Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 15:55, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является оценка современного состояния и тенденций развития курортно-рекреационной отрасли.
Поставленная цель определила решение следующих задач:
исследование мест и значений определенных территорий в туристической системе Украины;
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
РАЗДЕЛ 1. УСЛУГИ РЕКРЕАЦИИ И ТУРИЗМА…………...……………………5 1.1. Общие понятия о рекреации и туризме………………………..……….…….5
1.2. Специфика услуг рекреации и туризма и их классификация……………...10
1.3. Место услуг рекреации и туризма в национальной экономике…………...15
РАЗДЕЛ 2. ТУРИСТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ В СИСТЕМЕ РЕКРЕАЦИИ УКРАИНЫ………………………………………………………………………….20
2.1. Нормативно-правовая база и рыночное покрытие комплекса туристических услуг Украины………………………………………………...……………………20
2.2. Проблемы и пути их решения в сфере услуг рекреации и туризма Украины……………………………………………………………………………..28
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………………...34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНКОВ………………………………...36
Приложение А
Развитые страны имеют значительные расходы на международный туризм, поскольку в них преобладает пассивный туризм, экономический эффект которого проявляется в улучшении качества воспроизводства рабочей силы посредством активной ее рекреации и повышении на этой основе продуктивности труда. Зарубежные поездки населения этих стран стали неотъемлемой составной частью современного образа жизни. Стремление путешествовать и проводить отпуск за границей приводит к повышению удельного веса расходов населения на зарубежные поездки в ВВП и импорте товаров и услуг. Развитие туризма и проведение мероприятий по привлечению иностранных туристов способствует увеличению валютных поступлений в принимающие страны. Но, несмотря на значительные поступления валюты от международного туризма, в некоторых высокоразвитых странах, как Бельгия, Нидерланды и Германия, они играют в целом небольшую роль, так как возможности в них для активного туризма сильно ограничены недостатком естественных туристских ресурсов и экологической ситуацией в традиционных районах туризма [7, c. 246].
Круизные путешественники классифицируются как экскурсанты, если они ночуют на борту теплохода во время стоянок в портах, и как туристы, путешествующие с целью отдыха, если они ночуют в гостиницах или других видах средств размещения, в то время как судно стоит в порту (в течение не менее 24 часов). Исследования показывают, что 39% стран из определения ,,посетитель” исключает экскурсантов, а 10% стран исключают бизнесменов.
В практике некоторых стран принято считать туристами только тех, кто находится в другой стране не менее 30 дней. В некоторых странах ведется учет по гражданству временных посетителей, в других – по стране их постоянного проживания, в-третьих – учитывается страна, из которой состоялся непосредственный приезд посетителя. В целом ряде стран весьма сложно стоит проблема сбора данных о точном количестве пересечения границ, поскольку осуществляется безвизовый въезд граждан в соответствии с двухсторонними соглашениями, в том числе и туристов [26, c. 19].
Для современного развития экономики характерно не столько развитие обособленных отраслей, сколько функционирование различных межотраслевых комплексов. К туризму следует подходить как к крупному самостоятельному межотраслевому хозяйственному комплексу национальной экономики, поскольку сфера туризма, объединяя различные отрасли, лежит не в привычной вертикальной плоскости, а охватывает некое горизонтальное пространство, включая предприятия и организации разной отраслевой принадлежности.
Итак, индустрия туризма должна рассматриваться как экономическая категория, выражающая совокупность взаимосвязанных отраслей и производств национальной экономики, единой функциональной задачей которых является деятельность, направленная на удовлетворение разнообразных и постоянно растущих потребностей людей в различных видах отдыха и путешествий в свободное время при рациональном использовании всех имеющихся туристских ресурсов [38, c. 19].
РАЗДЕЛ 2
ТУРИСТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ В СИСТЕМЕ РЕКРЕАЦИИ УКРАИНЫ
2.1 Нормативно-правовая база и рыночное покрытие комплекса туристических услуг Украины
Закон Украины ,,О туризме” понимает под туристическим продуктом предварительно разработанный комплекс туристических услуг, который совмещает не менее чем две такие услуги, что реализуется или предлагается для реализации по определенной цене, в состав, которого входят услуги перевозки, услуги размещения и другие туристические услуги, не связанные с перевозкой и размещением (услуги по организации посещений объектов культуры, отдыха и развлечений, реализации сувенирной продукции, и тому подобное) [3, c. 5].
Сопутствующие туристические услуги и товары – услуги и товары, предназначенные для удовлетворения потребностей потребителей, предоставления, и производство которых несущественно сократится без их реализации туристам.
Государственная регистрация юридических лиц или физических лиц – предпринимателей осуществляется в соответствии с Законом Украины ,,О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц-предпринимателей” от 15.05.03г. № 755- IV [4, c. 23].
Согласно вышеуказанного Закона Украины государственная регистрация юридических лиц или физических лиц-предпринимателей осуществляется государственным регистратором исключительно в исполнительном комитете городского совета, города областного значения или в районной городов Киева и Севастополя государственной администрации (далее, органы государственной регистрации) по местонахождению юридического лица или по местожительству физического лица-предпринимателя [4, c. 24].
Срок регистрации физического лица-предпринимателя не должен превышать двух рабочих дней с момента поступления документов для проведения государственной регистрации физического лица-предпринимателя.
В соответствии с п. 50 ст. 9 Закона Украины ,,О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности” лицензированию подлежат такие виды хозяйственной деятельности как туроператорская и турагентская деятельность [2, c. 26].
В соответствии со ст. 17 Закона Украины ,,О туризме” с целью создания равных возможностей субъектам туристической деятельности на рынке туристических услуг и обеспечения защиты прав и законных интересов граждан, защиты окружающей природной среды, повышения уровня туристического обслуживания, осуществляется лицензирование туроператорской и турагентской деятельности [3, c. 11].
В заявлении о выдаче лицензии должны содержаться такие данные:
сведения о субъекте хозяйствования (заявителе): наименование, местонахождение, банковские реквизиты, идентификационный код (для юридического лица);
фамилия, имя, отчество, паспортные данные (серия, номер паспорта, кем и когда выданный, местожительство), идентификационный номер физического лица-налогоплательщика и других обязательных платежей (для физического лица);
вид хозяйственной деятельности указанный согласно статье 9 Закона Украины ,,О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности” (полностью или частично), на осуществление которого заявитель намеревается получить лицензию [2, c. 27].
В соответствии с Законом Украины ,,О туризме” субъекты туристической деятельности обязаны:
проводить деятельность в отрасли туризма, которая подлежит лицензированию, лишь при наличии лицензий;
предоставлять туристические услуги, которые подлежат обязательной сертификации, после проведения такой сертификации в установленном порядке;
вовлекать в предоставление туристических услуг лиц, которые отвечают установленным законодательством соответствующим квалификационным требованиям, а в случаях, определенных данным Законом, также имеют соответствующие разрешения на право осуществления туристического сопровождения;
предоставлять туристам необходимую и достоверную информацию о туристических услугах, правах, обязанностях, и правила поведения туристов (экскурсантов), условия страхования, порядок возмещения нанесенных убытков, условия отказа, от услуг, правила визового таможенного режима, пересечение государственной границы и другую информацию, предусмотренную данным Законом;
предоставлять туристические услуги в объемах и в сроки, обусловленные договором;
выполнять требования закона относительно обеспечения безопасности туристов, охраны туристических ресурсов Украины и окружающей среды;
вести учетную и другую определенную законодательством документацию, предоставлять в установленном порядке бухгалтерскую и статистическую отчетность;
возмещать в установленном порядке убытки, нанесенные туристам (экскурсантам), другим лицам и окружающей среде [3, c. 29].
Кроме того, с целью обеспечения безопасности туристов субъекты туристической деятельности, осуществляя соответствующий вид деятельности, обязаны:
информировать туристов о возможных опасностях во время путешествия, необходимость выполнения общеобязательных требований и мер пресечений или предупредительных (медицинских прививок и тому подобное);
создавать безопасные условия в местах предоставления туристических услуг, обеспечивать надлежащее обустройство трасс походов, прогулок, экскурсий, и тому подобное;
обеспечивать специальные требования безопасности во время предоставления туристических услуг с повышенным риском (автомобильный, горный, лыжный, велосипедный, водный, мотоциклетный, пешеходный туризм, спелеотуризм и тому подобное);
обеспечивать туристов квалифицированными специалистами туристического сопровождения, специальным снаряжением и инвентарем;
обеспечивать учебу туристов средствам профилактики и защиты от травм, предупреждения несчастных случаев и предоставления первой медицинской помощи;
обеспечивать предоставление оперативной помощи лицам, которые пострадали во время путешествия, транспортировки потерпевших;
оперативно информировать органы местной власти и ответственных лиц о чрезвычайных ситуациях, в которых оказались туристы, подавать сведения об исчезнувших лицах.
В соответствии со ст. 15 Закона Украины ,,О туризме” лица, которые организуют эксплуатацию туристических ресурсов, обязаны обеспечивать выполнение требований относительно охраны окружающей среды и охраны культурного наследия, а также принимать меры относительно обеспечения минимизации или прекращения вредного влияния на окружающую среду и социально-культурную среду и компенсировать нанесенные им при этом убытки [3, c. 31].
С целью обеспечения прав и законных интересов граждан-потребителей туристических услуг туроператор и турагент обязаны осуществить финансовое обеспечение своей гражданской ответственности (гарантией банка или другого кредитного учреждения) перед туристами.
Возмещение убытков, причиненных туристу в случае возникновения обстоятельств неплатежеспособности туроператора (турагента) или в результате нарушения процесса о признании его банкротом, осуществляется соответствующим кредитным учреждением на основании заявления туриста, договора на туристическое обслуживание (ваучера) и документов, которые подтверждают невыполнение туроператором (турагентом) договорных обязательств.
В соответствии со ст. 16 Закона Украины ,,О туризме” страхование туристов (медицинское и от несчастного случая) является обязательным и обеспечивается субъектами туристической деятельности на основе соглашений со страховщиками. Туристы вправе самостоятельно заключать договоры на такое страхование. В этом случае они обязаны заблаговременно подтвердить туроператору или турагенту наличие должным образом заключенного договора страхования [3, c. 32].
Договором страхования должны предусматриваться предоставление медицинской помощи туристам и возмещение их расходов при наступлении страхового случая непосредственно в стране (месте) временного пребывания.
Информация об условиях обязательного страхования должна быть доведена до сведения туриста до заключения договора на туристическое обслуживание.
Обязательное (медицинское и от несчастного случая) страхование осуществляется один раз на весь период туристического путешествия.
По требованию туриста туроператор или турагент обеспечивают страхование других рисков, связанных с осуществлением путешествия.
По желанию туриста с ним может быть заключено соглашение о страховании для покрытия расходов, связанных с аннулированием договора на туристическое обслуживание по инициативе туриста, или соглашении о страховании для покрытия расходов, связанных с преждевременным возвращением к местожительству при наступлении несчастного случая или болезни.
В соответствии со ст. 18 Закона Украины ,,О туризме” перечень туристических услуг, которые подлежат обязательной сертификации относительно безопасности для жизни и здоровья людей, защиты их имущества и охраны окружающей среды, порядок проведения сертификации услуг в сфере туристической деятельности определяются Кабинетом Министров Украины в соответствии с законом [3, c. 34].
С целью повышения уровня туристического обслуживания, содействия потребителям, в сознательном выборе туристических услуг, обеспечения равных возможностей, субъектам туристической деятельности на рынке туристических услуг, обеспечения защиты прав и законных интересов, жизни, здоровья и имущества граждан, повышения уровня экологической безопасности, объектам туристической инфраструктуры присваиваются категории качества и уровня обслуживания.
В соответствии с Постановлением Кабинета Министров от 29.07.2009г. № 803 ,,Об утверждении Порядка установления категорий гостиницам и другим объектам, предназначенным для предоставления услуг по временному размещению (проживанию)” категории гостиницам и другим объектам, которые предназначаются для предоставления услуг по временному размещению (проживанию), устанавливаются за результатами обязательной сертификации услуг по временному размещению, которые им предоставляются относительно уровня безопасности для жизни и здоровья людей, защиты их имущества и охраны окружающей естественной среды, в государственной системе сертификации УкрСЕПРО и оценивание соответствия гостиниц требованиям определенной категории (далее – оценивание гостиницы), которые проводятся в соответствии с правилами обязательной сертификации услуг по временному размещению (проживанию), утвержденных Госпотребстандартом [6, c. 41].