Эволюция места и роли НАТО в Европейской подсистеме 1991-2011 гг.. Отношения России-НАТО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 15:52, курсовая работа

Описание

Тема данной работы – деятельность НАТО и её влияние на современную систему международных отношений.
Актуальность темы обусловлена необходимостью реагирования России на расширение НАТО на восток, что невозможно без понимания процессов, происходящих в политике НАТО после падения Варшавского договора.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Эволюция места и роли НАТО в европейской подсистеме 1991-2011 годов……………………………………………………………………………5
1.1. Понятие, основная цель и структура НАТО……………………………5
1.2. Развитие НАТО после окончания «Холодной войны»………………..8

Глава 2. Отношения России-НАТО.....................................................................18
2.1. Общие вопросы развития отношений…………………………………18
2.2. Расширение НАТО на восток – угроза для России…………………..24
2.3. Совет Россия-НАТО…………………………………………………….28
Заключение………………………………………………………………………...33
Список литературы..........................................

Работа состоит из  1 файл

курсовая нато и россия.docx

— 79.19 Кб (Скачать документ)

Действия Организации  Североатлантического договора на протяжении последних полутора десятков лет  свидетельствуют о ее претензиях на некую ключевую роль в процессах, связанных с динамичной трансформацией всей системы международных отношений, для которой характерно действие двух взаимоисключающих тенденций [16]. Важным аспектом является то, что НАТО практически не способно воздействовать на процессы, происходящие в мире, и является проводником политики США, что наглядно продемонстрировали операции в Ираке и Югославии. В связи с этим, актуальным для России вопросом встает вопрос развития взаимоотношений нашей страны и Североатлантического альянса либо как противников, либо как союзников в борьбе с терроризмом.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Особенности и перспективы отношений России и НАТО  

2.1. Общие вопросы  развития отношений

Окончание «холодной войны» разрушило «второй мир», в который  входили тогдашний Советский  Союз и страны социалистического  содружества. Социалистическая система  проиграла соревнование капитализму  в том числе по своим собственным  меркам: она не сумела добиться создания более высокой, чем при капитализме, производительности труда, и это в конечном счете имело решающее значение для ее судьбы. Промежуточное положение между развитыми и отсталыми странами, которое последовательно занимали Российская империя, а затем СССР, оказалось уязвимым не только в экономическом, но и в политическом отношении [11].

Взаимоотношения России и НАТО занимают одно из центральных мест в процессе становления нового постбиполярного мирового порядка, оказывают важное воздействие на контуры формирующейся новой системы безопасности не только Европы, но и всего мира [8].

Отношения между Россией  и НАТО официально установились в 1991 году на первом торжественном заседании  Совета североатлантического сотрудничества (позднее переименованного в Совет  евроатлантического партнерства), который  был создан после окончания холодной войны, как форум для консультаций в целях развития новых отношений  сотрудничества со странами Центральной  и Восточной Европы [25].

Роспуск Советского Союза  произошел именно во время проведения данного заседания. Через несколько  лет, в 1994 году, Россия присоединилась к программе Партнерство ради мира – важной программе практического  сотрудничества в области безопасности и обороны между НАТО и каждой из партнерских стран.

Согласно договору Россия – НАТО «Россия и НАТО не рассматривают друг друга как противников. Общей целью России и НАТО является преодоление остатков прежней конфронтации и соперничества и укрепление взаимного доверия и сотрудничества»[25], однако данное положение сегодня более чем спорно. Расширение НАТО – это прямая угроза безопасности России. Исходя из этого, в России с 1993г. идет активная кампания против расширения НАТО. Москва выдвигала множество причин, почему она негативно настроена против расширения:

1) расширение сохранит  блоковый подход, Россия и Альянс  будут дальше не доверять друг  другу, это создаст новые разделительные  линии в Европе. Россия будет  вынуждена искать себе новых  союзников, в том числе и  военных. Ей придется выделять  больше средств на оборону,  пересматривать свою военную  доктрину;

2) появление стран Центральной  и Восточной Европы (ЦВЕ) в НАТО  создаст военно-стратегический дисбаланс  в пользу расширяемого Альянса.  НАТО установит не только свой  политический контроль над новыми  членами, но в его руках окажется  и военная инфраструктура оставшаяся от Организации Варшавского Договора [19];

3) военная машина НАТО  приблизится непосредственно к  границам России. Это осложнит  взаимоотношения между Россией  и НАТО. России нужны будут  гарантии безопасности;

4) предыдущий аргумент  взаимосвязан с проблемой адаптации  к современным условиям. В частности,  это связано с вопросами размещения  ядерных сил и постоянных вооруженных  сил Альянса на территории  новых членов;

5) кроме того, расширение  может привести к изменению  обстановки внутри самой России - усилит позиции противников  расширения, прежде всего левых [21].

Как показала практика последних  событий, взаимоотношения России и  НАТО и сегодня далеки от идеальных, практически в августе 2008 года обозначился  разрыв отношений (конфликт из-за Южной Осетии и Абхазии), что однако не является адекватным выходом из сложившейся в мире ситуации [27].

Некоторые из российско-натовских  разногласий являются вполне реальными  и значительными. Так Дж. Робертсон подчеркивает необходимость их преодоления: «Мы не можем позволить нашим разногласиям поставить под угрозу весь круг вопросов, составляющих суть взаимоотношений между НАТО и Россией... НАТО и Россия играют ведущую роль в обеспечении европейской безопасности, и постоянный диалог по стратегическим вопросам отвечает как нашим взаимным интересам, так и интересам всех остальных государств»[1].

Российско-натовское сотрудничество не ограничено только военной и военно-политической областями. Существует еще целый  ряд аспектов взаимодействия в невоенной  сфере: гражданское чрезвычайное планирование, проведение поисково-спасательных операций, научное, экологическое и экономическое  сотрудничество.

В Основополагающем акте 1997г. о развитии сотрудничества России и  НАТО говорилось следующее: «...НАТО и  Россия будут проводить консультации и осуществлять сотрудничество в следующих областях:

  1. разработка взаимно согласованных проектов сотрудничества в области экономики, окружающей среды и науки;
  2. осуществление совместных инициатив и учений в области чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий катастроф» [3].

Однако, старые стереотипы времен «холодной войны» помешали полностью  реализовать возможности развития взаимоотношений России и НАТО. В  начале 1999 года Россия приостановила  участие в СПС ввиду разногласий  по поводу военно-воздушной кампании НАТО, целью которой было прекращение  политических и этнических репрессий  в югославской провинции Косово. При этом некоторые виды сотрудничества продолжались безостановочно, включая  миротворчество в Боснии и Герцеговине. Кроме того, Россия сыграла ключевую дипломатическую роль в урегулировании косовского кризиса, и в составе развернутых в июне сил для Косово присутствовал российский миротворческий контингент.

С 1999 года отношения между  Россией и НАТО начали существенно  улучшаться. Когда в октябре того же года должность генерального секретаря  НАТО занял лорд Робертсон, он взял на себя задачу сдвинуть отношения Россия-НАТО с мертвой точки. А после своего избрания на пост президента Российской Федерации Владимир Путин заявил о том, что тоже будет содействовать восстановлению отношений с НАТО в духе прагматизма [33].

Террористические нападения, совершенные 11 сентября 2001 года против Соединенных Штатов, послужили жестоким напоминанием о необходимости согласованных  действий на международном уровне для  эффективного противодействия терроризму и другим новым угрозам безопасности. Сразу после терактов Россия открыла свое воздушное пространство для кампании международной коалиции в Афганистане и предоставила разведывательную информацию в поддержку антитеррористической коалиции.

Контакты на высоком уровне между Россией и НАТО, организованные в последующие месяцы, включая  две встречи между Робертсоном и президентом Путиным и встречу министров иностранных дел России и государств-членов НАТО в декабре 2001 года, позволили изучить возможности, придать новый импульс и наполнить новым содержанием взаимоотношения Россия-НАТО.

Интенсивные переговоры привели  к принятию совместной Декларации о  новом качестве отношений Россия-НАТО, подписанной главами государств и правительств России и стран-членов НАТО 28 мая 2002 года в Риме, которая  учредила Совет Россия-НАТО.

Интенсивное укрепление отношений  России и НАТО, подверглось тяжелому испытанию в августе 2008 года, когда  Грузия совершила нападение на Южную  Осетию. Эти события наглядно показали зависимость НАТО от политики США. Основная цель реализованной руками Саакашвили американской провокации заключалась совсем не в восстановлении территориальной целостности Грузии. Главное было создать условия для достижения долгосрочных планов Вашингтона в Закавказье. Прием Украины и Грузии в НАТО — следующий шаг в этом направлении.

Большинство наблюдателей убеждены: США и НАТО продолжат информационную войну против России.

Отношения России и НАТО переживали разные периоды в своей истории, в том числе периоды серьезного охлаждения. И сейчас, они вступили в очередной «холодный период» период. Однако необходимо отметить, что НАТО даже более заинтересована в сотрудничестве с Россией. Это обусловлено тем, что невозможно представить себе успешные операции НАТО в Афганистане без поддержки России, через территорию которой шли как гуманитарные, так и иные грузы стран-членов Альянса.

Есть чрезвычайно важные области, где Россия и НАТО, безусловно, являются союзниками, а не противниками – это борьба с международным  терроризмом, с распространением оружия массового уничтожения, реанимация Договора об обычных вооруженных  силах в Европе. Принятый в 2003 году план военного сотрудничества Москвы и Брюсселя поставил целью повышение  уровня оперативного взаимодействия штабов российских и натовских войск, проведение совместных учений на суше и на море. Этот план успешно выполнялся. В  числе весьма перспективных проектов России и НАТО можно назвать совместное патрулирование воздушного пространства. Этот проект должен был заработать через год-два, благодаря чему возросла бы безопасность полетов над Европой. Сейчас эта важная и полезная работа свернута [31]. Таким образом, следует признать, что военно-политическая обстановка в мире складывается не в пользу России, а сотрудничество с Западом не привело к снижению военной опасности. Возрастают угрозы международной безопасности от развитых и развивающихся неевропейских государств. В целом анализ масштабов и направленности внутренней и внешней трансформации НАТО свидетельствует о глобализации интересов альянса, что создает предпосылки для конфликта интересов в различных районах мира, включая постсоветское пространство и приграничные с Россией регионы.

На сегодняшний день в отношениях между Россией и НАТО сохраняются разногласия по некоторым вопросам. Об этом говорится в обнародованной 21 мая 2012 года декларации 25-го саммита Североатлантического альянса, проходящего в Чикаго.

"Позиции России и  НАТО различаются по ряду вопросов. Существует необходимость улучшения  доверия, взаимной прозрачности  и предсказуемости для того, чтобы  в полной мере реализовать  потенциал Совета Россия-НАТО, - говорится  в документе. - В рамках Совета  мы намерены поднять беспокоящий  членов НАТО вопрос об озвученных  Россией намерениях размещения  войск вблизи границ альянса".

Кроме того, в декларации содержится призыв к России придерживаться своих обязательств от 12 августа  и 8 сентября 2008 года в отношении  Грузии. "У нас продолжает вызывать беспокойство наращивание военного присутствия России на грузинской территории, и мы вновь призываем Россию обеспечить свободный доступ туда гуманитарной помощи и международных наблюдателей", - отмечается в заявлении.

НАТО подтвердила свое решение принять Грузию в члены  альянса. Об этом говорится в распространенной сегодня итоговой декларации саммита НАТО в Чикаго

Кроме того, альянс призывает  Россию отказаться от признания Абхазии  и Южной Осетии. "Мы продолжим  призывать Россию отказаться от признания  Южной Осетии и Абхазии в качестве независимых государств. Мы приветствуем обязательства Грузии не применять  силу и призываем Россию ответить взаимностью", - подчеркивается в декларации.

НАТО остается привержено сотрудничеству с Россией в области  ПРО. Об этом также говорится в декларации саммита Северного альянса.

"Учитывая наши общие  интересы в сфере безопасности  с Россией, мы остаемся приверженными  сотрудничеству в области противоракетной  обороны, основанном на взаимном  доверии", - утверждается в документе. При этом в качестве примера успешного взаимодействия, в НАТО называют проведенные в марте совместные компьютерные учениям по ПРО в Германии в рамках проекта противоракетной обороны театра военных действий.

В документе подчеркивается, что развертываемая НАТО система  ПРО "не направлена против России и  не несет угрозы ее стратегическим оборонным возможностям", а призвана защитить альянс "от потенциальных  угроз, исходящих извне евроатлантической  зоны". "Мы сожалеем о периодических заявлениях России о возможных мерах с ее стороны, направленных против системы ПРО НАТО, но одновременно приветствуем готовность России продолжить диалог с целью достижения соглашения, закладывающего основу будущему сотрудничеству в сфере противоракетной обороны", - отмечают в альянсе.

Россия и НАТО договорились сотрудничать по проекту ЕвроПРО на саммите в Лиссабоне в 2010 году, однако переговоры зашли в тупик из-за отказа США предоставить юридические гарантии ненаправленности развертываемой системы против российских сил сдерживания. Россия в ответ на развертывание ПРО в Европе намерена предпринять комплекс мер военно-технического и дипломатического характера. Российская сторона заявляла, что в случае, если договориться не удастся, то она не исключает возможности размещения комплексов "Искандер" в Калининградской области.

"Нам нужны четкие и твердые  гарантии, что это (ЕвроПРО) не направлено против нас, причем обязательно дополненные совместно согласованными военно-техническими и прочими критериями, которые позволят на всем протяжении этого противоракетного проекта США и НАТО убеждаться в том, что он не направлен ни на кого из европейских стран, включая Россию, и что он реализуется в соответствии с заявленной целью", - сказал Лавров.

Информация о работе Эволюция места и роли НАТО в Европейской подсистеме 1991-2011 гг.. Отношения России-НАТО