Государственное регулирование внешней торговли России в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 20:16, курсовая работа

Описание

На рубеже XX и XXI вв. происходит переход от индустриальных (технологического и экономического) способов производства (утвердившихся в авангардных странах, прежде всего в Англии, в конце XVIII - начале XIX в.) к постиндустриальному, время расцвета которого, предположительно, придется на XXII в. Это находит выражение в содержании преобладающего ныне в развитых странах пятого технологического уклада, который во многом носит переходный характер и с 2001—2002 гг. вступил в свою понижательную стадию, и шестого уклада, время преобладания которого придется, вероятно, на 30—50-е гг. наступившего столетия; он адекватен постиндустриальному технологическому способу производства.

Работа состоит из  1 файл

n1.doc

— 2.10 Мб (Скачать документ)

Учеными, заложившими фундамент научных исследований путей формирования российской национальной экономики в период, когда развивались элементы капиталистических отношений (начало XIX в.), были Н.С. Мордвинов и А. Шторх. Отмечая в своих трудах значительное увеличение капитала в России со времен Петра I, А. Шторх отмечал, что эти успехи были бы большими, если бы «все классы жителей этой обширной Империи пользовались обеспечением собственности и свободой употреблять свои личные способности и капиталы. Классы, наиболее способствующие у нас умножению народного богатства посредством экономии, — это промышленные предприниматели, в особенности из среднего сословия».  Н.С. Мордвинов и А. Шторх ратовали за свободу внешней торговли, особенно импорта, говорили, что Россия не может развиваться без связей с зарубежьем, которые могут оказать свое влияние на формирование русской культуры, городов и самого государства.

По их мнению во внешнеэкономических отношениях Россия должна проводить политику «воспитательного протекционизма» с целью защиты интересов национальных производителей.

Национальные  экономические системы современных стран — это системы рыночного типа. Они базируются на использовании преимуществ разделения и кооперации труда, что является в свою очередь основой внешнеторговой деятельности. Мощной движущей силой экономического развития в рыночной среде является конкуренция хозяйствующих субъектов на внутреннем и мировом рынках. И конкурируют сегодня на просторах глобального мирового хозяйства не только фирмы (хозяйственные структуры), а и государства, их национальные экономики6.

Поэтому национальные правительства должны обеспечивать на территории своих стран среду, способствующую проявлению позитивных сторон конкуренции, помогать отечественным хозяйствующим субъектам в завоевании высоких конкурентных позиций в мире.

Развернувшаяся с последней  трети XX в. глобализация хозяйственных связей существенно изменила конфигурацию конкуренции на рынках. Страны становятся особыми факторами глобального хозяйствования, меняют конфигурацию мировой конкуренции, но их хозяйства не перестают быть национальными экономиками, активными носителями национальных интересов своих народов7.

Каждая страна осознает свои коренные национальные интересы и решается на том или ином этапе проводить самостоятельную экономическую политику, отвечающую этим национальным интересам. Первичной проблемой в этом случае становится определение правительством (поддерживаемым народом) главных целей экономической политики страны на обозримую перспективу, а также конкретизация средств их реализации. В зависимости от этого и с учетом исторического менталитета нации устанавливается приемлемая конфигурация системы государственного управления экономикой.

Россия, как  и все другие государства, стремится  к формированию эффективного государства, в том числе в условиях поступательности развития процесса регионализации мирового хозяйства. Эффективное государство — это такое государство, которое при минимизации издержек обеспечивает устойчивый экономический рост, полноценную реализацию личностного потенциала каждого члена общества, обеспечивает сохранение и рекреатизацию экологии, последовательно проводя курс на ликвидацию территориальной диспропорциональности и обеспечение целостности.

Прекращение биполярной конфигурации мирового хозяйства обусловливает переосмысление роли и функций национального государства, как внутренних, так и внешних. Значимость данного факта повышается развитием процесса регионализации мировой экономики, когда возрастающую роль для развития наций и потенциалов хозяйствующих субъектов и государств, в целом, выполняют региональные объединения, союзы, зоны и т. д. Таким образом, межгосударственное и национальное государственное регулирование выступает в современных условиях в качестве объективной потребности общественного развития8. Национальная экономическая политика каждой страны будет эффективной в том случае, если она скоординирована с экономической стратегией других стран (пример: ЕС, ВТО и др.). Учитывая  роль внешнеэкономических факторов, любое государство стремится разработать долгосрочную, достаточно обоснованную с позиций национальных экономических интересов стратегию, в первую очередь, внешнеэкономической политики, которая в свою очередь есть составная часть общеэкономической политики страны.

Внешние экономические связи (ВЭС) государства являются частью общей структуры народного хозяйства и воздействуют на размещение и развитие производительных сил, формирование пропорций. В Российской Федерации впервые внешнеэкономическая сфера была поставлена во «главу» преобразовательного процесса в России в конце 80-х гг., когда трансформационный процесс внешнеэкономической деятельности реализовывался на порядок быстрее, чем в остальных сферах экономики. Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) любого государства, в том числе РФ, охватывает многообразные виды деятельности. Важнейшим направлением является внешняя торговля.

Внешнеэкономическая деятельность представляет собой составную  часть реализационного звена (включая технический сервис) воспроизводственного цикла, поэтому ее организационное преобразование, приведшее к смене приоритетов и приостановке на определенный период времени управляемости, в первую очередь, внешней торговлей, обусловило фактическое нарушение каналов сбыта на внешнем рынке товаров и услуг (особенно остро это сказалось на машино-технической группе товаров и торговле патентами, лицензиями). Это повлекло, с одной стороны, дестабилизацию производства, а с другой — использование сферы внешнеэкономической деятельности в качестве полигона для развития криминальной среды в условиях отсутствия действенного законодательства9.

С точки зрения формирования стратегической концепции  внешнеэкономической политики государства, трансформирующего модель хозяйствования в сторону рыночных основ, именно либерализация в сфере внешнеэкономической деятельности и открывание национального рынка для свободного конкурирования импорта при ликвидации монополии на внешнюю торговлю обозначили в системе мирового хозяйства отход России от принципа автаркии и признание фритредерства (свободная торговля) как базового постулата построения внешнеэкономического взаимодействия с иностранными контрагентами.

Государственное регулирование  внешнеторговой деятельности основывается на Конституции Российской Федерации и осуществляется в соответствии с Федеральным законом № 164-ФЗ, Федеральными законами от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 22.07.2005 № 117-ФЗ, от 02.02.2006 № 19-ФЗ и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации. Особенности государственного регулирования внешнеторговой деятельности в области, связанной с вывозом из Российской Федерации и ввозом в Российскую Федерацию, в том числе с поставкой или закупкой, продукции военного назначения устанавливаются международными договорами Российской Федерации, федеральными законами о военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами и об экспортном контроле.

В государственном регулировании внешнеторговой деятельности используются следующие основные понятия:

·внешняя торговля – обмен товарами, услугами, объектами интеллектуальной собственности между хозяйственными субъектами различной национальной принадлежности. В основе внешней торговли лежит международное разделение и кооперирование труда;

·товар - являющиеся предметом внешнеторговой деятельности движимое имущество, отнесенные к недвижимому имуществу воздушные, морские суда, суда внутреннего плавания и смешанного (река - море) плавания и космические объекты, а также электрическая энергия и другие виды энергии;

·внешнеторговая деятельность — вид предпринимательской деятельности в области международного обмена товарами, работами, услугами, правами интеллектуальной собственности;

·экспорт товара - вывоз товара с таможенной территории Российской Федерации без обязательства об обратном ввозе;

·импорт товара - ввоз товара на таможенную территорию Российской Федерации без обязательства об обратном вывозе;

·взаимность - предоставление одним государством (группой государств) другому государству (группе государств) определенного режима международной торговли взамен предоставления вторым государством (группой государств) первому государству (группе государств) такого же режима;

·внешнеторговый оборот — совокупность экспорта и импорта с учетом реэкспорта и реимпорта. Исчисляется на уровне государства, региона и групп стран;

·внешнеторговая бартерная сделка - сделка, совершаемая при осуществлении внешнеторговой деятельности и предусматривающая обмен товарами, услугами, работами, интеллектуальной собственностью, в том числе сделка, которая наряду с указанным обменом предусматривает использование при ее осуществлении денежных и (или) иных платежных средств;

·внешняя торговля услугами - оказание услуг (выполнение работ), включающее в себя производство, распределение, маркетинг, доставку услуг (работ);

·внешняя торговля интеллектуальной собственностью - передача исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности или предоставление права на использование объектов интеллектуальной собственности российским лицом иностранному лицу предполагается либо иностранным лицом российскому лицу;

·внешняя торговля информацией - внешняя торговля товарами, если информация является составной частью этих товаров, внешняя торговля интеллектуальной собственностью, если передача информации осуществляется как передача прав на объекты интеллектуальной собственности, или внешняя торговля услугами в других случаях;

·международный транзит - перемещение через таможенную территорию Российской Федерации товаров, транспортных средств, если такое перемещение является лишь частью пути, начинающегося и заканчивающегося за пределами таможенной территории Российской Федерации;

·таможенно-тарифное регулирование - метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем применения ввозных и вывозных таможенных пошлин;

·нетарифное регулирование - метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем введения количественных ограничений и иных запретов и ограничений экономического характера.

Основными принципами государственного регулирования внешнеторговой деятельности являются:

1) единство внешнеторговой  политики как составной части  внешней политики Российской Федерации

2) защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности, а также прав и законных интересов российских производителей и потребителей товаров и услуг;

3) равенство и недискриминация участников внешнеторговой деятельности;

4) единство таможенной территории Российской Федерации;

5) взаимность в отношении другого государства (группы государств);

6) обеспечение выполнения обязательств Российской Федерации по международным договорам Российской Федерации и осуществление возникающих из этих договоров прав Российской Федерации;

7) выбор мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности, являющихся не более обременительными для участников внешнеторговой деятельности, чем необходимо для обеспечения эффективного достижения целей, для осуществления которых применить меры государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

8) гласность в разработке, принятии и применении мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

9) обоснованность и объективность применения мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

10) исключение неоправданного вмешательства государства или его органов во внешнеторговую деятельность и нанесения ущерба участникам внешнеторговой деятельности и экономике Российской Федерации;

11) обеспечение обороны страны и безопасности государства;

12) обеспечение права на обжалование в судебном или ином установленном законом порядке незаконных действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц, а также права на оспаривание нормативных правовых актов Российской Федерации, ущемляющих право участника внешнеторговой деятельности на осуществление внешнеторговой деятельности;

13) единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

14) единство применения методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности на всей территории Российской Федерации.

В течение продолжительного периода (до 1980 - 1990 гг.) ВЭС рассматривались в нашей стране как вынужденное явление10. Экономика страны была несбалансированной, и импорт рассматривался как средство покрытия дефицита, а экспорт - как вынужденная плата за импорт. Непосредственные создатели экспортного потенциала - первичные звенья (НИИ, объединения, предприятия) - были отстранены от участия во ВЭС, и это было одной из причин неэффективности экспорта.

Однако, как  свидетельствует мировой опыт и  обосновывает экономическая теория, не импорт, а экспорт, причем с высокой долей добавленной стоимости, представляет собой базовую составляющую внешнеторговой стратегии поступательного развития государства. Именно экспортная составляющая во внешнеторговом обороте и ее качественное наполнение являются оценочными критериями не только конкурентоспособности экономики страны, но характеристиками ее устойчивого, достаточно динамичного развития, ее высокой (в ряде случаев даже чрезмерной, ведущей к возможной дестабилизации национальной экономики) или оптимальной зависимости от внешнего рынка.

Информация о работе Государственное регулирование внешней торговли России в современных условиях