Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 23:30, реферат
В последние годы туризм играет большую роль в жизни современного общества. Этому способствует рост доходов населения, развитие регионов и простое человеческое любопытство. Ведь каждый из нас хотел бы посетить какое-нибудь интересное место, если предоставится такая прекрасная возможность. Благодаря туризму повышается культурный уровень людей, молодёжь учится самостоятельно принимать жизненно важные решения. Туризм - это активный образ жизни и он захватывает весь мир. Туризм относится к тому виду деятельности человечества, чья история начинается задолго до возникновения цивилизованного общества. В каждой исторической эпохе есть такие элементы деятельности людей, которые, так или иначе, попадают под категорию туризма.
1 Введение 3
2 Этапы развития туризма. 4
2.1 Первый этап - предыстория туризма. 4
2.2 Второй этап - элитарный туризм и зарождение массового туризма. 7
2.3 Третий этап - начало становления массового туризма. 9
2.4 Четвертый период - массовый туризм. 11
3 Становление туризма в России 13
3.1 Просветительский период (до 80х годов XIXв.) 13
3.2 Предпринимательский период (1890-1917г.г.). 15
3.3 Туристско-экскурсионная работа 1917-1930г.г. 16
3.4 Организационно-централиванный период 18
(1930-1970г.г.) 18
3.6 Переходный период (с 1990г.) 21
3.7 Современное состояние туризма в России 21
4 Терминология и понятия туризма 22
4.1 Туристская индустрия. 22
4.2 Туристский продукт. 24
5 Заключение 26
6 Список литературы. 27
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
«Уральский государственный университет путей сообщения»
(ФГБОУ ВПО УрГУПС)
Кафедра «Менеджмент и коммерция»
РЕФЕРАТ
на тему «Становление туристской индустрии»
Проверил: |
Выполнил: |
Ст. преподаватель |
Студент группы ТМ-112 |
Николаенко В.Н. |
Лядкова А.В. |
Екатеринбург
2012
СОДЕРЖАНИЕ
1 Введение 3
2 Этапы развития туризма. 4
2.1 Первый этап - предыстория туризма. 4
2.2 Второй этап - элитарный туризм и зарождение массового туризма. 7
2.3 Третий этап - начало становления массового туризма. 9
2.4 Четвертый период - массовый туризм. 11
3 Становление туризма в России 13
3.1 Просветительский период (до 80х годов XIXв.) 13
3.2 Предпринимательский период (1890-1917г.г.). 15
3.3 Туристско-экскурсионная работа 1917-1930г.г. 16
3.4 Организационно-централиванный период 18
(1930-1970г.г.) 18
3.6 Переходный период (с 1990г.) 21
3.7 Современное состояние туризма в России 21
4 Терминология и понятия туризма 22
4.1 Туристская индустрия. 22
4.2 Туристский продукт. 24
5 Заключение 26
6 Список литературы. 27
1 Введение
В последние годы туризм играет большую роль в жизни современного общества. Этому способствует рост доходов населения, развитие регионов и простое человеческое любопытство. Ведь каждый из нас хотел бы посетить какое-нибудь интересное место, если предоставится такая прекрасная возможность. Благодаря туризму повышается культурный уровень людей, молодёжь учится самостоятельно принимать жизненно важные решения. Туризм - это активный образ жизни и он захватывает весь мир. Туризм относится к тому виду деятельности человечества, чья история начинается задолго до возникновения цивилизованного общества. В каждой исторической эпохе есть такие элементы деятельности людей, которые, так или иначе, попадают под категорию туризма.
Туризм в современном обществе играет большую роль. Значение туризма в жизни людей, регионов, государств и в международной жизни сегодня не возможно переоценить. В настоящее время туризм это мощная индустрия, включающая в себя разнообразные формы динамично развивающегося предпринимательства.
Я решила рассмотреть эту тему подробнее, так как она непосредственно относится к моей будущей специальности. Я попыталась рассмотреть сервисную деятельность в индустрии туризма в целом.
2 Этапы развития туризма.
Туризм (как
национальный, так и международный)
- продукт длительного
Как известно в истории развития туризма мы различает четыре этапа:
до начала XIX века - предыстория туризма;
начало XIX века - начало XX века - элитарный туризм, зарождение специализированных предприятий по производству туристических услуг;
начало XX века - до начала Второй мировой войны - начало становления социального туризма;
после второй мировой войны - современный этап - массовый туризм, формирование туристской индустрии как межотраслевого комплекса по производству товаров и услуг для туризма.
В основу
данной периодизации положены следующие
критерии: технико-экономические
Рассмотрим кратко особенности развития туризма на каждом этапе.
2.1 Первый этап - предыстория туризма.
Современный туризм - явление, с одной стороны, так как массовым он стал всего лишь после Второй мировой войны; с другой стороны, туризм имеет глубокие исторические корни, ибо путешествия известны человечеству с древнейших времен. Уже в древние времена народы Средиземноморья располагали географическими описаниями, которые давали общие представления о соседних территориях.
В античные времена основными мотивами путешествия были торговля, образовательные цели, паломничество, лечение.
Для развития
обмена и торговых связей требовались
достоверные и подробные
С целью
изучения новых территорий отправлялись
в далекие путешествия
Можно сказать, что в Древней Греции зародились и спортивные поездки: ежегодно на Олимпийские игры стекались тысячи спортсменов, любителей спорта и почитателей искусств не только из Эллады, но и других государств Средиземноморья. К этому периоду относится и сооружение специальных больших домов, в которых могли разместится и отдохнуть атлеты и зрители.
Накопившееся к началу нашей эры географические данные о различных странах наиболее полно были изложены Страбоном (63 г. до н.э. - 20г. н.э.) и Клавдием Птоломеем (90-168г. н.э.).
Большая
подвижность была характерна для
населения Древнего Рима. Зачастую
для римлянина из богатой семьи
поездка в Грецию была связана
с необходимостью пополнить свое
образование. В период расцвета Римской
империи путешествия в Грецию
стали приобретать
Еще в первом века до нашей эры в Римской империи возникли государственные постоялые дворы, находившиеся друг от друга на расстоянии одного дня езды на лошади. Они располагались в городах и на главных дорогах, по которым проезжали курьеры и государственные служащие из Рима, вплоть до Малой Азии и Галлии.
Огромная заслуга в дальнейшем расширении познания человеком окружающего мира принадлежит также арабским путешественникам VII-XI веках, среди которых наиболее известен купец из Басры Сулейман, побывавший в Китае, Индии и других странах.
В средние века усиливается религиозный фактор путешествия - поклонение святыням христианства и мусульманства. Однако, несмотря на различные цели походов и путешествий, все они объективно расширяли географические познания человека. Наиболее массовое передвижение людей в Европе было связано с крестовыми походами, которые предпринимались европейскими рыцарями и следовавшими за ними купцами в целях захвата чужих богатств и территорий. Вслед за ними двигались на Восток священники и паломники в сопровождении бесчисленных толп бродяг и обездоленных.
Эпоха Ренессанса и Просвещения ослабевает религиозные мотивы и усиливает индивидуальный характер и образовательную направленность поездок. Представители привелигерованных классов совершали в средние века путешествия к целебным источникам. Молодые дворяне нередко оправлялись в своеобразный "гран-тур" по Европе, прежде чем вступить на поприще профессиональной или политической деятельности. В Англии, например, маршрут такого путешествия начинался в Лондоне, вел во Францию с длительным пребыванием в Париже, затем - в Италию: Генуя, Милан, Флоренция, Рим. Обратный путь пролегал через Швейцарию, Германию, Нидерланды. По мере усиления общественных позиций третьего сословия его представители в XVIII веке - начале XIX века все чаще предпринимают аналогичные образовательные туры.
Однако, несмотря на различные цели походов и путешествий, все они объективно расширяли географические и научные познания человека. Создавались предпосылки для великих географических открытий конца XV века - второй половины XVII века. Число неоткрытых географических мест на карте мира неуклонно сокращалось. Подробные описания видимых рек, морей, материков и стран оставили Афанасий Никитин, Марко Поло, Васко де Гама, Христофор Колумб.
Резюме: отличительными характерами путешествий до середины XIX века были: примитивность средств передвижения; то, что путешествия было не целью, а необходимым условием и средством к достижению собственно цели, таких как: торговые дела, расширение образовательного кругозора, лечение, паломничество. Всех путешественников объединяло то, что они относились к меньшинству, занимавшему привилегированное положение в обществе.
2.2 Второй этап - элитарный туризм и зарождение массового туризма.
Важнейшую
роль в развитии туризма сыграли
революционные изменения в
Научно-технический прогресс и социальная борьба трудящихся, а также растущее благосостояние общества обусловили постепенное уменьшение рабочего времени в пользу свободного, введение гарантированных неоплачиваемых, а впоследствии и оплачиваемых отпусков (В Германии, например, впервые отпуска были установлены законом о государственных служащих 1873г.).
Повышение качества и надежности транспортных перевозок в совокупности с их удешевлением, а так же постепенное сокращение рабочего времени обусловили существенное увеличение потоков путешествующих. Соответственно возникли первые предприятия, специализировавшиеся на обслуживании временных посетителей. На смену скромным пансионам и "комнатам для гостей" в домах священнослужителей, в монастырях и религиозных миссиях приходят первые гостиницы.
В
Германии на рубеже 18-19 веков возникают
первые курорты минеральных
Во второй половине XIX века индустрии отдыха расширяет сферу своего производства: к предприятиям гостиничного хозяйства добавляются первые бюро путешествий, в задачу которых входило организация туристических поездок и реализация потребителю. Хрестоматийным периодом первого пэкидж-тура - комплекса туристических услуг, продаваемого по единой цене - является групповой тур на отдых, организованного англичанином Т.Куком в 1841г. Комплекс услуг включал в себя двадцатимильную поездку по железной дороге, чай и булочки в поезде, духовой оркестр. Все поездка, в которой приняли участие 570 человек стоила каждому из них 1 шиллинг.
Интересно, что Т.Кук преследовал при этом скорее социальные, чем коммерческие цели. Будучи председателем местного союза трезвенников, он стремился подобной акцией привлечь внимание к возможностям целесообразного использования свободного времени и найти новых сторонников для руководимого им союза. Так или иначе, идея прижилась, и в последующие 20 лет в Англии возникла множество новых бюро путешествий. Начиная с 1862г. появляются и первые каталоги туристических поездок, что отразил процесс расширения туристического спроса.
В Германии первое бюро путешествий - "Райзебюро Штанген" - было основано в Бреслау в 1863г. Фирма имела тесные контакты с пароходными компаниями и в начале ХХ века активно рекламировала и продавала морские круизные увеселительные поездки. В Германии конца ХIХ - начала ХХ веков дальние туристические поездки могли себе позволить еще немногие. Тем не менее постепенно путешествия становятся доступны среднему классу. Среди чиновников и служащих в этот период широкое распространение получил летний выезд на дачи (Sommerfrische). Дача находилась, как правило, недалеко от города, основным видом используемого дачниками транспорта была железная дорога, размещение отличалось скромностью и чинностью. Дачный сезон длился в обеспеченных семьях с конца июнь до начала сентября. Для бюджета семей мелких чиновников и рабочих дачи стали доступными лишь в конце 20-х гг. нашего века.
Резюме: в начале ХIX века ряд таких факторов как: промышленная революция, развитие транспорта, увеличение свободного времени благоприятно повлияло на развитие туризма. Из-за увеличения количества путешественников стало необходимым строительство гостиниц, организация бюро путешествий, развиваются туристические услуги комплексного типа.
2.3 Третий этап - начало становления массового туризма.
Первая
мировая война, экономическая депрессия
30-х гг. и вторая мировая война
оказали негативное влияние на развитие
туризма. Вместе с тем, именно в период
между двумя мировыми войнами
появляются ростки массового туризма,
расцвет которого приходится на послевоенные
десятилетия. Туристические поездки
как внутри стран, так и зарубежные
постепенно приобретают качественно
иной характер. Они преследуют уже
не только развлекательные, но и познавательные
цели. В маршруты все чаще включаются
исторические места, памятники культуры.
Подавляющая часть
Приведем два примера массового туризма.
В Швейцарии интерес в данном отношении представляет возникновение и деятельность фирмы "Отельплан", которая в настоящее время является одним из крупнейших производителей тур услуг в этой стране. В основе образования фирмы 1935 году лежали идеи ее создателя Г.Дуттвайлера о том, что вовлечение "маленького человека" в туризм оказал бы неоценимую помощь страдающему от кризиса гостиничному хозяйству. "Следует обратится к публике, до сих пор не приобщенной к туризму и не привыкшим к путешествиям", - отмечал Г.Дуттвайлер. Массовые дешевые тур поездки становятся основным продуктом фирмы. "Народный туризм" имел успех: уже в первом финансовом году фирма реализовала 52 648 туристических поездок.