Контрольная работа по "Международные отношения"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 13:38, контрольная работа

Описание

В основе объединения национальных хозяйств в единое мировое хозяйство лежит международное разделение труда (МРТ), представляющее собой специализацию отдельных стран на производстве отдельных видов продукции, которой страны обмениваются между собой.

Работа состоит из  1 файл

Международная экономика 2.doc

— 178.00 Кб (Скачать документ)

     Современная история образования и развития Европейского Союза (ЕС) начинается с 1951 года. В апреле этого года был подписан договор о Европейском объединении угля и стали (ЕОУС), в который вошяи 6 стран - Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург. Это была своего рода предыстория западноевропейской интеграции. Реальный отсчет ее возникновения и развития начинается с 1957 года, когда те же страны подписали договоры о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом). В состав общества вошли страны с высоким уровнем развития, что во многом определило высокие темпы его экономического роста на протяжении последующих 15 лет. Развитие западноевропейской интеграции с конца 50-х годов до настоящего времени протекало неравномерно и относительно противоречиво. Вместе с тем, цели и задачи, поставленные при образовании Европейского экономического сообщества на протяжении всего его осуществления, реализовывались достаточно последовательно и успешно.

     Процесс развития западноевропейской экономической  интеграции можно условно разделить  на 4 этапа.

     Первый  этап (конец 50-х - середина 70-х годов) считается "золотым веком" в  жизни Сообщества. Он ознаменовался  досрочным созданием Таможенного  союза, сравнительно успешным формированием  единого аграрного рынка, вступлением  в ЕЭС трех новых стран: Великобритании, Дании, Ирландии.

     Конкретными целями создания ЕЭС или, как часто  называли его, "Общего рынка" были:

- постепенное устранение всех ограничений в торговле между странами-участницами;

- установление общего таможенного тарифа в торговле с третьими странами;

ликвидация  ограничений для свободного передвижения "людей, капиталов, услуг";

- разработка и проведение общей политики в области транспорта и сельского хозяйства;

- создание валютного союза;

- унификация налоговой системы;

- сближение законодательства;

- разработка принципов согласования экономической политики.

     В целях реализации этих установок  была создана комплексная управленческая структура - Совет Министров ЕЭС, Комиссия европейских сообществ, Европейский  совет, Европейский суд, Европейский парламент.

     Своей первой целью ЕЭС поставило решение  задачи создания общего рынка товаров, капиталов, услуг и рабочей силы стран-участниц. Для этого был  создан Таможенный союз. Именно Таможенный союз лежит в основе ЕЭС. В рамках Таможенного союза были:

- ликвидированы торговые ограничения во взаимной торговле стран-участниц;

установлен  единый таможенный тариф по отношению  к третьим странам;

- достигнута свобода передвижения капиталов, кредитов, денежных переводов, предоставления услуг;

- обеспечена свободная миграция рабочей силы и свобода выбора места жительства.

     Все эти меры способствовали ускорению  промышленной интеграции. Одновременно делались попытки по осуществлению  аграрной интеграции в форме установления коллективного протекционизма с  помощью компенсационных сборов и финансирования через сельскохозяйственный фонд. Аграрная политика ЕС базируется на единой системе цен, которая гарантирует установление единой минимальной цены для многих сельскохозяйственных продуктов стран - членов ЕС.

     Формирование общего рынка ускорило процесс превращения национальных монополий стран ЕЭС в транснациональные, способствовало проникновению в экономику стран-партнеров. Развитие ЕЭС означало интенсивный переход стран - участниц Сообщества от замкнутых национальных хозяйств к экономике открытого типа, обращенной к внешнему рынку.

     Второй  этап (середина 70-х - середина 80-х годов) вошел в историю ЕС в основном как застойный период. Хотя в этот период странам - членам ЕС удалось  принять программу европейского валютного сотрудничества, создать механизм внешнеполитических консультаций, все же проявившиеся негативные тенденции привели к серьезному кризису западноевропейской экономической интеграции, получившему название евросклероз. В 70-е и начале 80-х годов разрыв в уровнях развития между странами ЕС увеличился. С вступлением в ЕС Греции в 1981 г. эта тенденция проявилась еще более отчетливо, поскольку ее экономика находилась на значительно более низком уровне по сравнению с другими участниками Сообщества.

     Третий  этап (вторая половина 80-х - начало 90-х годов) - этап дальнейшего расширения состава Сообщества. В 1986 г. присоединение Испании и Португалии привело к обострению ранее существовавших межстрановых диспропорций. На момент вступления в ЕЭС душевой доход в Португалии составлял примерно половину среднего по ЕЭС, в Испании - около 3/4. В новых странах - участницах примерно один из пяти работал в сельском хозяйстве, в то время как в ЕЭС - один из тринадцати. Вместе с тем, именно этот период характеризуется новыми импульсами в развитии западноевропейской интеграции, связанными прежде всего с принятием Единого европейского акта (ЕЕА).  

     В ЕЕА подтверждалась общая цель стран - участниц Сообщества - создание Европейского Союза - объединения, которое представляет собой политический альянс участников Сообщества и предусматривает не только высокую степень их экономического, валютно-финансового, гуманитарного сотрудничества, но и согласование внешней политики, включая обеспечение безопасности. Центральным положением ЕЕА явилась зафиксированная в нем цель создания единого экономического пространства, в котором разные страны - члены ЕЭС составляли бы единый хозяйственный организм. С принятием Единого европейского акта усилились интеграционные процессы стран - членов Сообщества в области микро- и макроэкономики, политики и права, науки и экологии, регионального развития, социальных отношений. В начале 90-х годов страны - члены ЕС практически завершили создание основ единого рынка и вплотную приблизились к формированию валютно-экономического и политического союзов.

     Четвертый этап (середина 90-х годов - начало XXI века). В соответствии с положением Единого европейского акта с 1 января 1993 г. было введено свободное передвижение факторов производства внутри границ Сообщества. Фактически в рамках Сообщества возникло единое экономическое пространство, означающее вступление ЕС в качественно новый этап экономической интеграции.

     На  основании Маастрихтского договора (февраль 1992 г.) Европейское экономическое  сообщество трансформировалось с 1 января 1994 г. в Европейский Союз с числом стран - участниц, возросших до 15. В рамках ЕС осуществляется создание полностью единого внутреннего рынка. Провозглашены цели дальнейшего интеграционного сотрудничества. Они включают создание единого Европейского банка с правами эмиссии единой валюты ЕВРО, образование единого западноевропейского пространства без внутренних границ.  

     Поступательное  развитие ЕС отнюдь не означает отсутствие противоречий и трудностей этого  процесса. Выше уже отмечались межстрановые и внутристрановые диспропорции, возникшие в результате присоединения новых членов ЕС. Значительные проблемы возникали и возникают в процессе осуществления единой аграрной политики, единых централизованных цен на основные виды сельскохозяйственной продукции. Тревожит идеологов Евросоюза и падение конкурентоспособности европейских товаров на международных рынках, сокращение доли ЕС в мировой торговле, отставание от США в компьютеризации и др.

Проведение  в европейскую жизнь экономико-политических замыслов идеологов интеграции диктовало необходимость создания международных механизмов, которые организовывали бы, планировали, направляли и контролировали финансово-экономическое сотрудничество. Исходной точкой западноевропейской интеграции следует считать парижское заявление министра иностранных дел Франции Р. Шумана 9 мая 1950 г., предложившего поставить все производство угля и стали Франции и ФРГ под общее верховное руководство. В результате в апреле 1951 г. был подписан Парижский договор об учреждении Европейского объединения угля и стали (ЕОУС), в состав которого вошли шесть государств – Бельгия, Нидерланды, Люксембург, ФРГ, Франция, Италия. Договор вступил в силу в 1953 г.

     Новый импульс европейскому строительству  был дан после Мессинской конференции (июнь 1955 г.), на которой обсуждался меморандум Бенилюкс о европейской интеграции. Речь шла о создании единой Европы путем развития общих институтов, постепенного слияния национальных экономик, создания Общего рынка и успешного согласования социальной политики. 25 марта 1957 г. были подписаны Римские договоры, воплотившие в жизнь основные положения Мессианской конференции. Были учреждены Европейское экономическое сообщество (ЕЭС), основанное на таможенном союзе и общей политике, особенно в сельском хозяйстве, Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом). Вступившие в силу Римские договоры объединили ЕОУС, ЕЭС и Евратом.

     Как оказалось на практике, пройти четыре этапа процесса международной интеграции и перейти к решению задач  завершающего этапа удалось лишь Европейскому экономическому сообществу (ныне Европейский союз – ЕС). Впрочем, расширение состава стран-участниц ЕС затрудняет решение этих задач. В частности, осложняются проблемы финансирования из единого бюджета ЕС его бедных регионов. В начале 2004 г. на региональное развитие отстающих регионов в бюджете ЕС было выделено 39 млрд. евро. В связи со вступлением в ЕС 10 новых стран в мае 2004 г. Еврокомиссия увеличивает эту сумму до 51 млрд. евро, что резко ограничивает расходы на единую аграрную политику ЕС. Почти половина этих расходов шла в отстающие регионы ЕС в составе 15 стран (преимущественно в Германию, Испанию, Италию и Великобританию). Указанные регионы получали финансовую помощь, поскольку ВВП на душу населения в них составлял менее 75% от среднего по ЕС. Однако расширение ЕС существенно снижает средний показатель, поэтому многие из этих регионов перестают быть «бедными» [4, 405].

     Характерно, что практически в одно время  с ЕЭС (в 1957 г.) в Европе была создана  еще одна организация такого же типа – Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ), о которых еще в начале 60-х гг. говорили как о «равновеликих» интеграционных объединениях или «сравнимых величинах». Но если ЕЭС действительно удалось пройти все основные этапы процесса международной экономической интеграции, то ЕАСТ «остановилась» на первом этапе – этапе формирования зоны свободной торговли. В результате из семи первоначально входивших в ЕАСТ стран (Австрия, Исландия, Лихтенштейн, Норвегия, Финляндия, Швейцария и Швеция) в этой организации остались лишь четыре (Исландия, Лихтенштейн, Норвегия и Швейцария). Австрия, Финляндия и Швеция с 1991 г. являются членами ЕС.

     ЕАСТ  была создана, по мнению автора данной работы, исключительно для развития экономического сотрудничества без  углубления в другие, например политические, функции. В первую очередь ЕАСТ содействовала либерализации торговли и устранению таможенных барьеров.

     Итак, ЕАСТ считается второй по величине интеграционной группировкой после  ЕС. Фактически ЕАСТ является региональной экономической группировкой, в рамках которой осуществляется беспошлинная торговля между образующими ее странами. В тоже время в отличие от ЕС каждая страна-член ЕАСТ проводит самостоятельную внешнюю экономическую политику в отношении третьих стран.

     По  мнению автора данной работы, ЕАСТ является «малой зоной свободной торговли», где не существует наднациональных органов, издающих законы, и страны-члены частично не отказываются от своего суверенитета. Международное положение нынешних участников ЕАСТ разное: Лихтенштейн и Швейцария – нейтральные государства и состоят в таможенной унии между собой. Исландия и Норвегия – члены НАТО.

     ЕАСТ  действует по трем направлениям:

1) управляет  отношениями между государствами-членами  ЕАСТ и контролирует соблюдение  всех договоренностей между ними, прежде всего Стокгольмской конвенции;

2) устанавливает  и расширяет связи со странами, не входящими в ЕС (преимущественно  с третьими странами);

3) стремится  создать единое европейское экономическое  пространство, через которое страны  ЕАСТ могут выходить на рынок ЕС.

По своему экономическому содержанию группировка  ЕАСТ относится к ранней стадии интеграции, т.е. к зонам свободной торговли.

     Как показало исследование, регулирование  торговли ЕАСТ с ЕС осуществляется посредством договора о создании Европейского экономического пространства (ЕЭП). Договор предусматривает:

  • свободное движение товаров, услуг, капиталов и людей;
  • сотрудничество в областях науки, образования, экологической и социальной политики;
  • создание правовой системы, реализующей общие правила и нормы.

     Договор дополняет соглашения между государствами  ЕС и ЕАСТ об импорте некоторых  сельскохозяйственных продуктов и  двустороннее соглашение между ЕС, Норвегией и Исландией о свободной  торговле рыбой.

По мнению Шквари Л.В. («Мировая экономика»), показатель положения стран ЕАСТ в мировой торговле в целом снижается. Так, в 1960 г. (начало функционирования ЕАСТ) этот показатель составлял 14,3% против 2,2% в 2000 г. (в 1970 г. – 6,6%, в 1980 г. – 5,8%) [10, 259]. В настоящее время он находится на самой низкой отметке за все существование ЕАСТ. Такое падение позиций ЕАСТ в мире объясняется расширением ЕС и других интеграционных объединений и региональных организаций. В то же время показатели экспорта и импорта внутри ЕАСТ весьма оптимистичны. Взаимная торговля играет важную роль в экономическом развитии этих стран, хотя они и не выступают основными внешнеторговыми партнерами.

Информация о работе Контрольная работа по "Международные отношения"