Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 16:32, курсовая работа
главная цель моей курсовой работы – это раскрытие сущности международных экономических отношений в условиях современного рыночного хозяйства, их формы и уровни. В соответствии с поставленной целью можно выделить следующие задачи:
Рассмотреть общие направления эволюции форм МЭО и современные особенности;
Изучить условия формирования роли России в МЭО;
Рассмотреть место России на мировом рынке товаров и услуг;
Изучить РФ как один из мировых центров международной трудовой миграции;
Рассмотреть участие России в международных экономических группировках.
Введение……………………………………………………………………………..3
I МЭО в условиях рыночного хозяйства……………………………… …….5
1.1 Сущность МЭО. Их важнейшие уровни и формы……………………..5
1.2 Общие направления эволюции форм МЭО и современные особенности…….………………………………………………………………………….…....9
II Россия в системе современных МЭО……………………………………...14
2.1 Условия формирования роли России в МЭО.………………………....14
2.2 Положительные и отрицательные стороны России в формировании своего места в МЭО…………………………………………………………………….16
2.3 Место России на мировом рынке товаров и услуг…….……………....18
2.4 РФ как один из мировых центров международной трудовой миграции……………………………………………………………………………………34
2.5 Участие России в международных экономических группировках и экономических организациях………………………………………………………….46
Заключение………………………………………………………………………….58
Библиографический список………………………………………….......................60
2. Миграция в Россию
является важным фактором
3. Продолжается стихийный отток населения Дальнего Востока, Крайнего Севера в центральные регионы страны. Этот процесс усугубляет диспропорции регионального развития и превращается в фактор дисбаланса и рассредоточения рабочей силы.
4. Сохраняется значительная незаконная внешняя миграция, в том числе криминальная. По оценке Федеральной миграционной службы, в России проживает не менее 10 млн. мигрантов, а по некоторым сведениям – 15 млн. При этом только 2 млн. мигрантов находятся в стране на законном основании, а официально платят налоги только 700 тыс. иностранцев.
Проведенный анализ показал,
что такое расхождение в
«Нелегалы» не платят налогов, не делают отчислений в страховые фонды и в результате сбивают уровень заработной платы, что негативно влияет на экономику и положение российских граждан. Как правило, эти явления сопровождаются втягиванием «нелегалов» в криминальные структуры.
За годы реформ
наша страна вошла в число
ведущих мировых центров иммигр
Относительно последствий международной иммиграции необходимо сказать, что мнения чрезвычайно разнообразны. Ряд исследователей видят в иммиграции единственный для нашей страны выход, благодаря которому в условиях естественной убыли коренного населения сохраняется неизменной его численность и тем самым обеспечивается необходимое для экономического роста количество рабочих рук. В связи с этим сложилось мнение, что использование иностранных рабочих содействует хозяйственному развитию стран-реципиентов, помогая многим из них совершить «экономическое чудо».
Их оппоненты придерживаются прямо противоположной точки зрения. Они убеждены, что появление у нас большого числа мигрантов наносит вред экономическому развитию России. Существуют и более взвешенные взгляды на эту проблему, сводящиеся к утверждению, что в XXI в. реальный выбор для России состоит не в том, быть или не быть иммиграции, а в том, в какой форме - легальной или нелегальной - она появится на рынке труда страны, каковы качество и структура привлекаемой рабочей силы. В первом случае страна приобретет дополнительные перспективы, а во втором - наоборот, столкнется с серьезными трудностями.
Для подкрепления данного постулата обычно обращаются к послевоенному опыту стран Западной Европы, в частности Германии, где мигранты из Турции внесли определенный вклад в развитие экономики.
Возможно, данное утверждение в основе своей справедливо, но требует более рациональных подходов. Как показывает мировая практика, проблемы экономического и демографического развития страны нельзя решить за счет иностранцев. Поэтому выход из создавшейся ситуации, с одной стороны, банально прост, а с другой – чрезвычайно сложен: повышение уровня благосостояния граждан и рождаемости населения на базе эффективных программ социального развития. В этом процессе президентским национальным проектам принадлежит решающая роль. Их реализация – приоритетная долгосрочная задача. Подтверждение этому – Программа социально-экономического развития РФ на 2006-2008 гг., где политика по реализации приоритетных национальных проектов в сфере здравоохранения, образования, обеспечения жильем населения, развития агропромышленного комплекса названа в качестве ориентира на данный период.
Что касается последствий эмиграции из России человеческих ресурсов, то автор убежден, что любые (как в количественном, так и в качественном отношении) потери людских ресурсов, причем независимо от конкретных причин, способны обернуться для страны комплексом серьезных социально-экономических и геополитических проблем, привести к дестабилизации сферы занятости. Ситуация осложняется еще и тем, что среди трудовых мигрантов из России значительна доля ученых, инженерно-технических работников, программистов, потенциальных специалистов (аспирантов, студентов), которые составляют до 1/3 всех эмигрантов. Убытки, связанные с «утечкой умов», огромны и оцениваются специалистами в 45 млрд. долл. в год.
Поэтому так важно
уже сейчас сконцентрировать
внимание ученых-экономистов
Зарубежная и отечественная практика свидетельствует, что для решения поставленных проблем трудовой миграции необходима эффективная миграционная политика, которая должна быть нацелена на то, чтобы воздействовать на динамику человеческого потенциала, направления миграции населения и интеграцию трудовых мигрантов с учетом интересов пространственного развития страны. При этом для регулирования миграционных потоков могут быть использованы различные экономические, административные и социально-психологические методы.
Безусловно, разные авторы предлагают по-разному расставить акценты при проведении государственной миграционной политики. Одни делают упор на необходимость значительного увеличения бюджетных ресурсов, другие, апеллируя к ошибкам прежнего руководства и его излишнему либерализму, предлагают в рамках имеющегося бюджетного финансирования усилить контроль за миграцией со стороны надзорных органов. Особняком стоят авторы из числа правозащитников, обращающие внимание на общую ограничительную направленность реальных миграционных потоков. Но в целом существующие представления основаны на признании «ненормальности» сложившейся ситуации с мигрантами и ее определенной "нормализации" за последнее время. Данный факт признают и федеральные чиновники. Так, на заседании Правительства РФ 09.03.2007 г. М. Фрадков дал положительную оценку работе кабинета министров по регулированию внешней трудовой миграции: «Можно сказать, что первоначальный этап мы прошли неплохо и достаточно организованно». Как отметил премьер, в результате постоянного мониторинга, который был организован Правительством РФ во взаимодействии с субъектами Федерации, «мы чувствуем, что начинаем вытягивать целую цепочку вопросов занятости в широком смысле.… В этом - ключ к успеху всего дела».
Таким образом, стратегию действий государства в сфере регулирования миграции необходимо рассматривать в контексте общенациональной цели: безопасности и благополучия человека, построения сильного и самостоятельного государства.
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:
Проблема формирования концептуальных основ государственной политики на рынке труда является для России фундаментальной, требует как теоретического осмысления, так и методических разработок, на основе которых возможна ее реализация. Поэтому одним из основных шагов, которые необходимо сделать в рамках экономической теории, является создание единой концепции, обеспечивающей совместимость западной и отечественной теорий рынка труда.
Современный этап развития российской экономики характеризуется усилением ее интеграции в мировое хозяйство. Это дает нашей стране как новые шансы для развития, так и неизвестные ранее риски и проблемы. Одно из самых ярких проявлений активного включения России в мировой рынок труда и глобальную экономику – значительные по своим масштабам объемы экспорта и импорта рабочей силы.
Выбор конкретных вариантов модернизации национальной экономики России в условиях глобализации хозяйственных процессов обусловливает необходимость объективного научного раскрытия природы мирового рынка труда и анализа его фактически сложившейся модели. Решение соответствующих теоретических задач – обязательная предпосылка полноценного включения России в мировой рынок труда.
Миграционные процессы играют исключительно важную роль в экономическом развитии страны, а миграционная политика является одним из важнейших направлений государственной социально-экономической политики. Проблемы, связанные с трудовой миграцией, становятся все более актуальными для России. Отсутствие жесткого регулирования оттока и притока рабочей силы обусловило во многом стихийный характер ее интеграции в мировой рынок труда, что привело к серьезным негативным последствиям.
Нелегальная миграция является
особой проблемой, масштабной и не имеющей
тенденции к снижению. Россия стоит
перед необходимостью не только совершенствовать
миграционное законодательство и ограничивать
прибытие в страну нелегальной рабочей
силы, но и проводить активную социальную
политику, способствуя адаптации иммигрантов
и повышению их общеобразовательного,
квалификационно-
Проблемы миграции сложны, факторы, влияющие на ее структуру и темпы, весьма многообразны; соответственно управление этой сферой требует системного и комплексного подхода. Происходящие в настоящее время изменения на рынке труда в России требуют пересмотра теоретической базы реализации миграционной политики, поиска адекватных новым условиям концептуальных схем и моделей. Представляется, что без активных и системных мер по государственному регулированию миграционной политики она качественно не изменится и не улучшит кардинальным образом российский рынок труда, особенно в сфере наукоемких технологий, промышленного производства, рыночной инфраструктуры. Необходима разработка новой государственной миграционной стратегии, предусматривающей формирование комплексной программы действий по регулированию миграционного процесса в стране и ее регионах. При этом государственная политика по регулированию миграции может быть эффективна, если осуществляемые в ее рамках действия разработаны в соответствии с правильно поставленными целями, трансформированы в конкретный набор адекватных мер, поддержаны соответствующими ресурсами, привязанными к институтам, способным достигать требуемых результатов. Совершенно очевидно, что в России назрел вопрос о разработке целостной системы государственного регулирования национального рынка труда с учетом влияния на него мирового рынка труда. В связи с этим важнейшим направлением научных исследований в данной сфере является изучение концептуальных и теоретико-практических связей между рынками труда на макро- и мегауровне.
Существующее в настоящее время в России законодательство в области регулирования внешней трудовой миграции нуждается в существенных изменениях и дополнениях. На сегодняшний день остро необходима разработка кодекса нормативно-правовых актов, направленных на легализацию трудовой миграции, отмену морально устаревших законов и приведение к единому знаменателю действующих.
2.5 Участие России в международных экономических группировках и экономических организациях
Приоритетным направлением внешней политики России является развитие двустороннего и многостороннего сотрудничества с государствами - участниками СНГ.
Россия выстраивает
дружественные отношения с
Россия подходит к торгово-экономическим связям с государствами - участниками СНГ с учетом достигнутого уровня сотрудничества, последовательно придерживаясь рыночных принципов в качестве важного условия развития подлинно равноправных взаимоотношений и укрепления объективных предпосылок для продвижения современных форм интеграции.
Россия активно способствует развитию взаимодействия государств - участников СНГ в гуманитарной сфере на базе сохранения и приумножения общего культурно-цивилизационного наследия, которое в условиях глобализации является важным ресурсом СНГ в целом и каждого государства-участника в отдельности. Особое внимание уделяется поддержке соотечественников, проживающих в государствах - участниках СНГ, согласованию на основе взаимности договоренностей о защите их образовательных, языковых, социальных, трудовых, гуманитарных и иных прав и свобод.
Россия будет наращивать сотрудничество с государствами - участниками СНГ в сфере обеспечения взаимной безопасности, включая совместное противодействие общим вызовам и угрозам, прежде всего международному терроризму, экстремизму, наркотрафику, транснациональной преступности, незаконной миграции. Первостепенными задачами являются нейтрализация террористической угрозы и наркоугрозы, исходящих с территории Афганистана, недопущение дестабилизации обстановки в Центральной Азии и Закавказье.
В этих целях Россия будет: