Контрольная работа по "Международные отношения"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 13:38, контрольная работа

Описание

В основе объединения национальных хозяйств в единое мировое хозяйство лежит международное разделение труда (МРТ), представляющее собой специализацию отдельных стран на производстве отдельных видов продукции, которой страны обмениваются между собой.

Работа состоит из  1 файл

Международная экономика 2.doc

— 178.00 Кб (Скачать документ)

     Размер  внешнего долга России снизился с 89,5% ВВП в начале 2000 года до 36,2% ВВП к 1 января 2003 года. В целом, отмечают эксперты Минфина, по основным показателям долговой нагрузки Россия относится к государствам с умеренным уровнем долга. По состоянию на 2002 год отношение платежей по обслуживанию долга к доходам федерального бюджета составило 12%.

     Во-вторых, упор в долговой политике переносится  с внешнего долга на внутренний. Через расширение заимствований на внутреннем рынке государство намерено погашать свои внешние долги. Благодаря этому в течение ближайших 6-10 лет объемы внутреннего и внешнего долгов должны в перспективе сравняться.

     Наконец, третий фактор связан с долгами субъектов РФ и корпораций. В настоящее время для наблюдателей становится все более очевидным тот факт, что национальный внешний долг не сводится к государственному. Между тем негосударственная часть внешнего долга неуправляемо растет. В I кв. 2003 года общий внешний долг России вырос с $152,1 млрд. до $153,5 млрд. И если долг федеральных органов продолжал снижаться, то долг нефинансовых организаций (реальный сектор экономики) вырос.

     По  мнению аналитиков "Объединенной финансовой группы" (ОФГ), такое увеличение долга не должно давать поводов для беспокойства. Эксперты ОФГ рассматривают подобную тенденцию как свидетельство повышения инвестиционной привлекательности России: внешние заимствования являются одним из источников высоких темпов экономического роста.

     Как бы то ни было, совокупный внешний долг РФ в настоящее время составляет 40% ВВП (долг федеральных органов - 30%), что намного ниже критического уровня. Минфин, кроме того, предлагает создать  систему мониторинга и жесткого контроля за внешними заимствованиями всех хозяйствующих субъектов в РФ.

     Надо  отметить, что рефинансировать свои долги с помощью новых заимствований  Россия может довольно просто. 1 июля ОЭСР приняло решение о повышении  кредитного рейтинга России, и, по мнению экспертов МЭРТ, это позволит России и ее резидентам при привлечении кредитов экономить до 2 процентных пунктов. Кроме того, повышение инвестиционной привлекательности России приводит к увеличению привлекательности российских еврооблигаций.

     Спрос на российские долговые обязательства на международных рынках не утихает. В июне появились сообщения, что теперь уже и самые "длинные" суверенные еврооблигации с погашением в 2030 году инвесторы оценивают выше номинала. Бумаг с ценами ниже 100% номинала просто не осталось. Разворота рынка, по мнению большинства аналитиков, в ближайшее время не произойдет: азарт покупателей подстегнет снижение процентных ставок в США. Кстати, Минфин открыто декларирует, что основной целью его политики на среднесрочную перспективу является обеспечение стабильности доступа РФ на выгодных условиях на рынки внешних заимствований.

     Рефинансирование  необходимо для того, чтобы сократить  стоимость обслуживания долга и  сглаживания пика платежей в 2005-2008 годов.

Обслуживание  и урегулирование внешнего долга: меры и способы

В процессе управления внешней задолженностью перед Россией встаёт необходимость  решения следующих задач:

1. Поддержание  внешнего долга на уровне, обеспечивающем  сохранение экономической безопасности  страны.

2. Контроль  за графиком долговых выплат с тем, чтобы в нём отсутствовали периоды пиковых нагрузок, а основные выплаты приходились бы на моменты ожидаемого роста экономики.

3. Минимизации  стоимости долга за счёт удлинения  срока заимствований и снижения  доходности.

4. Своевременное и полное выполнение обязательств с целью избежать начисления штрафов за просрочки и обеспечить стране репутацию первоклассного заёмщика.

5. Обеспечение  эффективного целевого использования  привлечённых средств.

6. Обеспечение  предсказуемости и стабильности рынка долговых обязательств.

Несмотря  на сегодняшнюю положительную ситуацию в сфере долговых выплат для снижения угрозы внешней задолженности национальной экономики России требуется реализация ряда дополнительных мер:

- отказ  от привлечения международных кредитов на государственном уровне;

- разработка  комплексной и ясной нормативной  базы по вопросам внешних заимствований;

- создание  единой системы управления внешним  долгом для координации мер  по снижению уровня задолженности  и обеспечения более эффективного контроля за привлечением и использованием средств из-за рубежа;

- согласование  политики по обслуживанию внешнего  долга с финансовой и экономической  политикой в целом, в особенности  с денежно-кредитной и валютной.

Кроме того, всё ещё актуальным остается ряд нестандартных методов, основанных на использовании зарубежного опыта, а именно:

- целесообразно  радикально пересмотреть советские  долги соцстранам, возникшие в  результате неэквивалентного обмена. Реструктуризации должны действительно  проводиться на независимых принципах. К сожалению, этого не произошло в случае с Чехией: реструктуризация была осуществлена на худших по сравнению даже с Лондонским клубом условиях;

- возможно  применение схемы реструктуризации  «облигации-акции» с соответствующими  ограничениями по списку предприятий, срокам выплаты дивидендов и вывода капиталов из РФ. Несмотря на то, что объём проведённых в мире реструктуризаций по этой схеме невелик, она имеет важное значение для имиджа России как заёмщика, так как отражает заинтересованность стран- кредиторов в инвестировании в российские предприятия. Поэтому не следует упускать возможности подобных операций, даже если речь идёт о небольших объёмах долга, таких, как долг перед Испанией, составляющий менее 1 млрд. долл.;

- целесообразным  представляется эмиссия нестандартных финансовых инструментов, например облигаций с доходом, зависящим от мировых цен на нефть. Подобные операции могли бы сделать более эффективным перераспределение доходов, получаемых экспортёрами нефти от продажи части национального богатства. Наконец, допустимы сделки выкупа долга на открытом рынке, ведущие к сокращению общего объёма государственного долга.

     Основополагающее  влияние на эффективность государственной  политики по обслуживанию внешнего долга  оказывает, как известно, доверие к властям. Если такое доверие есть, гораздо шире выбор возможных долговых инструментов, выше гибкость долговой политики, а цена ошибки минимальна.

Чем ниже уровень доверия к властям, тем  большая ответственность ложится  на правительство при формировании политики по погашению внешней задолженности и более велика «цена ошибки». В России эта цена непомерно высока.

     Свою  точку зрения на проблему внешней  задолженности высказал доктор технических  наук, профессор, академик РАЕН Константин Лазарь. По его словам, «проблема с выплатой внешнего долга может быть относительно безболезненно решена при ежегодном росте экономики на 7-10 процентов. Но рост экономики прекратился. Выход один — реструктурировать долги, часть их списать. Наверное, нет смысла напоминать, что, если будут сохранены нынешние условия обслуживания внешнего долга, страна лишится перспектив экономического роста. В целом в управлении долгом и контроле за ним порядка нет. Взять и просто отдать долги — ума много не надо. А надо основательно проработать высказанную Владимиром Путиным идею: "Мы будем платить по долгам, но было бы целесообразным, если бы эти платежи направлялись назад в качестве инвестиций в российскую экономику". Особая тема - должники России. Больше всех нам должна Куба - $28 млрд. (Кубинский долг вместе с монгольским и вьетнамским составляет более 40 процентов всего долга.) Помимо них должны еще 54 страны, примерно $150 млрд. Но официально на сегодняшний день задолженность составляет около $35 млрд., поскольку при вступлении в Парижский клуб в качестве страны-кредитора мы согласились со списанием от 70 до 90 процентов задолженности своих должников. Мы списали, а нам почему не списывают?»

     На  сегодняшний день в мировой практике не существует прецедента радикального решения проблемы внешней задолженности. Многочисленные реструктуризации, проведённые, например, в странах Латинской Америки, несколько смягчили проблему, однако до конца её так и не решили. Кризис внешней задолженности в Аргентине говорит о том, что даже самая жёсткая экономическая политика неспособна гарантировать погашение задолженности, превышающей половину ВВП, или (в расчёте на душу населения) уровень доходов за год огромного числа граждан страны. Внешний долг ещё долгое время будет оказывать крайне негативное влияние на национальную экономику и финансовую систему нашей страны. Для успешного решения данной проблемы хотя бы в перспективе необходимо сочетание двух факторов: с одной стороны, активного и эффективного экономического развития, создающего материальную основу для выплат по задолженности, а с другой - грамотной и рациональной политики в области внешних заимствований, проводимой в соответствии с главной целью деятельности любого государства - повышением благосостояния граждан. 
 
 
 
 

      3.С 1994 года вступило в силу соглашение о свободе торговли  между США и Канадой. К каким последствиям приведет оно для:  а) США;  б) Канады;  в) стран Европы?  

   Североамериканское  соглашение о свободной торговле (НАФТА) между Канадой, Соединенными Штатами Америки и Мексикой вступило в силу 1 января 1994 года. Созданное для поощрения увеличения торговли и инвестиций между партнерами по НАФТА, Соглашение содержит грандиозный план уничтожения тарифов и сокращения нетарифных барьеров наряду с обстоятельными положениями по ведению бизнеса в зоне свободной торговли. Это включает в себя правила, касающиеся инвестиций, услуг, интеллектуальной собственности, конкуренции и передвижения деловых людей через границы.

   НАФТА увеличила доступ Канады на американский и мексиканский рынки, а также  повысила привлекательность канадской экономики для иностранных инвесторов. С момента вступления НАФТА в силу, канадский экспорт на эти рынки впечатляюще вырос, а прямые заграничные инвестиции в Канаду изо всех источников устойчиво росли. Однако что более важно, НАФТА и его предшественник, Канадско-американское Соглашение о свободной торговле (FTA) стимулировали значительный прогресс в производительности и специализации в канадской экономике и способствовали повышению масштаба экономики, качества продуктов, конкурентоспособности цены. Результатом стало повышение общей конкурентоспособности канадского экспорта как товаров, так и услуг.

   Широкая сфера торговли является основной движущей силой экономического роста и  создания новых рабочих мест в  открытой экономике, примером которой является Канада. Отношение экспорта товаров и услуг к валовому национальному продукту (ВНП) в 1996 составило 38.4 процента и сделало Канаду самой глобально интегрированной изо всех стран большой семерки.

   В результате четырех лет претворения  в жизнь, НАФТА развило существующие тенденции к конвергенции рынков в Северной Америке. Это демонстрируют показатели 1997 года, которые отражают 388.3 миллиарда долларов США в общей двусторонней торговле Канады с партнерами по НАФТА, более 200 миллиардов долларов США исходящих и входящих иностранных прямых инвестиций и более 50 миллиардов долларов США в торговле и услугах между Канадой и США. Эти цифры показывают, что важные рынки для широкого спектра товаров, услуг, финансовых ресурсов и технологий уже существуют и процветают во в значительной мере интегрированной коммерческой среде.

   НАФТА обладает четкой организационной структурой. Центральным институтом НАФТА является Комиссия по свободной торговле, в  которую входят представители на уровне министров торговли от трех стран-участниц. Комиссия наблюдает за осуществлением и дальнейшей разработкой Соглашения и помогает разрешать споры, возникающие при интерпретации Соглашения. Она также наблюдает за работой более чем 30 комитетов и рабочих групп НАФТА. Последние собрания Комиссии проходили в Вашингтоне, США в 1997 году и в Мексико в начале 1998 года. Вслед за принятием Североамериканского соглашения о свободной торговле 1 января 1994 года, общий объем торговых операций между странами- членами НАФТА стал расти в беспрецедентном масштабе. Среднегодовой рост общего объема торговых операций за трехгодичный период, закончившийся 31 декабря 1996 года составил 13.8 процента.

   В 1996 году общий объем торговли Канады с партнерами по НАФТА увеличился на 5.8 процента и достиг 338 миллиардов долларов США. Значительный объем экспорта повлиял на увеличение объема торговли товарами с этими партнерами на рекордную сумму в 41.2. миллиарда долларов США и внес значительный вклад в снижение текущего дефицита торгового баланса этой страны, нарушив тенденцию. преобладавшую более чем десятилетие. Увеличение экспорта товаров почти компенсировало дефицит Канады в сфере услуг и нетоварных сделок в ее партнерами по НАФТА.

   Увеличение  канадского экспорта со времени вступления НАФТА в силу и связанное с этим уменьшение дефицита торгового баланса приобрели характер устойчивой тенденции, особенно сильно проявляясь в таких областях как автомобильное оборудование (грузовые, легковые автомобили и запчасти) , машины и производственные товары, добыче алюминиевой и железной руды и удобрений. Как отражение этой тенденции доля экспорта партнерам по НАФТА в общем объеме экспорта Канады увеличился с 80.8 процентов в 1993 до 81.5 процентов в 1996.

Информация о работе Контрольная работа по "Международные отношения"