Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 23:30, реферат
В последние годы туризм играет большую роль в жизни современного общества. Этому способствует рост доходов населения, развитие регионов и простое человеческое любопытство. Ведь каждый из нас хотел бы посетить какое-нибудь интересное место, если предоставится такая прекрасная возможность. Благодаря туризму повышается культурный уровень людей, молодёжь учится самостоятельно принимать жизненно важные решения. Туризм - это активный образ жизни и он захватывает весь мир. Туризм относится к тому виду деятельности человечества, чья история начинается задолго до возникновения цивилизованного общества. В каждой исторической эпохе есть такие элементы деятельности людей, которые, так или иначе, попадают под категорию туризма.
1 Введение 3
2 Этапы развития туризма. 4
2.1 Первый этап - предыстория туризма. 4
2.2 Второй этап - элитарный туризм и зарождение массового туризма. 7
2.3 Третий этап - начало становления массового туризма. 9
2.4 Четвертый период - массовый туризм. 11
3 Становление туризма в России 13
3.1 Просветительский период (до 80х годов XIXв.) 13
3.2 Предпринимательский период (1890-1917г.г.). 15
3.3 Туристско-экскурсионная работа 1917-1930г.г. 16
3.4 Организационно-централиванный период 18
(1930-1970г.г.) 18
3.6 Переходный период (с 1990г.) 21
3.7 Современное состояние туризма в России 21
4 Терминология и понятия туризма 22
4.1 Туристская индустрия. 22
4.2 Туристский продукт. 24
5 Заключение 26
6 Список литературы. 27
В Германии
импульс развитию массового туризма
дал, как ни странно, национал-социализм.
Осуществляя идею "единства нации",
руководство страны стимулировало
массовый организованный туризм с целью
отдыха, причем эту деятельность направляла
специальная организация
Резюме: в этот период развития туризм одиночек постепенно уступал место групповому туризму широких масс. Кроме того изменился характер путешествий - уже преследовались не только развлекательные, но и познавательные цели. В маршруты все чаще включаются исторические места, памятники культуры.
2.4 Четвертый период - массовый туризм.
Вторая
мировая война парализовала туризм,
и дальнейшее развитие он получает
уже в послевоенные годы. Именно
в этот период туризм приобретает
действительно массовый характер: из
предмета роскоши он становится потребностью
для большинства населения
Важнейшим показателем завершения процесса формирования массового туризма мы считаем интенсивность туризма в той или иной стране. Интенсивность туризма показывает, какая часть (в %) населения ежегодно совершает хотя бы одну туристическую поездку (нетто-интенсивности), и рассчитывается как процентное отношение ко всему населению страны или к той его части, которая старше 14 лет. Когда интенсивность туризма превышает 50%, то можно говорить о сформировавшемся массовом туризме, в котором принимает участие большая часть населения.
В 80-е гг. темпы роста замедлились но остались устойчивыми при высоком уровне объема производства. За период с 1980г. число ночевок туристов увеличивается в 1,9 раза, причем если в 1960г. туристические поездки предпринимали лишь 27% населения ФРГ, то в 1980г. - 57,7%, а в 1987г. - 64,4%.
После второй
мировой войны в спросе и предложении
на рынке туризма произошли
Конвейерные
туризм предполагает относительным
примитивизм и однообразность потребностей
и мотивации туристов и, соответственно,
обезличенно-конвейерный
Дифференцированный
туризм отличают разнообразная
парадигма потребностей и
3 Становление туризма в России
Российский туризм имеет свою историю развития. В ней выделяют несколько периодов, каждый из которых имеет свои особенности.
3.1 Просветительский период (до 80х годов XIXв.)
В русском государстве первые путешествия были связаны с познавательными, торговыми, политическими и религиозными целями. Княгиня Ольга в IX в. посетила Византию. По мнению историка С.М.Соловьёва, одними из важнейших причин, побудивших её совершить путешествие, были “любопытство посмотреть чудеса образованного мира” и престиж, т.к. “…возвышался тот, кто был в Константинополе”. К наиболее ранним путешествиям относятся также перемещения купеческих караванов как внутри Древней Руси, так и за её пределами (Византия, Астраханское государство).
Вместе с христианством на Русь пришла традиция паломничества. Паломники, устремлённые целями распространения своей религии, поклонения святыням и их защиты, совершали труднейшие и длительные путешествия. В начале XII в. игумен Даниил совершил паломничество в Константинополь и Иерусалим. Он описал всё, что видел, тем самым положив начало религиозным описаниям – “хождениям”. Помимо религиозных целей такие путешествия имели и познавательный характер. Рассказы, описания паломников содержали в себе сведения о природе, культуре, быте разных стран и народов. Основными местами паломничества были Палестина, Иерусалим, гора Афон, Сергиев Посад и другие святые места.
В конце XVII в., начиная с правления Петра I, когда насаждаемые им новые веяния западной культуры постепенно проникали в русский быт, стали практиковаться поездки за границу с целью приобретения знаний и для расширения кругозора. Пример показал сам царь Пётр I, совершив путешествие в 1697-1699 г. в составе Великого московского посольства в страны Западной Европы. С тех пор путешествия познавательного характера стали одним из распространённых видов туризма в России. В результате путешествий, связанных с изучением сторон жизни западноевропейской культуры, царь ввёл обязательное изучение дворянами иностранных языков: немецкого, голландского, французского. Совершали путешествия не только представители царской фамилии, но и каждый дворянин имел право уехать за границу и вернуться в любое время.
Т.О., первые
путешествия, совершаемые в основном
с познавательными и
Уже в XVIII в. была предпринята первая попытка организации путешествий за границу для всех желающих. Вениамин Генш в 1777 г. выпустил приложение к газете “Московские ведомости”, где представил “План предпринимаемого путешествия в чужие края”. Это было первое приглашение россиянам совершить групповую поездку в страны Западной Европы, организацию которой брал на себя составитель плана.
В соответствии
с “Планом” предусматривалась поездка
группы молодых дворян в один из
немецких, итальянских или французских
университетов, затем проезд по маршруту,
следующему через Швейцарию, Италию
и Францию, для ознакомления с
искусством этих стран и фабричным
делом. Условия путешествия
С XVIII в. стали практиковаться поездки для лечения
внутри
страны. Ездили к святым и целебным
источникам, но уже с оздоровительной
целью. Это послужило началом
изучения целебных свойств
Основным препятствием для путешествий XVIII- началаXIXв. по России были плохие дороги, отсутствие условий нормального жизнеобеспечения в пути (гостиниц, трактиров, станции для смены или отдыха лошадей). Возможность же заграничных путешествий ограничивалась в материальном отношении даже для высшего сословия.
В XIX в. получили распространение горные восхождения, пешие прогулки и походы. Повышенное внимание к туризму, стремление к путешествию, организация научных и профессиональных обществ – всё это послужило основой для объединения любителей туризма в различные специализированные организации.
Первые
туристические организации
Т.о., туризм в просветительский период развивался в следующих направлениях:
3.2 Предпринимательский период (1890-1917г.г.).
Наиболее массовой туристской организацией дореволюционной России был Русский туринг-клуб (1895г., Петербург). Причиной образования клуба явилось распространение в России в конце XIX в. двухколёсных велосипедов, которые к тому времени превратились в удобный способ перемещения и часто использовались для далёких загородных прогулок.
Постепенно Русский туринг-клуб превратился в Российское общество туристов (РОТ). Основной целью общества содействие развитию туризма вообще и туризма велосипедного в частности. Общество имело свой устав из 35 статей. Так, 10 статья “Кто не может быть членом общества” гласила:
профессиональные велосипедисты;
исключённые из другого общества;
учащиеся учебных заведений;
находящиеся на действительной военной службе, низшие чины и юнкеры;
те, кто имеет ограничения прав по суду.
Основными задачами РОТа являлись проведение коллективных поездок своих членов, организация гостиниц в разных городах России для приёма туристов, издание журнала “Русский турист”, “Дорожника” и ежегодника, представлявших собой справочно-дорожные книжки для туристов.
Несмотря на некоторые успехи, РОТ не превратилось в мощную туристскую организацию, в основном, из-за пассивности её членов. Однако оно оставило след в истории туризма. Это была первая организация, преследовавшая сугубо туристские цели, приглашавшая посетить не только горы Кавказа и Крыма, но и различные районы России, и другие страны.
Т.о., предпринимательский
период характеризуется познавательно-
3.3 Туристско-экскурсионная работа 1917-1930г.г.
В некоторых обществах были созданы подразделения, которые проводили экскурсии и туристские походы за город. В 1920г. образовалось Объединённое лекционно-экскурсионное бюро, цель которого была широкая пропаганда пролетарского туризма и экскурсий. Для рабочих и служащих туристские вылазки устраивали профсоюзы. Эту работу проводили энтузиасты на внештатной основе. Они разрабатывали туристские программы и маршруты.
По
мере возрастания интереса
Определённые меры по развитию туризму принимались со стороны государства. Они были направлены на создание материально-технической базы и на подготовку профессиональных кадров. Очевиднее становились пути деятельности в этом направлении: централизация занятий туризмом, обеспечение туристов и экскурсантов транспортом, местами размещения, питанием, путеводителями, сведениями об объектах посещения, подготовка кадровых групповодов-организаторов и т.д.
При комсомольских
комитетах создавались бюро туризма.
Перед бюро ставились задачи содействия
местным “обществам массовых путешествий,
ведения справочно-
Наряду
с этим была сформирована база для
элитного отдыха и оздоровления, а
также рынок элитного выездного
туризма. Создавались коммерческие
организации, предлагающие для платёжеспособного
населения путешествия и
Этот период характеризуется следующими тенденциями:
3.4 Организационно-централиванный период
(1930-1970г.г.)
Возрастающая
массовость туризма требовала
развития материальной базы. Основным
источником накопления