Государственное регулирование внешней торговли России в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 20:16, курсовая работа

Описание

На рубеже XX и XXI вв. происходит переход от индустриальных (технологического и экономического) способов производства (утвердившихся в авангардных странах, прежде всего в Англии, в конце XVIII - начале XIX в.) к постиндустриальному, время расцвета которого, предположительно, придется на XXII в. Это находит выражение в содержании преобладающего ныне в развитых странах пятого технологического уклада, который во многом носит переходный характер и с 2001—2002 гг. вступил в свою понижательную стадию, и шестого уклада, время преобладания которого придется, вероятно, на 30—50-е гг. наступившего столетия; он адекватен постиндустриальному технологическому способу производства.

Работа состоит из  1 файл

n1.doc

— 2.10 Мб (Скачать документ)

Реформирование экономики страны, включая ВЭД, обеспечивает децентрализацию во внешнеэкономической деятельности, разрушение монополии на внешнюю торговлю.

Право выхода на внешний рынок предоставлено первичным звеньям хозяйствования указом Президента РФ «О либерализации ВЭД на территории РСФСР» от 15.11.1991.

Согласно Указу, любое предприятие (независимо от формы собственности) имеет право осуществлять ВЭД, если это входит в его уставный регламент11.

При самостоятельном выходе на внешний рынок предприятию приходится решать широкий круг вопросов, связанных с экспортом и импортом товаров и услуг, а именно:

  • изучение мирового рынка;
  • выбор партнера;
  • анализ деятельности зарубежных фирм и маркетинг;
  • выбор современных форм реализации товара и послепродажное обслуживание;
  • оценка эффективности экспортно-импортных операций12.

Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности представляет внешнеэкономическую политику. Под ней понимается деятельность, направленная на регулирование и развитие экономических отношений с другими странами.

Внешнеэкономическая политика неразрывно связана с внутренней экономической политикой государства. Поэтому ее содержание обусловлено, с одной стороны, социально-экономической политикой, проводимой государством, с другой - задачами экономического роста. Отсюда, принципами внешнеэкономической политики являются:

- обеспечение взаимовыгодного сотрудничества с другими странами;

- поддержание конкурентоспособности  отечественных производителей на  мировом рынке;

- обеспечение экономической безопасности  страны;

- обеспечение сбалансированности  торгового и платежного балансов страны.

Активизация внешнеэкономической  политики обусловлена интернационализацией хозяйственных связей и научно-техническим процессом. В этом же направлении действуют и такие факторы, как:

- обострение конкурентной борьбы  на мировом рынке;

- дестабилизация валютных курсов, возросшее неравновесие платежных балансов;

- внешние долги, особенно развивающихся  стран.

Государственное регулирование внешнеэкономических  связей осуществляется с помощью широкого круга мер, что объясняется расширением международных экономических связей и необходимостью создания новых инструментов оптимизации участия государства в международном разделении труда, ограждении национальной экономики от влияния негативных явлений в мировой экономике (циклических спадов, чрезмерных колебаний валютных курсов, недобросовестной конкуренции и т.п.), содействия укреплению позиций национальных производителей на мировом рынке13.

Механизм регулирования внешней  торговли – это иерархический  механизм целенаправленного воздействия на систему товарно-финансовых потоков, которая характеризуется переменной структурой, формируемой в условиях функционирования. Система модели регулирования представлена на рис. 1.


Рис. 1. Теоретическая  модель механизма регулирования  внешней торговли14


    Рм




               Rm          Rm




Мг          Мп



 

 

 

 

 В рамках данной  модели все три механизма (межгосударственный, государственный, механизм саморегулирования)  взаимосвязаны. Так, за счет взаимного воздействия всех регуляторов повышается эффективность внешней торговли. Объектом регулирования является система товарно-финансовых потоков в сфере внешней торговли. В модели механизма регулирования формируется и реализуется эффективная внешнеэкономическая стратегия.

Связи между механизмами, а также каналы информационного взаимодействия разбиваются на три типа: связи и каналы, характеризующие ситуацию во внешней торговле (РМ – механизм мирового уровня, Рг – механизм государственного уровня, Рп – механизм на уровне предприятия); связи и каналы, по которым осуществляется взаимное регулирование механизмов ВЭД (ММ – механизм международного уровня, Мг – механизм государственного уровня и Мп – механизм на уровне предприятия); связи и каналы, определяющие направление реализации стратегии регулирования внешней торговли  (RМ – общемировая стратегия, Rг – государственная стратегия и Rп – стратегия предприятия).

Адаптация механизма  регулирования внешней торговли представляет собой создание обновленного механизма, направленного на формирование:

- на международном уровне: двухсторонних и многосторонних договоров по регулированию внешней торговли; системы информационного мониторинга мировой сферы внешней торговли; системы правовых основ межгосударственного регулирования внешней торговли;

- на государственном уровне: системы мер тарифного и нетарифного регулирования внешней торговли; системы информационного мониторинга внешней торговли; правовых основ регулирования внешней торговли; системы таможенных режимов; комплекса таможенных процедур и технологий;

- на корпоративном уровне: системы информационного мониторинга внешней торговли, включая средства оперативного мониторинга, их анализ и прогноз; системы правил и норм управления внешней торговлей; комплекса методического обеспечения для обоснования рациональных методов управления внешней торговлей.

Важнейшим объектом государственного регулирования и инструментом проведения внешнеэкономической политики является торговая политика.

Торговая политика государства - система  мер, воздействующих на развитие торговых отношений с иностранными государствами и обеспечивающих посредством внешнеторговой деятельности получение дополнительных средств для развития национальной экономики и повышению конкурентоспособности отечественных производителей.

Экспорт и импорт товаров способствуют росту национального дохода и ВНП. Подобно другим составляющим совокупных расходов, они действуют с мультипликационным эффектом, что можно выразить следующей формулой:

ΔВНП = (1 / МРS + МРМ) ∙ ΔX,

где    ΔВНП - изменение валового национального продукта;

МРS - предельная склонность к сбережению;

МРМ - предельная склонность к импорту;

ΔX - изменение экспорта.

Регулирование внешнеторговых отношений  осуществляется административными и экономическими методами. Административные методы предполагают ограничительные, разрешительные меры на основе правовых норм и законов, куда могут входить акты правового регулирования торговых отношений, таможенные кодексы, постановления, правила и др.

В числе административных мер наиболее эффективным является таможенное регулирование. В основе таможенного регулирования каждой страны лежит таможенный кодекс, который определяет задачи и принципы таможенного обложения, структуру и функции таможенных органов, порядок разработки и утверждение таможенных тарифов и др.

Таможенные тарифы содержат списки товаров, облагаемых таможенными пошлинами, и величину последних. Таможенные пошлины - это государственные денежные сборы (налоги), взимаемые через таможенные учреждения с товаров, ценностей, имущества, провозимого через границу страны. Таможенные пошлины выполняют регулирующую, фискальную и стимулирующую функции15.

Обычно таможенный тариф применяется  на национальном уровне. Но в тех  случаях, когда ряд стран объединяются в торгово-экономическую группировку и создают свой таможенный союз, тариф становится общим инструментом внешнеторгового регулирования, единым для всех стран-участниц в их торговых отношениях с третьими странами.

В современных условиях таможенно-тарифное регулирование  внешней торговли играет исключительно  важную роль в торгово-политическом механизме, поскольку оно применяется в целях защиты национальной экономики, выполнения международных обязательств, поддержания стабильности международной торговой системы. Поэтому эффективно действующий механизм таможенно-тарифного регулирования является неотъемлемым условием для проведения Россией активной и целостной таможенной политики, а также решения таможенными органами задач по обеспечению экономической безопасности Российской Федерации, защите ее экономических интересов.

Таможенно-тарифная политика России должна корректироваться в соответствии с изменяющимися внешними и внутренними условиями, становясь при этом более гибкой и приспособленной к современной экономической ситуации, и особенно это актуально в связи с предстоящим вступлением России в ВТО, что имеет для нашей страны важное политическое и социально-экономическое значение.

В связи с вышесказанным  существует необходимость в разработке таможенно-тарифной системы, позволяющей создать условия для промышленного подъема в России.

На данном этапе развития российской экономики таможенно-тарифное регулирование далеко не в полной мере выполняет свои функции, в первую очередь, защитные и регулирующие. За истекшие годы реформ главной задачей таможенной политики было выполнение заданий Правительства по своевременному и в полном объеме сбору таможенных платежей в федеральный бюджет, т.е. в основном таможенный тариф выполнял роль чисто фискального инструмента. Другие задачи, такие как, содействие ускорению развития внешней торговли, повышение эффективности функционирования механизма таможенно-тарифного регулирования внешней торговли, применение таможенных тарифов в качестве защитных мер от недобросовестной иностранной конкуренции – отошли на второе место. Это является основной причиной отставания в развитии регулирующих и защитной функций таможенно-тарифного механизма, что не способствовало совершенствованию развития внешней торговли.

Поэтому в сложившейся  ситуации, с учетом макроэкономических прогнозов на ближайшие годы, темпов развития таможенной инфраструктуры, также требований вступления России в ВТО, назрела необходимость в разработке нового таможенного тарифа. Необходимо повышать транспарентность тарифной системы с целью сокращения злоупотреблений, связанных с неправильным декларированием импортируемых товаров, улучшения качества таможенного администрирования. На первый план должна выйти регулирующая функция таможенного тарифа, что характерно в настоящее время для всех развитых стран. Поиск оптимального соотношения действия функций таможенного тарифа как инструмента регулирования импорта как источника формирования средств для бюджета федерации является сегодня наиболее актуальным вопросом в деятельности таможенных органов Российской Федерации. Решение этой проблемы позволит сделать более прозрачной внешнюю торговлю России, устранить экономические условия, способствующие криминализации импорта товаров, коррупции в таможенных органах, а также поспособствует тому, что таможенный тариф будет реально выполнять протекционистскую функцию по отношению к отечественным товарам. При разработке новой таможенно-тарифной системы чрезвычайно важно найти разумное сочетание между фискальной, регулирующей и защитной функциями в таможенной политике.

Вместе с тем, не достаточно эффективно используются таможенно-тарифные механизмы для решения текущих и стратегических задач развития экономики страны. При формировании таможенного тарифа не всегда учитывается взаимосвязь таможенных пошлин и внутренних налогов, что не обеспечивает оптимальную структуру и уровень налогов в государстве в целом. Низкое качество правовой базы, наличие пробелов в правовом регулировании способствовали образованию разрыва между методологией и практикой осуществления таможенного контроля и таможенного оформления, появлению и широкому распространению такого явления, как «региональное правотворчество». Недостаточно использовалось международное законодательство и практика его изменения для унификации таможенного законодательства Российской Федерации с общепринятыми международными нормами.

Проблематика совершенствования управления государственной таможенной службой вынудила обратить на себя внимание в последние десять лет. Это обусловлено, прежде всего, тем, что к этому времени изменения в характере и масштабах ВЭД, возрастание се социально-экономического значения для каждой из стран и мирового сообщества в целом объективно потребовали внесения существенных корректив практически во все сферы таможенного дела, в содержание задач таможенной службы, их функции, организацию управления и взаимодействия с другими органами внутри государства и на международном уровне, расширения социальной базы ее деятельности.

В числе административных мер регулирования  внешнеторговой деятельности широко используется лицензирование. Это система письменных разрешений, выдаваемых государственными органами на экспорт и импорт товаров. Путем лицензирования осуществляется количественное регулирование внешнеторгового оборота. Лицензирование применяется в целях сбалансирования поставок товаров и платежных балансов, регулирования спроса и предложения на внутреннем рынке, для достижения взаимовыгодных договоренностей на торговых переговорах, а также с целью ответных мер на дискриминационные действия иностранных государств.

Важное значение в государственном  регулировании внешнеэкономических  отношений, в частности торговых, имеют экономические методы. Главное внимание уделяется стимулированию экспорта как основы развития внешней торговли и укрепления стабильности национальной власти. Оно осуществляется путем прямого финансирования экспортного производства в виде выплаты компаниям дотаций из бюджета на покрытие разницы между ценами производства и экспортными ценами в целях получения гарантированной прибыли. Широко практикуется субсидирование расходов на ведение НИОКР в экспортном производстве. В промышленно развитых странах за счет бюджета осуществляется до 30% экспортных НИОКР.

Информация о работе Государственное регулирование внешней торговли России в современных условиях