные пункты, связанные с национальными парками и охраняемыми территориями, в целях роста числа организованных туристов.

Туристическое предложение в сельской местности складывается из нескольких компонетов:

      неповторимость местного характера;

      конкретные преимущества для туриста;

      преобладание естественного начала;

      экономическая эффективность;

      специализированный маркетинг; 

      отлично вписывается в местный архитектурный стиль.

В сельском туризме предприниматели из разных стран нашли возможности экономического использования некоторых ресурсов, которыми местные жители пренебрегали или не слишком эффективно использовали.  К примеру: 

      Старые постройки (дома прошлого столетия) или дачные постройки (виллы), которые обычно используются нерегулярно, но требуют определенных расходов на их содержание; включенные в туристические маршруты (в качестве структур размещения), они из пассива превращаются в актив, принося определенный доход. 

      Местные празднества считаются одной из больших статей расхода для местного бюджета. Но с включением их в развлекательные программы для туристов, они становятся одними из наиболее востребованных зрелищ во время пребывания туристов в данном населенном пункте. Поэтому большинство разработчиков  туристических маршрутов готовы поддержать эти мероприятия из собственных фондов.

      Озера и другие водные ресурсы, которые вместе с прилегающими территориями используются для рыбной ловли, отдыха, солнечных ванн и т.д.

 С развитием индустриальных технологий производства стандартизированных продуктов, ремесленные промыслы становятся неконкурентноспособными. Сельский туризм позволяет их возрождение в виде сувениров, элементов региональной и национальной одежды,  обустройства отдельных помещений в местном стиле и т.п.

Формы туризма, практикуемые в сельской местности:

1. Отдых: путешествия с целью отдыха и развлечений одни из наиболее востребованных в предложениях туристических агентств. В последнее время ради отдыха путешествуют все большее количество туристов и тратят в этих целях все больше денег. Эта тенденция растет с каждым годом.

2. Познавательный туризм: одним из наиболее важных мотивов для путешествий является желание познакомиться с ценностями той или иной зоны, которые обычно представлены:

      объектами культурного и исторического наследия

      музейными коллекциями

      репрезентативными экономическими объектами

      живописными пейзажами

      художественными коллективами

      интересными личностями

Операторы на туристическом рынке составляя экскурсионные маршруты, включают эти ценности в программы посещений определенной зоны. Для того, чтобы ценный объект был включен в туристический маршрут, он должен отвечать определенным требованиям:

a) находиться в ведении определенного лица или заведения

b) быть интересным для конкретного сегмента потребительского рынка

c) быть оригинальным.

3. Винодельческий туризм: эта форма туризма, постоянно привлекающая интерес туристов к тем сельскохозяйственным зонам мира, где производят вина и располагают всем необходимым для проведения дегустаций вин или лечения виноградными гроздьями. Как правило, вина ассоциируются с достоинством, изысканностью, романтизмом, эйфорией. Поэтому, обслуживая туристов, виноделы-предприниматели из разных винодельческих зон открыли для себя возможность разнообразить свою основную деятельность.

Проблемы, характерные для винодельческого туризма общие для всех:

      переориентировка маркетингового потенциала на туристические рынки;

      формирование четкого видения и стратегий по привлечению внутренних и внешних туристических потоков;

      создание привлекательной системы обслуживания туристов на предприятии;

      использование потенциала  хозяйств, выращивающих виноград;

      разработка эффективных бизнес планов для расширения в плане туризма, привлечение инвестиционных проектов для развития этого сектора, включая спонсоров и международные программы.

Только в послевоенный период в большинстве европейских государств начинает разрабатываться нормативная база  для туризма. Понятно, что это стало результатом развития туристических маршрутов между разными странами, появления все более разнообразного спроса и соответственно предложений, приспособленных к потребностям путешественников. Туризм в сельской местности на европейском пространстве развивается в следующих формах:

      размещение в домах селян («крыша над головой»);

      сельские гостиницы;

      кемпинги в сельских зонах;

      отдых на базах отдыха;

      комбинация этих форм.

Туризм в пригородных и городских зонах Европы поддерживается и продвигается по следующим направлениям:

а) содействий в организации экономической деятельности:

      по размещению/питанию (посредством национального законодательства, решений административных органов в сфере туризма, решений местных властей);

      организации отдыха;

      транспорта для туристов;

      ограничения (например, Греция из мотивов охраны окружающей среды не поощряет развитие кемпингов);

б) внедрение технических норм:

Информация о работе Специфика организации агротуризма в России