Конкурентоспособность стран на современном мировом рынке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 17:34, курсовая работа

Описание

Проблема стабилизации и последующего развития экономики государства неразрывно связана с вопросами повышения конкурентоспособности предприятий, насыщения потребительского рынка товарами высокого качества, что предопределяет исследование ряда экономических категорий, характеризующих рыночную экономику. Одной из таких категорий является конкурентоспособность.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3
Сущность и характерные черты мирового рынка………………….........4
Международная конкурентоспособность стран на мировом рынка....13
Роль инноваций и инновационной деятельности в формировании национальной конкурентоспособности…………………………………......…14
Модель развития международной торговли……………………..27
Товарный демпинг…………………………………………………28
Товарная структура мирового рынка………………………………....…29
Заключение…………………………………………………………….….. 36
Список литературы………………………………………………….……. 37

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Международные Экономические отношения.docx

— 72.52 Кб (Скачать документ)

С XVI до середины XVIII века мануфактура, основанная на разделении труда, создавала  условия для более масштабного  производства товаров. Для такого производства городские рынки и ярмарки  становились тесными. Шаг за шагом  они расширялись до региональных, государственных, межгосударственных и, наконец, мировых масштабов. Международные  рынки, представлявшие собой ту часть  национальных рынков, которая была непосредственно связана с зарубежными  рынками, возникли в Европе, на Ближнем  Востоке, на Дальнем Востоке. Промышленность была тесно связана с национальными  рынками. Великие географические открытия повлекли за собой активное развитие вывоза товаров во вновь открытые земли и стали важнейшим фактором развития капитализма в Европе.

Узкая ремесленно - мануфактурная  база перестала отвечать рыночным потребностям, и под давлением спроса в первой половине XIX века возникла крупная фабрично-заводская индустрия, продукция которой уже не могла сбываться только на внутреннем рынке, ей требовался всемирный сбыт. Так в эпоху первоначального накопления капитала произошло стягивание, перерастание локальных центров межгосударственной торговли в единый мировой рынок. Его окончательное формирование завершилось к рубежу XIX-XX веков, когда товарное производство в ведущих странах достигло высокого уровня развития. Эволюция рынка по схеме "внутренний рынок - национальный рынок - международный рынок - мировой рынок".

Отличительные черты  мирового рынка.

Мировой рынок следует  отличать от национальных рынков отдельных  стран. Мировой рынок охватывает торговлю значительной части стран  мира и имеет следующие особенности.

1. На национальном рынке  движение товаров обусловлено  такими факторами, как производственные  связи между предприятиями и  районами страны, на мировой рынок  значительное влияние оказывают  межгосударственные границы и  внешнеэкономическая политика отдельных  стран.

2. Отличительной чертой  мирового рынка является существование  особой системы ценообразования  – системы мировых цен.

3. Мировой рынок товаров  дополняется быстрорастущим рынком  услуг.

4. Структура и направление  торговли отдельных стран на  мировом рынке определяются изменением  конкурентоспособности их товаров.

5. Мировой торговле присуща  неравномерность роста торговли как между отдельными странами, так и всего мирового товарооборота.

Мировой рынок развивается  в условиях острой конкурентной борьбы. Активную роль в ней играют те государства, которые не только осуществляют мероприятия  по защите национального рынка от ввоза товаров извне, но и проводят политику, направленную на стимулирование экспорта своих товаров.

Особенностью мирового рынка  в настоящее время является развитие межгосударственных форм его регулирования. Международная торговля характеризуется  развитием интеграционных процессов как на региональном, так и на глобальном уровне. Результатом является возрастание масштабов и качественных изменений характера международной торговли, которая оказывает огромное воздействие на интернационализацию экономической жизни всех стран мира.

Благодаря этому изменилась функция международной торговли: из чисто коммерческих краткосрочных  сделок она превратилась в основное средство непосредственного обслуживания национальных производственных процессов, связывающее их в единый механизм, не признающий национальных границ.

Классификация рынка.

С течением веков происходила  все более глубокая специализация  рынков. На данный момент можно привести следующую классификацию.

- по специализации рынки  делятся на: товарные и рынки  услуг (транспортных, туристических,  консультационных);

- по объемам сделок  на: розничные и оптовые;

- по номенклатуре на: фондовые (ценных бумаг); валютные; рынки капиталов;  рынки ссудных капиталов; фьючерские  рынки; рынки опционов; рынки рабочей  силы; рынки интеллектуальной собственности  (патентов, лицензий, авторских прав, ноу-хау); рынки вооружений и военной  техники; рынки металлов, зерна,  нефти, газа;

- по значимости на: сильно  влияющие на международную экономику  (мировой валютный рынок, нефтяной  рынок); слабо влияющие на международную  экономику (локальный рынок зерна  или с/х продукции);

- по форме организации  на: биржевые (рынок ценных бумаг,  рынок зерна); внебиржевые (рынок  автомобилей)

- по степени монополизации  на: монополизированные (на рынке  энергоресурсов в нашей стране  господствуют такие гиганты как  ГазПром, Лукойл, РосНефть); немонополизированные (таких очень мало, в основном они существуют на первоначальных стадиях функционирования рынка);

- по официальности на: официальные; неофициальные (серый  рынок, черный рынок).

Мировой рынок - совокупность рынков отдельных стран, связанных между собой товарообменом, регулирование которым происходит на основании нормативных материалов, регламентируемых Генеральным соглашением по торговле и тарифам (ГАТТ). Всемирная торговая организация (ВТО), окончательно пришедшая на смену ГАТТ 1 января 1996г. имеет более стройную и жесткую структуру. Членами ВТО являются 128 государств, на которые приходится более 90% оборота международной торговли. В декабре 1996г. на конференции была принята декларация, в которой подтверждена задача ВТО способствовать интеграции всех стран в многостороннюю систему регулирования мировой торговли.

Мировой рынок является производным от национальных рынков, поскольку любое государство начинает производство для себя, а затем избыток произведенных товаров продает за рубеж. Это означает, что мировой рынок всегда существует только в рамках мирового хозяйства, а потому все подходы к его определению, как и основные характеристики, связаны с понятием мирового хозяйства и характеристиками, его определяющими.

В экономической литературе наиболее часто встречаются определения  мировой рынок в трех аспектах: с точки зрения макроэкономической структуры мирового хозяйства, с точки зрения субъектов мирового хозяйства, участвующих в мировом обмене товарами и услугами, и с политэкономической точки зрения.

Рассматривая мировой рынок с точки зрения макроэкономической структуры мирового хозяйства, его следует определить как совокупность национальных рынков и рынков экономических интеграционных группировок стран.

Степень включения каждого  из них в мировой рынок  в конечном счете определяется типом и степенью включения каждой страны в МРТ и может выражаться соответствующей долей в общем его объеме. Это очень важно не только теоретически, но и практически, поскольку подтверждает, что объективные условия для действия экономических законов в мировой экономике формируются под воздействием национальных экономик, и воздействие это взвешенное. Прежде всего это проявляется в формировании мировых цен на основе национальных стоимостей товаров (вспомним понятие «малых» и «больших» стран в экономике).

С точки зрения субъектов  мирового хозяйства, участвующих в  МТ, мировой рынок — это система  субъектов мировой экономики (производителей и потребителей, посредников и  организаций, обеспечивающих их отношения), предъявляющих в конечном счете совокупный спрос и совокупное предложение.

И, наконец, с политэкономической точки зрения мировой рынок  — совокупность актов купли-продажи товаров и услуг между субъектами мирового  хозяйства.

С какой бы точки зрения мы не подходили к определению  мировой рынок  , он всегда будет характеризоваться рядом показателей. Основные из них:

Емкость рынка — это совокупное предложение, которое имеет рынок на каждый конкретный момент, т. е. количество товара, которое уже находится на рынке или может быть произведено (если делается прогноз емкости рынка) и доставлено на рынок. В численном выражении оно равняется объему мирового экспорта. Емкость рынка тесно связана с понятием «спрос», который определяется как потребность в товарах и услугах, предлагаемых на рынке и обеспеченная деньгами. Если он удовлетворен, то в численном выражении он будет равен объему импорта.

Конъюнктура мировой рынок  — соотношение спроса и предложения. Она может быть высокой (спрос больше предложения), низкой (спрос меньше предложения), равновесной (спрос равен предложению). Конъюнктура мировой рынок  зависит от многих факторов, но основное влияние на нее оказывают общее состояние мировой экономики (фаза развития: подъем — спад — рецессия — депрессия) и состояние экономик ведущих (больших) стран, организационный состав субъектов мировой рынок  (чем больше в их составе крупных монопольных структур (ТНК, МНК), тем больше вероятность монополизации рынка, а значит — искусственного регулирования конъюнктуры.

 

    1. Международная конкурентоспособность стран на мировом рынке.

Современная мировая экономика  испытывает глубокие и ускоряющиеся изменения: глобализация рынка, развитие многомерной конкуренции, трансформация  хозяйственных процессов, обнаруживающая устаревание традиционных принципов  и ориентиров структурирования и  развития субъектов мирового и национальных хозяйств. Если до 70-х годов XX в. конкуренция особенно не проявлялась во многих отраслях и странах, то сегодня масштабы ее роста и расширения выходят за границы отдельных регионов мира, обостряя вопросы конкурентоспособности национальных предприятий и учреждений. Недооценка проблемы конкурентоспособности дорого обходится любому товаропроизводителю и стране, включая США и Великобританию, которые за последние десятилетия фактически свернули ряд отраслей и сократили экспорт продукции в конкурировании с лучшими импортными аналогами, преимущественно из Японии.

Однако глобализация и  развитие конкуренции создают не только экономические проблемы, но и возможности для товаропроизводителей: постоянные инновации, беспрецедентные  темпы развития наиболее конкурентных сегодня отраслей экономики (электроники, машиностроения и др.) Японии и других индустриально развитых стран обусловлены  усилением внутренней и международной  конкуренции. Сравнительные оценки конкурентоспособности, с выявлением сильных сторон успешных конкурентов, позволяют определять слабости национальных субъектов мирового хозяйства, уточнять ориентиры экономического развития.

Понятие международной конкурентоспособности  является для мировой и российской экономики новым и довольно сложным. Пока нет общепринятого определения  ее содержания и понимания как  источника ускорения экономического развития, тем более на ресурсосберегающей основе. Устойчивое обеспечение конкурентоспособности  хозяйствующих субъектов и производимых ими товаров остается одной из наиболее сложных задач в мировой  экономике. Ее решение затрудняется тем, что российский опыт в этой сфере явно невелик и сводится в основном к технико-экономическим оценкам части экспортируемых товаров или отраслей вообще, без определения уровней международной конкурентоспособности и экономичной системы мер ее повышения. Существующие отечественные и зарубежные решения проблемы конкурентоспособности слабо отражают динамику и характер происходящих в мире фундаментальных изменений в мировом и национальных хозяйствах, связанных с обострением международного соперничества, ведущегося в разных формах, разными методами и на различных уровнях экономики.

Значительные институциональные  и законодательные изменения  и российской экономике, обусловленные  переходом к рыночным отношениям, не облегчили решение многих накопившихся социально-экономических проблем: товаропроизводители  и государство по-прежнему несут  огромные ресурсные потери от низкого  качества продукции и труда, от недостаточной  эффективности инновационных и  производственных процессов, от недоиспользования  потенциала трудовых ресурсов и лучшего  мирового опыта. По большинству известных показателей конкурентоспособности (по классификации Всемирного экономического форума — WEF и др.) Россия остается на последних местах в мире, что накануне ее вступления во Всемирную торговую организацию (ВТО) обостряет необходимость кардинального изменения экономического положения отечественных товаропроизводителей, с учетом обновляющихся международных достижений в рассматриваемой сфере, качественной и структурной трансформации мировой экономики.

        1. Роль инноваций и инновационной деятельности в формировании национальной конкурентоспособности.

Современная мирохозяйственная  система характеризуется необходимостью постоянного роста продуктивности в условиях ограниченности ресурсов. Поэтому в этой системе постоянно  осуществляется перестройка составляющих ее компонентов и связей между  ними с целью повышения эффективности использования ресурсов. Это достигается за счет непрекращающейся инновационной деятельности в различных секторах и на различных структурных уровнях экономики стран, регионов и всего мирового хозяйства в целом.

Инновации стали промышленной религией ХХ века. Для бизнесмена они  являются основным средством повышения  прибылей, ключом к новым рынкам сбыта. Правительства делают ставку на инновации, пытаясь преодолеть экономические  кризисы. Приоритеты инновационного развития давно заменили популярную в послевоенные годы концепцию "благополучной экономики". По словам профессора Кембриджского  университета Грегори Дейнса, инновации стали новой промышленной религией, объединившей левых и правых политиков.

Чтобы выявить роль инноваций  в формировании международной конкурентоспособности  страны, необходимо дать определение  самому понятию инновация:

Обычно под инновацией понимают создание новой улучшенной продукции или производственного  процесса.

С другой стороны, инновацией является и использование более  дешевого сырья для производства уже известного товара, изменение  маркетинговой политики, выход на новые рынки или новый уровень  сервиса.

Информация о работе Конкурентоспособность стран на современном мировом рынке