Международные финансовые организации: их роль, функции и политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 14:55, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является рассмотреть роль основных финансовых организаций в мировой экономике, выявить проблемы и обозначить перспективы деятельности, в том числе с Российской Федерацией.

Содержание

Введение
1 Понятие международного финансового института
1.1 Определение международного финансового института
1.2 Классификация международных финансовых организаций
2 Характеристика международных финансовых институтов
2.1 Международный валютный фонд
2.2 Группа Всемирного банка
2.3 Европейский банк реконструкции и развития
2.4 Банк международных расчетов
2.5 Парижский и Лондонский клубы кредиторов
3 Развитие международных финансовых организаций на современном этапе
3.1 Роль международных финансовых организаций при современных процессах глобализации
3.2 Проблемы эффективности системы международных финансовых институтов
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

курсовая_мвко.docx

— 169.72 Кб (Скачать документ)

3. Обеспечить  стабильность  валют,  поддерживать  упорядоченный  валютный режим среди государств-членов  и избегать использования девальвации  валют в целях получения преимущества  в конкуренции.

4.  Оказывать  помощь  в  создании  многосторонней  системы расчетов  по  текущим   операциям  между  государствами-членами,  а  также  в  устранении  валютных  ограничений, препятствующих  росту мировой экономики. 

5.  За  счет временного  предоставления общих ресурсов  Фонда  государствам-  членам  при соблюдении  адекватных  гарантий создавать у них состояние уверенности, обеспечивая тем самым возможность исправления диспропорций в их  платежных балансах  без использования мер,  которые могут нанести ущерб благосостоянию  на  национальном или международном уровне.

6. Сокращать  продолжительность   нарушений  равновесия внешних  платежных  балансов государств-членов, а также уменьшать масштабы  этих нарушений. 

7.  Поддерживать устойчивость  валютных паритетов и устранение  валютных ограничений. 

8. Предоставлять  кредитные   ресурсы  любым  странам  участницам для выравнивания  платежных балансов.

Для поддержания стабильности и предотвращения кризисов в международной  валютно-финансовой системе МВФ  наблюдает за экономической политикой  стран,  а также за экономическими и финансовыми изменениями в  странах, регионах и мире с помощью  официальной системы, известной  как надзор. В рамках системы надзора  МВФ дает рекомендации 187 государствам-членам, поощряет меры политики, содействующие  экономической стабильности, уменьшающие  уязвимость по отношению к экономическим  и финансовым кризисам и повышающие уровень жизни. Он проводит регулярную оценку глобальных перспектив в издании  «Перспективы развития мировой экономики», финансовых рынков — в «Докладе по вопросам глобальной финансовой стабильности»  и изменений в сфере государственных  финансов — в своем «Бюджетном вестнике», а также публикует  ряд изданий по перспективам развития региональной экономики. Исполнительный совет Фонда рассматривает ряд  вариантов улучшения многостороннего, финансового и двухстороннего надзора, в том числе усиления интеграции этих трех видов надзора; улучшения  понимания вторичных эффектов и  оценки возникающих и потенциальных рисков; повышения действенности рекомендаций МВФ по вопросам экономической политики.

Финансирование МВФ дает странам-членам необходимую передышку  для преодоления проблем с  платежным балансом. Программа экономической  политики, поддерживаемая финансированием  МВФ, разрабатывается властями страны в тесном сотрудничестве с МВФ, и  продолжение финансовой поддержки  обусловлено эффективной реализацией  программы. Быстро отреагировав на недавний мировой экономический кризис, МВФ укрепил свой кредитный потенциал и в апреле 2009 года утвердил существенный пересмотр механизмов оказания финансовой помощи, а в августе 2010 года были приняты дальнейшие реформы. 

 В связи с самыми  последними реформами инструменты  кредитования МВФ были дополнительно  усовершенствованы, с тем чтобы обеспечить гибкие средства предотвращения кризисов для широкого круга государств-членов с прочными основными показателями, обоснованной экономической политикой и надежными институциональными основами такой политики. В странах с низкими доходами МВФ Фонд удвоил лимиты доступа к займам и наращивает кредитование беднейших стран мира, процентные ставки по этим кредитам установлены на нулевом уровне до конца 2011 года. 

МВФ предоставляет техническую  помощь и проводит обучение кадров для содействия государствам-членам в укреплении их потенциала для разработки и проведения эффективной политики. Техническая помощь предоставляется  в нескольких областях, включая налоговую  политику и налоговое администрирование, управление расходами, денежно-кредитную  и курсовую политику, надзор за банковской и финансовой системой и ее регулирование, законодательные основы, а также статистику.

Ресурсы МВФ обеспечиваются его государствами-членами преимущественно посредством внесения платежей в счет квот, которые в целом отражают размеры экономики каждой страны. На саммите Группы 20-ти в апреле 2009 года мировые лидеры приняли обязательство поддержать увеличение кредитных ресурсов МВФ в три раза до 750 миллиардов долларов. Для выполнения этого обязательства текущие и новые участники Новых соглашений о займах (НСЗ) решили увеличить НСЗ до примерно 590 миллиардов долларов, это решение было утверждено Исполнительным советом МВФ 12 апреля 2010 года и вступило в силу 11 марта 2011 года после завершения процесса ратификации участниками НСЗ. При завершении 14-го Общего пересмотра квот в декабре 2010 года управляющие приняли решение увеличить ресурсы МВФ по квотам до приблизительно 767 миллиардов долларов и провести существенное перераспределение долей квот между государствами-членами. После вступления в силу увеличения квот будет проведено соответствующее сокращение ресурсов НСЗ. [7 c. 2]

Традиционно, ежегодные расходы  на функционирование Фонда покрываются  в основном за счет получаемых процентов  по непогашенным кредитам, но государства-члены  недавно согласились принять  новую модель доходов, основанную на различных источниках, которые в  большей степени отвечают разнообразным  видам деятельности Фонда.

Совет управляющих – высший орган МВФ, состоит из представителей стран-членов (как правило,  министра  финансов  или  председателя  Центрального банка), назначаемых на 5 лет.

Совет управляющих  занимается решением  следующих вопросов: 

    • изменение Статей Соглашения (Устава);
    • прием и исполнение членов фонда; 
    • выборы исполнительных директоров;
    • определение и пересмотр квот.

Исполнительный совет  – отвечает  за текущие дела Фонда,  состоит  из  Директора-распорядителя,  являющегося  его председателем,  и 24  исполнительных  директоров,  назначаемых каждые два  года. Занимается широким кругом  стратегических, оперативных и административных вопросов.

Международный  валютно-финансовый  комитет  состоит из 24 членов (управляющие  Фонда, министры и другие должностные  лица сопоставимого ранга), собирается два раза в год. Готовит  рекомендации  Совету  управляющих  по  вопросам функционирования международной финансовой системы.

Капитал  МВФ  формируется  из  взносов  стран-членов. Каждая страна имеет квоту, которая зависит  от экономического состояния страны, в частности, от ВВП, золотовалютных резервов, объема операций по  текущим операциям платежного баланса. Квоты деноминируются в расчетной  единице, называемой специальные права заимствования (СДР). Квота играет весьма важную роль, так как она определяет: [7 c.2]

    • сумму подписки на капитал МВФ;
    • возможность получения кредита от фонда;
    • количество голосов в фонде;
    • величину СДР при их распределении.

Страны-участницы  обязаны  регулярно  информировать МВФ  о макроэкономических показателях, о платежном балансе, золотовалютных резервах и в целом о состоянии экономики.

Членство  в Фонде  является  обязательным  условием  для вступления страны в МБРР (Международный банк реконструкции и развития) и другие валютно-кредитные организации. Россия стала членом МВФ с 1 июня 1992 г. Страна-член МВФ при присоединении к фонду должна внести в качестве подписки в капитал фонда 25% квоты в СДР или же  в твердой валюте (доллар,  евро, йена, фунт  стерлингов), а остальные 75% – в национальной валюте.

Каждая страна-член имеет 250 голосов плюс один дополнительный  голос  за  каждые 100000 миллионов СДР квоты.  Квоты  пересматриваются каждые 5 лет, их изменения должны быть одобрены большинством  голосов (85%).  [4]

Российская Федерация  является членом МВФ с мая 1992 г. Российская квота составляет 2,76 % или 5,945 миллиардов СДР.

Как член МВФ Россия обладает соответствующими правами, включая  право получения временной финансовой поддержки фонда в случае ухудшения  ситуации с платежным балансом. В  середине 1990-х гг. Российская Федерация  активно пользовалась возможностью временного привлечения средств  фонда для поддержания устойчивости своей финансовой системы и привлекла  финансовые средства на общую сумму  около 15,6 миллиардов СДР.

МВФ осуществляет в России два вида деятельности. Во-первых, это надзор. Фонд отслеживает и анализирует тенденции в экономике и обсуждает вопросы экономической политики с российскими властями в постоянном режиме, не только в рамках ежегодных консультаций. Дважды в год МВФ выпускает доклад о состоянии и перспективах мировой экономики, а также публикует промежуточные уточнения своего прогноза.

Во-вторых, фонд оказывает  так называемое техническое содействие, которое выражается в экспертно-методологическом консультировании органов власти. Сейчас это относится только к системе  государственной статистики и к  банковскому надзору, но ранее Фонд оказывал техническое содействие практически во всех сферах  управления экономикой. Также существует Институт МВФ, который проводит тренинги для официальных лиц стран-членов. В-третьих, Фонд оказывает финансовое содействие, которое направлено на программы поддержки экономики, но в настоящее время наоборот Россия предоставляет средства для МВФ.

2.2 Группа Всемирного банка

Группа Всемирного банка  представляет собой специализированное  учреждение ООН,  деятельность  которой  направлена на оказание помощи в целях  развития экономики, решения социально-экономических задач, стимулирование развития рыночных  отношений  в развивающихся и  транзитивных странах.

В  группу  Всемирного  банка  входят:  Международный  банк реконструкции и развития (МБРР, 1944 г.), Международная финансовая  корпорация (МФК, 1956  г.), Международная  ассоциация развития (МАР, 1960 г.), Международный  центр по урегулированию  инвестиционных  споров (МЦУИС, 1966  г.), Многостороннее  агентство  по  гарантированию  инвестиций (МАГИ, 1988 г.). [5]

Всемирный  банк  создавался  для  оказания  помощи  Западной  Европе  в  восстановлении  экономики  после  мировой войны. Его первый заем на сумму 250 миллионов долларов был предоставлен Франции в 1947 г.  На  современном этапе Банк фокусирует  свое  внимание на  достижении  главной цели – обеспечении стабильности  и сокращении  бедности  в мире,  оказании  помощи  беднейшим группам населения и беднейшим странам.

В настоящее время в  состав Всемирного банка входит более 180 государств.

Участниками МБРР могут быть только члены МВФ.

Основные направления  деятельности: [5]

1.  Финансирование программ  в системе образования. 

2.  Финансирование мероприятий  по борьбе со СПИДОМ.

3.  Финансирование программ  здравоохранения. 

4.  Оказание помощи  в сокращении бремени задолженности. 

5.  Борьба против коррупции  в международном масштабе.

6.  Помощь странам, пережившим  вооруженные конфликты. 

7.  Оказание помощи  бедным странам. 

Всемирный  банк  осуществляет  свою  деятельность  через департаменты  вице-президентов (ДВП),  занимающиеся  конкретными регионами или секторами  или борьбой с бедностью и  содействием  экономическому  развитию.  Всемирный  банк управляется как  своего рода акционерное общество, акционерами  которого  являются  страны-члены  этой  организации.

Крупнейшим  акционером  являются  США (16,41%  акций),  за ним  следует Япония (7,78%),  Германия (4,49%),  Великобритания (4,31%) и Франция (4,31%). 

Высшим  руководящим  органом  банка  является  Совет управляющих. Как правило, управляющими являются должностные  лица  правительств, например, министр финансов или управляющий  центральным банком. Совет управляющих  определяет политику банка, проводит свои совещания раз в год во время  ежегодных сессий банка совместно  с МВФ. 

Сессии проводятся лишь раз  в год, конкретные полномочия  делегируются  Директорату (исполнительному  органу). Каждое государство-член группы Всемирного банка представлено исполнительным директором. Пять исполнительных директоров назначаются государствами-членами, обладающими крупнейшими пакетами акций, – США, Японией, Германией, Францией  и Соединенным Королевством. Некоторые  директора выбираются от одной страны – России, Саудовской Аравии, Китая. 

Капиталы  Всемирного  банка  формируется  путем  подписки стран-членов на акции, а также путем  эмиссии облигаций на международном  финансовом рынке.

Банк  выдает  кредиты  непосредственно  правительствам или  же под их гарантию. Кредиты предоставляются, как правило, на длительный срок, от 12 до 20 лет, а льготные ссуды –  на 3-5  лет.  Традиционное  направление  предоставления  кредитов  дополняется  предоставлением  ресурсов  на  программы структурной  адаптации,  развитие  финансового  сектора, борьбы  с  бедностью,  социальное  развитие  и  экологию,  инфраструктурных  преобразований,  стимулирование  частного сектора,  повышение  человеческого  потенциала.  При  этом спектр  кредитных  инструментов  весьма  широк:  кредиты  на основе корзины  валют, одновалютные кредиты по плавающей ставке, и фиксированной ставке. Кредиты банка, как правило, покрывают 30% общей стоимости проектов.

Основными  задачами  реализации  программ  являются: снижение  государственного воздействия на  экономику, либерализация  цен,  стимулирование  экспорта,  реформирование финансовой, а в ряде случаев и административной системы.

Информация о работе Международные финансовые организации: их роль, функции и политика