Специфика организации агротуризма в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 11:16, курсовая работа

Описание

Цель исследования – изучение технологических подходов к организации агротуризма в России.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть особенности развития российского и зарубежного агротуризма;
2. изучить возможности использования зарубежного опыта в России по организации агротуризма;
3. выявить особенности использования информационных технологий в агротуризме;
4. сформулировать перспективы развития российского агротуризма.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………….……………..………………………...............................3
1 СУЩНОСТЬ И РАЗВИТИЕ АГРОТУРИЗМА……………………………………5
1.1 Современное состояние и тенденции развития агротуризма в мире ……….8
1.2 Ключевые факторы развития агротуристских комплексов…………………14
2 АНАЛИЗ ПРОЦЕССА СТАНОВЛЕНИЕ АГРОТУРИЗМА В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ
2.1 Особенности развития российского и зарубежного агротуризма ….......…21
2.2 Возможности использования зарубежного опыта в России по организации агротуризма ………………………………………26
3 СПЕЦИФИКА ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К РАЗВИТИЮ РОССИЙСКОГО АГРОТУРИЗМА
3.1 Использование информационных технологий в агротуризме …………......31
3.2 Перспективы развития российского агротуризма ………………………......39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..….44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………......46

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 201.00 Кб (Скачать документ)

Достижения отечественного агротуризма не в пример скромнее – пока лишь несколько регионов России активно развивают этот вид отдыха (Алтай, Калининградская область). Тем не менее, специалисты турбизнеса не устают предсказывать небывалый размах сельского туризма в России, обладающей для этого огромными ресурсами [6,45].

На сегодняшний день за рубежом имеется достаточно большое разнообразие функционирования различных моделей агротуризма. Анализируя и обобщая опыт становления и развития сельского туризма с учетом национальных особенностей, можно выделить четыре основные модели: западно-европейская, восточно-европейская, азиатская и англо-американская. Для многих стран при успешности реализации той или иной модели сельский туризм за последние два десятилетия стал высокодоходным сектором туристской индустрии и имеет вполне обоснованные дальнейшие перспективы функционирования.

Процесс формирования моделей в разных странах проходил совместно с теми социально-экономическими процессами, которые имели место в разные периоды, а также состоянием отраслей национальной экономики. Международная практика развития агротуризма показывает что, успешность развития той или иной модели зависит от ряда факторов, в первую очередь от организации государственной поддержки.

Поиск наиболее приемлемой для современных социально-экономических условий России модели является актуальным для становления и развития данного вида туризма.

В россии агротуризм, как вид отдыха по сравнению с европейскими странами, еще мало известен и пока не входит в число видов туристского продукта, широко продвигаемых на российском туристском рынке (как выездном, так и внутреннем).

Российский рынок выездного сельского туризма развит слабо, спрос россиян малоизучен, у зарубежных туроператоров политики продвижения своего агротуристского продукта на российском туристском рынке пока нет.
Популяризация агротуризма как организованного вида отдыха – одна из задач, которую необходимо решить для становления агротуризма как перспективного сектора туристской индустрии.

В то же время, спрос российских туристов на агротуризм за рубежом как относительный показатель популярности агротуристкого сектора туристской индустрии в целом, и спрос на внутренний турпродукт могут совпадать лишь частично. Международный опыт становления агротуризма показывает, что во многих европейских странах этот вид туризма изначально получил значительное развитие, прежде всего как сектор внутреннего туризма. Очевидно, что в современных условиях России, основная ориентация сектора сельского туризма, прежде всего, должна быть направлена на внутренний туристский рынок. В связи с резким ростом цен на туристские услуги и падением платежеспособности 70% населения страны проводит отпуск в своем регионе. Максимум что могут себе позволить граждане, входящие в этот сегмент потребительского рынка, это отдых в деревне, отдых в выходные дни на дачных участках, а также отдых детей в летнее время в лагере, при условии платежеспособности предприятия, на котором работают. Также следует учесть, что экологическая обстановка в некоторых промышленных городах является неблагоприятной и жителям этих городов необходим отдых на природе, хотя бы в летнее время. В таком аспекте сельский туризм с использованием местных природных и культурно-исторических ресурсов сельской местности региона может являться альтернативным видом организованного отдыха горожан. Сегодня в ряде регионов наблюдается увеличение потока неорганизованных туристов в выходные дни в пригороды, и 30% потенциальных потребителей туристского продукта, предъявляют повышенные требования к уровню проживания и обслуживания которые отчасти совпадают с качеством того обслуживания, которое может предоставить сегодня региональные объекты туристской индустрии [7,65].

В целом, в ряде регионов России уже отмечен первый опыт организации агротуристских предприятий по моделям типа «пансион», «тур с проживанием в традиционном национальном жилище», «национальная деревня», «VIP-деревня», «сельская гостиница» и др.

По показателю «цена-качество» российский агротуристский продукт сегодня слабо может конкурировать на международном рынке. Установившиеся в европейских странах параметры «цены-качества» лишь отчасти в ближайшее время достижимы для России.  Первоочередная ориентация российского агротуристского сектора направлена на внутренний туристский рынок, что, впрочем, не исключает разработки отдельных высококачественных турпродуктов специально для международного рынка.

Субъект производства агротуристического продукта - домашнее хозяйство (пансион), семейное предприятие (малая сельская гостиница), субъект продаж этого вида продукта – турфирма. Объект деятельности – турист. На сегодня, зачастую, из этой цепи выпадает тот элемент, который в обычной схеме процесса создания и реализации турпродукта называется тур оператор. В роли туроператора должно выступать некое специализированное агентство, переводящее турпродукт «агротуризм» (сельский туризм) в информационную форму, которую будет реализовывать туристу турфирма. Это специализированное агентство содержит информационную базу данных об агротуритстических продуктах (территории, Мира).

Предложенная схема выгодна:

- турфирме (продавцу) – нет затрат на содержание собственных сетей агротуристтических хозяйств, нет затрат на перевод турпродукта в информационную форму (удобную для продажи турпродукта). Затраты на рекламно-маркетинговую деятельность, характерную для данного субъекта рынка встраиваются в общую систему и минимизируются.

- агротуристскому хозяйству (производителю) – нет затрат на маркетинг и индивидуальную рекламу своей услуги, можно сконцентрировать силы (в т.ч. и финансовые) на повышение качества турпродукта.

- туристу (потребителю) – наличие информационных баз, содержащих предложения по данному виду отдыха по всей территории (Миру) многократно увеличивает возможность выбора и превращает рынок агротуризма в рынок клиента, появляется конкуренция среди производителей услуги, что приводит к повышению качества при взвешенности цены. Приобретение поездки на отдых в деревне из разряда экстраординарных переходит в разряд стандартизованных процессов. Появляется возможность выбора – приобрести путевку у своего туристического агента или самостоятельно в информационной сети выбрать сельский отдых.

Таким образом, учитывая и обобщая зарубежный опыт, нужно отметить, что важнейшим элементом функционирования агротуристского сектора является перевод турпродукта в информационную форму, в которой он продвигается на рынок, рекламируется и продается. Специфика турпродукта состоит в том, что он «не существует» в реальности - это пакет услуг, который нельзя «пощупать», а « материализуется» он только в момент начала путешествия (или прибытия туриста на место).

 

3 СПЕЦИФИКА ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К РАЗВИТИЮ РОССИЙСКОГО АГРОТУРИЗМА

3.1 Использование информационных технологий в агротуризме

В туристском бизнесе, как и в других отраслях экономики, появилась тенденция глобализации, отражающая сотрудничество государств и социальных организаций в политической, экономической, культурной и других областях.

Сегодня туристские услуги предлагают более 150 стран мира, каждая из которых имеет свой характерный образ и может положительно влиять на все более разнообразный спрос и мотивацию поездок туристов. Эффективному развитию туризма способствует формирование разнообразных сегментов и ниш международного рынка. Индустрия отдыха превращается в лидирующую отрасль мировой экономики.

Характерной особенностью процесса глобализации в туристской отрасли является применение новейших информационных и телекоммуникационных технологий, которые способствуют повышению эффективности и совершенствованию работы компаний, улучшению обслуживания клиентов, ускорению всех оперативных процедур, созданию новых маркетинговых методик и распределительных каналов.

В туристском бизнесе активно используются возможности Интернета, развивается торговля услугами в онлайновом режиме.

Однако в процессе глобализации туристской деятельности появляются и серьезные проблемы. Чрезмерная стандартизация характеристик потребления и моделей предложения услуг в целом ряде стран оказывает отрицательное влияние на местную культуру. Поэтому тенденциям к интернационализации и унификации противостоят тенденции сохранения уникальности и национальной самобытности.

Во многих странах ведется разработка и реализация целевой стратегии маркетинга по освоению и сохранению экологической системы и специфических особенностей окружающей среды, памятников культуры [5,34].

Процессы глобализации сопровождаются резким обострением конкурентной борьбы, ростом числа слияний и поглощений туристских компаний. В сферу туризма внедряются промышленные компании, банки, ассоциации и объединения. Многие участники рынка сокращают деятельность в традиционных для себя областях и сосредотачивают усилия в сфере туризма и путешествий, считающейся более прибыльной Новиков В.С «Инновации в туризме » М.: ИЦ "Академия", 2007.

Туризм сегодня - это глобальный компьютеризированный бизнес, в котором участвуют крупнейшие авиакомпании, гостиничные цепочки и туристические корпорации всего мира. Современный турпродукт становится более гибким и индивидуальным, более привлекательным и доступным для потребителя.

Персональный компьютер и Интернет, их доступность и надежность, способствуют проникновению во все сферы общества новых информационных технологий. Эти технологии являются, возможно, первыми в истории человечества, обеспечивающими рост производительности в сфере услуг. Это наблюдается сегодня и в туризме. Ведь туризм и информация неразделимы: решение о поездке принимается на основе информации; сам тур в момент покупки - тоже только информация; информацией обмениваются сотни раз в день все участники туррынка. Значит, нужно уметь работать с информацией, собирать, обрабатывать и принимать на её основе единственно верное решение. Именно этим - умением работать с информацией, обучением и просвещением в области информационных технологий в туризме и разработкой информационных стандартов занимается Ассоциация Содействия Туристским Технологиям, созданная впервые на выставке МИТТ-2000.

Туризм в России - одна из самых перспективных и быстроразвивающихся индустрий. Сдерживающим фактором для бурного и качественного роста является низкая информационная грамотность и слабые коммуникации. Однако в России уже есть готовые решения для успешного использования в туризме по автоматизации бизнес-процессов и подключение к сети Интернет.

Используя преимущества компьютерных технологий, современная туристическая компания, уверенно и успешно работает сегодня, закладывая фундамент завтрашнего процветания.

Продвижение типовых информационных технологий управления способствует более эффективному обслуживанию деятельности турфирм. Реклама в Интернете интерактива. Если фирма ежедневно следит за состоянием рынка, вносит новые спец предложения, меняет направления согласно текущей конъюнктуры, то тогда она добивается успеха, благодаря продвижению своего продукта через Интернет. Онлайновый туризм становится одним из самых эффективных вертикальных рынков, где 64% сделок совершаются через Интернет, в то время как в остальных отраслях этот показатель составляет от 30% до 40% [5,43].

Сегодня работа в Интернет перестала быть символом «продвинутости», превратилась в необходимость, поскольку электронная реклама на сегодняшний день одна из самых дешевых видов рекламной деятельности, при этом она максимально избирательна (адресатами Интернет-рекламы становятся только заинтересованные в ее получении лица), информативна (посредством Интернет можно хоть каталоги публиковать и рассылать), регулярна (максимально применяется фактоp повторяемости рекламного воздействия) и оперативна (реклама доходит до адресата в считанные секунды). Единственным источником электронной рекламы до сих пор остается ее незна­чительный охват (далеко не все агенты имеют постоянный доступ Интернет, не говоря уже о потенциальных туристах), хотя на лицо постоянный рост количества и посетителей, и активных пользователей Рунета. В современном информационном обществе повышается значение информации как товара. Это является следствием общего роста информационных потребностей и выражением развития отрасли информационных услуг. Свидетельство тому - увеличение вклада информационного сектора в создание национального богатства.

Информатизация экономики -это превращение информации в экономический ресурс первостепенного значения. Происходит это на базе компьютеризации и телекоммуникаций, обеспечивающих принципиально новые возможности экономического развития, многократного роста производительности труда, решения социальных и экономических проблем, становления нового типа экономических отношений.

Наиболее динамично развивается информатизация в сфере рыночной инфраструктуры: предприятия, осуществляющие посреднические услуги при купле - продаже товаров, ценных бумаг и валюты, равно как и рекламно-представительские услуги и аудиторскую деятельность, оснащены в основном новой современной информационной техникой.

Очередной революционный этап информатизации общества связан с необыкновенным ростом использования глобальных компьютерных сетей.

Основу туристической индустрии составляют фирмы туроператоры и турагенты, занимающиеся туристическими поездками, продажей их в виде путевок и туров; предоставляющие услуги по размещению и питанию туристов (гостиницы, кемпинги и др.), их передвижению по стране, а также органы управления, информации, рекламы по исследованию туризма и подготовке для него кадров, предприятия по производству и продаже товаров ту­ристского спроса. На туризм работают и другие отрасли, для которых обслуживание туристов не является основным видом деятельности (предприятия культуры, торговли и др.).

Туризм - информационно насыщенная деятельность. Существует немного других отраслей, в которых сбор, обработка, применение и передача информации были бы настолько же важны для ежедневного функционирования, как в туристической индустрии. Услуга в туризме не может быть выставлена и рассмотрена в пункте продажи, как потребительские или производственные товары. Ее обычно покупают заранее и вдали от места потребления. Таким образом, туризм на рынке почти полностью зависит от изображений, описаний, средств коммуникаций и передачи информации [2,60].

Устройство туристической отрасли очень похоже на организацию любой другой экономической сферы деятельности

Турагент - физическое или юридическое лицо, выступающее посредником по продаже сформированных туроператором туров. Туроператор - туристская организация, занимающаяся комплектацией туров.

Однако выделяется одна особенность - связующим центром, удерживающим различных производителей в рамках туристической отрасли, является информация. Именно информационные потоки, а не товары обеспечивают связи между производителями туристических услуг; они идут не только в виде потоков данных, но выступают также в форме услуг и платежей.

Информация о работе Специфика организации агротуризма в России