Туристский рынок как сфера проявления экономических отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 16:58, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является анализ рынка туристических услуг на основе проведения маркетинговых исследований данного рынка.
Задачи:
- изучить сущность и экономическое содержание туристического рынка;
- изучить туристский спрос и туристское предложение;
- рассмотреть этапы принятия решения о покупке туристского продукта;
- изучить виды и цели маркетинговых исследований в туризме;
- рассмотреть этапы проведения туристских исследований;
- изучить методы сбора информации.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………. 3
1. Туристский рынок как сфера проявления экономических отношений
1.1 Сущность и экономическое содержание туристического рынка … 6
1.2 Туристский спрос и туристское предложение …………………….. 10
1.3 Этапы принятия решения о покупке туристского продукта ……… 14
2. Туристический рынок как объект маркетинговых исследований
2.1 Виды и цели маркетинговых исследований в туризме ……………. 17
2.2 Этапы проведения туристских исследований ……………………... 20
2.3 Источники и методы сбора информации ………………………….. 23
Заключение ……………………………………………………………………. 31
Список используемой литературы …………………………………………… 33

Работа состоит из  1 файл

курсовик.doc

— 188.00 Кб (Скачать документ)

      СОДЕРЖАНИЕ

Введение  ……………………………………………………………………. 3
1. Туристский  рынок как сфера проявления  экономических отношений  
    1.1 Сущность и экономическое содержание туристического рынка … 6
    1.2 Туристский спрос и туристское  предложение …………………….. 10
    1.3 Этапы принятия решения о покупке туристского продукта ……… 14
2. Туристический рынок как объект маркетинговых исследований  
    2.1 Виды и цели маркетинговых  исследований в туризме ……………. 17
    2.2 Этапы проведения туристских  исследований ……………………... 20
    2.3 Источники и методы сбора информации ………………………….. 23
Заключение  ……………………………………………………………………. 31
Список  используемой литературы …………………………………………… 33

 

      Введение 

     Индустрия туризма является одним из наиболее динамично развивающихся секторов экономики. Согласно данным ВТО, в последние двадцать лет среднегодовые темпы роста иностранного туризма составили 5,1 %, а среднегодовые темпы роста валютных поступлений от международного туризма - 14 %; в 1993 г. международных туристских прибытий было 576 млн. чел., а поступления от международного  туризма  достигли  372  млрд. долл.   США. К 2010 г. количество международных поездок предположительно возрастет до 937 млн. Многие высокоразвитые страны, такие как Швейцария, Австрия, Франция, значительную долю своего благосостояния построили на доходах от туризма. В западных странах туризм признается доходной отраслью хозяйства, находящей поддержку государства.

     Проблемой, с которой приходится сталкиваться, при изучении рынка туристический услуг, выступает то, что туризм в России пока не воспринимается полноправным сегментом экономики и предметом научного анализа. Российская туристская индустрия переживает период своего становления как самостоятельный сектор хозяйствования. С каждым годом увеличивается потребность в квалифицированных кадрах в области туризма, возникают многочисленные высшие учебные заведения и курсы повышения квалификации, готовящие кадры туризма [4].

     В условиях быстроразвивающегося рынка  туризма России важную роль  играют маркетинговые мероприятия: исследования, стратегия и планирование. В туризме (как в России, так и на европейских рынках) маркетингу уделяется недостаточно внимания, так как предприниматели в основном сориентированы на практику и действуют в соответствии с имеющимся у них опытом. Важнейшей причиной такого положения вещей является и тот факт, что большинство туристских предприятий до недавних пор могли без особых усилий и маркетинговых исследований постоянно увеличивать и расширять клиентуру и объемы производства туристских услуг. Экстенсивный рост спроса на туруслуги в России, обусловленный огромным количественным потенциалом, высоким уровнем образования населения, готовностью расходовать деньги на отдых и традиционной щедростью русских туристов во время отдыха в недалеком прошлом не являлись стимулами в активизации маркетинговой деятельности туристских организаций [4].

     Вместе  с тем индивидуализация потребительского спроса, использование как массово-стандартизованного, так и дифференцированного предложения  туристских товаров и услуг, концентрация капитала и технологические процессы в индустрии туризма обусловливают необходимость усиления внимания к проблемам маркетинговых исследований, стратегий и планирования. В России такая практика начала развиваться в последнее десятилетие XX в., особенно в наиболее развитых географических районах, например в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде [8].

     Однако  в отличие от маркетинга многих товаров  массового потребления маркетинг в туризме имеет свои специфические особенности, возникающие прежде всего из-за специфического характера туристских услуг.

     Актуальность  маркетинговых исследований рынка туристических услуг обусловлена тем, что в процессе интенсивного развития туристской индустрии и постоянно повышающейся роли туризма в мировой экономике возникает необходимость обобщения различных по тематике научных разработок в области туризма, опыта и методов работы западных и российских предпринимателей в сфере туризма. Актуальность определена также стремительным развитием рынка туристских услуг, характерными чертами которого на сегодняшний день являются интернационализация, интеграция и регионализация в такой же мере, как и динамичные изменения туристского спроса и предложения. В этих условиях современного рынка туризма роль и место маркетинга непрерывно возрастают. Требуется глубокое изучение маркетинговых мероприятий и особенностей их использования российскими турорганизациями [4].

     Целью данной курсовой работы является анализ рынка туристических услуг на основе проведения маркетинговых исследований данного рынка.

     Задачи:

     - изучить сущность и экономическое содержание туристического рынка;

     - изучить туристский спрос и  туристское предложение; 

          - рассмотреть этапы принятия решения о покупке туристского продукта;

          - изучить виды и цели маркетинговых исследований в туризме;

          - рассмотреть этапы проведения  туристских исследований;

          - изучить методы сбора информации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

      1. Туристский рынок  как сфера проявления  экономических отношений

     1.1 Сущность и экономическое  содержание туристического рынка

     Туризм  сегодня - это сфера социально-экономического комплекса, которая во многих странах превратилась в бурно развивающуюся индустрию. В настоящее время каждое 7-е рабочее место в мире приходится на туристский бизнес.

     Туризм  в России - это развивающийся комплекс. Поэтому постоянно ведется поиск новых форм работы на рынке, путей решения возникающих в данной индустрии проблем. Но, несмотря на стремительные темпы развития, должного внимания туризму как сектору национальной экономики России до сих пор не уделяется.

     Туризм  как товар реализуется в форме  услуг. Услуга туризма, как и услуга, вообще, есть действие определенной потребительской стоимости, выражающееся в полезном эффекте, который удовлетворяет ту или иную человеческую потребность. При этом услуга может быть оказана либо вещью, т. е. при помощи товара, либо в процессе функционирования самого живого труда. Указанные два способа производства услуг обусловливают и два вида самих услуг: материальные (производственные), опосредованные вещью, и нематериальные (непроизводственные), не связанные с материальными продуктами, производство которых неотделимо от их потребления [6].

     Кроме услуг, туристы могут покупать товары туристского назначения. Совокупность услуг и товаров туристского назначения образует понятие «туристский продукт». Турпродукт включает:

  • туры, объединенные по целенаправленности (познавательные, оздоровительные и т. п.);
  • туристско-экскурсионные услуги различных видов (размещение, питание, транспортные услуги и т. д.);
  • товары туристско-сувенирного назначения (карты, открытки, сувениры и др.).

     Туризм  можно импортировать в страну и экспортировать из нее.

     Расходы туристов из других регионов представляют собой вклады в экономику данного принимающего региона. Так, туристы из Японии, путешествуя по России, получают свои доходы преимущественно на родине. И расходуя деньги в России, они вкладывают их в экономику нашей страны. Таким образом, расходы иностранцев в стране в туристских целях представляют собой для России туристский экспорт. Въезжая в данную страну, туристы приобретают туристский опыт и увозят с собой незабываемые впечатления от поездки.

     Итак, туристский экспорт - это вывоз из страны туристских впечатлений, который сопровождается одновременным ввозом туристом денег в данную страну. Туристский импорт - это ввоз в страну туристских впечатлений, который сопровождается одновременным вывозом туристом денег из данной страны [4].

     В настоящее время старое понятие  «отрасль» постепенно размывается. Для рыночной экономики характерно не столько развитие обособленных отраслей, сколько функционирование диверсифицированных межотраслевых комплексов. Так как в туризме производятся и предметы потребления (пища), и услуги (размещение в гостинице), то можно сделать вывод, что туризм - это диверсифицированный межотраслевой комплекс социально-бытовой инфраструктуры, который имеет производственные и непроизводственные функции и представляет собой туристскую индустрию. Хозяйственный процесс, протекающий в отрасли туризма, является производственно-обслуживающей деятельностью, обеспечивающей предоставление туристам качественных туристских услуг, а также дальнейшее развитие туристской индустрии.

     Туристский  рынок - это система мирохозяйственных  связей, в которой совершается процесс превращения туристско-экскурсионных услуг в деньги и обратного превращения денег в туристско-экскурсионные услуги.

     Другими словами, туристский рынок - это сфера  проявления экономических отношений между производителями и потребителями туристского продукта. Если экономические интересы производителя и потребителя туристского продукта совпадают, то происходит акт купли-продажи туристского продукта.

     В качестве основополагающих функций туристского рынка можно выделить следующие:

  • реализация стоимости и потребительской стоимости, заключенных в туристском продукте;
  • организация процесса доведения туристского продукта до потребителя (туриста);
  • экономическое обеспечение материальных стимулов к труду.

     В процессе выполнения туристским рынком первой функции происходит движение стоимости, которое отражается посредством обмена: деньги ↔ туристский продукт.

     Завершение  этого обмена означает законченность  акта товарно-денежных отношений, реализацию стоимости, заключенной в туристском продукте, и общественное признание его потребительской стоимости. В результате обеспечивается нормальный ход общественного воспроизводства, появляются и накапливаются денежные средства для развития туристской индустрии.

     Функция организации процесса доведения туристского продукта до потребителя осуществляется через создание сети турагентов и туроператоров по его реализации.

     Функция экономического обеспечения материальных стимулов к труду заключается  в том, что в процессе обмена «деньги - туристский продукт» на туристском рынке распределение как необходимая фаза воспроизводства предстает в завершенном виде. У работников туристской фирмы, получающих за свой труд денежное вознаграждение, создаются материальные стимулы к повышению качества и увеличению количества туристского продукта, производству его в соответствии с запросами потребителей [9].

     Туристский  рынок характеризуется наличием субъектов, т. е. юридических и физических лиц, которые являются производителями и потребителями туристского продукта. Можно выделить три субъекта туристского рынка: самих туристов (потребителей турпродукта), туроператоров и турагентов.

     Функционирование  туристского рынка и связанных  с ним предприятий туристской индустрии имеет явно выраженный сезонный характер. На сезонность в туризме влияют различные факторы.

     К первичным факторам сезонности функционирования туристского рынка относятся  природно-климатические.

     К вторичным факторам относятся:

     1) экономические - структура потребления товаров и услуг, формирование платежеспособности спроса посредством предложения;

Информация о работе Туристский рынок как сфера проявления экономических отношений