Туристский рынок как сфера проявления экономических отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 16:58, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является анализ рынка туристических услуг на основе проведения маркетинговых исследований данного рынка.
Задачи:
- изучить сущность и экономическое содержание туристического рынка;
- изучить туристский спрос и туристское предложение;
- рассмотреть этапы принятия решения о покупке туристского продукта;
- изучить виды и цели маркетинговых исследований в туризме;
- рассмотреть этапы проведения туристских исследований;
- изучить методы сбора информации.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………. 3
1. Туристский рынок как сфера проявления экономических отношений
1.1 Сущность и экономическое содержание туристического рынка … 6
1.2 Туристский спрос и туристское предложение …………………….. 10
1.3 Этапы принятия решения о покупке туристского продукта ……… 14
2. Туристический рынок как объект маркетинговых исследований
2.1 Виды и цели маркетинговых исследований в туризме ……………. 17
2.2 Этапы проведения туристских исследований ……………………... 20
2.3 Источники и методы сбора информации ………………………….. 23
Заключение ……………………………………………………………………. 31
Список используемой литературы …………………………………………… 33

Работа состоит из  1 файл

курсовик.doc

— 188.00 Кб (Скачать документ)

     Основными орудиями исследований в туризме  являются анкета и механические устройства. Широко используемым инструментом при сборе первичной информации является анкета, или опросный лист. Анкета состоит из ряда вопросов, на которые опрашиваемый должен дать ответ. Анкета - очень гибкий инструмент исследования, так как вопросы можно задать разными способами.

     Она должна быть тщательно разработана, опробована, все выявленные недостатки анкеты должны быть устранены до начала ее широкого использования. При подготовке анкеты туристские организации могут обратиться к специалисту по маркетингу или к специализированным компаниям по маркетинговым исследованиям, которые помогут выбрать необходимые вопросы, их форму, правильную формулировку и расположение вопросов [3].

     В маркетинговых исследованиях выделяют два типа вопросов: закрытые и открытые. Закрытый вопрос включает все возможные варианты ответов. Опрашиваемый просто выбирает один из них. Открытый вопрос дает опрашиваемым возможность отвечать своими словами. Открытые вопросы могут быть представлены в различных формах. Они дают больший результат, поскольку опрашиваемые ничем не ограничены при ответе на вопросы. Такой тип вопросов особенно полезен на поисковом этапе исследования, когда необходимо установить, что думают люди, не определяя, какое количество из них думает так или иначе. С другой стороны, закрытые вопросы помогают получить ответы, которые легко интерпретировать и заносить в таблицы.

     Важно обращать внимание на формулировку вопросов. При этом нужно использовать простые, недвусмысленные слова, которые  не влияют на направление ответа. Вопросы  должны быть опробованы (до составления анкеты)[4]. 
 

     Заключение 

     В ходе написания курсовой работы был  рассмотрен туристический рынок, как  сфера проявления экономических  отношений.

     В настоящее время старое понятие  «отрасль» постепенно размывается. Для рыночной экономики характерно не столько развитие обособленных отраслей, сколько функционирование диверсифицированных межотраслевых комплексов, одним из которых является туризм.

         Туристский рынок сегодня- это сфера проявления экономических отношений между производителями и потребителями туристского продукта. Если экономические интересы производителя и потребителя туристского продукта совпадают, то происходит акт купли-продажи туристского продукта.

         На туристском рынке сталкиваются спрос на туристский продукт, который предъявляет турист, и предложение туристского продукта, которое предоставляет туристская фирма.

     На  величину спроса, его структуру и  динамику влияют самые различные  факторы: количество покупателей туристского продукта, их денежные доходы, оценки перспектив будущих доходов, бюджет свободного времени, туристские вкусы путешественников, реклама и т. д.

     Предложение туристского продукта также зависит от многих факторов: количества туристских поставщиков (предприятия размещения, питания, развлечений и т. д.); количества фирм-продавцов; уровня эффективности производства туристских товаров и услуг; уровня научно-технического прогресса; системы налогообложения; цен на факторы производства; оценки перспектив спроса и будущих доходов.

     Решение о путешествии предполагает принятие других взаимосвязанных решений и включает не только оценку и выбор единственного турпродукта из альтернативного ряда, но и должно быть ориентировано на выбор подходящей «смеси» из различных услуг, предлагаемых предприятиями индустрии туризма.

     Кризис 1998 г. заставил многие туристские организации пересмотреть методы своей работы, переменить стратегию, чтобы выжить в условиях жесткой конкуренции. Больше внимания стало уделяться исследованию и анализу рынка туристических услуг. Важную роль при данном анализе играют маркетинговые исследования.

     Специфика маркетинговых исследований на российском туристском рынке состоит в том, что изучение рынка ограничивается только проведением кабинетных исследований с использованием вторичной информации, но часть информации бывает уже устаревшей, а часть может просто не подходить для решения возникшей проблемной ситуации.

     Для проведения наиболее глубокого маркетингового исследования используются сложная  техника, различные статистические приемы и модели принятия решения  на основе компьютерных технологий. Для проведения подобных исследований необходимо привлекать специалистов-маркетологов и специализированные компании по маркетинговым исследованиям.

     Самым распространенным инструментом маркетингового исследования российских фирм является анкета, позволяющая выявить мнения, предпочтения и другие характеристики целевых рынков.

     Маркетинговые исследования требуют значительных финансовых вложений и зачастую недоступны для туроператоров малого и среднего бизнеса. Поэтому им целесообразно объединиться для проведения совместных маркетинговых мероприятий, в том числе и для исследования рынка в целях снижения расходов на него и привлечения специалистов-маркетологов и специализированных компаний. 

 

     Список  используемой литературы

  1. Артемова Е.Н., Козлова В.А. Особенности маркетинговых исследований рынка молодежного туризма в Орловской области // Туризм: подготовка кадров, проблемы и перспективы развития: Труды пятой международной научно-практической конференции, Москва, март 24-25, 2003 г. – С. 56-61.
  2. Дурович А.Л., Копанев АС. Маркетинг в туризме: Учебное пособие. — Мн.: Экономпресс, 1998 г. – С. 298.
  3. Исмаев Д.К. Маркетинг иностранного туризма в Российской Федерации. Теория и практика деятельности туристских фирм: Учебное пособие для вузов. — М.: Мастерство, 2002 г. – С. 192.
  4. Квартальнов В.А. Туризм: история и современность: избр. произведения: в 4-х т. - М.: Финансы и статистика, 2002 г. – С. 301.
  5. Квартальнов В.А. Туризм: учебник. – 2-е изд., перераб. – М.: Финансы и статистика, 2006 г. – С. 236.
  6. Котлер Ф. и др. Маркетинг. Гостеприимство. Туризм. – М.: ЮНИТИ, 1998 г. – С. 255.
  7. Моисеева Н.К. Стратегическое управление туристской фирмой: учебник. – М.: Финансы и статистика, 2001 г. – С. 261.
  8. Ополченов И.И. Маркетинг в туризме: обеспечение рыночной позиции: Учебное пособие. — М.: Советский спорт, 2003 г. – С. 311.
  9. Янкевин В.С, Безрукова Н.Л. Маркетинг в гостиничной индустрии и туризме: российский и международный опыт / Под ред. В.С. Янкевича, — М.: Финансы и статистика, 2002 г. – С. 178.

Информация о работе Туристский рынок как сфера проявления экономических отношений