Становление туристской индустрии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 23:30, реферат

Описание

В последние годы туризм играет большую роль в жизни современного общества. Этому способствует рост доходов населения, развитие регионов и простое человеческое любопытство. Ведь каждый из нас хотел бы посетить какое-нибудь интересное место, если предоставится такая прекрасная возможность. Благодаря туризму повышается культурный уровень людей, молодёжь учится самостоятельно принимать жизненно важные решения. Туризм - это активный образ жизни и он захватывает весь мир. Туризм относится к тому виду деятельности человечества, чья история начинается задолго до возникновения цивилизованного общества. В каждой исторической эпохе есть такие элементы деятельности людей, которые, так или иначе, попадают под категорию туризма.

Содержание

1 Введение 3
2 Этапы развития туризма. 4
2.1 Первый этап - предыстория туризма. 4
2.2 Второй этап - элитарный туризм и зарождение массового туризма. 7
2.3 Третий этап - начало становления массового туризма. 9
2.4 Четвертый период - массовый туризм. 11
3 Становление туризма в России 13
3.1 Просветительский период (до 80х годов XIXв.) 13
3.2 Предпринимательский период (1890-1917г.г.). 15
3.3 Туристско-экскурсионная работа 1917-1930г.г. 16
3.4 Организационно-централиванный период 18
(1930-1970г.г.) 18
3.6 Переходный период (с 1990г.) 21
3.7 Современное состояние туризма в России 21
4 Терминология и понятия туризма 22
4.1 Туристская индустрия. 22
4.2 Туристский продукт. 24
5 Заключение 26
6 Список литературы. 27

Работа состоит из  1 файл

реферат становление туризма.docx

— 56.71 Кб (Скачать документ)

К этому  времени сложились два основных направления в туризме среди  трудящихся: походы трудящихся в рамках самодеятельного туризма, туристско-экскурсионные  поездки и путешествия по плановым маршрутам. Оба направления требовали  создания благоприятных условий  для дальнейшего его развития.

Период  развития туризма с 1936 по1970 года характеризуется  внедрением новых организационных  форм управления. В 1936г. ОПТЭ было ликвидировано, а всё имущество передавалось в ТЭУ (Туристско-экскурсионное управление), на которое возлагалась вся деятельность в области туризма и экскурсий.

В послевоенное время  восстанавливалась и налаживалась система туристско-экскурсионных  учреждений. Однако этот процесс шёл  медленно.

Возрождение туристского хозяйства началось с первых же послевоенных лет. В Сочи, Грузии, на Урале был произведён ремонт баз, на которых во время войны  располагались военные организации.

 Кроме  восстановления разрушенного войной  туристского хозяйства, развития  различных видов туризма организационно-централизованный  период также характеризуется  следующими чертами:

    • создание материальной базы для рекреационного туризма (дома отдыха, санатории, пионерские лагеря);
    • лимитирование внешнего  (выездного) туризма.

 

3.5 Административно-нормативный период

(1970-1990г.г.)

 

Развитие  туризма в этот период происходило  в соответствии планами, выполнение которых было обязательно. Они разрабатывались  на длительные сроки (5-10 лет) и утверждались высшими органами по туризму. Нормативные  показатели планов, которые брались  за основу при развитии туристской индустрии и обслуживания, подлежали  жёсткому контролю.

Туризм  использовался как средство воспитательного  воздействия на молодое поколение. Так, в 1970-х годах проводились  всесоюзные походы и экспедиции школьников и молодёжи. Цели  таких массовых туристских предприятий состояли в  воспитании патриотизма, экскурсионно-краеведческой  работе, спортивной тренировке и закалке.

С этого  времени начали внедряться новые  формы отдыха: некоторые турбазы  стали принимать родителей с  детьми.  Увеличился ассортимент  туристских услуг в туристских хозяйствах.

Туристско-экскурсионное  дело превратилось в крупную отрасль  обслуживания населения, прочно вошло  в быт советских людей. Получили развитие маршруты для родителей  с детьми, организовывались транспортные путешествия: теплоходные (речные и  морские), железнодорожные и авиационные.

Основными чертами административно-нормативного периода являются:

    • развитие туризма в условиях жёсткого нормирования и планирования;
    • распространение новых форм обслуживания (семейный отдых, курсовочное лечение);
    • создание крупных и комфортабельных гостиничных комплексов;
    • создание научной основы изучения туризма.

 

 

3.6 Переходный период (с 1990г.)

 

Этот  период развития российского туризма  характеризуется переходом от административного  регулирования туризмом к экономическому стимулированию, основанному на новых  российских законах, касающихся как  предпринимательства и рынка  в целом, так и туристской деятельности в частности.

Особенности переходного периода:

переход от монопольного хозяйства к многоукладному (туристские предприятия становятся собственностью разных владельцев);

формирование  туристского рынка на основе новых  законов;

использование туристских ресурсов в условиях рынка  на основе новых экономических и  правовых отношениях;

изменение характера спроса в связи с  появлением новых видов туристских услуг (выездные шоп-туры,  развлекательные и приключенческие туры, тур с целью изучения языка и т.д.)

невостребованность материальной базы туризма (гостиницы, пансионаты, дома отдыха);

возникновение большого числа малых и средних  туристских предприятий;

рост  средних показателей выездного  туризма, особенно с целью шопинга.

 

3.7 Современное состояние туризма в России

 

Развитию  туризма был нанесён существенный урон из-за ситуации, сложившейся в  России вследствие экономического кризиса (август 1998г.). Многие фирмы переключились  на разработку продукта для внутреннего  и выездного туризма. Это дало возможность приостановить процесс  банкротства  туристских фирм и частично перераспределить сегменты на внутренний и выездной туризм.

 

 

 

 

4 Терминология и понятия туризма

4.1 Туристская индустрия.

 

Туристская индустрия – совокупность предприятий, учреждений и организаций материального производства и непроизводственной сферы, обеспечивающих производство, распределение, обмен и потребление туристского продукта, освоение и использование туристских ресурсов, и создание материально- технической базы туризма. Являясь сложным межотраслевым народнохозяйственным комплексом, туристская индустрия включает в себя следующие компоненты:

- организаторов туризма – туристские  предприятия по разработке, продвижению  и реализации туристского продукта (туроператоры и турагенты);

-предприятия предоставляющие услуги по размещению (гостиницы, мотели, пансионаты, дома отдыха и т.д.);

- предприятия питания (рестораны,  кафе, бары и др.);

- транспортные предприятия (авто- и авиационные предприятия, железнодорожные  ведомства, предприятия речного  и морского транспорта и др.);

- экскурсионное бюро;

- производственные туристские  предприятия (производство туристских  сувениров, гостиничной мебели, туристского  снаряжения);

_ -предприятия  торговли (магазины по реализации  туристского снаряжения и сувениров);

- предприятия сферы досуга и  развлечений (тематические парки,  киноконцертные залы, клубы по  интересам, залы игровых автоматов  и др.);

- учреждения самодеятельного туризма  (туристские, альпинистские, велосипедные  клубы);

- органы управления туризмом (государственные  учреждения, общественные туристские  организации);

- учебные, научные, проектные  учреждения.

Приведенный перечень является далеко не полным. По мере расширения и усложнения процессов организации туризма  все новые отрасли и предприятия  национальной экономики вовлекаются  в туристское производство. Обслуживанием  туристов занимаются предприятия торговли, банки, страховые компании. Косвенно формируют туристскую индустрию  предприятия, обслуживающие не только туристов, но и другие группы населения: учреждения культуры, лечебные и медицинские  учреждения, организации связи, предприятия  по производству товаров народного  потребления, общественный пассажирский транспорт и т.д.

Исходя из этих предпосылок. Федеральный  закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» определяет туристскую индустрию как  «совокупность гостиниц и иных средств  размещения, средств транспорта, объектов общественного питания, объектов познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туристскую и турагентскую деятельность, а также организаций, предоставляющих экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков.

Комплекс потребительных стоимостей, получаемых туристом в процессе путешествия, представляет собой продукт вложенного в туризм труда, на практике называемый «туристским продуктом».

 

 

4.2 Туристский продукт.

Туристский продукт – результат  общественного труда в виде туристских услуг, обладающих потребительной стоимостью. В самом широком понимании  туристским продуктом является любой  вид туристских услуг.

Туристские услуги – целесообразная производственная деятельность, удовлетворяющая  потребности туристов и не принимающая, как правило, материальной формы. В  соответствии с этим определением данные услуги можно охарактеризовать как  невидимый товар особого рода.

К туристским относятся услуги:

- по размещению туристов;

- перемещение туристов из страны (места) постоянного места жительства  в страну (место) временного пребывания  и обратно;

- обеспечению туристов питанием;

- удовлетворению культурных потребностей  туристов (экскурсии, посещение театров,  концертных залов, музеев, памятников  истории и культуры, парков, заповедников, фестивалей, спортивных соревнований  и т.д.);

- удовлетворению деловых и научных  интересов (участие в конгрессах, конференциях, совещаниях, семинарах,  ярмарках, выставках и т.д.);

_ -информационные (о туристских ресурсах того или иного региона, таможенных и пограничных формальностях, курсах валют, видах транспорта, ценах и т.д.);

_ -средств связи (пользование Интернетом, междугородней и международной связью, факсом);

_ -организационные  (оформление паспортов, виз, страхование,  предоставление гидов, переводчиков  и т.д.);

_ -торговых  предприятий, как общего, так и  специального назначения (продажа  сувениров, подарков и т.д.);

_ -посреднические (бронирование мест в гостиницах, билетов на различные виды  транспорта, отправка и доставка  корреспонденции, приобретение подарков, сувениров);

_ -бытовые  (ремонт одежды, обуви, химчистка,  прокат и т.п.);

_ -спортивно  - оздоровительные (пользование бассейнами, спортивными сооружениями, охота и рыбная ловля по лицензиям и т.д.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5 Заключение

Туризм  – один из немногих устойчиво развивающихся  видов отечественного бизнеса. В  туристской индустрии с 1991 по 1996 год  создано и сохранено около 600 тыс. рабочих мест. В ближайшие 10 лет  туризм останется крупнейшим источником создания новых рабочих мест в  европейских странах.

Значение  туризма, как стимулятора развития других отраслей хозяйства: строительство, торговли. Сельского хозяйства, производство товаров народного потребления, связи и т.д. постоянно растет.

В туристской индустрии динамика роста объемов  предоставляемых услуг приводит к увеличению числа рабочих мест не много быстрее, чем в других отраслях. Временной промежуток между  ростом спроса на туристские услуги и  появлением новых рабочих мест в  туристском бизнесе минимальны..

В ряде зарубежных стран туризм является одной из самых  приоритетных отраслей, вклад ВНП  которых составляет 15 – 35 %. По прогнозам  в ближайшие 10 – 15 лет туризм мог  бы оказать значительное позитивное влияние на экономику страны и  ее крупных городов. Таким образом, туризм являясь выгодной отраслью экономики может стать при соответствующих условиях важнейшей статьей валового национального дохода России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6 Список литературы.

    1. Биржаков М.Б. “Введение в туризм” Москва-Санкт-Петербург, 2001г.
    2. Долженко Г.П. “История туризма в дореволюционной России и СССР”  Ростов-на-Дону, 1988г.
    3. ”Основы туристской деятельности” сост. Е.И.Ильина, Москва, 2000г.
    4. Шаповал Г.Ф. “История туризма” Минск, 1999г.
    5. Ананьев М.А. Экономика и география международного туризма. - М., 1975.
    6. Касаткин В.Ф. Факторы развития и общественное значение туризма. - М., 1983
    7. Квартальнов В.А., Федорченко В.К. Туризм социальный: история и современность: Учеб. Пособие. - К.: Выш. шк., 1989. - 342с.: ил.

 


Информация о работе Становление туристской индустрии