Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 23:30, реферат
В последние годы туризм играет большую роль в жизни современного общества. Этому способствует рост доходов населения, развитие регионов и простое человеческое любопытство. Ведь каждый из нас хотел бы посетить какое-нибудь интересное место, если предоставится такая прекрасная возможность. Благодаря туризму повышается культурный уровень людей, молодёжь учится самостоятельно принимать жизненно важные решения. Туризм - это активный образ жизни и он захватывает весь мир. Туризм относится к тому виду деятельности человечества, чья история начинается задолго до возникновения цивилизованного общества. В каждой исторической эпохе есть такие элементы деятельности людей, которые, так или иначе, попадают под категорию туризма.
1 Введение 3
2 Этапы развития туризма. 4
2.1 Первый этап - предыстория туризма. 4
2.2 Второй этап - элитарный туризм и зарождение массового туризма. 7
2.3 Третий этап - начало становления массового туризма. 9
2.4 Четвертый период - массовый туризм. 11
3 Становление туризма в России 13
3.1 Просветительский период (до 80х годов XIXв.) 13
3.2 Предпринимательский период (1890-1917г.г.). 15
3.3 Туристско-экскурсионная работа 1917-1930г.г. 16
3.4 Организационно-централиванный период 18
(1930-1970г.г.) 18
3.6 Переходный период (с 1990г.) 21
3.7 Современное состояние туризма в России 21
4 Терминология и понятия туризма 22
4.1 Туристская индустрия. 22
4.2 Туристский продукт. 24
5 Заключение 26
6 Список литературы. 27
К этому времени сложились два основных направления в туризме среди трудящихся: походы трудящихся в рамках самодеятельного туризма, туристско-экскурсионные поездки и путешествия по плановым маршрутам. Оба направления требовали создания благоприятных условий для дальнейшего его развития.
Период
развития туризма с 1936 по1970 года характеризуется
внедрением новых организационных
форм управления. В 1936г. ОПТЭ было ликвидировано,
а всё имущество передавалось
в ТЭУ (Туристско-экскурсионное
В послевоенное
время восстанавливалась и
Возрождение
туристского хозяйства началось
с первых же послевоенных лет. В Сочи,
Грузии, на Урале был произведён
ремонт баз, на которых во время войны
располагались военные
Кроме
восстановления разрушенного
3.5 Административно-нормативный период
(1970-1990г.г.)
Развитие туризма в этот период происходило в соответствии планами, выполнение которых было обязательно. Они разрабатывались на длительные сроки (5-10 лет) и утверждались высшими органами по туризму. Нормативные показатели планов, которые брались за основу при развитии туристской индустрии и обслуживания, подлежали жёсткому контролю.
Туризм использовался как средство воспитательного воздействия на молодое поколение. Так, в 1970-х годах проводились всесоюзные походы и экспедиции школьников и молодёжи. Цели таких массовых туристских предприятий состояли в воспитании патриотизма, экскурсионно-краеведческой работе, спортивной тренировке и закалке.
С этого времени начали внедряться новые формы отдыха: некоторые турбазы стали принимать родителей с детьми. Увеличился ассортимент туристских услуг в туристских хозяйствах.
Туристско-экскурсионное дело превратилось в крупную отрасль обслуживания населения, прочно вошло в быт советских людей. Получили развитие маршруты для родителей с детьми, организовывались транспортные путешествия: теплоходные (речные и морские), железнодорожные и авиационные.
Основными
чертами административно-
3.6 Переходный период (с 1990г.)
Этот период развития российского туризма характеризуется переходом от административного регулирования туризмом к экономическому стимулированию, основанному на новых российских законах, касающихся как предпринимательства и рынка в целом, так и туристской деятельности в частности.
Особенности переходного периода:
переход от монопольного хозяйства к многоукладному (туристские предприятия становятся собственностью разных владельцев);
формирование туристского рынка на основе новых законов;
использование туристских ресурсов в условиях рынка на основе новых экономических и правовых отношениях;
изменение характера спроса в связи с появлением новых видов туристских услуг (выездные шоп-туры, развлекательные и приключенческие туры, тур с целью изучения языка и т.д.)
невостребованность материальной базы туризма (гостиницы, пансионаты, дома отдыха);
возникновение большого числа малых и средних туристских предприятий;
рост средних показателей выездного туризма, особенно с целью шопинга.
3.7 Современное состояние туризма в России
Развитию
туризма был нанесён
4 Терминология и понятия туризма
4.1 Туристская индустрия.
Туристская индустрия – совокупность предприятий, учреждений и организаций материального производства и непроизводственной сферы, обеспечивающих производство, распределение, обмен и потребление туристского продукта, освоение и использование туристских ресурсов, и создание материально- технической базы туризма. Являясь сложным межотраслевым народнохозяйственным комплексом, туристская индустрия включает в себя следующие компоненты:
- организаторов туризма –
-предприятия предоставляющие услуги по размещению (гостиницы, мотели, пансионаты, дома отдыха и т.д.);
- предприятия питания (
- транспортные предприятия (
- экскурсионное бюро;
- производственные туристские
предприятия (производство
_ -предприятия
торговли (магазины по реализации
туристского снаряжения и
- предприятия сферы досуга и
развлечений (тематические
- учреждения самодеятельного
- органы управления туризмом (государственные учреждения, общественные туристские организации);
- учебные, научные, проектные учреждения.
Приведенный перечень является далеко
не полным. По мере расширения и усложнения
процессов организации туризма
все новые отрасли и
Исходя из этих предпосылок. Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» определяет туристскую индустрию как «совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов общественного питания, объектов познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туристскую и турагентскую деятельность, а также организаций, предоставляющих экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков.
Комплекс потребительных стоимостей, получаемых туристом в процессе путешествия, представляет собой продукт вложенного в туризм труда, на практике называемый «туристским продуктом».
4.2 Туристский продукт.
Туристский продукт –
Туристские услуги – целесообразная производственная деятельность, удовлетворяющая потребности туристов и не принимающая, как правило, материальной формы. В соответствии с этим определением данные услуги можно охарактеризовать как невидимый товар особого рода.
К туристским относятся услуги:
- по размещению туристов;
- перемещение туристов из страны
(места) постоянного места
- обеспечению туристов питанием;
- удовлетворению культурных
- удовлетворению деловых и
_ -информационные (о туристских ресурсах того или иного региона, таможенных и пограничных формальностях, курсах валют, видах транспорта, ценах и т.д.);
_ -средств связи (пользование Интернетом, междугородней и международной связью, факсом);
_ -организационные
(оформление паспортов, виз,
_ -торговых предприятий, как общего, так и специального назначения (продажа сувениров, подарков и т.д.);
_ -посреднические
(бронирование мест в
_ -бытовые (ремонт одежды, обуви, химчистка, прокат и т.п.);
_ -спортивно - оздоровительные (пользование бассейнами, спортивными сооружениями, охота и рыбная ловля по лицензиям и т.д.).
5 Заключение
Туризм – один из немногих устойчиво развивающихся видов отечественного бизнеса. В туристской индустрии с 1991 по 1996 год создано и сохранено около 600 тыс. рабочих мест. В ближайшие 10 лет туризм останется крупнейшим источником создания новых рабочих мест в европейских странах.
Значение туризма, как стимулятора развития других отраслей хозяйства: строительство, торговли. Сельского хозяйства, производство товаров народного потребления, связи и т.д. постоянно растет.
В туристской индустрии динамика роста объемов предоставляемых услуг приводит к увеличению числа рабочих мест не много быстрее, чем в других отраслях. Временной промежуток между ростом спроса на туристские услуги и появлением новых рабочих мест в туристском бизнесе минимальны..
В ряде зарубежных стран туризм является одной из самых приоритетных отраслей, вклад ВНП которых составляет 15 – 35 %. По прогнозам в ближайшие 10 – 15 лет туризм мог бы оказать значительное позитивное влияние на экономику страны и ее крупных городов. Таким образом, туризм являясь выгодной отраслью экономики может стать при соответствующих условиях важнейшей статьей валового национального дохода России.
6 Список литературы.