Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 15:52, курсовая работа
Тема данной работы – деятельность НАТО и её влияние на современную систему международных отношений.
Актуальность темы обусловлена необходимостью реагирования России на расширение НАТО на восток, что невозможно без понимания процессов, происходящих в политике НАТО после падения Варшавского договора.
Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Эволюция места и роли НАТО в европейской подсистеме 1991-2011 годов……………………………………………………………………………5
1.1. Понятие, основная цель и структура НАТО……………………………5
1.2. Развитие НАТО после окончания «Холодной войны»………………..8
Глава 2. Отношения России-НАТО.....................................................................18
2.1. Общие вопросы развития отношений…………………………………18
2.2. Расширение НАТО на восток – угроза для России…………………..24
2.3. Совет Россия-НАТО…………………………………………………….28
Заключение………………………………………………………………………...33
Список литературы..........................................
2.2. Расширение НАТО на восток – угроза для России
В постсоветский период Североатлантическому
союзу отводится основная роль в
формировании нового мирового порядка
и системы безопасности, включая
потенциальное сдерживание
С присоединением в 1999 году к НАТО Польши, Венгрии и Чехии военная группировка альянса получила возможность продвинуться на Восток на 650–750 км и на 500 км на Юг. В 2004 году членами блока стали Эстония, Латвия, Литва, Болгария, Румыния, Словакия и Словения. За счёт присоединения к альянсу Эстонии, Литвы и Латвии военная группировка НАТО продвинулась на Восток еще на 300–500 км [32].
Теперь в составе НАТО 28 государств. В перспективе руководство НАТО планирует включение в блок 46 европейских государств (без России). На очереди уже стоят Украина и Грузия [12].
Североатлантический союз проводит
«восточную» политику, целью которой
является, с одной стороны, поддержание
партнерских отношений с
Попытки России заявить о
своих национальных интересах в
каком-либо из регионов или на глобальном
уровне, а также предпринять
Приближение зоны ответственности Североатлантического блока непосредственно к границам России создает с точки зрения её национальных интересов и оборонной безопасности серьезные проблемы. В геополитическом плане – это, во-первых, угроза её дальнейшей изоляции, существенно затрудняющей восстановление былого влияния в регионе, а во-вторых, осложнение в налаживании двусторонних отношений с новыми членами альянса.
Превращение НАТО в доминирующую, но закрытую структуру делает Россию второразрядным участником европейского процесса, исключает её из механизма принятия решений по главным вопросам европейской безопасности.
В военно-стратегическом плане
расширение НАТО ведёт к ещё большему
изменению соотношения сил
Учитывая, что в современных
условиях геополитические и военно-
Переоценка Вашингтоном
роли России объясняется рядом причин.
Во-первых, Соединенные Штаты остро
нуждались в поддержке и
Под предлогом проведения антитеррористической операции в Афганистане были развёрнуты военно-воздушные базы НАТО в Киргизии, Узбекистане и Таджикистане. Сегодня Россия с трёх направлений окружена базами НАТО.
Мнение писателя Александра Солженицына: «НАТО методически и настойчиво развивает свой военный аппарат – на восток Европы проводит континентальный охват России с юга. Тут и открытая материальная и идеологическая поддержка «цветных» революций, парадоксальное внедрение североатлантических интересов в Центральную Азию. Всё это не оставляет сомнений в том, что готовится полное окружение России, а затем потеря ею суверенитета»[20].
Под прикрытием мероприятий
в рамках программы "Партнерство
ради мира" в последние годы регулярно
проводятся военные маневры НАТО
непосредственно у границы
Сегодня в водах Баренцева
моря происходит усиление присутствия
кораблей и подводных лодок ряда
стран блока НАТО (США, Норвегии,
Великобритании и Франции), участились
факты нарушения ими
Всё это свидетельствует о том, что отношения между Россией и НАТО носят весьма противоречивый характер. С одной стороны, наблюдается активизация совместной деятельности, с другой продолжается идеологическое, экономическое, правовое и иное противостояние в различных сферах.
2.3 Совет Россия-НАТО
В мае 2002 г. на встрече в верхах под Римом альянс и Москва достигли договорённости о совместной работе в формате «двадцатки». Совет Россия-НАТО проводится не только на уровне глав государств или правительств, министров иностранных дел и обороны, но и на уровне послов. В его системе действуют свыше 20 рабочих органов: комитеты, специальные рабочие группы, экспертные группы.
Совместный Постоянный Совет Россия-НАТО (СРН), созданный «для совместных решений и совместных действий в отношении вопросов безопасности, вызывающих всеобщую озабоченность» должен стать «основной структурой консультаций между Россией и НАТО в периоды кризисов или каких-либо других ситуаций, оказывающих влияние на мир и стабильность» [10].
Несмотря на трудности и проблемы активизируется совместная работа России и НАТО в различных областях. Расширяется сотрудничество в части реализации программ реабилитации российских военнослужащих. Большой вклад в работу по переподготовке уволенных в запас российских военнослужащих вносит Информационно-консультационный и учебный центр социальной адаптации военнослужащих, увольняемых и уволенных в запас и Вооруженных сил Российской Федерации «Россия-НАТО», и в котором прошли переподготовку несколько тысяч слушателей. Так, 26 мая 2005 г. в Ногинске состоялся круглый стол «Трудоустройство военнослужащих запаса и членов их семей, создание дополнительных рабочих мест через развитие малого предпринимательства», организованный Центром Россия-НАТО социальной адаптации военнослужащих по инициативе Департамента НАТО по вопросам регионов, экономики и безопасности.
Главное внимание уделяется вопросам налаживания взаимодействия в борьбе с террористическими угрозами. Исследуются возможности обеспечения совместимости систем нестратегической противоракетной обороны в рамках специальной рабочей группы по ПРО (противоракетной обороны). Уже принята экспериментальная концепция сотрудничества России и НАТО в этой области и проведены командно-штабные учения.
Важной задачей остаётся
налаживание партнёрства в
Готовятся совместные практические проекты в сфере поиска и спасения аварийных подводных лодок. Такое сотрудничество помогло спасти российский батискаф, затонувший в 2005 году близ Камчатки. В феврале 2006 года российские Военно-морские силы присоединились к антитеррористической операции НАТО «Активная попытка», проводящейся в Средиземном море.
По случаю празднования 5-летия Совета Россия-НАТО министр иностранных дел С. В. Лавров сказал: «Отношения России и НАТО занимают особое место в европейской безопасности. Многие хорошо помнят те времена, когда Советский Союз и НАТО смотрели друг на друга не иначе как через орудийные прицелы и окуляры полевых биноклей. В 2007 г. исполнилось 10 лет с момента подписания в Париже Основополагающего Акта о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности и 5 лет, как в соответствии с Римской декларацией заработал новый механизм взаимодействия – Совет Россия-НАТО. По историческим меркам срок небольшой. Но это был период, насыщенный крупными переменами, связанными с окончанием «холодной войны». От противоборства и конфронтации мы постепенно переходили к диалогу и сотрудничеству – в интересах предсказуемости и стабильности в Европе.
Спектр сотрудничества России с НАТО сегодня включает в себя интенсивный политический диалог по ключевым проблемам безопасности, реализацию важных практических проектов и программ, отвечающих интересам всех стран – членов Совета Россия-НАТО.
В новой Стратегической концепции
НАТО, утвержденной на встрече в
верхах в Лиссабоне в ноябре 2010
года, государства-члены
В Лиссабоне состоялась третья в истории существования Совета Россия–НАТО встреча в верхах. Лидеры 29 стран СРН обязались «работать над достижением настоящего стратегического и модернизированного партнерства, основанного на принципах взаимного доверия, транспарентности и предсказуемости, в целях содействия созданию общего пространства мира, безопасности и стабильности».
На встрече в верхах
в Лиссабоне лидеры стран СРН
утвердили Совместный обзор общих
вызовов безопасности XXI века, среди
которых – Афганистан (включая
борьбу с незаконным оборотом наркотиков),
терроризм (в том числе уязвимость
объектов жизнеобеспечения), морское
пиратство, распространение оружия
массового уничтожения и
Со времени проведения Лиссабонского саммита, стороны продвинулись вперед по целому ряду направлений:
Страны СРН согласны с тем, что Совет Россия–НАТО – это ценный инструмент для развития практического сотрудничества и политического диалога по всем вопросам – и по тем, где их мнения сходятся, и по тем, где их мнения расходятся.
Несмотря на наличие политических разногласий по отдельным вопросам высокого уровня, таким как российский мораторий на выполнение Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ), Ливия и вопросы, связанные с Грузией, движущей силой прагматического духа сотрудничества в СРН является понимание того, что у НАТО и России общие стратегические приоритеты и пред ними стоят общие проблемы.
Генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен заявил о своем желании добиться прогресса в сотрудничестве по трем направлениям, которые он считает принципиально важными для укрепления доверия между странами НАТО и Россией: противоракетная оборона, контроль над обычными вооружениями и сокращение арсенала ядерного оружия малой дальности в Европе