Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 21:59, контрольная работа
Термин «корпоративная культура» появился в XIX веке. Впервые он был сформулирован немецким фельдмаршалом Мольтке. Фельдмаршал применял его, характеризуя взаимоотношения в офицерской среде. В то время взаимоотношения регулировались не только уставами, судами чести, но и дуэлями. Правила поведения, как писанные, так и неписанные, сложились внутри профессиональных сообществ еще в средневековых гильдиях, причем нарушения этих правил могли приводить к исключению их членов из сообществ.
Организационное окружение каждой организации формирует его корпоративная культура – система ценностей, верований, представлений, правил, процедур и норм, принимаемых большинством сотрудников.
Введение 3
Корпоративная культура: ее суть, задачи и функции 5
Виды корпоративных культур и их сравнение 9
Заключение 19
Список использованной литературы 20
По характеру взаимоотношений, по С. Ханди, различают следующие виды корпоративных культур:
В компании существует жесткая структура иерархии. Значительную роль в этом случае в компании играет лидер, который полностью распоряжается всеми ресурсами. Набор и продвижение персонала осуществляются по критериям личной преданности компании и отношения лидера к работнику.
Тип организаций с таким видом корпоративной культуры функционирует на основе системы правил, соблюдение которых должно гарантировать ее эффективность, разделять работу и власть, разрешать конфликты. В компании все роли и специальные участки подвержены строгому функциональному распределению. Основным источником власти являются положение в иерархической структуре.
3) Культура задачи
Эффективность деятельности компаний с такой корпоративной культурой во многом определяется высоким профессионализмом ее работников и групповым эффектом. Наибольшими властными полномочиями в таких компаниях обладают те, кто в данный момент является экспертом в конкретной ведущей области деятельности и кто имеет максимальное количество информации. Данный вид культуры сориентирован, в первую очередь, на реализацию проектов и решение конкретных задач.
4) Культура личности
Компания с данным типом культуры объединяет людей для того, чтобы они могли добиваться личных целей. В такой корпоративной культуре личность находится в центре. Если есть некоторая структура и организация, она существует только для обслуживания и помощи личностям в этой организации, для содействия выполнения собственных интересов без какой-либо цели. Такой тип корпоративной культуры обнаруживается не везде. Однако, многие отдельные лица придерживаются некоторых его принципов.
В зависимости от характера влияния корпоративной культуры на общую результативность деятельности организации выделяют: положительную (или позитивную) и отрицательную (или негативную) корпоративные культуры.
Корпоративная культура компании является положительной, если она способствует:
Позитивная (положительная) корпоративная культура фиксирует ценность трудовой деятельности как способа реализации ценности саморазвития, а также ценность организации как условия реализации саморазвития.
Позитивная (положительная) корпоративная культура характеризуется следующими особенностями трудовых отношений:
Отрицательная (негативная) корпоративная культура может препятствовать эффективному процессу принятия решений, общему функционированию предприятия и его развитию, является источником хаоса и беспорядка в организации.
Негативная культура отражает ситуацию, когда деятельность в конкретной организации в различной степени выгодна сотруднику, но не ценна с точки зрения его саморазвития и самореализации. Исследования «отрицательных» культур выявили, что в этих фирмах преобладают следующие отношения:
- равнодушие,
- обезличивание проблем,
- слепое подчинение,
- консерватизм,
- изоляционизм,
- антипатия.
По мнению специалистов в области управления человеческими ресурсами, в организациях с негативной корпоративной культурой отмечается ряд следующих проблем:
Критерии разделения корпоративных культур на положительные и отрицательные складываются из нескольких составляющих как:
По степени синхронности доминирующей иерархии ценностей и преобладающих способов их реализации выделяют стабильные и нестабильные корпоративные культуры. Нестабильная корпоративная культура характеризуется отсутствием четких представлений об оптимальном, допустимом и недопустимом поведении, а также колебаниями социально-психологического статуса сотрудников. Стабильная культура характеризуется четко заданными нормами поведения и традициями.
По степени соответствия иерархии личных ценностей каждого из сотрудников и иерархической системы внутригрупповых ценностей выделяются интегративная и дезинтегративная культуры. Дезинтегративная корпоративная культура характеризуется отсутствием единого общественного мнения, разобщенностью и конфликтностью. Интегративная корпоративная культура характеризуется единством общественного мнения и внутригрупповой сплоченностью.
По содержанию доминирующих на предприятии ценностей выделяются личностно-ориентированные и функционально-ориентированные культуры. Для функционально-ориентированной корпоративной культуры основная ценность заключается в реализации функционально заданных алгоритмов осуществления профессиональной деятельности и определенных статусом моделей поведения. Первая фиксирует ценности самореализации и саморазвития личности работника в процессе и посредством осуществления его профессионально-трудовой деятельности.
Характер корпоративной культуры проявляется через систему отношений:
- отношение сотрудников к своей профессиональной деятельности;
- отношение работников к компании;
- функциональные и межличностные отношения работников.
Российские исследователи выделяют следующие типы современной российской организационной (корпоративной) культуры:
- «друзья»,
- «семья»,
- культура «начальника».
Тип «друзья» характерен для фирм, которые создавались в годы перестройки. В то время открывались возможности для создания новых структур, для смены сферы деятельности. Пробиться в новой сфере в одиночку было очень трудно, люди чувствовали себя неуверенно, и поэтому они привлекали в свои фирмы друзей и близких. В коммерческой деятельности друзья стремились, прежде всего, сохранить дружбу, но организационные цели рано или поздно входили в противоречие с культурой межличностных отношений и разрушали их, дружба превращалась в соперничество и даже ненависть.
Организация с типом «семья» характеризуется жёсткой иерархией. Взаимоотношения основаны на чувствах, полное отсутствие каких-либо официальных правил. Как правило, при жёсткой статусной иерархии обязанности и функции не распределены. Каждый здесь делает не то, что он обязан, а то, что ему кажется наиболее важным, исходя из семейных отношений. Руководитель уверен, что подчинённые должны понимать его с полуслова и полунамёка, а подчинённые, не получая чётких указаний, пытаются сами почувствовать, чего руководитель от них хочет. Такая недосказанность в большинстве случаев приводит к серьёзным ошибкам и потерям для организации.
Культура «начальника» характеризует тот факт, что в России существует страх перед начальником, руководителем. В то же время все проблемы организации связывают с ошибками вышестоящего руководства. Руководителей принято считать некомпетентными, а иногда просто глупыми. Сотрудники верят, что в других компаниях есть хорошие руководители, которые могли бы всё изменить и сделать лучше. В результате люди на всех уровнях иерархии ругают вышестоящих, при этом ощущая свою реальную беспомощность.
По степени общности на предприятии выделяют следующие виды корпоративных культур:
Выражает основные (центральные) ценности, которые принимаются большинством членов компании.
Доминирующая культура состоит:
• из разделяемых норм поведения;
• единства в толкованиях;
• материальных объектов;
• разговорных выражений;
• образцов поведения;
• разделяемых чувств5.
Субкультуры получают развитие в крупных компаниях и отражают общие проблемы, ситуации, с которыми сталкиваются работники, или опыт их разрешения.
Субкультуры развиваются географически или по отдельным подразделениям, вертикально или горизонтально.
Когда одно производственное отделение какого-то конгломерата имеет уникальную культуру, отличающуюся от других отделений компании, то существует вертикальная субкультура.
Когда специфический отдел функциональных специалистов (такой, как бухгалтерский или торговый) имеет набор общепринятых понятий, то формируется горизонтальная субкультура.
Любая группа в компании может создать субкультуру, однако большей частью субкультуры определяются департаментской (отдельческой) структурной схемой или географическим разделением.
Такая схема будет включать основные ценности доминирующей культуры плюс дополнительные ценности, присущие только членам этого отдела.
Очевидно,
что различные субкультуры
Выбор корпоративной культуры организации зависит не только от личных пристрастий управляющего. Важную роль также играют конкретные условия деятельности организации и этап его развития. Кроме того, выбор также во многом определяется сферой деятельности организации6.
По
степени интенсивности
Такая культура характеризуется главными (стержневыми) ценностями компании, которые интенсивно поддерживаются, четко определены и широко распространяются.
Информация о работе Сравнительный анализ видов корпоративной культуры