Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 16:32, курсовая работа
главная цель моей курсовой работы – это раскрытие сущности международных экономических отношений в условиях современного рыночного хозяйства, их формы и уровни. В соответствии с поставленной целью можно выделить следующие задачи:
Рассмотреть общие направления эволюции форм МЭО и современные особенности;
Изучить условия формирования роли России в МЭО;
Рассмотреть место России на мировом рынке товаров и услуг;
Изучить РФ как один из мировых центров международной трудовой миграции;
Рассмотреть участие России в международных экономических группировках.
Введение……………………………………………………………………………..3
I МЭО в условиях рыночного хозяйства……………………………… …….5
1.1 Сущность МЭО. Их важнейшие уровни и формы……………………..5
1.2 Общие направления эволюции форм МЭО и современные особенности…….………………………………………………………………………….…....9
II Россия в системе современных МЭО……………………………………...14
2.1 Условия формирования роли России в МЭО.………………………....14
2.2 Положительные и отрицательные стороны России в формировании своего места в МЭО…………………………………………………………………….16
2.3 Место России на мировом рынке товаров и услуг…….……………....18
2.4 РФ как один из мировых центров международной трудовой миграции……………………………………………………………………………………34
2.5 Участие России в международных экономических группировках и экономических организациях………………………………………………………….46
Заключение………………………………………………………………………….58
Библиографический список………………………………………….......................60
Россия, ведя переговоры по торговле услугами, должна учитывать, что ей необходимо представить перечень обязательств по доступу иностранных поставщиков услуг на отечественный рынок. Перечень составляют двоякие ограничения: общие для всех секторов услуг и специфические, касающиеся определенного сектора. При этом специфические обязательства должны рассматриваться примерно по 160 видам услуг, систематизированным по 12 секторам согласно классификатору ВТО. В работе по составлению российских обязательств задействованы около 50 федеральных министерств и ведомств, органы государственной и судебной власти.
Устранение противоречий между интересами российских и иностранных производителей потребует больших усилий. В первую очередь это связано с тем, что сфера услуг, меры по ее регулированию являются относительно новой проблемой для нашей страны. В настоящий момент Россия особенно нуждается в создании стройной, более совершенной системы правового регулирования сферы услуг, в этом отношении положительное значение может иметь использование опыта ВТО по урегулированию внешнеэкономической деятельности в сфере услуг.
Мировой экспорт (продажи) услуг за 2008г. вырос на 11% и составил 3,73 триллиона долларов США.
Наибольший рост и существенную долю в экспорте коммерческих услугах занимают различные транспортные услуги - рост на 15%, а также неуклонно растут разнообразные туристические услуги во всех странах мира - на 10% в год.
Крупнейшим экспортёром (продавцом) коммерческих услуг в мире остаются США - на 522 млрд. долларов в 2008г. (14% мирового экспорта коммерческих услуг), на втором месте неизменно Великобритания - 283 млрд. долл, Германия - 235 млрд. долл., Франция - 153 млр. долл., Япония - 144 млрд.долл.
Экспорт коммерческих услуг всех стран Евросоюза (27 стран) составил в 2008г. 1,74 триллиона долларов, что уже вполне сравнимо со всем экспортом товаров (1,93 трлн. долл) этого объединения европейских стран. Стоит также отметить крошечный Израиль, чей годовой экспорт коммерческих услуг (главным образом в области "хай-тека" - инновационных технологий) уже достиг 24 млрд. долларов.
В импорте коммерческих услуг лидеры (покупатели) прежние: США - купили на 364 млрд. долларов (10,5% мирового импорта услуг), Германия - 285 млрд. долл., Великобритания - 199 млрд. долл., Япония - 166 млрд. долл., Китай - 152 млрд. долл.
Россия экспортировала
за год коммерческих услуг (в основном
транспортных) на 50 млрд .долларов - годовой
рост на 29%.
Импортировала (покупала) Россия коммерческих
услуг из-за рубежа в 2008г. на 75 млрд. долларов
(16 место в мире).
Кстати, как в экспорте, так и в импорте
коммерческих услуг доля России среди
стран СНГ составляет 60-65%.
2.4. РФ как один
из мировых центров
Проблемы формирования и функционирования рынка труда исключительно актуальны для российской экономики в связи с необходимостью сохранить, приумножить и рационально использовать имеющийся трудовой потенциал. Без этого невозможно дальнейшее продвижение России по пути рыночных реформ и ее полноценная интеграция в систему международных экономических отношений, где решающей предпосылкой конкурентоспособности страны является высококвалифицированная мобильная рабочая сила, заинтересованная в результатах производства и обеспеченная устойчивой занятостью.
Перед Россией все острее встает проблема выработки по существу новой политики регулирования рынка труда, адекватной выбранному курсу реформ. В последние годы рынок труда в России претерпел существенные изменения, в связи с чем многие более ранние исследования в определенной степени утратили актуальность.
В Российской Федерации, которая постепенно втягивается в новый виток процесса глобализации, становление рынка труда, его атрибутов, отработка мер государственной политики и теоретической концепции самого рынка труда происходят одновременно. Сложность ситуации предопределяется и тем, что до сих пор нет единства как в научной среде, так и среди практиков по таким фундаментальным вопросам, как сущность, содержание понятий «рынок труда» и «рынок рабочей силы». Остается открытым вопрос о роли государственных институтов, реализующих меры по противодействию безработице, формированию эффективной занятости, регулированию международной миграции, обучению рабочей силы и ее социальной защите.
Государственные институты рынка труда России, прежде всего служба занятости, миграционная служба, с одной стороны, все еще накапливают опыт работы в условиях рыночной экономики. С другой стороны, эти институты вынуждены учитывать влияние мировой экономической конъюнктуры, внешней трудовой миграции, а также «правила игры», созданные международными организациями (например, Международной организацией труда, Международной организацией по миграции). В этой связи с этим можно считать, что в современном мире, где стираются грани между национальными и международными факторами, атрибуты национальной экономики утрачивают свою прежнюю роль, размываясь общим ходом мировых интеграционных процессов .
Значимость международного аспекта анализа рынка труда определяется нарастанием современных тенденций интернационализации, глобализации мировой экономики. Интернационализация рынка труда представляет собой процесс роста взаимосвязи, взаимозависимости национальных рынков труда, проявляющийся как в формировании мирового рынка труда, так и в развитии международных форм связей субъектов рынков.
Каждый исследователь, стараясь точнее и четче отразить специфику своего предмета исследования, предлагает собственное толкование сущности мирового рынка труда, дает собственное определение. Однако все эти определения имеют общие и отличительные черты. Представляется, что общность определений возникает как результат внутреннего единства всех объектов, наличия некоторого их общего начала, а отличия определений связаны с тем, что рассматриваются различные стороны этого общего, различные его свойства и их проявления.
Так, одни авторы полагают, что мировой рынок труда – это «экономическое пространство мира, не имеющее четко обозначенных государственных или региональных границ, формирующееся и развивающееся за счет международных миграционных процессов, в первую очередь в результате экспорта и импорта иностранной рабочей силы» [12, 15].
Другие считают, что при рассмотрении сущности мирового рынка труда, помимо предложения и спроса на иностранную рабочую силу в тех или иных регионах мира, необходимо учитывать влияние мировой динамики в политических, демографических и других процессах. Третьи утверждают, что современный мировой рынок труда – это «новое качественное развитие рынка рабочей силы в условиях усиливающихся процессов интернационализации производства и роста общения между народами»; «наднациональное образование, где на постоянной основе выступают покупатели и продавцы заграничной рабочей силы, участвующие в процессе отбора необходимой рабочей силы в рамках межгосударственного регулирования спроса – предложения рабочей силы». Достаточно распространен и институциональный подход, согласно которому мировой рынок труда – это «система экономических механизмов, норм, инструментов, обеспечивающих взаимодействие спроса на труд и его предложения на межгосударственном уровне» [12, 16].
Можно считать, что общность всех подходов к исследованию сущности мирового рынка труда проявляется как в том, что основу современного мирового рынка труда формируют межстрановые потоки рабочей силы, так и в том, что конкретный практический результат этих исследований видится в определении масштабов и потоков международной миграции, а также в разработке действенного механизма ее регулирования и контроля.
Таким образом, можно сделать вывод, что отличия связаны прежде всего с дисциплинарным аспектом исследования проблематики мирового рынка труда. В одних случаях подчеркивается значение экономических факторов, в других – социальных, в третьих – политических.
В основном воздействия на процесс формирования и развития мирового рынка труда идут от экономики. Без учета экономической составляющей утрачивает смысл основной постулат, подтверждающий объективный характер формирования мирового рынка труда как неизбежного и прогрессивного процесса, хотя и крайне противоречивого.
Из вышеизложенного следует, что мировой рынок труда - это целостная система, опирающаяся на межстрановые потоки рабочей силы, ведущая к определенной утрате независимости стран и выражающая стремление экономически развитых государств ориентировать ее формирование в максимально благоприятном для социально-экономической модели и конкретных интересов таких стран направлении.
Как известно, движение рабочей силы на международном рынке труда осуществляется посредством трудовой миграции. Мировой миграционный процесс по содержанию и массовости существенно отличается от аналогичных процессов середины XX столетия. Главные его особенности заключаются в следующем.
Во-первых, миграция охватила все континенты, весь мир и обрела поистине глобальный характер. По оценкам экспертов ООН, общее число международных мигрантов достигнет к 2010 году 213,9 миллиона человек. По прогнозным расчетам, оно увеличится за 2005-2010 годы на 10%, что лишь немногим больше, чем за предшествующее пятилетие - на 9% за 2000-2005 годы, - но меньше, чем за предыдущие периоды – на 13% за 1975-1980 годы, на 11% за 1980-1990 годы и на 37% за 1985-1990 годы. В результате каждый десятый житель экономически развитых стран – мигрант, а направленность людских потоков позволяет говорить о существовании стран-доноров, стран-реципиентов и стран, одновременно выступающих в обеих этих ипостасях[23,78].
При этом если в 50-70-х гг. миграция шла в основном из развивающихся стран в индустриально развитые, то с 80-х гг. наблюдается и встречный миграционный процесс: перемещение иностранной рабочей силы из более развитых стран в менее развитые.
Во-вторых, доминирующим мотивом трудовой миграции остается экономический.
В-третьих, миграции рабочей силы способствуют современные технологии производства, основанные на принципах международного разделения труда. Это связано прежде всего с деятельностью транснациональных компаний, организующих производство в системе мирового хозяйства.
Лидером по привлечению иммигрантов в качестве рабочей силы является ЕС. При этом «рекордсменом» по приему переселенцев является Испания (она принимает примерно 30% мигрантов, пересекающих границы ЕС). Происходящий в последнее время на фоне низкой рождаемости значительный рост населения страны в наибольшей степени связан с притоком мигрантов [17, 22].
Таким образом, современная миграция является динамичной и сложной, что требует нового подхода от правительств разных стран к регулированию миграционных перемещений. Несмотря на большую экономическую и социальную значимость, трудовая миграция остается слабо изученной, а выводы исследователей зачастую носят противоречивый характер. С одной стороны, это можно объяснить тем, что миграционные процессы влияют на различные стороны жизни общества, такие как экономика, социология, демография, политика, право, идеология, психология. С другой стороны, анализ размеров и тенденций современной миграции осложнен несовершенством сбора информации, отсутствием надежных статистических показателей.
Кроме того, до настоящего времени недостаточно изученными остаются такие теоретические аспекты, как воздействие трудовой миграции (особенно международной) на экономический потенциал страны, рынок труда и сферу занятости.
Данное обстоятельство предопределяет особую актуальность рассматриваемого вопроса, тем более что в современной российской экономической литературе отсутствуют комплексные исследования процессов трудовой миграции в России с учетом сложившейся миграционной ситуации на территориях страны. Единичные публикации по отдельным вопросам миграции рабочей силы не дают полного представления о фактическом состоянии процессов в данной сфере, что ограничивает возможности осуществления адекватных мероприятий государственной миграционной политики.
В связи с новизной для России возникающих в этой сфере проблем в центре внимания ученых и практиков находится миграционная ситуация в стране и ее влияние на рынок труда и занятость населения.
Упоминая о новизне, хотелось бы отметить тот фактор, что в России достаточно длительный период миграция большей части населения была ограничена (действием института прописки, статусом определенных категорий населения, отсутствием паспортов у колхозников, «железным занавесом» и т.д.). Кроме того, прежние идеологические стереотипы ориентировали многих наших исследователей на поиски искусственно подобранных доказательств «порочности» международной миграции населения, в меньшей степени они занимались анализом реальных процессов, происходящих в мировой экономике.
В связи с этим огромное значение приобретает разработка и осуществление государственной миграционной политики России, создание условий для полноценного вхождения России в мировой рынок труда.
Что касается совершенствования миграционной политики, то приоритетом здесь остается привлечение из-за рубежа наших соотечественников. При этом необходимо все больше стимулировать приток в страну квалифицированной миграции, людей образованных и законопослушных. Переезжающие в Россию люди должны с уважением относиться к российской культуре, к нашим национальным традициям .
Проведенный анализ текущей миграционной ситуации в России и ее регионах позволил выявить следующие особенности:
1. Рост миграционной активности. Согласно цифрам официальной статистики, за 2006 г. число мигрантов внутри России увеличилось на 24,3 тыс. человек, или на 1,3 %, по сравнению с предыдущим годом. При этом миграционный прирост населения России увеличился на 20,9 тыс. человек, или на 19,4 % [17,20].
На первый взгляд это может показаться некоторым стабилизирующим фактором, однако направления миграционных потоков, их структура и качественный состав не отвечают стратегическим потребностям государства.