Туристский рынок как сфера проявления экономических отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 13:48, реферат

Описание

Целью данной курсовой работы является анализ рынка туристических услуг на основе проведения маркетинговых исследований данного рынка.

Содержание

Введение …………………………………………………………………….3
1. Туристский рынок как сфера проявления экономических отношений
1.1 Сущность и экономическое содержание туристического рынка …6
1.2 Туристский спрос и туристское предложение ……………………..10
1.3 Этапы принятия решения о покупке туристского продукта ………14
2. Туристический рынок как объект маркетинговых исследований

2.1 Виды и цели маркетинговых исследований в туризме …………….17
2.2 Этапы проведения туристских исследований ……………………...20
2.3 Источники и методы сбора информации …………………………..23
Заключение …………………………………………………………………….31
Список используемой литературы ……………………………………………33

Работа состоит из  1 файл

курсовик.doc

— 188.00 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение …………………………………………………………………….

3

1. Туристский рынок  как сфера проявления экономических  отношений

 

1.1 Сущность и экономическое содержание туристического рынка …

6

1.2 Туристский спрос  и туристское предложение ……………………..

10

1.3 Этапы принятия решения о покупке туристского продукта ………

14

2. Туристический рынок как объект маркетинговых исследований

 

2.1 Виды и цели маркетинговых  исследований в туризме …………….

17

2.2 Этапы проведения  туристских исследований ……………………...

20

2.3 Источники и методы сбора информации …………………………..

23

Заключение …………………………………………………………………….

31

Список используемой литературы ……………………………………………

33


 

Введение

 

Индустрия туризма является одним из наиболее динамично развивающихся секторов экономики. Согласно данным ВТО, в последние двадцать лет среднегодовые темпы роста иностранного туризма составили 5,1 %, а среднегодовые темпы роста валютных поступлений от международного туризма - 14 %; в 1993 г. международных туристских прибытий было 576 млн. чел., а поступления от международного  туризма  достигли  372  млрд. долл.   США. К 2010 г. количество международных поездок предположительно возрастет до 937 млн. Многие высокоразвитые страны, такие как Швейцария, Австрия, Франция, значительную долю своего благосостояния построили на доходах от туризма. В западных странах туризм признается доходной отраслью хозяйства, находящей поддержку государства.

Проблемой, с которой  приходится сталкиваться, при изучении рынка туристический услуг, выступает то, что туризм в России пока не воспринимается полноправным сегментом экономики и предметом научного анализа. Российская туристская индустрия переживает период своего становления как самостоятельный сектор хозяйствования. С каждым годом увеличивается потребность в квалифицированных кадрах в области туризма, возникают многочисленные высшие учебные заведения и курсы повышения квалификации, готовящие кадры туризма [4].

В условиях быстроразвивающегося рынка туризма России важную роль  играют маркетинговые мероприятия: исследования, стратегия и планирование. В туризме (как в России, так и на европейских рынках) маркетингу уделяется недостаточно внимания, так как предприниматели в основном сориентированы на практику и действуют в соответствии с имеющимся у них опытом. Важнейшей причиной такого положения вещей является и тот факт, что большинство туристских предприятий до недавних пор могли без особых усилий и маркетинговых исследований постоянно увеличивать и расширять клиентуру и объемы производства туристских услуг. Экстенсивный рост спроса на туруслуги в России, обусловленный огромным количественным потенциалом, высоким уровнем образования населения, готовностью расходовать деньги на отдых и традиционной щедростью русских туристов во время отдыха в недалеком прошлом не являлись стимулами в активизации маркетинговой деятельности туристских организаций [4].

Вместе с тем индивидуализация потребительского спроса, использование  как массово-стандартизованного, так  и дифференцированного предложения  туристских товаров и услуг, концентрация капитала и технологические процессы в индустрии туризма обусловливают необходимость усиления внимания к проблемам маркетинговых исследований, стратегий и планирования. В России такая практика начала развиваться в последнее десятилетие XX в., особенно в наиболее развитых географических районах, например в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде [8].

Однако в отличие  от маркетинга многих товаров массового потребления маркетинг в туризме имеет свои специфические особенности, возникающие прежде всего из-за специфического характера туристских услуг.

Актуальность маркетинговых  исследований рынка туристических услуг обусловлена тем, что в процессе интенсивного развития туристской индустрии и постоянно повышающейся роли туризма в мировой экономике возникает необходимость обобщения различных по тематике научных разработок в области туризма, опыта и методов работы западных и российских предпринимателей в сфере туризма. Актуальность определена также стремительным развитием рынка туристских услуг, характерными чертами которого на сегодняшний день являются интернационализация, интеграция и регионализация в такой же мере, как и динамичные изменения туристского спроса и предложения. В этих условиях современного рынка туризма роль и место маркетинга непрерывно возрастают. Требуется глубокое изучение маркетинговых мероприятий и особенностей их использования российскими турорганизациями [4].

Целью данной курсовой работы является анализ рынка туристических  услуг на основе проведения маркетинговых исследований данного рынка.

Задачи:

- изучить сущность и экономическое содержание туристического рынка;

- изучить туристский  спрос и туристское предложение; 

          - рассмотреть этапы принятия решения о покупке туристского продукта;

          - изучить виды и цели маркетинговых исследований в туризме;

          - рассмотреть этапы проведения  туристских исследований;

          - изучить методы сбора информации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Туристский рынок как  сфера проявления экономических  отношений

1.1 Сущность  и экономическое содержание туристического рынка

Туризм сегодня - это  сфера социально-экономического комплекса, которая во многих странах превратилась в бурно развивающуюся индустрию. В настоящее время каждое 7-е рабочее место в мире приходится на туристский бизнес.

Туризм в России - это  развивающийся комплекс. Поэтому постоянно ведется поиск новых форм работы на рынке, путей решения возникающих в данной индустрии проблем. Но, несмотря на стремительные темпы развития, должного внимания туризму как сектору национальной экономики России до сих пор не уделяется.

Туризм как товар  реализуется в форме услуг. Услуга туризма, как и услуга, вообще, есть действие определенной потребительской стоимости, выражающееся в полезном эффекте, который удовлетворяет ту или иную человеческую потребность. При этом услуга может быть оказана либо вещью, т. е. при помощи товара, либо в процессе функционирования самого живого труда. Указанные два способа производства услуг обусловливают и два вида самих услуг: материальные (производственные), опосредованные вещью, и нематериальные (непроизводственные), не связанные с материальными продуктами, производство которых неотделимо от их потребления [6].

Кроме услуг, туристы  могут покупать товары туристского назначения. Совокупность услуг и товаров туристского назначения образует понятие «туристский продукт». Турпродукт включает:

  • туры, объединенные по целенаправленности (познавательные, оздоровительные и т. п.);
  • туристско-экскурсионные услуги различных видов (размещение, питание, транспортные услуги и т. д.);
  • товары туристско-сувенирного назначения (карты, открытки, сувениры и др.).

Туризм можно импортировать  в страну и экспортировать из нее.

Расходы туристов из других регионов представляют собой вклады в экономику данного принимающего региона. Так, туристы из Японии, путешествуя по России, получают свои доходы преимущественно на родине. И расходуя деньги в России, они вкладывают их в экономику нашей страны. Таким образом, расходы иностранцев в стране в туристских целях представляют собой для России туристский экспорт. Въезжая в данную страну, туристы приобретают туристский опыт и увозят с собой незабываемые впечатления от поездки.

Итак, туристский экспорт - это вывоз из страны туристских впечатлений, который сопровождается одновременным ввозом туристом денег в данную страну. Туристский импорт - это ввоз в страну туристских впечатлений, который сопровождается одновременным вывозом туристом денег из данной страны [4].

В настоящее время  старое понятие «отрасль» постепенно размывается. Для рыночной экономики характерно не столько развитие обособленных отраслей, сколько функционирование диверсифицированных межотраслевых комплексов. Так как в туризме производятся и предметы потребления (пища), и услуги (размещение в гостинице), то можно сделать вывод, что туризм - это диверсифицированный межотраслевой комплекс социально-бытовой инфраструктуры, который имеет производственные и непроизводственные функции и представляет собой туристскую индустрию. Хозяйственный процесс, протекающий в отрасли туризма, является производственно-обслуживающей деятельностью, обеспечивающей предоставление туристам качественных туристских услуг, а также дальнейшее развитие туристской индустрии.

Туристский рынок - это  система мирохозяйственных связей, в которой совершается процесс превращения туристско-экскурсионных услуг в деньги и обратного превращения денег в туристско-экскурсионные услуги.

Другими словами, туристский рынок - это сфера проявления экономических отношений между производителями и потребителями туристского продукта. Если экономические интересы производителя и потребителя туристского продукта совпадают, то происходит акт купли-продажи туристского продукта.

В качестве основополагающих функций туристского рынка можно выделить следующие:

  • реализация стоимости и потребительской стоимости, заключенных в туристском продукте;
  • организация процесса доведения туристского продукта до потребителя (туриста);
  • экономическое обеспечение материальных стимулов к труду.

В процессе выполнения туристским рынком первой функции происходит движение стоимости, которое отражается посредством обмена: деньги ↔ туристский продукт.

Завершение этого обмена означает законченность акта товарно-денежных отношений, реализацию стоимости, заключенной в туристском продукте, и общественное признание его потребительской стоимости. В результате обеспечивается нормальный ход общественного воспроизводства, появляются и накапливаются денежные средства для развития туристской индустрии.

Функция организации  процесса доведения туристского продукта до потребителя осуществляется через создание сети турагентов и туроператоров по его реализации.

Функция экономического обеспечения материальных стимулов к труду заключается в том, что в процессе обмена «деньги - туристский продукт» на туристском рынке распределение как необходимая фаза воспроизводства предстает в завершенном виде. У работников туристской фирмы, получающих за свой труд денежное вознаграждение, создаются материальные стимулы к повышению качества и увеличению количества туристского продукта, производству его в соответствии с запросами потребителей [9].

Туристский рынок характеризуется  наличием субъектов, т. е. юридических и физических лиц, которые являются производителями и потребителями туристского продукта. Можно выделить три субъекта туристского рынка: самих туристов (потребителей турпродукта), туроператоров и турагентов.

Функционирование туристского  рынка и связанных с ним  предприятий туристской индустрии  имеет явно выраженный сезонный характер. На сезонность в туризме влияют различные факторы.

К первичным факторам сезонности функционирования туристского  рынка относятся природно-климатические.

К вторичным факторам относятся:

1) экономические - структура потребления товаров и услуг, формирование платежеспособности спроса посредством предложения;

2) наличие свободного  времени; 

3) демографические - дифференцированный спрос по половозрастному составу и другим признакам;

4) психологические - традиции, вкусы, мода;

5) технологические - связанные с комплексным предоставлением качественных услуг.

Для успешного ведения  туристской деятельности фирмам нецелесообразно распылять свои усилия, а рекомендуется сосредоточиться на определенном круге потребителей туристского продукта и строить свою политику поведения на туристском рынке таким образом, чтобы наиболее полно удовлетворять все потребности именно этого узкого сегмента путешественников. Поэтому проводится сегментация туристского рынка, т. е. разделение его на однородные удельные рынки, сегменты. В основе сегментации лежит стремление фирм получить монопольное положение если не на всем рынке, то, по крайней мере, в той его части, которая наиболее предпочтительна с точки зрения ее производственных, финансовых и сбытовых возможностей [3].

Разделение рынка на сегменты должно производиться по определенным критериям. Наиболее соответствует современным задачам развития туристской индустрии метод сегментации, который базируется на трех группах критериев: географических, социальных и психологических.

Всякий рынок как классический, так и современный, в процессе своего функционирования опирается на действие трех основных экономических законов: закон стоимости, закон спроса и предложения, закон конкуренции. При этом закон спроса и предложения формирует поведение потребителей на рынке, а закон конкуренции выступает как механизм функционирования рынка.

Информация о работе Туристский рынок как сфера проявления экономических отношений