Туристский рынок как сфера проявления экономических отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 13:48, реферат

Описание

Целью данной курсовой работы является анализ рынка туристических услуг на основе проведения маркетинговых исследований данного рынка.

Содержание

Введение …………………………………………………………………….3
1. Туристский рынок как сфера проявления экономических отношений
1.1 Сущность и экономическое содержание туристического рынка …6
1.2 Туристский спрос и туристское предложение ……………………..10
1.3 Этапы принятия решения о покупке туристского продукта ………14
2. Туристический рынок как объект маркетинговых исследований

2.1 Виды и цели маркетинговых исследований в туризме …………….17
2.2 Этапы проведения туристских исследований ……………………...20
2.3 Источники и методы сбора информации …………………………..23
Заключение …………………………………………………………………….31
Список используемой литературы ……………………………………………33

Работа состоит из  1 файл

курсовик.doc

— 188.00 Кб (Скачать документ)

После определения необходимости  сбора первичных данных нужно выбрать метод их получения. Наиболее широко используемый метод сбора информации - это опрос. Другими распространенными методами являются наблюдение и эксперимент. Сбор первичной информации требует значительных затрат, но и полученные данные имеют больший эффект в решении проблемы. В ходе сбора первичной информации периодически обновляются и вторичные данные [8].

Метод опроса (опросная техника) позволяет собирать информацию посредством  задаваемых вопросов и включает фактический опрос, опрос мнений и объяснительный опрос. Опросы могут быть проведены посредством персональных интервью, с помощью почты или телефона.

Фактический опрос. Анализ всех видов опроса показывает, что фактический опрос имеет больше преимуществ. Вопрос «Когда и где Вы проводили отпуск с семьей в прошлом году?» требует от респондента точности ответа. Фактический опрос приносит превосходные результаты, несмотря на то, что данные его могут быть подвержены неточностям из-за плохой памяти респондентов или их желания произвести наилучшее впечатление.

Опрос мнений потребителей. При использовании данного метода респондентов просят выразить свое мнение, сделать оценку чего-либо. Например, респондента спросят, какой турпродукт был для него привлекательным: А или В, или реклама какого продукта была лучшего качества? Этот опрос мнений может принести ценные результаты.

Объяснительный опрос. Здесь респонденты выступают  в качестве репортеров. Например, их просят объяснить, почему они приняли  именно это решение (т. е. почему они приняли участие именно в этой рекреационной деятельности), почему они выбрали указанную авиакомпанию, почему они выбрали данную страну (регион) для проведения своего отдыха, почему они выбрали именно это средство размещения.

Если на вопрос «что»  респонденты отвечают точно и без промедлений, то при ответе на вопрос «почему» иногда возникают замешательства. Таким образом, можно сделать вывод о целесообразности получения данных с помощью метода опроса, используя при этом фактический опрос или опрос мнений и применяя более глубокое интервьюирование или психологическое изучение с целью получения ответов на вопрос «почему» [4].

Как было сказано выше, опрос потребителей может производиться  при помощи персонального (личного) или группового интервьюирования, по телефону или по почте.

Личное  интервью.  Оно  бывает двух  видов:  заранее  спланированное и организованное интервью и уличное интервью. При проведении заранее организованного интервью опрашиваемые выбираются случайно, наугад, опрос проводится по телефону или при личном контакте. Второй тип интервью предполагает опрос людей на улицах. Интервью представляет собой более удобный способ сбора данных, чем опрос по почте или телефону, так как интервьюер может адаптировать вопросы к определенной ситуации, к респонденту, давать необходимые разъяснения по ходу интервью. При помощи интервью можно получить намного больше информации, чем при опросе по почте или по телефону, которые, как правило, бывают относительно ограничены во времени. Человек, который проводит личные интервью, может сам делать необходимые наблюдения на месте и в то же время задавать вопросы. Метод персонального интервью позволяет  лучше других  методов  опроса  осуществлять контроль за соблюдением выборки.

Основным ограничением в использовании личного интервью являются относительно высокие затраты на его проведение. Этот метод является самым затратоемким из всех трех методов и требует значительно больше времени на проведение. Отрицательным моментом также является возможность оказания влияния интервьюером на ответы респондентов.

Групповое интервью. При  проведении группового интервью   собираются   6-10  человек.  Интервьюер  должен быть объективным, иначе результаты будут неверными. Участникам интервью, как правило, выплачивается небольшая сумма денег за участие. Интервью проводится в приятной и не отвлекающей внимание обстановке. Интервью фиксируется в записях на видео- или аудиоаппаратуре. Записи тщательно изучаются с целью выяснения мнений, убеждений и лучшего понимания поведения респондентов. Групповое интервью становится одним из основных исследовательских орудий маркетинга, позволяющих глубже понять мысли и чувства потребителей [6].

Опрос по телефону. Телефонные опросы, как правило, короче по времени  и более трудозатратны по сравнению  с персональными и групповыми интервью. Негативным моментом здесь является то, что дается недостаточно времени для разъяснений к задаваемым вопросам, они не так удобны, как в случае личного контакта. Телефонный опрос должен быть кратким, лаконичным и не носить личного характера. Другим недостатком этого метода может быть то, что не у каждого потенциального респондента есть телефон. Основными достоинствами опроса по телефону являются быстрота сбора данных и небольшие издержки на его проведение.

Опросы по почте. Этот метод исследования не требует больших  затрат. Обычно процедура опроса по почте начинается с составления и отправки по почте анкеты группе респондентов, которых просят вернуть заполненные анкеты по адресу на конверте. Этот метод имеет существенное преимущество, когда необходимо опросить территориально разобщенные группы респондентов и когда бывает трудно провести опрос их другими методами. Еще одна положительная черта данного подхода состоит в отсутствии оказываемого влияния на ответы респондентов, как бывает в случае личного интервью. Таким образом, респонденты заполняют листы опросов или анкеты по своему усмотрению.

Основной задачей при  проведении опроса по почте является четкое составление опросного листа, чтобы получить точные ответы. Следующее, на что необходимо обращать внимание при проведении данного вида опроса, -это количество вопросов в анкете. Хотя при отправлении анкеты по почте есть возможность задать больше вопросов, чем при телефонном опросе, тем не менее их не должно быть много. Почтовые анкеты требуют простых, четко сформулированных вопросов, которые не будут сбивать с толку отвечающих. Для увеличения количества полученных анкет обычно предпринимают следующие шаги: дарят подписку на какое-нибудь печатное издание и отсылают бесплатный номер; письмо с анкетами посылают директору той организации, где работают респонденты, чтобы он проконтролировал возврат заполненных анкет; в конверт с анкетой вкладывают оплаченный конверт с обратным адресом; привлекательно оформляют опросный лист [4].

Метод наблюдений состоит  в непосредственном наблюдении за людьми и обстановкой в процессе сбора данных. Турпредприятие может, например, попросить турагентов или других посредников, работающих с его конкурентами, понаблюдать за их работой и реакцией их клиентов, поощрять поставщиков товаров и услуг за сообщение о делах конкурентов и о том, как они решают свои проблемы. Наконец, сами представители турпредприятия могут полететь на самолете, поселиться в гостинице или купить тур конкурирующей организации, чтобы оценить уровень обслуживания, увидеть реакции клиентов и выявить какие-то преимущества, и если они ведут к достижению конкурентной позиции на рынке, то ввести их на своем   предприятии. Способ наблюдения за действиями людей более беспристрастный, чем использование метода опроса. При использовании этого метода информация может быть собрана посредством либо личного наблюдения, либо наблюдения при помощи механических средств.

Преимущество метода наблюдения состоит в том, что  он способствует сбору более точной информации и описывает поведение потребителей. Он также предотвращает возможность оказания влияния интервьюера на ответы. Недостатком метода является то, что он более затратный по сравнению с методом опроса и что его бывает невозможно применить в некоторых случаях. Метод наблюдения описывает поведение людей, но не выявляет причины, побуждающие их вести себя так или иначе. Таким образом, если необходимо выяснить причины поведения и ответить на вопрос «почему», наблюдение представляет худший метод для осуществления данной цели [1].

Эксперимент подразумевает  проведение тестов с целью выявления причинно-следственных отношений. Экспериментальные исследования требуют отбора сопоставимых между собой групп субъектов, создания для этих групп разной обстановки, контроля за переменными составляющими  и  установления  степени  значимости  наблюдаемых различий.  При  надлежащем  контроле  этот метод дает наиболее убедительные данные. На выводы эксперимента можно полагаться в той мере, в какой его замысел и исполнение исключают альтернативные предположения, посредством которых можно было бы объяснить полученные результаты. В туризме трудно проводить экспериментальные  исследования, так как  бывает трудно контролировать постоянство переменных составляющих.   Однако   курортные   регионы   или  туристские предприятия могут проводить рекламные или ценовые эксперименты в помощь принятия менеджерами управленческих решений.

Например, туроператору, работающему по маршрутам «Золотого  кольца России» нужно установить, как скажется понижение цены турпродукта  на увеличении объема его продажи. Предположим, что первоначальная цена на тур составляла 560 руб. Затем компания решила снизить цену тура в одном и том же промежутке времени до 490 руб. Если в результате количество клиентов, обратившихся в фирму, осталось прежним, то от цены ничего не зависит. Если же поток туристов значительно возрос, то можно сделать вывод о зависимости количества туристов от изменения цены на турпродукт.

Основными орудиями исследований в туризме являются анкета и механические устройства. Широко используемым инструментом при сборе первичной информации является анкета, или опросный лист. Анкета состоит из ряда вопросов, на которые опрашиваемый должен дать ответ. Анкета - очень гибкий инструмент исследования, так как вопросы можно задать разными способами.

Она должна быть тщательно  разработана, опробована, все выявленные недостатки анкеты должны быть устранены до начала ее широкого использования. При подготовке анкеты туристские организации могут обратиться к специалисту по маркетингу или к специализированным компаниям по маркетинговым исследованиям, которые помогут выбрать необходимые вопросы, их форму, правильную формулировку и расположение вопросов [3].

В маркетинговых исследованиях  выделяют два типа вопросов: закрытые и открытые. Закрытый вопрос включает все возможные варианты ответов. Опрашиваемый просто выбирает один из них. Открытый вопрос дает опрашиваемым возможность отвечать своими словами. Открытые вопросы могут быть представлены в различных формах. Они дают больший результат, поскольку опрашиваемые ничем не ограничены при ответе на вопросы. Такой тип вопросов особенно полезен на поисковом этапе исследования, когда необходимо установить, что думают люди, не определяя, какое количество из них думает так или иначе. С другой стороны, закрытые вопросы помогают получить ответы, которые легко интерпретировать и заносить в таблицы.

Важно обращать внимание на формулировку вопросов. При этом нужно использовать простые, недвусмысленные  слова, которые не влияют на направление  ответа. Вопросы должны быть опробованы (до составления анкеты)[4].

 

 

Заключение

 

В ходе написания курсовой работы был рассмотрен туристический  рынок, как сфера проявления экономических  отношений.

В настоящее время  старое понятие «отрасль» постепенно размывается. Для рыночной экономики характерно не столько развитие обособленных отраслей, сколько функционирование диверсифицированных межотраслевых комплексов, одним из которых является туризм.

         Туристский рынок сегодня- это сфера проявления экономических отношений между производителями и потребителями туристского продукта. Если экономические интересы производителя и потребителя туристского продукта совпадают, то происходит акт купли-продажи туристского продукта.

         На туристском рынке сталкиваются спрос на туристский продукт, который предъявляет турист, и предложение туристского продукта, которое предоставляет туристская фирма.

На величину спроса, его  структуру и динамику влияют самые  различные факторы: количество покупателей туристского продукта, их денежные доходы, оценки перспектив будущих доходов, бюджет свободного времени, туристские вкусы путешественников, реклама и т. д.

Предложение туристского  продукта также зависит от многих факторов: количества туристских поставщиков (предприятия размещения, питания, развлечений и т. д.); количества фирм-продавцов; уровня эффективности производства туристских товаров и услуг; уровня научно-технического прогресса; системы налогообложения; цен на факторы производства; оценки перспектив спроса и будущих доходов.

Решение о путешествии  предполагает принятие других взаимосвязанных решений и включает не только оценку и выбор единственного турпродукта из альтернативного ряда, но и должно быть ориентировано на выбор подходящей «смеси» из различных услуг, предлагаемых предприятиями индустрии туризма.

Кризис 1998 г. заставил многие туристские организации пересмотреть методы своей работы, переменить стратегию, чтобы выжить в условиях жесткой конкуренции. Больше внимания стало уделяться исследованию и анализу рынка туристических услуг. Важную роль при данном анализе играют маркетинговые исследования.

Специфика маркетинговых  исследований на российском туристском рынке состоит в том, что изучение рынка ограничивается только проведением кабинетных исследований с использованием вторичной информации, но часть информации бывает уже устаревшей, а часть может просто не подходить для решения возникшей проблемной ситуации.

Для проведения наиболее глубокого маркетингового исследования используются сложная техника, различные  статистические приемы и модели принятия решения на основе компьютерных технологий. Для проведения подобных исследований необходимо привлекать специалистов-маркетологов и специализированные компании по маркетинговым исследованиям.

Самым распространенным инструментом маркетингового исследования российских фирм является анкета, позволяющая выявить мнения, предпочтения и другие характеристики целевых рынков.

Маркетинговые исследования требуют значительных финансовых вложений и зачастую недоступны для туроператоров малого и среднего бизнеса. Поэтому им целесообразно объединиться для проведения совместных маркетинговых мероприятий, в том числе и для исследования рынка в целях снижения расходов на него и привлечения специалистов-маркетологов и специализированных компаний.

 

 

Список используемой литературы

  1. Артемова Е.Н., Козлова В.А. Особенности маркетинговых исследований рынка молодежного туризма в Орловской области // Туризм: подготовка кадров, проблемы и перспективы развития: Труды пятой международной научно-практической конференции, Москва, март 24-25, 2003 г. – С. 56-61.
  2. Дурович А.Л., Копанев АС. Маркетинг в туризме: Учебное пособие. — Мн.: Экономпресс, 1998 г. – С. 298.
  3. Исмаев Д.К. Маркетинг иностранного туризма в Российской Федерации. Теория и практика деятельности туристских фирм: Учебное пособие для вузов. — М.: Мастерство, 2002 г. – С. 192.
  4. Квартальнов В.А. Туризм: история и современность: избр. произведения: в 4-х т. - М.: Финансы и статистика, 2002 г. – С. 301.
  5. Квартальнов В.А. Туризм: учебник. – 2-е изд., перераб. – М.: Финансы и статистика, 2006 г. – С. 236.
  6. Котлер Ф. и др. Маркетинг. Гостеприимство. Туризм. – М.: ЮНИТИ, 1998 г. – С. 255.
  7. Моисеева Н.К. Стратегическое управление туристской фирмой: учебник. – М.: Финансы и статистика, 2001 г. – С. 261.
  8. Ополченов И.И. Маркетинг в туризме: обеспечение рыночной позиции: Учебное пособие. — М.: Советский спорт, 2003 г. – С. 311.
  9. Янкевин В.С, Безрукова Н.Л. Маркетинг в гостиничной индустрии и туризме: российский и международный опыт / Под ред. В.С. Янкевича, — М.: Финансы и статистика, 2002 г. – С. 178.

Информация о работе Туристский рынок как сфера проявления экономических отношений