Становление туристской индустрии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 23:30, реферат

Описание

В последние годы туризм играет большую роль в жизни современного общества. Этому способствует рост доходов населения, развитие регионов и простое человеческое любопытство. Ведь каждый из нас хотел бы посетить какое-нибудь интересное место, если предоставится такая прекрасная возможность. Благодаря туризму повышается культурный уровень людей, молодёжь учится самостоятельно принимать жизненно важные решения. Туризм - это активный образ жизни и он захватывает весь мир. Туризм относится к тому виду деятельности человечества, чья история начинается задолго до возникновения цивилизованного общества. В каждой исторической эпохе есть такие элементы деятельности людей, которые, так или иначе, попадают под категорию туризма.

Содержание

1 Введение 3
2 Этапы развития туризма. 4
2.1 Первый этап - предыстория туризма. 4
2.2 Второй этап - элитарный туризм и зарождение массового туризма. 7
2.3 Третий этап - начало становления массового туризма. 9
2.4 Четвертый период - массовый туризм. 11
3 Становление туризма в России 13
3.1 Просветительский период (до 80х годов XIXв.) 13
3.2 Предпринимательский период (1890-1917г.г.). 15
3.3 Туристско-экскурсионная работа 1917-1930г.г. 16
3.4 Организационно-централиванный период 18
(1930-1970г.г.) 18
3.6 Переходный период (с 1990г.) 21
3.7 Современное состояние туризма в России 21
4 Терминология и понятия туризма 22
4.1 Туристская индустрия. 22
4.2 Туристский продукт. 24
5 Заключение 26
6 Список литературы. 27

Работа состоит из  1 файл

реферат становление туризма.docx

— 56.71 Кб (Скачать документ)

В Германии импульс развитию массового туризма  дал, как ни странно, национал-социализм. Осуществляя идею "единства нации", руководство страны стимулировало  массовый организованный туризм с целью  отдыха, причем эту деятельность направляла специальная организация национал социализма "Сила через радость" (Kraft durch Freude). В 1933г. был основан имперский комитет по туризму, который подчинялся министру просвещения и пропаганды. Общую идеологическую установку в этой области сформулировал лично А.Гитлер: "Я хочу, чтобы рабочему был обеспечен достаточный отпуск и чтобы этот отпуск, а также свободное время в целом стали настоящим отдыхом для него. Я желаю этого, потому что я хочу иметь народ с сильными нервами, так как только с таким народом можно делать большую политику." История уже вынесла обвинительный вердикт "большой политике" Гитлера, а для нас в данном случае интересен тот факт, что нацистский режим уделял столь большое внимание организации массового отдыха трудящихся и вовлекал в туризм все новые слои населения, расширяя тем самым его социальную базу. Германское государство оказывало содействие в организации групповых поездок на отдых - круизов, железнодорожных туров, туристических походов. Умеренные цены способствовали первому "туристическому буму" в Германии: число туристических поездок возросло с 2,3 млн. в 1934г. до 5 млн. в 1935г., 9,6 млн. - в 1937г. 10,3 млн. - в 1938г.

Резюме: в этот период развития туризм одиночек постепенно уступал место групповому туризму широких масс. Кроме того изменился характер путешествий - уже преследовались не только развлекательные, но и познавательные цели. В маршруты все чаще включаются исторические места, памятники культуры.

 

2.4 Четвертый период - массовый туризм.

Вторая  мировая война парализовала туризм, и дальнейшее развитие он получает уже в послевоенные годы. Именно в этот период туризм приобретает  действительно массовый характер: из предмета роскоши он становится потребностью для большинства населения высокоразвитых индустриальных стран. В западноевропейских странах 50-60-е гг. - это период активного  грюндерства туристических фирм, массового строительства гостиниц, мотелей, разного рода увеселительных заведений. Европейский туризм 50-х  гг. был ориентирован преимущественно  на прием американских туристов и  является источником долларовых поступлений  для принимающей страны. В60-е годы и до середины 70-х наблюдается  быстрый экстенсивный рост как въездного, так и выездного туризма, а  также увеличение числа туристических  предприятий и объемов их производства.

Важнейшим показателем завершения процесса формирования массового туризма мы считаем интенсивность туризма в той  или иной стране. Интенсивность туризма показывает, какая часть (в %) населения ежегодно совершает хотя бы одну туристическую поездку (нетто-интенсивности), и рассчитывается как процентное отношение ко всему населению страны или к той его части, которая старше 14 лет. Когда интенсивность туризма превышает 50%, то можно говорить о сформировавшемся массовом туризме, в котором принимает участие большая часть населения.

В 80-е  гг. темпы роста замедлились но остались устойчивыми при высоком уровне объема производства. За период с 1980г. число ночевок туристов увеличивается в 1,9 раза, причем если в 1960г. туристические поездки предпринимали лишь 27% населения ФРГ, то в 1980г. - 57,7%, а в 1987г. - 64,4%.

После второй мировой войны в спросе и предложении  на рынке туризма произошли коренные изменения, которые дают основание  говорить о том, что массовый конвейерный  туризм трансформировался в массовый дифференцированный. Прежде всего следует отметить, что и в первом и во втором случае речь идет о массовом туризме, в котором принимают участие не только элита, но и средний класс, а значит с 80-х годов, - и населения с низким уровнем доходов.

Конвейерные туризм предполагает относительным  примитивизм и однообразность потребностей и мотивации туристов и, соответственно, обезличенно-конвейерный характер производимых услуг.

 Дифференцированный  туризм отличают разнообразная  парадигма потребностей и мотивации  туристов, множественность узкоспециализированных сегментов в туристском спросе, разнообразие предлагаемых услуг и ярко выраженная специализация туристского предложения. Для дифференцированного туризма характерен не столько широкий, сколько глубокий ассортимент услуг. Иными словами, тур фирма предлагает не огромное количество видов тур продукта, а ограниченное число видов, каждый из которых имеет большое число вариантов. Переход от конвейерного к дифференцированному туризму совершался одновременно с переходом от рынка производителей к рынку потребителей.

 

3 Становление туризма в России

Российский  туризм имеет свою историю развития. В ней выделяют несколько периодов, каждый из которых имеет свои особенности.

3.1 Просветительский период (до 80х годов XIXв.)

В русском  государстве первые путешествия  были связаны с познавательными, торговыми, политическими и религиозными целями. Княгиня Ольга в IX в. посетила Византию. По мнению историка С.М.Соловьёва, одними из важнейших причин, побудивших её совершить путешествие, были “любопытство посмотреть чудеса образованного мира” и престиж, т.к. “…возвышался тот, кто был в Константинополе”. К наиболее ранним путешествиям относятся также перемещения купеческих караванов как внутри Древней Руси, так и за её пределами (Византия, Астраханское государство).

Вместе  с христианством на Русь пришла традиция паломничества. Паломники, устремлённые целями распространения своей религии, поклонения святыням и их защиты, совершали  труднейшие и длительные путешествия. В начале XII в. игумен Даниил совершил паломничество в Константинополь и Иерусалим. Он описал всё, что видел, тем самым положив начало религиозным описаниям – “хождениям”. Помимо религиозных целей такие путешествия имели и познавательный характер. Рассказы, описания паломников содержали в себе сведения о природе, культуре, быте разных стран и народов. Основными местами паломничества были Палестина, Иерусалим, гора Афон, Сергиев Посад и другие святые места.

В конце  XVII в., начиная с правления Петра I, когда насаждаемые им новые веяния западной культуры постепенно проникали в русский быт, стали практиковаться поездки за границу с целью приобретения знаний и для расширения кругозора. Пример показал сам царь Пётр I, совершив путешествие в 1697-1699 г. в составе Великого московского посольства в страны Западной Европы. С тех пор путешествия познавательного характера стали одним из распространённых видов туризма в России. В результате путешествий, связанных с изучением сторон  жизни западноевропейской культуры, царь ввёл обязательное изучение дворянами иностранных языков: немецкого, голландского, французского. Совершали путешествия не только представители царской фамилии, но и каждый дворянин имел право уехать за границу и вернуться в любое время.

Т.О., первые путешествия, совершаемые в основном с познавательными и религиозными целями, сформировали навыки территориальных  перемещений, способствовали распространению  географических знаний о странах, знакомству с достижениями культуры разных народов.

Уже в  XVIII в. была предпринята первая попытка организации путешествий за границу для всех желающих. Вениамин Генш в 1777 г. выпустил приложение к газете “Московские ведомости”, где представил “План предпринимаемого путешествия в чужие края”. Это было первое приглашение россиянам совершить групповую поездку в страны Западной Европы, организацию которой брал на себя составитель плана.

В соответствии с “Планом” предусматривалась поездка  группы молодых дворян в один из немецких, итальянских или французских  университетов, затем проезд по маршруту, следующему через Швейцарию, Италию и Францию, для ознакомления с  искусством этих стран и фабричным  делом. Условия путешествия оговаривались  в специальном контракте.

С XVIII в. стали практиковаться поездки для лечения

 внутри  страны. Ездили к святым и целебным  источникам, но уже с оздоровительной  целью.  Это послужило началом  изучения целебных свойств минеральных  источников и распространения  путешествий с целью лечения  и оздоровления. Поэтому строились  бальнеологические и грязевые  курорты  Ялты, Кавказских Минеральных  вод и др.

Основным  препятствием для путешествий XVIII- началаXIXв. по России были плохие дороги, отсутствие условий нормального жизнеобеспечения в пути (гостиниц, трактиров, станции для смены или отдыха лошадей). Возможность же заграничных путешествий ограничивалась в материальном отношении даже для высшего сословия.

В XIX в. получили распространение горные восхождения, пешие прогулки и походы. Повышенное внимание к туризму, стремление к путешествию, организация научных и профессиональных обществ – всё это послужило основой для объединения любителей туризма в различные специализированные организации.

Первые  туристические организации появились  на Кавказе. Основатели обществ заложили фундамент туризма в России.

Т.о., туризм в просветительский период развивался в следующих направлениях:

    • путешествия с торговыми, политическими, познавательными и религиозными целями;
    • паломнические путешествия;
    • поездки с целью лечения и оздоровления;
    • образование первых туристских организаций, которые положили начало ознакомлению и изучению Кавказских и Крымских гор. И хотя их деятельность не приобрела широкого размаха, однако они способствовали становлению туристской работы и популяризации путешествий.

 

3.2 Предпринимательский период (1890-1917г.г.).

 

Наиболее  массовой туристской организацией дореволюционной  России был Русский туринг-клуб (1895г., Петербург). Причиной образования клуба явилось распространение в России в конце XIX в. двухколёсных велосипедов, которые к тому времени превратились в удобный способ перемещения и часто использовались для далёких загородных прогулок.

Постепенно  Русский туринг-клуб превратился в Российское общество туристов (РОТ). Основной целью общества содействие развитию туризма вообще и туризма велосипедного в частности. Общество имело свой устав из 35 статей. Так, 10 статья “Кто не может быть членом общества” гласила:

профессиональные  велосипедисты;

исключённые из другого общества;

учащиеся  учебных заведений;

находящиеся на действительной военной службе, низшие чины и юнкеры;

те, кто  имеет ограничения прав по суду.

Основными задачами РОТа являлись проведение коллективных поездок своих членов, организация гостиниц в разных городах России для приёма туристов, издание журнала “Русский турист”, “Дорожника” и ежегодника,  представлявших собой справочно-дорожные книжки для туристов.

Несмотря  на некоторые успехи, РОТ не превратилось в мощную туристскую организацию, в  основном, из-за пассивности её членов. Однако оно оставило след в истории  туризма. Это была первая организация, преследовавшая сугубо туристские цели, приглашавшая посетить не только горы Кавказа и Крыма, но и различные  районы России, и другие страны.

Т.о., предпринимательский  период характеризуется познавательно-экскурсионной  направленностью, становлением и развитием  разных видов спортивного туризма. Главной целью туризма было просвещение  масс населения с помощью экскурсий  и путешествий.

 

3.3 Туристско-экскурсионная работа 1917-1930г.г.

 

В некоторых  обществах были созданы подразделения, которые проводили экскурсии  и туристские походы за город. В 1920г. образовалось Объединённое лекционно-экскурсионное  бюро, цель которого была широкая пропаганда пролетарского туризма и экскурсий. Для рабочих и служащих туристские вылазки устраивали профсоюзы. Эту работу проводили энтузиасты на внештатной основе. Они разрабатывали туристские программы и маршруты.

 По  мере возрастания интереса населения  к туризму и экскурсиям встал  вопрос о подготовке общественных  кадров; созданные экскурсионные  станции стали готовить экскурсоводов  групп и так называемых организаторов  туризма.

Определённые  меры по развитию туризму принимались  со стороны государства. Они были направлены на создание материально-технической  базы и на подготовку профессиональных кадров. Очевиднее становились пути деятельности в этом направлении: централизация  занятий туризмом, обеспечение туристов и экскурсантов транспортом, местами  размещения, питанием, путеводителями, сведениями об объектах посещения, подготовка кадровых групповодов-организаторов  и т.д.

При комсомольских  комитетах создавались бюро туризма. Перед бюро ставились задачи содействия местным “обществам массовых путешествий, ведения справочно-инструкторской работы. Объединение усилий профсоюзов и комсомола по вопросам туристской работы позволило ввести льготный тариф  железнодорожного проезда по маршрутам, арендовать помещения для туристских лагерей, накапливать снаряжение, т.е. предоставлять трудящимся туристские услуги, частично оплачиваемые профсоюзами.

Наряду  с этим была сформирована база для  элитного отдыха и оздоровления, а  также рынок элитного выездного  туризма. Создавались коммерческие организации, предлагающие для платёжеспособного  населения путешествия и экскурсии  познавательной направленности, а также  отдых в Крыму и на Кавказе.

Этот  период характеризуется следующими тенденциями:

    • создание мелких и средних коммерческих предприятий туристской направленности;
    • формирование рынка туристских услуг и элитность их потребления;
    • создание туристской инфраструктуры: рестораны, гостиницы, транспортная сеть;
    • формирование туристского рынка, в котором прослеживаются два основных элемента: элитный туризм для состоятельных слоёв и экскурсионный (рекреационный) туризм для интеллигенции;
    • появление туристских фирм, бюро, компаний, клубов, обществ.

 

 

3.4 Организационно-централиванный период

(1930-1970г.г.)

 

 Возрастающая  массовость туризма требовала  развития материальной базы. Основным  источником накопления финансового  фонда явились взносы коллективных  и индивидуальных членов. В то  же время в туристском движении  стали накапливаться трудности  и образовался  ряд проблем:  несоответствие между ростом  туристско-экскурсионного движения  и имеющийся материальной базой,  ощущался дефицит квалифицированных  специалистов по туризму.

Информация о работе Становление туристской индустрии