Место России в системе современных МЭО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 16:32, курсовая работа

Описание

главная цель моей курсовой работы – это раскрытие сущности международных экономических отношений в условиях современного рыночного хозяйства, их формы и уровни. В соответствии с поставленной целью можно выделить следующие задачи:
Рассмотреть общие направления эволюции форм МЭО и современные особенности;
Изучить условия формирования роли России в МЭО;
Рассмотреть место России на мировом рынке товаров и услуг;
Изучить РФ как один из мировых центров международной трудовой миграции;
Рассмотреть участие России в международных экономических группировках.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3
I МЭО в условиях рыночного хозяйства……………………………… …….5
1.1 Сущность МЭО. Их важнейшие уровни и формы……………………..5
1.2 Общие направления эволюции форм МЭО и современные особенности…….………………………………………………………………………….…....9
II Россия в системе современных МЭО……………………………………...14
2.1 Условия формирования роли России в МЭО.………………………....14
2.2 Положительные и отрицательные стороны России в формировании своего места в МЭО…………………………………………………………………….16
2.3 Место России на мировом рынке товаров и услуг…….……………....18
2.4 РФ как один из мировых центров международной трудовой миграции……………………………………………………………………………………34
2.5 Участие России в международных экономических группировках и экономических организациях………………………………………………………….46
Заключение………………………………………………………………………….58
Библиографический список………………………………………….......................60

Работа состоит из  1 файл

курсовик МЭО.doc

— 287.00 Кб (Скачать документ)

          Международная трудовая миграция поначалу возникает как стихийное явление, но постепенно государство охватывает ее своим регулированием. Вместе с тем до последнего времени в международной трудовой миграции сохраняется значительный элемент рыночной стихии.

 

1.2. Общие направления эволюции форм МЭО и современные особенности

 

Возможности, перспективы  и роль МЭО, значение и соотношение их основных форм и направлений определяются углублением международного разделения труда, переходом к высшим его типам. Общий тип международного разделения труда предопределяет межотраслевой международный обмен, в частности, товарами добывающих и обрабатывающих отраслей отдельных стран. Частное разделение труда приводит к развитию и преобладанию международной торговли готовыми изделиями разных отраслей и производств, в том числе внутриотраслевой. Наконец, единичный тип международного разделения труда означает специализацию на отдельных этапах производства (узлах, деталях, полуфабрикатах и т. п.) и стадиях технологического цикла (переделах), а также в рамках научно-технических, проектно-конструкторских и технологических разработок и даже инвестиционного процесса. Тем самым создаются предпосылки ускоренного роста ёмкости международного рынка, устойчивого расширения МЭО.

Из сказанного можно  сделать вывод, что в принципиальных характеристиках международные экономические отношения, являющиеся полем и результатом приложения труда, капитала, природных и других ресурсов представляют собой одну из сфер рыночного хозяйства со свойственными ему основными признаками. Как известно, исходя из принципа свободы выбора для продавцов и покупателей, и в этой сфере рыночные отношения предполагают:

- множественность их  объектов и субъектов;

- определяющее воздействие  спроса и предложения;

- их взаимосвязь с  ценами при необходимой гибкости и подвижности последних;

- конкуренцию.

Это дополняется свободой предпринимательства. Сам факт международного обмена, исключительное пространство его осуществления, выходящее за границы отдельных стран, создают более чем достаточные предпосылки множественности объектов. Это же можно сказать о множественности субъектов - их число на рынке возрастает: наряду с национальными предпринимателями и фирмами в МЭО участвуют иностранные, международные компании и организации, государственные структуры различных стран. Не изменяя механизм спроса и предложения, МЭО расширяют его границы, охватываемые объёмы и ассортимент обмена. Новые количественные и качественные характеристики приобретает система рыночных цен. И, конечно, ожесточаются условия конкуренции. В качестве основных признаков МЭО как сферы развитого рыночного хозяйства могут быть названы следующие:

1. Как и в любой  национальной экономике в основе  мирового хозяйства и МЭО лежат разделение труда и обмен, только не внутринациональные, а международные, предполагающие, что производство и (или) потребление отдельных стран в той или иной мере связаны между собой.

2. Участники МЭО экономически  обособлены, в частности, в особенной форме национально-хозяйственного обособления, что объективно обуславливает товарно-денежный характер связей.

3. В совокупности мирохозяйственных  обменных связей, МЭО действуют законы спроса, предложения и свободного ценообразования, являющиеся краеугольными камнями любого рыночного механизма.

4. Так же, как национальные рынки, мировой рынок МЭО характеризуются конкуренцией товаров и услуг, продавцов и покупателей. Эта конкуренция жестче в силу больших объемов и набора обращающихся на рынке товаров и услуг. Она дополняется перемещением факторов производства (капитала, труда) между странами.

5. Одна из основных  форм МЭО - международная торговля - представляет собой множество межстрановых потоков продукции. В этих условиях формируются мировые товарные рынки, где осуществляются операции по купле-продаже товаров, носящие устойчивый, систематический характер.

6. Обмен товарами и  услугами, международное перемещение  факторов производства опосредствовано  движением денег, системой расчетов, товарными кредитами, валютными отношениями. Наряду с товарными рынками функционирует мировой финансовый рынок, международная валютно-финансовая система. Движение капитала, иностранные инвестиции, долгосрочные международные, государственные кредиты придают мировой финансовой системе завершенный вид. Страновые различия в обеспеченности трудовыми ресурсами, в возможностях и условиях занятости населения определяют возникновение и развитие межгосударственных потоков рабочей силы, что обуславливает формирование мирового рынка труда. Возрастание роли информационного обеспечения, интеллектуальной собственности, широкое внедрение системы патентования и лицензирования изобретений и открытий, межгосударственные соглашения по защите авторских прав создают предпосылки для становления мирового информационного рынка.

7. МЭО предполагают  собственную инфраструктуру, специальные институты. Они представлены международными экономическими, финансово-кредитными учреждениями и организациями как общемирового (ВТО, Международная торговая палата, Всемирный банк, Международный валютный фонд и т. д.), так и регионального значения (КЕС, ЕБРР и т. п.).

8. МЭО подвержены монополизации.  Она возможна по линии концентрации производства и сбыта частными предпринимательскими структурами (например, создание и деятельность ТНК), и в результате международных, межгосударственных соглашений и союзов, объединяющих крупнейшие страны и фирмы поставщиков некоторых видов продукции (к примеру, ОПЕК).

9. Рост объемов производства  обусловлена ростом человеческих  потребностей. Объемы мировой торговли в несколько раз превышают объемы мирового производства. Основная причина данной тенденции кроется в том, что торгуемыми в международных обменах становятся не только готовые изделия, но и все комплектующие к нему от начала технологической цепочки до ее завершения.

10. Изменение форм организации торговли. Возникают такие новые формы торговли как сетевая торговля. Возрастает роль маркетинговых исследований, связанных с продвижением товара, меняются формы стимулирования сбыта.

11. Меняется географическая  структура мировой торговли.

12. Увеличение мировой торговли за счет развития виртуальной торговли.

Наконец, МЭО не свободны от международного, регионального, государственного вмешательства, регулирования. Оно проявляется в межгосударственных экономических, торговых, кредитных, валютных, таможенных и платежных соглашениях и союзах. Кроме того, результаты регулирования внешнеэкономической деятельности в каждой отдельной стране также влияют на состояние и развитие МЭО.

Все вышесказанное принципиально  характеризует содержание и поле действия современных МЭО, их особенности.

 

         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          II.  Россия в системе современных МЭО

2.1 Условия  формирования роли России в  МЭО

 

После обвала девяностых годов ХХ в начале века нынешнего  начался быстрый взлет внешнеполитического веса нашего государства. Он был связан с новым энергетичным президентом, заявленным курсом на глубокие реформы, появлением элементов управляемости после хаоса предыдущих лет. Помог нефтяной фактор, начавшийся быстрый рост цен на нефть. И главное, Россия стала восприниматься как поднимающаяся держава, с которой придется больше считаться.

Укрепление Российской Федерации способствовали и многие объективные факторы, а также изменения подходов нашей дипломатии ко многим международным проблемам:

    • выросло значение энергетического потенциала страны на фоне роста мировых потребителей и растущей нестабильности «расширенного Ближнего Востока»;
    • сохранял значение фактор ядерной мощи России, а также место постоянного члена СБ ООН;
    • несмотря на ослабление наших вооруженных сил в конце ХХ века, они продолжали оставаться главным инструментом по укреплению стабильности в мире, где военная мощь снова стала играть важную роль. Армии всех остальных стран, кроме США, уступают российским.

Существенную роль сыграло  и присоединение к России антитеррористической коалиции. Мы серьезно помогли Афганистану и Центральной Азии.

Началось постепенное  сближение России с Евросоюзом, что  стало продолжением формирования нашей внешнеполитической концепции, направленной на первостепенное сближение с Европой при многовекторной политике и специальных отношениях с США.

Одновременно появились  и новые негативные моменты. При  этом главные сложности проистекали  из кардинальных изменений внешней  среды. Нарастала непредсказуемость  мировой политики, активизация участия в ней стран мусульманского мира. Традиционную дипломатию стало проводить всё сложнее. Старые демократии в своей политике начали терять моральные ориентиры. Упоенные собственной мощью и уверенные в наступившей «однополярности» международных отношений, США встали на путь проведения односторонней, часто непродуманной  внешнеполитической линии. Такая политика, как теперь всем очевидно, потерпела крах – достаточно вспомнить о нынешней ситуации в Ираке. Евросоюз, после вступления в него всех государств и провала референдумов в Голландии и Франции по проекту  общеевропейской конституции, вступил в глубочайший кризис за всю свою историю. С ЕС стало труднее вести конструктивный диалог.

Исходя из анализа  международной ситуации, в 2000 г. была впервые четко сформулирована концепция внешней политики РФ. Возможно тогда могло кому-то показаться, что выбор в пользу умеренной политики и многосторонней дипломатии наша страна делает с позиции слабости. Однако и окрепнув, обретя уверенность в себе, мы не отказываемся от основополагающих принципов нашей внешней политики – прагматизма, многовекторности, последовательного, но без скатывания к конфронтации, продвижения национальных интересов. Мы также настаиваем на безальтернативности укрепления коллективных начал в международных отношениях. Такая политика получает все большее признание, ее основы находят все более широкое распространение во внешнеполитической практике других государств, в том числе ведущих держав мира, растет роль российского фактора в международных делах.

Естественно, Россия стремится  продвигать свои национальные интересы, которые, к слову, не отделяет от интересов мирового сообщества и строит свою внешнеполитическую работу, так чтобы страна воспринималась в мире как надежный, предсказуемый союзник, партнер в противодействии угрозам и вызовам ХХI века. Это и международный терроризм, и наркотрафик, организованная преступность, распространения оружия массового поражения, эпидемии, бедность в целом проблемы развития. Нельзя не сказать о том, что в современном, быстроменяющемся мире международные отношения находятся в переходном состоянии. И в этом процессе определенно прослеживается желание отдельных государств обеспечить свое главенство при любом новом миропорядке. Это подводит к тому, что можно добиваться независимости одной бывшей автономии и требовать отказа в этом другим.

Россия придерживается критериев сотрудничества общих  для всех партнеров. Это – полное равноправие и взаимодействие с  самого начала, то есть совместный анализ угроз, совместная выработка решения и совместная же их реализация. Россия из собственной истории хорошо помнит увлечение навязчивыми идеями изменения мира и категорически против реализации выдвигаемых сегодня аналогичных проектов. Сегодня Россия делает выбор в пользу адаптации своих внешнеполитических устремлений, равно как и внутреннего развития, к условиям глобализации, которая и так порождает слишком много проблем.

Россия не претендует на какие-то особые права в международных  отношениях. Но у нас нет оснований и быть в роли ведомого. Полное равноправие, в том числе в анализе угроз и принятий решений, - это необходимый минимум. У нас сегодня достаточно ресурсов, чтобы одновременно решать ключевые для страны задачи перевооружения экономики, преодоления накопившихся социальных проблем, модернизации Вооруженных сил, укрепления инструментов внешней политики, поддержки российского бизнеса на мировых рынках.

 

   2.2 Положительные и отрицательные стороны России в формировании своего места в МЭО

 

    На сегодняшний  день для России основной стратегической задачей остается участие в мировой экономике в качестве эффективного и равноправного члена, восстановления своих позиций если и не как великой державы, то по крайней мере как страны, обладающей и реализующей свой собственный солидный потенциал развития и потому осуществляющей собственную, основанную на национальных интересах внешнюю политику. Впрочем, когда сегодня говорят о проблемах "вхождения" России в мировое хозяйство, допускается, на наш взгляд, существенная ошибка. Нам не нужно "входить" в мировое хозяйство, поскольку мы давно уже в нем находимся – вопрос только в том, в каком качестве.

В настоящее время  отрицательными чертами этого "качества" нахождения нашей страны в мировом хозяйстве являются:

  • крайне низкий уровень привлекаемых в страну иностранных инвестиций;
  • нерациональная структура внешнеэкономических связей (прежде всего экспорта с превалированием в нем топливно-сырьевых и энергетических компонентов), их недостаточная диверсифицированность в товарном и страновом аспектах (когда экспорт и импорт сконцентрированы на относительно ограниченном круге товаров и стран-партнеров);
  • утечка отечественного капитала;
  • невысокий уровень государственного контроля за процессами, протекающими во внешнеэкономической сфере;
  • неопределенность отношений со многими странами СНГ (за исключением, пожалуй, только отношений с Белоруссией);
  • высокие доходы от экспорта сырья не используются для развития других отраслей;
  • уровень иностранных инвестиций недостаточен, и они не направлены на развитие высокотехнологичных отраслей;
  • слабая диверсификация экспорта и большая зависимость от импорта, которая перешла границы экономической безопасности;
  • снижение доли в валовом мировом продукте (ВМП) в конце прошлого века: 1990 г. – 3,6%, 1997 г. – 1,7%, 2000 г. – 1,5%, 2005 г. – 2% , 2008г. – 3,2% (данные из разных источников имеют значительные расхождения из-за различий курса или паритета, используемых при пересчете);
  • отсутствие должного уровня использования интеллектуальных ресурсов (слабые результаты при значительных ресурсах);
  • относительная слабость рыночной инфраструктуры (требует значительной роли государства в регулировании МЭО);
  • низкие производительность, инвестиционный климат, конкурентоспособность.

Информация о работе Место России в системе современных МЭО