Становление туристской индустрии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 23:30, реферат

Описание

В последние годы туризм играет большую роль в жизни современного общества. Этому способствует рост доходов населения, развитие регионов и простое человеческое любопытство. Ведь каждый из нас хотел бы посетить какое-нибудь интересное место, если предоставится такая прекрасная возможность. Благодаря туризму повышается культурный уровень людей, молодёжь учится самостоятельно принимать жизненно важные решения. Туризм - это активный образ жизни и он захватывает весь мир. Туризм относится к тому виду деятельности человечества, чья история начинается задолго до возникновения цивилизованного общества. В каждой исторической эпохе есть такие элементы деятельности людей, которые, так или иначе, попадают под категорию туризма.

Содержание

1 Введение 3
2 Этапы развития туризма. 4
2.1 Первый этап - предыстория туризма. 4
2.2 Второй этап - элитарный туризм и зарождение массового туризма. 7
2.3 Третий этап - начало становления массового туризма. 9
2.4 Четвертый период - массовый туризм. 11
3 Становление туризма в России 13
3.1 Просветительский период (до 80х годов XIXв.) 13
3.2 Предпринимательский период (1890-1917г.г.). 15
3.3 Туристско-экскурсионная работа 1917-1930г.г. 16
3.4 Организационно-централиванный период 18
(1930-1970г.г.) 18
3.6 Переходный период (с 1990г.) 21
3.7 Современное состояние туризма в России 21
4 Терминология и понятия туризма 22
4.1 Туристская индустрия. 22
4.2 Туристский продукт. 24
5 Заключение 26
6 Список литературы. 27

Работа состоит из  1 файл

реферат становление туризма.docx

— 56.71 Кб (Скачать документ)

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

 «Уральский государственный  университет путей сообщения»

(ФГБОУ ВПО УрГУПС)

                                                        

 

 Кафедра «Менеджмент  и коммерция»

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

на тему «Становление туристской индустрии»

 

 

Проверил:

Выполнил:

Ст. преподаватель

Студент группы ТМ-112

Николаенко В.Н.

Лядкова А.В.




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург

2012

СОДЕРЖАНИЕ

1 Введение 3

2 Этапы развития  туризма. 4

2.1 Первый  этап - предыстория туризма. 4

2.2 Второй  этап - элитарный туризм и зарождение  массового туризма. 7

2.3 Третий  этап - начало становления массового  туризма. 9

2.4 Четвертый  период - массовый туризм. 11

3 Становление  туризма в России 13

3.1 Просветительский  период (до 80х годов XIXв.) 13

3.2 Предпринимательский  период (1890-1917г.г.). 15

3.3 Туристско-экскурсионная  работа 1917-1930г.г. 16

3.4 Организационно-централиванный  период 18

(1930-1970г.г.) 18

3.6 Переходный  период (с 1990г.) 21

3.7 Современное  состояние туризма в России 21

4 Терминология  и понятия туризма 22

4.1 Туристская  индустрия. 22

4.2 Туристский  продукт. 24

5 Заключение 26

6 Список литературы. 27

 

 

 

 

 

1 Введение

 

В последние  годы туризм играет большую роль в  жизни современного общества. Этому  способствует рост доходов населения, развитие регионов и простое человеческое любопытство. Ведь каждый из нас хотел  бы посетить какое-нибудь интересное место, если предоставится такая прекрасная возможность. Благодаря туризму  повышается культурный уровень людей, молодёжь учится самостоятельно принимать  жизненно важные решения. Туризм - это  активный образ жизни и он захватывает  весь мир. Туризм относится к тому виду деятельности человечества, чья  история начинается задолго до возникновения  цивилизованного общества. В каждой исторической эпохе есть такие элементы деятельности людей, которые, так или  иначе, попадают под категорию туризма.

Туризм  в современном обществе играет большую  роль. Значение туризма в жизни  людей, регионов, государств и в международной  жизни сегодня не возможно переоценить. В настоящее время туризм это мощная индустрия, включающая в себя разнообразные формы динамично развивающегося предпринимательства.

Я решила рассмотреть эту тему подробнее, так как она непосредственно  относится к моей будущей специальности. Я попыталась рассмотреть сервисную  деятельность в индустрии туризма  в целом.

 

 

 

 

2 Этапы развития туризма.

Туризм (как  национальный, так и международный) - продукт длительного исторического  развития. Предпосылки его появления  лежат в глубокой древности.

Как известно в истории развития туризма мы различает четыре этапа:

до начала XIX века - предыстория туризма;

начало XIX века - начало XX века - элитарный туризм, зарождение специализированных предприятий по производству туристических услуг;

начало XX века - до начала Второй мировой войны - начало становления социального туризма;

после второй мировой войны - современный  этап - массовый туризм, формирование туристской индустрии как межотраслевого комплекса по производству товаров и услуг для туризма.

В основу данной периодизации положены следующие  критерии: технико-экономические предпосылки; социальные предпосылки; целевые функции  туризма на разных этапах развития.

Рассмотрим  кратко особенности развития туризма  на каждом этапе.

 

2.1 Первый этап - предыстория туризма.

Современный туризм - явление, с одной стороны, так как массовым он стал всего  лишь после Второй мировой войны; с другой стороны, туризм имеет глубокие исторические корни, ибо путешествия известны человечеству с древнейших времен. Уже в древние времена народы Средиземноморья располагали географическими описаниями, которые давали общие представления о соседних территориях.

В античные времена основными мотивами путешествия  были торговля, образовательные цели, паломничество, лечение.

Для развития обмена и торговых связей требовались  достоверные и подробные сведения о странах, их населении и обычаях. На больших и прочных кораблях уходили в открытое море финикийцы. Прокладывая пути в неведомые края, они выходили за пределы бассейна Средиземного моря, плавали вдоль западных берегов Европы и Африки.

С целью  изучения новых территорий отправлялись в далекие путешествия древнегреческие  ученые (Геродот - V века до н.э.) и исследователи других стран (Пифей - IV век до н.э.).

Можно сказать, что в Древней Греции зародились и спортивные поездки: ежегодно на Олимпийские  игры стекались тысячи спортсменов, любителей спорта и почитателей  искусств не только из Эллады, но и других государств Средиземноморья. К этому периоду относится и сооружение специальных больших домов, в которых могли разместится и отдохнуть атлеты и зрители.

Накопившееся к началу нашей эры географические данные о различных странах наиболее полно были изложены Страбоном (63 г. до н.э. - 20г. н.э.) и Клавдием Птоломеем (90-168г. н.э.).

Большая подвижность была характерна для  населения Древнего Рима. Зачастую для римлянина из богатой семьи  поездка в Грецию была связана  с необходимостью пополнить свое образование. В период расцвета Римской  империи путешествия в Грецию стали приобретать развлекательный  характер. Особенно охотно посещались места с теплыми минеральными источниками. Перемещение богатых  путешественников требовало соответствующей  организации их отдыха.

Еще в  первом века до нашей эры в Римской  империи возникли государственные  постоялые дворы, находившиеся друг от друга на расстоянии одного дня  езды на лошади. Они располагались  в городах и на главных дорогах, по которым проезжали курьеры  и государственные служащие из Рима, вплоть до Малой Азии и Галлии.

Огромная  заслуга в дальнейшем расширении познания человеком окружающего  мира принадлежит также арабским путешественникам VII-XI веках, среди которых наиболее известен купец из Басры Сулейман, побывавший в Китае, Индии и других странах.

В средние  века усиливается религиозный фактор путешествия - поклонение святыням христианства и мусульманства. Однако, несмотря на различные цели походов и путешествий, все они объективно расширяли географические познания человека. Наиболее массовое передвижение людей в Европе было связано с крестовыми походами, которые предпринимались европейскими рыцарями и следовавшими за ними купцами в целях захвата чужих богатств и территорий. Вслед за ними двигались на Восток священники и паломники в сопровождении бесчисленных толп бродяг и обездоленных.

Эпоха Ренессанса и Просвещения ослабевает религиозные мотивы и усиливает индивидуальный характер и образовательную направленность поездок. Представители привелигерованных классов совершали в средние века путешествия к целебным источникам. Молодые дворяне нередко оправлялись в своеобразный "гран-тур" по Европе, прежде чем вступить на поприще профессиональной или политической деятельности. В Англии, например, маршрут такого путешествия начинался в Лондоне, вел во Францию с длительным пребыванием в Париже, затем - в Италию: Генуя, Милан, Флоренция, Рим. Обратный путь пролегал через Швейцарию, Германию, Нидерланды. По мере усиления общественных позиций третьего сословия его представители в XVIII веке - начале XIX века все чаще предпринимают аналогичные образовательные туры.

Однако, несмотря на различные цели походов и путешествий, все они объективно расширяли географические и научные познания человека. Создавались предпосылки для великих географических открытий конца XV века - второй половины XVII века. Число неоткрытых географических мест на карте мира неуклонно сокращалось. Подробные описания видимых рек, морей, материков и стран оставили Афанасий Никитин, Марко Поло, Васко де Гама, Христофор Колумб.

Резюме: отличительными характерами путешествий до середины XIX века были: примитивность средств передвижения; то, что путешествия было не целью, а необходимым условием и средством к достижению собственно цели, таких как: торговые дела, расширение образовательного кругозора, лечение, паломничество. Всех путешественников объединяло то, что они относились к меньшинству, занимавшему привилегированное положение в обществе.

 

2.2 Второй этап - элитарный туризм и зарождение массового туризма.

Важнейшую роль в развитии туризма сыграли  революционные изменения в развитии транспорта: изобретение парохода Фултоном в 1807г., паровоза - Стефенсом в 1814г., совершенствование постовой связи, сопровождавшееся расширением сети дорог в Европе. Все это обусловило больше надежности и скорость передвижения при снижении расходов на путешествия. Вследствие массового наплыва переселенцев из старого Света в Америку бурными развивается морское сообщение, в середине XIX века возникают крупные пароходные компании.

Научно-технический  прогресс и социальная борьба трудящихся, а также растущее благосостояние общества обусловили постепенное уменьшение рабочего времени в пользу свободного, введение гарантированных неоплачиваемых, а впоследствии и оплачиваемых отпусков (В Германии, например, впервые отпуска были установлены законом о государственных служащих 1873г.).

Повышение качества и надежности транспортных перевозок в совокупности с их удешевлением, а так же постепенное  сокращение рабочего времени обусловили существенное увеличение потоков путешествующих. Соответственно возникли первые предприятия, специализировавшиеся на обслуживании временных посетителей. На смену  скромным пансионам и "комнатам для  гостей" в домах священнослужителей, в монастырях и религиозных миссиях приходят первые гостиницы.

 В  Германии на рубеже 18-19 веков возникают  первые курорты минеральных вод  - в Хайлигендаммене, Нордернее, Травемюнде. Как отмечает швейцарский исследователь туризма профессор К.Каспар: "В этот период становления туризма строились в первую очередь роскошные гостиницы, которые обслуживали представителей аристократических кругов, "нового дворянства", "высшего офицерства". В зависимости от времени года элита либо пребывала на французской или итальянской Ривьере, либо отдыхала на термальных курортах в Швейцарии и Германии, либо предпринимала длительные путешествия в Северную Африку, Египет, Грецию.

Во второй половине XIX века индустрии отдыха расширяет сферу своего производства: к предприятиям гостиничного хозяйства добавляются первые бюро путешествий, в задачу которых входило организация туристических поездок и реализация потребителю. Хрестоматийным периодом первого пэкидж-тура - комплекса туристических услуг, продаваемого по единой цене - является групповой тур на отдых, организованного англичанином Т.Куком в 1841г. Комплекс услуг включал в себя двадцатимильную поездку по железной дороге, чай и булочки в поезде, духовой оркестр. Все поездка, в которой приняли участие 570 человек стоила каждому из них 1 шиллинг.

Интересно, что Т.Кук преследовал при этом скорее социальные, чем коммерческие цели. Будучи председателем местного союза трезвенников, он стремился  подобной акцией привлечь внимание к  возможностям целесообразного использования  свободного времени и найти новых  сторонников для руководимого им союза. Так или иначе, идея прижилась, и в последующие 20 лет в Англии возникла множество новых бюро путешествий. Начиная с 1862г. появляются и первые каталоги туристических поездок, что отразил процесс расширения туристического спроса.

В Германии первое бюро путешествий - "Райзебюро Штанген" - было основано в Бреслау в 1863г. Фирма имела тесные контакты с пароходными компаниями и в начале ХХ века активно рекламировала и продавала морские круизные увеселительные поездки. В Германии конца ХIХ - начала ХХ веков дальние туристические поездки могли себе позволить еще немногие. Тем не менее постепенно путешествия становятся доступны среднему классу. Среди чиновников и служащих в этот период широкое распространение получил летний выезд на дачи (Sommerfrische). Дача находилась, как правило, недалеко от города, основным видом используемого дачниками транспорта была железная дорога, размещение отличалось скромностью и чинностью. Дачный сезон длился в обеспеченных семьях с конца июнь до начала сентября. Для бюджета семей мелких чиновников и рабочих дачи стали доступными лишь в конце 20-х гг. нашего века.

Резюме: в начале ХIX века ряд таких факторов как: промышленная революция, развитие транспорта, увеличение свободного времени благоприятно повлияло на развитие туризма. Из-за увеличения количества путешественников стало необходимым строительство гостиниц, организация бюро путешествий, развиваются туристические услуги комплексного типа.

 

2.3 Третий этап - начало становления массового туризма.

Первая  мировая война, экономическая депрессия 30-х гг. и вторая мировая война  оказали негативное влияние на развитие туризма. Вместе с тем, именно в период между двумя мировыми войнами  появляются ростки массового туризма, расцвет которого приходится на послевоенные десятилетия. Туристические поездки  как внутри стран, так и зарубежные постепенно приобретают качественно  иной характер. Они преследуют уже  не только развлекательные, но и познавательные цели. В маршруты все чаще включаются исторические места, памятники культуры. Подавляющая часть международного туристского движения приходилось  на Европу.

Приведем  два примера массового туризма.

В Швейцарии  интерес в данном отношении представляет возникновение и деятельность фирмы "Отельплан", которая в настоящее время является одним из крупнейших производителей тур услуг в этой стране. В основе образования фирмы 1935 году лежали идеи ее создателя Г.Дуттвайлера о том, что вовлечение "маленького человека" в туризм оказал бы неоценимую помощь страдающему от кризиса гостиничному хозяйству. "Следует обратится к публике, до сих пор не приобщенной к туризму и не привыкшим к путешествиям", - отмечал Г.Дуттвайлер. Массовые дешевые тур поездки становятся основным продуктом фирмы. "Народный туризм" имел успех: уже в первом финансовом году фирма реализовала 52 648 туристических поездок.

Информация о работе Становление туристской индустрии