Экономическая модель США: проблемы развития на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 10:39, курсовая работа

Описание

Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что современные США (см. приложение А, Б) представляют собой достаточно интересный объект исследований для экономистов всего мира. Страна, сумевшая за сравнительно небольшой промежуток времени стать мировым экономическим лидером, не может не вызывать интерес. Кроме того, Америка демонстрирует сегодня еще и значительные успехи при проведении социальных программ: помощи беднейшим слоям населения, борьбе с безработицей, расовой дискриминацией, преступностью и т.д. Конечно, ряд проблем все еще остаются, но общая динамика развития заслуживает внимания.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
1 РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ США…………………………………………….5
1.1 Эволюция экономической политики США……………………………...5
1.2 Тенденции развития американской экономики………………………….8
2 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА США………………………….13
2.1 Экономическая модель США…………………………………………….13
2.2 Структура и состояние экономики США………………………………..15
2.3 США в мировой экономике……………………………………………....19
3 ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС В США: ПРИЧИНЫ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ………………………………………………………………...26
3.1 США в условиях кризиса, главные риски……………………………....26
3.2 Причины кризиса в США………………………………………………..27
3.3 Экономические проблемы США………………………………………...32
3.4 Перспективы США……………………………………………………….38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….44
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….46
ПРИЛОЖЕНИЕ А Флаг и герб США…………………………………………46
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Карта США………………………………………………...47
ПРИЛОЖЕНИЕ В Уровень сбережений……………………………………….48
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Объём потребительского кредитования…………………..49
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Ведущие американские компании………………………...50
ПРИЛОЖЕНИЕ Е Уровень безработицы……………………………………...51
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж Количество новых рабочих мест в не с/х секторе………52
ПРИЛОЖЕНИЕ И Деловая активность производственного сектора……….53

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по МЭ.doc

— 353.00 Кб (Скачать документ)

Однако  такая модель при существующих тенденциях роста дефицита – это дорога в  никуда. Кризис в США вызван глубинными структурными проблемами экономики, при  которых занятость в США в  промышленных секторах под давлением импорта из Китая и переноса рабочих мест в развивающиеся страны падает. И не факт, что новая экономика «услуг» может предложить эквивалентные рабочие места, а также увеличить объем экспорта.

      Не  менее важная  причина падения  эффективности экономики США - это  невероятные военные расходы Пентагона, в том числе на войну в Ираке (а также в Афганистане) активно поглощающие деньги налогоплательщиков и способствующих оттоку средств из гражданского сектора.

      Другая  причина – рост цен на нефть, уменьшающая  потребительские расходы населения за счет увеличения расходов на бензин и отопление, составляющие издержки модели «коттеджная» Америка.

      Но  самое главное – отсутствие структурных  изменений в экономике, искусственная  стимуляция экономики за счет денежной накачки, хронического дефицита бюджета и роста государственного долга.

      Чтобы понять, что происходит сейчас в  США необходимо вернуться в недалекое  прошлое. Крах «доткомов» способствовал  «входу» в рецессию, наступившую в 2001 г. Чтобы выправить ситуацию, находившийся тогда на посту главы ФРС Алан Гринспен снизил ставку за период с 2001 по 2003 с 6.0 до 1% (основное снижение пришлось на 2001 г. до 1.75%). С целью оживления экономики правительство увеличило государственные расходы (при снижении налогов), что обусловило стремительный рост дефицита бюджета (до этого в течение нескольких лет сводимого с профицитом) почти в 2.6 раза c 158 млрд. долл. в 2001 г. до 412 млрд. долл. в 2004 г., дефицита платежного баланса почти в два раза  с 415 млрд. долл. за 2000 г. до 850 млрд. долл. в 2006 г. (6.5 % ВВП), а также внешнего долга, выросшего почти в 2.3 раза - с 3,865 трлн. долл. до 9 трлн. долл. осенью 2007. Все это происходило ещё при администрации  Джорджа Буша.

      Дешевые деньги способствовали активному росту  как на фондовом рынке, где рост индексов с 2003 г. по 2007 г. составил свыше 60%, так и на рынке недвижимости, пережившем настоящий спекулятивный «бум», росшего в 2002-2005 г.г. темпами несколько десятков процентов в год. При этом деньги ушли в большей степени не на развитие инновационного и экспортного потенциала страны, а на потребление и развитие строительной отрасли. После краха «доткомов» население решило – фондовый рынок может быть нестабильным, но недвижимость будет расти. Значительная часть операций по покупке домов превысили реальный спрос и были совершены в надежде на прибыль с учетом роста цен.

      Банки стали предлагать населению изощренные банковские продукты, переносившие первоначальные платежи в будущее, в ряде банковских продуктах  первоначальный взнос  при покупке дома был обнулен. Под выданные кредиты выпускались ипотечные облигации, которым присваивали высокие рейтинги надежности. Расширяя потребление, население брало также потребительские кредиты под рост стоимости недвижимости. Заемщики стали брать кредиты с плавающей ставкой, которая на тот момент казалась невысокой. Рост экономики США в 2005-2006 г.г. составил около 3.2 %. Но экономика «перегрелась» и Гринспен стал постепенно повышать ставку с 1% на середину 2004 г. до 5,25% к лету 2006 г., но проблема в том, что существует значительный лаг между снижением ставки и наблюдаемым эффектом.

      Заемщики  попали в тиски процентного риска, их ежемесячные процентные расходы  за 2003-20006 г. увеличились примерно на 35%, в среднем c 840 до 1132 долл. В 2007 году за счет роста невозвратов рынок недвижимости пошел вниз, банки стали терять деньги. Переоценив риски банки стали закрывать лимиты друг на друга, ипотечные облигации упали в цене, новые выпуски не нашли покупателей. На рынке возник дефицит ликвидности, вызванный потерями заемщиков и банков и переоценкой рисков участниками рынка.

      По  данным за октябрь 2007 г по сравнению  с аналогичным периодом 2006 года в ряде штатов недвижимость «просела» на 8-12 %, а в среднем по 20 крупнейшим городам на 6.1%, что соответствует самому сильному падению за последние 16 лет. При этом наиболее сильное падение произошло с марта этого года. Снижение стоимости недвижимости и падение рынка акций снижает кредитоспособность американцев.

      У прошлой рецессии и нынешней надвигающейся  есть принципиальные различия – хотя фондовый рынок в 2001-2002 рухнул, но банковский сектор был здоровым, ныне рынок недвижимости точно «перегрелся», а банковский и финансовый сектор под угрозой кризиса плохих долгов. 

      США не хватает целенаправленных мер  по борьбе с ипотечным кризисом. Всю осень мир ожидал от властей США действительно серьезного пакета мер, направленных на поддержку экономики, санацию ипотечного кризиса и рынка недвижимости. Рынки верили в способность экономики США разрешить проблемы, что привело к локальному росту индексов примерно на 5-7% после снижения ставки ФРС, сниженной 18 сентября 2007 г. на 0,5 процентного пункта - до 4,75%. Однако четких действий не последовало. Именно поэтому фондовые индексы с октября 2007 г. до конца 2007 г. на фоне постепенного раскрытия картины ущерба постепенно снизились примерно на 10%, не смотря на дальнейшее снижение ставок, проведенных 31 октября и 11 декабря на 0.25%.

      Для решения сегодняшней проблемы в  начале декабря  США предложен  план помощи проблемным ипотечным заемщикам, в основу которого лежит предложение о замораживании процентных ставок по кредитам сроком на 5 лет и возможное рефинансирование кредитов. План предназначен для граждан живущих в своих домах и не имеющих просрочек. Иначе говоря,  он не поддержит спекулянтов и ненадежных заемщиков.

      Паника, которая длилась на рынках США,  Азии и России с 16 до 22 января 2008 года, показывают, что рынки начинают считать, что мер по борьбе с кризисом в США явно недостаточно, ведь никто не сомневался, что очередное снижение ставки уже в «кармане». Ситуация несколько стабилизировалась только после экстраординарной меры - внеочередного снижения ставки, предпринятого ФРС 22 января, в самый разгар кризиса, сразу на 0.75 процентного пункта - до 3,5% годовых. Таким образом, в результате 4 снижений ставка была снижена на 1.75% с уровня 5.25%. ФРС не оставалось ничего иного как поддержать фондовый рынок, не смотря на то, что многие восприняли эту меру не однозначно.

      30 января ФРС продолжил свою  линию - он снизил ставку еще  на 0.5% до 3.0%, однако слишком много негативных новостей работает против рынка. Это падение индекса деловой активности, снижение рейтинга страховых компаний. Власти США показывают, что экономическое оживление имеет для них значительно большую ценность, чем риск повышения инфляции. С учетом инфляции реальная ставка уходит в отрицательную область, однако запас «хода» для ФРС становится меньше. Падение ставки может вызвать инфляцию – и тогда  ставку придется поднимать.

      Снижение  ставки спасает лишь кредитоспособных заемщиков, но существенная часть (например, взявшая кредит с отсроченными выплатами и со спекулятивными целями) продолжит испытывать проблемы. При этом кризис неплатежей может перейти с рынка недвижимости на автокредиты и пластиковые карты.

      Недавно глава ФРС Бен Бернанке признал сложное состояние экономики США, которое будет таким  в 2009, а возможно и в 2010 г. Но он также сделал важное заявление о поддержке экономического роста и минимизации финансовых рисков. 8 февраля 2008 г. сенат все-таки утвердил эту программу. Сумма помощи экономике должна составить около 167 млрд. долл., в виде налоговых вычетов примерно для 117 млн. семей в пределах от 600 до 1200 долл. на семью.  В то же время понятно, что эти меры направлены не непосредственно на развязку ипотечного узла, а в большей степени - на поддержку спроса.  
 

         3.3 Экономические проблемы США 

      Несмотря  на отмеченные в целом позитивные масштабные изменения, экономическому развитию США присущ целый ряд  серьёзных проблем. Так, экономика  страны не свободна от влияния циклического развития. Последний циклический спад в США имел место в 3 квартале 2001 года, в результате которого почти два года продолжалось состояние стагнации экономики.

      Серьёзной проблемой для экономики являются дефициты бюджета, торгового и платёжного баланса, приводящие к росту государственного долга страны (65 % ВВП в 2006 году).

      По-прежнему заметной остаётся проблема социального  неравенства – более 12 % американцев  имеют уровень доходов ниже официального прожиточного минимума. В свою очередь, имеющаяся дифференциация населения по доходам (которая наиболее заметна среди представителей различных расовых и этнических меньшинств – уровень доходов белых американцев и выходцев из Азии в среднем заметно выше уровня доходов испаноязычных и афроамериканцев) приводит к неравному доступу к высшему образованию и услугам здравоохранения. Вышедший 4 января показатель по уровню безработицы оказался максимальным за два года и составил 5%. Если посмотреть на график уровня безработицы, то можно заметить разворот уровня в сторону рецессии. Рост безработицы оказался существенно выше даже самых пессимистичных прогнозов предстателей ФРС (см. приложение Е).

      Не  лучшим образом выглядит ситуация в  несельскохозяйственном секторе, где  количество новых рабочих мест растет самым медленным за пять лет темпом (см.приложение Ж). При ожидании того, что в декабре будет создано 70 тысяч рабочих мест, фактически было создано всего 18 тысяч, против 115 тысяч, созданных в ноябре. В производственном секторе обстановка с трудоустройством еще хуже: количество рабочих мест сократилось на 31 тысячу, а не на 15 тысяч, как ожидалось. Но самым неутешительным в этой ситуации является то, что все признаки указывают на дальнейшее ухудшение, так как ожидание замедления темпов роста или рецессии продолжат вынуждать работодателей сокращать свои расходы.

      Не  меньшим разочарованием для рынка  стал показатель деловой активности в производственном секторе, который  вышел в первый день 2008 года. Значение индекса составило 47,7 пунктов –  это наименьшее значение за пять лет. Значение ниже 50 указывает на замедление деловой активности сектора. В последний раз подобное снижение наблюдалось лишь во время рецессии (см.приложение И).

      Военные расходы снижают эффективность экономики США, но они играют значительную роль в экономике США, например, смогли окончательно помочь преодолеть последствия Великой депрессии. Однако усиление военной промышленности привело к оттоку капитала из гражданского сектора, что усугубилось также оттоком рабочих мест в развивающиеся страны. В результате США постепенно стали  отставать по производству многих видов гражданской продукции.

      Всё более актуальной становится в США  проблема постарения населения (доля лиц  пожилого возраста старше 65 лет, по прогнозам, достигнет 20 % в 2030 году), что вызывает немалую напряжённость в системе социального страхования и пенсионного обеспечения (дефицит системы социального страхования ожидается уже в 2018 году).

      Старение  населения угрожает США в меньшей  степени, чем странам Европы и  Японии, но довольно скоро и они  столкнутся с преобладанием числа пенсионеров в структуре населения. В 1998 г. люди старше 65 лет составляли 12,3%, в 2015 будут составлять 15,1%. В значительной мере придется пересматривать национальную налоговую систему и увеличить расходы на социальные нужды.

      Опасность появления у США на мировых рынках новых конкурентов в лице бурно развивающихся стран Юго-Восточной Азии, Центральной и Восточной Европы удалось бы несколько отстрочить. Экономика большинства этих стран серьезно пострадала от кризисов конца 1990-х годов, нуждается в серьезных структурных изменениях и не может рассматриваться как конкурент самой мощной экономике мира. Особенно выгодно Вашингтону ослабление России. Советская модель экономики оказалась полностью нежизнеспособной, хотя определенные товары и технологии могли бы оказаться вполне конкурентоспособными на американском рынке. Больше не представляет экономической угрозы и Япония длительное время находящаяся в рецессии. В данном регионе, пожалуй, только Китай по мере своего развития может превратиться в серьезный противовес США, хотя Пекин практически проигрывает Вашингтону по всем позициям кроме величины населения. К тому же экономическая модель развития Японии и Китая значительно слабее американской. Беспокоить может не конкурентоспособность американской экономики, а конкурентоспособность американских товаров, которые лишились своей привлекательности из-за повышения курса доллара летом 1999 г. практически ко всем мировым валютам.

      Опасения  для США может вызвать процесс  европейской интеграции, поскольку в совокупности страны ЕС, да еще и страны кандидаты на вступление в Евро союз уже могут экономически противостоять США. Однако в Европе слишком много внутренних проблем, как культурных, так и структурных, а США являются лидером в создании Трансатлантической зоны и в акции НАТО против Югославии. Европа является для США конкурентом по товаром, но никак по технологиям, а тем более по новой экономике.

Информация о работе Экономическая модель США: проблемы развития на современном этапе