Эволюция места и роли НАТО в Европейской подсистеме 1991-2011 гг.. Отношения России-НАТО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 15:52, курсовая работа

Описание

Тема данной работы – деятельность НАТО и её влияние на современную систему международных отношений.
Актуальность темы обусловлена необходимостью реагирования России на расширение НАТО на восток, что невозможно без понимания процессов, происходящих в политике НАТО после падения Варшавского договора.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Эволюция места и роли НАТО в европейской подсистеме 1991-2011 годов……………………………………………………………………………5
1.1. Понятие, основная цель и структура НАТО……………………………5
1.2. Развитие НАТО после окончания «Холодной войны»………………..8

Глава 2. Отношения России-НАТО.....................................................................18
2.1. Общие вопросы развития отношений…………………………………18
2.2. Расширение НАТО на восток – угроза для России…………………..24
2.3. Совет Россия-НАТО…………………………………………………….28
Заключение………………………………………………………………………...33
Список литературы..........................................

Работа состоит из  1 файл

курсовая нато и россия.docx

— 79.19 Кб (Скачать документ)

2.2. Расширение  НАТО на восток – угроза  для России

В постсоветский период Североатлантическому союзу отводится основная роль в  формировании нового мирового порядка  и системы безопасности, включая  потенциальное сдерживание России. В связи с этим наметился курс не только на сохранение блока, но и  его дальнейшую трансформацию в глобальную военно-политическую организацию путём расширения состава участников альянса и его функций [13].

С присоединением в 1999 году к НАТО Польши, Венгрии и Чехии  военная группировка альянса  получила возможность продвинуться на Восток на 650–750 км и на 500 км на Юг. В 2004 году членами блока стали  Эстония, Латвия, Литва, Болгария, Румыния, Словакия и Словения. За счёт присоединения  к альянсу Эстонии, Литвы и  Латвии военная группировка НАТО продвинулась на Восток еще на 300–500 км [32].

Теперь в составе НАТО 28 государств. В перспективе руководство НАТО планирует включение в блок 46 европейских государств (без России). На очереди уже стоят Украина и Грузия [12].

Североатлантический союз проводит «восточную» политику, целью которой  является, с одной стороны, поддержание  партнерских отношений с государствами  бывшего СССР, а с другой –  исключение возможности появления  супердержавы или коалиции государств, способных эффективно противостоять  альянсу в районах его жизненно важных интересов.

Попытки России заявить о  своих национальных интересах в  каком-либо из регионов или на глобальном уровне, а также предпринять практические шаги к их защите вызовут активное противодействие Запада и рост напряженности  во взаимоотношениях. Основанием для такого прогноза служит опыт последних лет, показывающий, как США могут защищать свои интересы, а также реальная политика других стран НАТО, открыто направленная на недопущение возрождения России в роли мировой державы.

Приближение зоны ответственности  Североатлантического блока непосредственно  к границам России создает с точки  зрения её национальных интересов и  оборонной безопасности серьезные  проблемы. В геополитическом плане  – это, во-первых, угроза её дальнейшей изоляции, существенно затрудняющей восстановление былого влияния в  регионе, а во-вторых, осложнение в  налаживании двусторонних отношений  с новыми членами альянса.

Превращение НАТО в доминирующую, но закрытую структуру делает Россию второразрядным участником европейского процесса, исключает её из механизма  принятия решений по главным вопросам европейской безопасности.

В военно-стратегическом плане  расширение НАТО ведёт к ещё большему изменению соотношения сил сторон не в пользу России, серьезно ухудшается её стратегическое положение. С отходом  к НАТО стран Восточной Европы и Прибалтики основные российские коммуникации в западном регионе стали более  доступными для контроля со стороны  альянса. До минимума сократилось подлётное  время натовских ракет и авиации  до российских границ, основных центров  управления, промышленно-экономических  комплексов РФ, что позволит НАТО с  помощью своих оперативно-тактических  средств поражения решать стратегические задачи.

Учитывая, что в современных  условиях геополитические и военно-стратегические факторы являются определяющими  в защите национальных интересов  и им уделяют первостепенное внимание все великие державы, такое развитие событий можно однозначно оценивать  как угрозу национальной безопасности России, что требует принятия соответствующих  контрмер. При этом следует проявлять  осторожность и определенную гибкость, так как в объявленной экспансии  Североатлантического альянса явственно  просматриваются и другие намерения  Запада по отношению к России, а  именно:

  1. во-первых, максимальное сокращение, а по возможности взятие под контроль «мировым сообществом» ядерного потенциала России;
  2. во-вторых, обострение отношений между республиками СНГ и блокирование процессов их интеграции. Особенно это прослеживается в отношениях России с Украиной, Азербайджаном и Грузией;
  3. в-третьих, провоцирование России на стратегически тупиковые союзы;
  4. в-четвертых (что, возможно, самое существенное), втягивание России в публично декларируемую политико-военную конфронтацию с Западом.

Переоценка Вашингтоном  роли России объясняется рядом причин. Во-первых, Соединенные Штаты остро  нуждались в поддержке и участии  России в антитеррористической коалиции, так как будучи постоянным членом Совета Безопасности ООН, Российская Федерация  обладает правом вето и может воспрепятствовать  принятию решений, в которых заинтересованы США. Кроме того, позиция России способна оказать влияние на поведение  Китая и ряда других стран. В этой связи привлечение России на сторону  государств – участников антитеррористической коалиции помогло бы создать впечатление  полной поддержки всем международным  сообществом действий Вашингтона. Другая причина – роль России на театре военных действий в Центральной  Азии, где её поддержка имеет большое  значение для бывших советских среднеазиатских  республик. Наконец, третья причина  – заинтересованность США в доступе  к бывшим советским военным базам  в Средней Азии, что без согласия России вряд ли можно осуществить.

Под предлогом проведения антитеррористической операции в Афганистане  были развёрнуты военно-воздушные базы НАТО в Киргизии, Узбекистане и  Таджикистане. Сегодня Россия с трёх направлений окружена базами НАТО.

Мнение писателя Александра Солженицына: «НАТО методически и настойчиво развивает свой военный аппарат – на восток Европы проводит континентальный охват России с юга. Тут и открытая материальная и идеологическая поддержка «цветных» революций, парадоксальное внедрение североатлантических интересов в Центральную Азию. Всё это не оставляет сомнений в том, что готовится полное окружение России, а затем потеря ею суверенитета»[20].

Под прикрытием мероприятий  в рамках программы "Партнерство  ради мира" в последние годы регулярно  проводятся военные маневры НАТО непосредственно у границы России.

Сегодня в водах Баренцева  моря происходит усиление присутствия  кораблей и подводных лодок ряда стран блока НАТО (США, Норвегии, Великобритании и Франции), участились факты нарушения ими территориальных  вод России, в полтора раза возросла интенсивность иностранной разведывательной деятельности в этом регионе.

Всё это свидетельствует  о том, что отношения между  Россией и НАТО носят весьма противоречивый характер. С одной стороны, наблюдается  активизация совместной деятельности, с другой продолжается идеологическое, экономическое, правовое и иное противостояние в различных сферах.

2.3 Совет Россия-НАТО

В мае 2002 г. на встрече в  верхах под Римом альянс и Москва достигли договорённости о совместной работе в формате «двадцатки». Совет  Россия-НАТО проводится не только на уровне глав государств или правительств, министров иностранных дел и  обороны, но и на уровне послов. В  его системе действуют свыше 20 рабочих органов: комитеты, специальные  рабочие группы, экспертные группы.

Совместный Постоянный Совет  Россия-НАТО (СРН), созданный «для совместных решений и совместных действий в  отношении вопросов безопасности, вызывающих всеобщую озабоченность» должен стать  «основной структурой консультаций между Россией и НАТО в периоды  кризисов или каких-либо других ситуаций, оказывающих влияние на мир и стабильность» [10].

Несмотря на трудности  и проблемы активизируется совместная работа России и НАТО в различных  областях. Расширяется сотрудничество в части реализации программ реабилитации российских военнослужащих. Большой  вклад в работу по переподготовке уволенных в запас российских военнослужащих вносит Информационно-консультационный и учебный центр социальной адаптации военнослужащих, увольняемых и уволенных в запас и Вооруженных сил Российской Федерации «Россия-НАТО», и в котором прошли переподготовку несколько тысяч слушателей. Так, 26 мая 2005 г. в Ногинске состоялся круглый стол «Трудоустройство военнослужащих запаса и членов их семей, создание дополнительных рабочих мест через развитие малого предпринимательства», организованный Центром Россия-НАТО социальной адаптации военнослужащих по инициативе Департамента НАТО по вопросам регионов, экономики и безопасности.

Главное внимание уделяется  вопросам налаживания взаимодействия в борьбе с террористическими  угрозами. Исследуются возможности обеспечения совместимости систем нестратегической противоракетной обороны в рамках специальной рабочей группы по ПРО (противоракетной обороны). Уже принята экспериментальная концепция сотрудничества России и НАТО в этой области и проведены командно-штабные учения.

Важной задачей остаётся налаживание партнёрства в формате  СНР по нейтрализации наркоугрозы, исходящей с территории Афганистана.

Готовятся совместные практические проекты в сфере поиска и спасения аварийных подводных лодок. Такое  сотрудничество помогло спасти российский батискаф, затонувший в 2005 году близ Камчатки. В феврале 2006 года российские Военно-морские  силы присоединились к антитеррористической операции НАТО «Активная попытка», проводящейся в Средиземном море.

По случаю празднования 5-летия  Совета Россия-НАТО министр иностранных  дел С. В. Лавров сказал: «Отношения России и НАТО занимают особое место  в европейской безопасности. Многие хорошо помнят те времена, когда Советский  Союз и НАТО смотрели друг на друга  не иначе как через орудийные  прицелы и окуляры полевых  биноклей. В 2007 г. исполнилось 10 лет  с момента подписания в Париже Основополагающего Акта о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности и 5 лет, как в соответствии с Римской  декларацией заработал новый  механизм взаимодействия – Совет  Россия-НАТО. По историческим меркам срок небольшой. Но это был период, насыщенный крупными переменами, связанными с окончанием «холодной войны». От противоборства и конфронтации мы постепенно переходили к диалогу и сотрудничеству – в интересах предсказуемости и стабильности в Европе.

Спектр сотрудничества России с НАТО сегодня включает в себя интенсивный политический диалог по ключевым проблемам безопасности, реализацию важных практических проектов и программ, отвечающих интересам всех стран  – членов Совета Россия-НАТО.

В новой Стратегической концепции  НАТО, утвержденной на встрече в  верхах в Лиссабоне в ноябре 2010 года, государства-члены Североатлантического союза подчеркнули значимость развития «настоящего стратегического партнерства между НАТО и Россией», а также свою решимость «углублять политические консультации и практическое сотрудничество с Россией в областях, представляющих взаимный интерес», и «использовать весь потенциал СРН для диалога и совместных действий».

В Лиссабоне состоялась третья в истории существования Совета Россия–НАТО встреча в верхах. Лидеры 29 стран СРН обязались  «работать над достижением настоящего стратегического и модернизированного партнерства, основанного на принципах взаимного доверия, транспарентности и предсказуемости, в целях содействия созданию общего пространства мира, безопасности и стабильности».

На встрече в верхах в Лиссабоне лидеры стран СРН  утвердили Совместный обзор общих  вызовов безопасности XXI века, среди  которых – Афганистан (включая  борьбу с незаконным оборотом наркотиков), терроризм (в том числе уязвимость объектов жизнеобеспечения), морское  пиратство, распространение оружия массового уничтожения и средств  их доставки, а также стихийные  бедствия и техногенные катастрофы. По каждому направлению развивается  практическое сотрудничество. Лидеры стран СРН пришли к соглашению о возобновлении сотрудничества в области противоракетной обороны театра военных действий, а также проведении всестороннего совместного анализа будущих рамок сотрудничества по широкой противоракетной обороне. Они также согласовали ряд инициатив, призванных содействовать стабилизации Афганистана и всего региона.

Со времени проведения Лиссабонского саммита, стороны  продвинулись вперед по целому ряду направлений:

  1. по вопросам, связанным c Афганистаном. В 2011 г. начался проект по оказанию помощи Вооруженным силам Афганистана в эксплуатации вертолетного парка. Первые учебные курсы для афганских авиамехаников начались в апреле 2012 г. в Новосибирске. Растет число учебных курсов и участвующих в них слушателей в рамках реализуемого в настоящее время проекта по обучению сотрудников правоохранительных органов Афганистана и Центральной Азии, ведущих борьбу с незаконным оборотом наркотиков: в апреле 2012 г. суммарная численность слушателей достигла отметки 2 тыс. человек за весь период реализации проекта. Далеко продвинулась вперед разработка договоренностей о мультимодальном транзите нелетальных грузов Международных сил содействия безопасности (МССБ/ИСАФ) из Афганистана;
  2. борьба с терроризмом. После успешного проведения в июне 2011 г. учений под названием «Виджилант скайз 2011» («Бдительное небо-2011»), предусматривавших практические полеты, система Инициативы о совместном использовании воздушного пространства достигла эксплуатационной готовности в конце 2011 г. В марте 2012 г. состоялись командно-штабные контртеррористические учения.
  3. ведется работа по укреплению сотрудничества по борьбе с морским пиратством, в частности, путем оптимизации каналов связи во время операций ВМС;
  4. в марте 2012 г. прошли компьютерные учения по противоракетной обороне театра военных действий.

Страны СРН согласны с  тем, что Совет Россия–НАТО –  это ценный инструмент для развития практического сотрудничества и  политического диалога по всем вопросам – и по тем, где их мнения сходятся, и по тем, где их мнения расходятся.

Несмотря на наличие политических разногласий по отдельным вопросам высокого уровня, таким как российский мораторий на выполнение Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ), Ливия и вопросы, связанные с Грузией, движущей силой прагматического духа сотрудничества в СРН является понимание того, что у НАТО и России общие стратегические приоритеты и пред ними стоят общие проблемы.

Генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен заявил о своем желании добиться прогресса в сотрудничестве по трем направлениям, которые он считает принципиально важными для укрепления доверия между странами НАТО и Россией: противоракетная оборона, контроль над обычными вооружениями и сокращение арсенала ядерного оружия малой дальности в Европе

Информация о работе Эволюция места и роли НАТО в Европейской подсистеме 1991-2011 гг.. Отношения России-НАТО