Конкурентоспособность стран на современном мировом рынке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 17:34, курсовая работа

Описание

Проблема стабилизации и последующего развития экономики государства неразрывно связана с вопросами повышения конкурентоспособности предприятий, насыщения потребительского рынка товарами высокого качества, что предопределяет исследование ряда экономических категорий, характеризующих рыночную экономику. Одной из таких категорий является конкурентоспособность.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3
Сущность и характерные черты мирового рынка………………….........4
Международная конкурентоспособность стран на мировом рынка....13
Роль инноваций и инновационной деятельности в формировании национальной конкурентоспособности…………………………………......…14
Модель развития международной торговли……………………..27
Товарный демпинг…………………………………………………28
Товарная структура мирового рынка………………………………....…29
Заключение…………………………………………………………….….. 36
Список литературы………………………………………………….……. 37

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Международные Экономические отношения.docx

— 72.52 Кб (Скачать документ)

 

Курсовая работа.

 

 

 

 

 

По курсу: «Международные экономические отношения»

Тема №5:  «Конкурентоспособность стран на современном мировом рынке »

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2012г.

 

 

Оглавление.

Введение……………………………………………………………………..3

  1. Сущность и характерные черты мирового рынка………………….........4
  2. Международная конкурентоспособность стран  на мировом рынка....13
    1. Роль инноваций и инновационной деятельности в формировании национальной конкурентоспособности…………………………………......…14
    2. Модель развития международной торговли……………………..27
    3. Товарный демпинг…………………………………………………28
  3. Товарная структура мирового рынка………………………………....…29

Заключение…………………………………………………………….….. 36

Список литературы………………………………………………….……. 37

 

 

 

 

Введение.

Проблема стабилизации и  последующего развития экономики государства  неразрывно связана с вопросами  повышения конкурентоспособности  предприятий, насыщения потребительского рынка товарами высокого качества, что предопределяет исследование ряда экономических категорий, характеризующих  рыночную экономику. Одной из таких  категорий является конкурентоспособность.

Мировая экономическая теория и практика накопила значительный опыт исследований в области конкурентоспособности.

Термин “конкурентоспособность”  используется применительно к различным  категориям. С экономической точки  зрения наибольший интерес представляет “конкурентоспособность продукции”, ”конкурентоспособность товара”, ”конкурентоспособность предприятия (фирмы)”, ”конкурентоспособность  страны (национальная конкурентоспособность)».

В условиях глобализации мировой  экономики, роста взаимосвязи и  взаимозависимости национальных экономик понятен тот бум, который наблюдается  в издании учебников и учебных  пособий по проблемам развития мирового хозяйства. Практически во всех государственных  образовательных стандартах по подготовке экономистов предусмотрено изучение такой дисциплины, как «Мировая экономика». А по специальностям «Мировая экономика» и «Логистика» предусмотрен еще  и самостоятельный курс «Международные экономические отношения» (МЭО). Ознакомление со структурами указанных курсов, заложенных в государственных образовательных  стандартах, позволяет сделать вывод, что нет единого понимания  их научного содержания. Как представляется, в связи с этим следует различать  дисциплину «Мировая экономика» в широком  и узком смысле слова. В узком  смысле слова предметом этой дисциплины является исследование экономик стран  и отраслей мирового хозяйства, а  в широком смысле — еще и  форм международных экономических  отношений. Мировая экономика изучает, выражаясь медицинской терминологией, как бы анатомию мирового хозяйства, а МЭО — его физиологию. Так, Ростовской государственной экономической академией выпущено учебное пособие под названием «Мировая экономика и международные экономические отношения».

Кроме того, наряду с понятием «мировая экономика» в качестве синонима в последнее время стало модным введение в научный оборот термина  «международная экономика». Думается, что последнее не совсем точно  отражает реальные процессы, происходящие в мировом хозяйстве. Несмотря на процессы интеграции и глобализации, происходящие в мире, страны сохраняют  свои национальные статусы, и их экономические  потенциалы остаются достоянием своих  народов (населения), между которыми и складываются экономические (международные) отношения. А термин «международная экономика» по существу тождествен термину  «международные экономические отношения», т. е. может рассматриваться как  буквальный перевод с английского  названия курса «International Economics».

По мнению авторов, в изданных учебных пособиях по курсу «Международные экономические отношения» можно  четко проследить два подхода  к изложению учебных материалов. Одна группа авторов (А. П. Киреев, Г. П. Овчинников и др.) придерживается мнения, что эта наука является частью экономической теории2. Большинство же известных экономистов-международников рассматривает ее как прикладную научную дисциплину. В представленном учебнике превалирует прикладная направленность данного учебного курса.

Настоящий учебник подготовлен  коллективом кафедры «Международные экономические отношения» СПбГУЭиФ в соответствии с новыми государственными стандартами к данной дисциплине. В отличие от ряда других учебников и учебных пособий по данному курсу проблемы участия России в МЭО рассматриваются не в отдельном разделе учебника, а анализируются в общем контексте всех сложных проблем развития мирового хозяйства.

Структура и логика изложения  материала по указанной дисциплине довольно просты. В разделе I дается общая характеристика мирового хозяйства, в остальных разделах анализируются конкретные формы МЭО: международная торговля, международный рынок объектов интеллектуальной собственности, миграция капитала, международные валютно-финансовые и кредитные отношения, миграция рабочей силы и экономическая интеграция. В предлагаемом читателям учебнике имеется отдельный раздел, посвященный анализу платежных балансов, которые являются синтетическими экономическими инструментами и обобщают всю совокупность международных экономических отношений.

 

 

 

    1. Сущность и характерные черты мирового рынка.

Экономической основой становления  и развития мирового рынка является возникновение то углубление международного разделения труда. В своем становлении  и развитии мировой рынок прошел длинный исторический путь. Как известно в рабовладельческом обществе товарное производство и товарное обращение  в середине отдельных стран были развитыми слабо, на внутренний рынок  направлялись лишь незначительное количество выработанных продуктов. Однако формирование мирового рынка берет свое начало именно в рабовладельческом обществе. Когда часть национального рынка  ориентировалась на иностранных  купцов. В это время он носил  преимущественно внутриконтинентальный  характер, а за своим социально-экономическим  содержанием был ремесленно-рабовладельческим.

Каждый этап развития мирового капиталистического рынка имеет  свои особенности, которые определяются самим способом производства.

В наиболее общем понимании  мировой рынок – это форма  организации экономических отношений  продажи и покупки (отчуждение-присвоение) товаров между государствами, юридическими и физическими лицами разных стран  мира, которые регулируются экономическими законами, присущими товарно-денежным отношениям (законами стоимости, спроса, предложения, конкуренции, и тому подобное), а также межгосударственными  соглашениями и сверхгосударственными международными организациями. Это определение мирового рынка обогащается его пониманием как товарно-денежных отношений между странами с разным уровнем социально-экономического развития, связанных между собой участием в международном разделении труда и специализацией производства, субъектами которых выступают производственные, транспортные, торговые, кредитные, финансовые, валютные и другие структуры мирового хозяйства, его государственные и межгосударственные органы и организации.

Одной из составляющих мирового рынка есть международная торговля, основу которой образует международное  разделение труда (МПП), специализация  и кооперация производства. Их углубление и расширение предопределяет рост объемов  международной торговли, которая, при  условиях растущей интернационализации  хозяйственной жизни, является одной  из первых, наиболее развитых форм международных  экономических отношений. На долю международной  торговли приходится почти 80% всего  объема МЕВ.

Международная торговля как  следствие МПП зародилась давно, а в начале XIX ст. приобрела форму мирового рынка, на котором действовали почти все развитые страны мира.

Особенностью современного этапа развития мирового рынка, которая существенно влияет на конкурентоспособность отдельных видов продукции, есть нестабильность рынка энергоносителей, а также приспособленность многих видов машин, оборудования, к мероприятиям, связанным с защитой окружающей среды.

Еще одной особенностью конкуренции  на современном этапе развития мирового рынка является совершенствование  систему, сбывшую и продвижение  товара. В частности, распространенной формой сбыта экспортированной продукции  стало использование местных  фирм-агентов, которое не нуждается  в большинстве в случаях больших  инвестиций и создания собственной  сбытовой системы на территории соответствующей  страны, поскольку используется материально-техническая  база фирм-агентов. Современным средством  конкурентной борьбы на мировом рынке  является создание транснациональными компаниями за пределами национальной территории предприятий по сбору  готовых изделий из их узлов, агрегатов  и деталей.

 Именно на основе капиталистического машинного (индустриального) производства мировой рынок достиг полного развития и превратился в широкий, регулярный и всесторонне развитой международный товарообмен, который опирается на постоянное и массовое производство товаров для продажи на мировых рынках. Окончательное становление мирового рынка состоялось на грани ХІХ – ХХ ст., когда производство товаров на экспорт, особенно в наиболее экономически могучих странах, достигло высокого уровня.

Как особенная сфера товарно-денежных отношений мировой рынок не тождественен национальным рынкам. Несовпадения мирового и национальных рынков заключается  в том, что, во-первых, некоторые товары на внутреннем рынке, не выходят за его пределы; во-вторых, движение товаров  на национальном рынке в первую очередь  предопределено экономическими факторами - производственными связками между  предприятиями национального хозяйства, тогда как на мировой рынок  большое влияние оказывает внешнеэкономическая  политика государства; в-третьих, движение товаров на мировом рынке регулируется особенной системой цен – мировыми ценами.

В процессе своего становления и развития капиталистический  мировой рынок проходит три этапа:

  • подготовки капитализма (эпоха мануфактурного производства). На этом этапе мировой рынок находился еще в неразвитой форме. Определяющей чертой внешней торговли была доминирующая роль купеческого и ростовщического капиталов выступающих в качестве посредников в процессе обращения товаров, которые производились в подавляющем большинстве мелкими товаропроизводителями и частично мануфактурами;
  • машинного производства отдельных предприятий. Капиталистический способ производства охватывает период от начала промышленного переворота Англии (конец ХVІІІ ст.) ко второй половине ХІХ ст. когда мировая капиталистическая торговля приобрела зрелые черты. В этот период мировой рынок, формующийся как категория капиталистической системы, где главную роль в общественной жизни играет промышленный капитал, который подчиняет себе торговый капитал.
  • корпоративного капитализма. На этом этапе капитализм охватывает период с конца ХІХ ст. и до нынешнего времени, когда осуществился переход от капитализма свободной конкуренции отдельных предприятий к разным формам корпораций. Этот этап характеризуется завершением формирования всемирного рынка на основе образования капиталистической системы хозяйства (предпринимательского общества) и доминирование финансового капитала.

Мировому рынку свойственны  такие функции:

- регулирующая – регулирует привлечение в производство товаров и услуг всех видов экономических ресурсов стран мира в пределах международного разделения труда соответственно с внешним спросом и предложением, интернациональными (мировыми) ценами. Проявлением этой функции является обращение товаров и услуг в пределах сферы международных экономических отношений;

- стимулирующая – стимулирует эффективное использование факторов производства и развитие научно-технического прогресса, расширения ассортимента товаров и услуг;

-информационная – предоставляет информацию субъектам международных экономических отношений (МЕВ) о возможности и условиях наиболее прибыльного использования надлежащих им экономических ресурсов в тех или других регионах и странах мира, который дает возможность постоянно сверять эффективность собственного производства с переменчивыми условиями на мировом рынке;

- санирующая – “выбраковывает” из международного обмена товары и товаропроизводителей, которые не обеспечивают международный стандарт качества при конкурентных ценах;

-интеграционная – объединяет субъектов МЕВ в одно целое, способствуя формированию единого экономического пространства в пределах мировой экономики;

-социальная – дифференцирует субъектов МЕВ, а с другой стороны, предоставляет государству лучшие возможности для достижения социальной справедливости в пределах национального хозяйства, приобщает к мировым социально-экономическим приобретениям, которые являются невозможными в условиях автаркии.

Становление мирового рынка.

Становление простейшей формы  внутреннего рынка, где все, что  предназначено для продажи, сбывается  самим производителем покупателю из рук в руки, а все покупается, сразу же оплачивается и забирается покупателем, относится к самой  ранней стадии становления товарного  хозяйства, основанного на разделении труда. Этот тип общения, как свидетельствует  история, практиковался уже в  Помпеях, в Остии. Свои рынки имели Древняя Греция, Китай классической эпохи, Египет, Вавилон, Эфиопия. С появлением денег между продавцом и покупателем встает купец, который оказывает услуги по продаже товаров, и меняла, одалживающий на это деньги.

Практически сразу после  возникновения рынки начали специализироваться. Появились национальные рынки товаров, в рамках которых розничные рынки отделились от оптовых, рынки труда, рынки капитала, и, самое главное, часть уже ориентировалась на иностранных покупателей. Одной из разновидностей рынка труда была появившаяся в глубокой древности работорговля. Известными рынками, куда приезжали за "живым товаром" не только местные, но и заморские рабовладельцы, были Афины, Рим, Лион и другие западноевропейские города.

Информация о работе Конкурентоспособность стран на современном мировом рынке