Государственное регулирование внешней торговли России в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 20:16, курсовая работа

Описание

На рубеже XX и XXI вв. происходит переход от индустриальных (технологического и экономического) способов производства (утвердившихся в авангардных странах, прежде всего в Англии, в конце XVIII - начале XIX в.) к постиндустриальному, время расцвета которого, предположительно, придется на XXII в. Это находит выражение в содержании преобладающего ныне в развитых странах пятого технологического уклада, который во многом носит переходный характер и с 2001—2002 гг. вступил в свою понижательную стадию, и шестого уклада, время преобладания которого придется, вероятно, на 30—50-е гг. наступившего столетия; он адекватен постиндустриальному технологическому способу производства.

Работа состоит из  1 файл

n1.doc

— 2.10 Мб (Скачать документ)

Косвенное финансирование экспортного  производства происходит путем  льготного  налогообложения и кредитования16. Снижение налогов с экспортеров осуществляется разными методами. Широко распространено, особенно в США, прямое снижение налогов с компаний в зависимости от доли экспорта в их производстве. Во многих странах предусмотрено право компаний производить отчисления в резервные фонды развития экспортного производства от необлагаемой налогом прибыли. Разновидностью льгот является налоговый кредит - отсрочка от уплаты налогов с экспортной выручки.

Кредитование экспорта - одна из распространенных форм стимулирования. Государственные банки предоставляют компаниям на развитие экспортного производства среднесрочные (до 5 лет) и долгосрочные (до 25-30 лет) кредиты в национальной и свободно конвертируемой валюте17. Кредиты предоставляются на благоприятных условиях по стабильным ставкам. В промышленно развитых странах размеры такого кредитования в конце 80-х - начале 90-х годов составляли около 8% объемов экспорта. Частным банкам правительства выделяют специальные дотации на снижение кредитных ставок экспортерам.

Используются и такие методы косвенного финансирования, как возврат  экспортных пошлин, уплаченных при импорте сырья, а также передача экспортным компаниям правительственных заказов по завышенным ценам.

Поддержка экспортеров идет по линии  страхования экспорта. Оно двух видов: внутреннее и внешнее. Внутреннее страхование осуществляется правительством, которое за счет бюджетных средств покрывает определенную часть рисков при крупных капиталовложениях в развитие экспортного производства. Например, страхуются капиталовложения в “риско-фирмы”, осваивающие перспективные для экспорта разработки. При внешнем страховании государство принимает на себя часть политических и коммерческих рисков, связанных с экспортом.

Национальные системы страхования  кредитных рисков созданы в настоящее время во всех промышленно развитых странах и в ряде развивающихся стран. Основную роль в них играют государственные страховые учреждения, частные выполняют вспомогательные функции.

Государственное страхование экспортных кредитов используется как один из инструментов внешнеторговой политики, позволяющей регулировать объемы и географию экспортного кредитования. Вместе с тем кризис внешней задолженности ряда государств повлек за собой значительные убытки страховщиков, вынудив их свернуть операции на наиболее рискованных рынках и продемонстрировать тем самым ограниченность данного инструмента.

Важным направлением деятельности государства в сфере внешнеэкономической политики является регулирование притока и вывоза капитала. Сейчас миграция капиталов превратилась в организованный, контролируемый и стимулируемый государством процесс. Иностранные частные и государственные инвестиции стали одним из факторов развития подавляющего большинства стран.

Регулирование притока иностранных  инвестиций носит, как правило, двойственный характер.

С одной стороны, осуществляются меры по созданию в странах благоприятного инвестиционного климата с помощью гарантий от национализации иностранной собственности, репатриации капитала, в отношении прибылей, предоставление различных налоговых скидок и таможенных льгот и т.д.18

С другой стороны, государства проводят политику, направленную на соблюдение интересов принимающих стран, то есть собственных.

С этой целью иностранные инвестиции ставятся под определенный контроль. Определяются отрасли экономики, доступные для иностранных инвесторов, и их максимальная доля в производстве отрасли. Устанавливается максимальная доля иностранного капитала в совместных предприятиях, оговариваются участие национальных кадров в управлении данными предприятиями, условия в части использования компонентов национального производства. Ограничивается создание филиалов, репатриации капиталов и прибылей и другие. В Мексике, согласно закону об иностранных инвестициях, обязательным условием является участие национального капитала во всех предприятиях, создаваемых иностранными инвесторами.

В других странах существуют запреты  на участие иностранного капитала в  ряде отраслей и сфер (оборонная  промышленность, внешнеторговая деятельность и некоторые другие).

 

Механизм государственного регулирования внешней торговли реализуются с помощью различных форм и методов, преимущественно экономического характера. В современной практике наиболее применимыми способами государственного регулирования являются:

  1. долгосрочное прогнозирование и среднесрочное планирование;
  2. меры кредитного и фискального характера;
  3. административные и организационно-правовые формы;
  4. демонополизация рыночной конкуренции.

Межгосударственное регламентирование внешней торговли обеспечивается двусторонними и многосторонними соглашениями и вопросами:

  • выработки единых элементов функционирования рынков (товарных, валютных);
  • системы кредитования экспортно-импортных операций;
  • системы страхования валютных рисков;
  • типовых условий «Инкотермса».

Набор средств и инструментов регламентирования внешней торговли включает:

  1. нетарифные элементы;
  2. тарифные предпочтения;
  3. валютно-кредитные средства;
  4. стимулирование экспортного производства;
  5. технические нормы, стандарты, требования к ввозимым товарам.

Межгосударственные формы регламентирования отражаются в документах ГАТТ (ВТО), решениях интеграционных группировок, двусторонних соглашениях19. Внутринациональные методы регламентирования обычно конкретизируются для экспорта, импорта, бартера.

Влияние внешнеэкономических  факторов на развитие национальной экономики России определяется в первую очередь внешнеэкономической политикой, стратегия которой еще до конца не определена. Вопрос экономической эффективности не только импорта, но и экспортных операций оставлен на откуп хозяйствующим субъектам, что, как свидетельствует практика, при негибкости государственного регулирования наносит существенный ущерб хозяйственному потенциалу страны в целом, фиксируя экономически отсталую структуру внешней торговли, а соответственно, и национальной экономики на длительную перспективу. Основной задачей внешнеэкономической политики (ВЭП) является формирование благоприятных внешнеэкономических условий для расширения воспроизводственного процесса в стране, оптимизации участия страны в процессе деятельности ее хозяйствующих субъектов в международном разделении и кооперировании труда.

Разработка  и реализация стратегии ВЭП осуществляется по отношению к отдельным странам и регионам, соответственно. Вместе с тем концепция ВЭП включает также тактику ее проведения, другими словами, совокупность методов и средств для достижения целей и сохранения получаемых результатов. Внешнеэкономическая политика неразрывно связана с внутренней политикой, с той моделью экономического развития, которая избрана в качестве базовой, и является логическим продолжением и ее развитием, но за пределами национальной государственной границы. Основной задачей ВЭП, независимо от избранной государством модели хозяйствования, является формирование благоприятных внешнеэкономических условий для развития воспроизводственного процесса в стране в целом, сохранения ее территориальной целостности и содействия реализации повышения жизненного уровня народа20.

 

 

 

 

 

 

1.2. Экономические  интересы и приоритеты России  во внешней торговле

Повышения национальной конкурентоспособности на протяжении последних десятилетий находятся в центре внимания правительств большинства зарубежных стран, общественных организаций и деловых кругов, консалтинговых, экспертных и исследовательских институтов. В условиях усиления процессов глобализации мировой экономики и растущей вовлеченности национальных хозяйств в международный обмен товарами, услугами и факторами производства достигнутый уровень конкурентоспособности определяет возможности обеспечения стабильного роста благосостояния граждан и перспективы общественного процесса в целом.

Конкурентоспособность является ключевой категорией современной экономической политики. Важнейшая составляющая конкурентоспособности - инновационный потенциал, обеспечивающий устойчивый экономический рост и стратегический конкурентные преимущества. Основной индикатор конкурентоспособности - экспортный потенциал и его фактическая реализация, служащие подтверждением реальных конкурентных преимуществ и инструментом продвижения национальных интересов в масштабах мирового хозяйства21.

Особенно остро проблемы формирования и повышения национальной конкурентоспособности в условиях интенсивной интеграции в систему мирового хозяйства стоят для стран переходной экономики, нуждающихся в формировании эффективной и адекватной внутренним потребностям структуры производства и экспорта.

Для России задача укрепления национальной конкурентоспособности приобрела сегодня исключительное значение, поскольку необходимо закрепить наметившиеся положительные сдвиги в экономике и придать устойчивость хозяйственному росту, что возможно только путем глубоких качественных преобразований в производственной сфере. Актуальность отраслевого и товарного анализа конкурентоспособности возрастает в связи с активацией переговорного процесса по присоединению России к Всемирной торговой организации, что требует тщательного соизмерения выгод внешнеэкономической либерализации с возможными негативными последствиями для отечественных производств, не готовых к широкому раскрытию внутреннего рынка. Единственным источником валютных ресурсов, которые могут быть оперативно потрачены на необходимую для такой политики импортную технику, являются поступления от экспорта энергоносителей и некоторых других продуктов,  пользующихся спросом на мировых рынках. Поэтому одним из первоочередных шагов к политике инновационно-ориентированного развития в стране должны стать государственные меры по аккумуляции валютной выручки вокруг приоритетных программ обновления производственного аппарата.

Россия, в  основном, находится на начальной стадии конкурентоспособности на основе факторов производства с рядом элементов стадий инвестиций и инноваций, что связано с технологической многоукладностью отечественной экономики. Несмотря на преобладание третьего и четвертого технологических укладов, для построения конкурентоспособной российской экономики ориентироваться необходимо на цели и уровни высших стадий, исходя из системы ценностей, направлений и областей науки. техники, технологий высшего, пятого технологического уклада и стадии конкурентоспособности на основе инноваций22.

  Серьезное отставание в научно-технологическом отношении от развитых стран не может быть преодолено одними лишь точечными инновационными мероприятиями и единичными научно-техническими программами, в которых реальное влияние на экономику не идет далее опытных образцов. Очевидно, требуются масштабные и нестандартные акции, которые бы позволили достаточно быстро создать производственные площадки современного технологического уровня в тех отраслях или кластерах, где крайне необходим и возможен быстрый рост выпуска продукции и услуг, удовлетворяющих насущные потребности населения и экономики. Это может быть в реальности сделано лишь на базе разумного сочетания политики импорта техники и технологий из зарубежья с собственными научно-инновационными программами по обновлению производственного аппарата и выпускаемой продукции23.

В ходе текущей ситуации актуализируются основные цели регулирования внешней торговли, которые состоят в следующем24:

-использование внешнеэкономических связей для ускорения создания в России развитой рыночной экономики;

-защита национальных интересов, защита внутреннего рынка;

-повышение качества национальной продукции путем приобретения лицензий и патентов, закупок новых технологий, сырья и материалов, включение российских предприятий в мировую конкуренцию;

-создание условий доступа российских предпринимателей на мировые рынки посредством оказания государственного, организационного, финансового, информационного содействия;

-создание и поддержание благоприятного международного режима во взаимоотношениях с различными государствами и международными организациями.

В современном  экономическом развитии нашей страны огромную роль играет именно наделенность России богатейшими запасами минерально-сырьевых ресурсов, наличие значительного природного потенциала. По запасам большинства полезных ископаемых Российская Федерация занимает одно из первых мест в мире. Наша страна обладает 12,9% мировых запасов нефти, 35,4% газа, 12% угля, 32% железа, 27% олова, 11% меди, 12% свинца, 16% цинка, 21% кобальта, 64,5% апатитов и т. д.

Россия — один из крупнейших участников мирового энергетического рынка. Российская Федерация обладает богатейшим природно-ресурсным потенциалом. На ее долю приходится 23% добываемого газа, более 10% нефти (включая газовый конденсат), почти 6% угля и 6% электроэнергии. Последние годы наша страна занимает первое место по объемам поставок газа на мировой рынок25.

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) играет немаловажную роль в функционировании национальной экономики. По оценкам специалистов, в последнее десятилетие на долю ТЭК в нашей стране приходится 26-27% промышленного производства, 40-42% налоговых поступлений в консолидированный бюджет, более 50% поступлений от экспорта.

Информация о работе Государственное регулирование внешней торговли России в современных условиях