Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 14:55, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотреть роль основных финансовых организаций в мировой экономике, выявить проблемы и обозначить перспективы деятельности, в том числе с Российской Федерацией.
Введение
1 Понятие международного финансового института
1.1 Определение международного финансового института
1.2 Классификация международных финансовых организаций
2 Характеристика международных финансовых институтов
2.1 Международный валютный фонд
2.2 Группа Всемирного банка
2.3 Европейский банк реконструкции и развития
2.4 Банк международных расчетов
2.5 Парижский и Лондонский клубы кредиторов
3 Развитие международных финансовых организаций на современном этапе
3.1 Роль международных финансовых организаций при современных процессах глобализации
3.2 Проблемы эффективности системы международных финансовых институтов
Заключение
Список использованных источников
Нужно сосредоточиться на том, как международная интеграция и возрастающее влияние и вес международных организаций отражаются на процессах развития внутри национальных государств. Следует показать участие международных организаций в процессах развития в национальных государствах с позиции импорта институтов и содействия в проведении реформ.
Иностранная помощь – один из аспектов глобализирующегося мира – бесспорно, принесла пользу. В самых бедных африканских странах без иностранной помощи сотни тысяч людей погибли бы от голода и болезней. Среди таких международных организаций лидирующее положение занимают Международный валютный фонд и Международный банк реконструкции и развития. Международный Валютный Фонд и Международный банк реконструкции и развития были созданы в конце Второй мировой войны в рамках усилий, направленных на строительство новой, более стабильной международной экономической системы. [13 с. 20]
МВФ содействует развитию
международного валютного сотрудничества
и предоставляет рекомендации по
вопросам экономической политики, временные
кредиты и техническую помощь.
МВФ декларирует помощь в построении
и поддержании сильной
Деятельность Международного банка реконструкции и развития носит более широкий характер. Всемирный банк способствует долгосрочному экономическому развитию и сокращению бедности, также предоставляя техническую и финансовую поддержку. Основной целью МБРР является помощь странам в реформировании определенных секторов или осуществлении конкретных проектов. Например, здравоохранение, борьба с заболеваниями, охрана окружающей среды, сельское хозяйство, образование, энергетика и добыча полезных ископаемых, инфраструктура – дороги, порты, помощь в создании институтов государственного управления, содействие и поддержка политики институциональных реформ. Помощь Всемирного банка, как правило, носит долгосрочный характер и финансируется как за счет взносов государств-членов, так и посредством выпуска облигаций. МБРР предоставляет развивающимся странам займы по низким ставкам, беспроцентные кредиты и гранты на цели развития.[5]
Участие международных организаций в выработке политики в государствах-членах, особенно в странах-заемщиках приобрело за время их деятельности существенные масштабы.
Однако у иностранной помощи и поддержки есть и обратная сторона. Подобная практика становится самовоспроизводящейся, и, таким образом, серьезно подрывает возможности развития и ухода от сырьевой экономики.
Развитые страны все больше
навязывают свои правила игры и модели
развития, оказывая помощь развивающимся
странам – как финансовую, материальную,
так и консультационную. В свою
очередь развивающиеся страны очень
боятся лишиться иностранной помощи,
в которой испытывают нужду, следовательно,
имеют все меньше влияния на процессы
в своих обществах, выполняя указания
международных экономических
Целый ряд развивающихся
стран оказались в глубоком кризисе,
следуя подобным рекомендациям международных
финансовых организаций. Перед каждой
страной стоят особые задачи, но
в их стратегиях реформ имеются некоторые
общие элементы: проведение стабильной
экономической политики; укрепление
институционального и кадрового
потенциала; а также формирование
благоприятных условий для
Рассмотрим влияние развитых стран на развивающиеся с точки зрения институциональной динамики, а именно заимствования или импорта институтов и практик. Институт здесь понимается как набор формальных и неформальных правил, принципов, норм, регулирующих различные сферы человеческой деятельности. Можно условно выделить два вида институтов: организационные социальные институты или социальные организации; нормативные социальные институты, представляющие собой определенную систему социальных норм, стандартов поведения.
Факторы институциональных изменений можно разделить на внутренние и внешние. Внешние факторы лежат за пределами национального государства.
Основная цель импорта институтов состоит в ускорении экономического развития. При этом не стоит забывать, что институт отвечает определенной общественной потребности.
Экспортеры института стремятся к унификации экономического, социального и политического пространства, поскольку это облегчает реализацию собственных задач в поле влияния.
Можно выделить ряд оснований институциональной динамики.
Институты могут базироваться на некоторой идеальной модели, то есть напрямую переносятся из теории в практику. Наиболее ярким примером тому служит период после Октябрьской революции, когда пришедшие к власти большевики действовали в соответствии с работами Маркса, Энгельса и их последователей. Это может быть навязывание рыночных идей. [13 c. 46]
Второй вариант состоит в том, что институты воспроизводят образцы, уже существовавшие в истории данной страны. Поскольку институт заимствуется из прошлого, порой довольно далекого, здесь возможна опасность несоответствия и даже противоречия старого института новой сетке взаимодействий и правил в обществе.
Заимствование институтов извне
может приобретать две формы.
Заимствование самых передовых
институтов у развитых стран безотносительно
местных условий, существующих норм,
в особенности неформальных, инфраструктуры,
кадров и др. А также заимствование
с адаптацией. Это более продуктивный
вариант – конструирование
Страны-импортеры, занимаясь
реформированием
Роль импорта институтов особенно возросла в свете межстрановой интеграции, деятельности международных финансовых организаций. Широкомасштабные реформы, проводимые в ряде стран, преследовали цель ускорения экономического развития путем заимствования лучших институциональных образцов – заимствования из наиболее эффективных систем. Однако практика свидетельствует о том, что институты, эффективные в одной системе, могут не принести никакой пользы, а в худшем случае – нанести вред импортирующей системе. В частности, МВФ, финансируя проведение реформ в целом ряде государств, рекомендовал максимально быстрый импорт и встраивание передовых институтов.
Проекты Всемирного банка, проводимые при поддержке международных организаций, реформы часто не закрепляются, их не удается завершить и таким образом осуществить переход на новый уровень развития для данной страны. Причиной тому может служить появление дисфункций институтов. Основное внимание в исследованиях по данному вопросу обращено к проблеме несовместимости формальных и неформальных норм. Новые формальные институты, будучи трансплантированы, оказываются в окружении неформальных, сохранившихся в прежнем виде.
Ряд возникающих дисфункций при импорте институтов нужно особо отметить:[13 c. 47]
В результате институт все менее ориентирован на свою основную цель: обеспечение конкретной потребности.
Пока идет международная поддержка, институт функционирует, проблемы начинаются по ее завершении. С одной стороны, кредиты и займы международных организаций призваны содействовать развитию в определенных сферах. Основной вопрос, стоящий перед правительствами развивающихся стран – как обеспечить устойчивость инновационных практик. Ведь с прекращением иностранной финансовой поддержки у государства может попросту не оказаться ресурсов и новый институт постепенно перестанет выполнять свои функции и может прекратить свое существование. Здесь снова возникает вопрос готовности государства к внедрению передовых практик – не слишком ли это дорого на данном этапе развития и существует ли объективная потребность, то есть спрос на них.
Заимствование института поддерживается международными организациями, за которыми стоят интересы развитых стран как основных доноров средств. Страна-импортер стоит перед выбором: с одной стороны, принятие предлагаемого образца является неоптимальным в рамках сложившихся взаимодействий и правил, с другой – при отказе от иностранного участия она упускает конкретную выгоду получения материальной помощи. Таким образом, отсюда следует вывод о принудительном заимствовании института развивающейся страной. Подобная ситуация возможна именно в условиях международной интеграции и все возрастающей взаимосвязи разных стран.
Глобализация порождает
противоречие между возросшей
Роль и практика заимствования институтов усиливается в эпоху глобализации, но качественно дает совершенно неоднозначные результаты. Направленная на развитие, повышения темпов экономического роста, благосостояния и прочая деятельность международных организаций в условиях глобализации в действительности консервирует сложившуюся ситуацию зависимости и увеличивают неравенство. Программы развития не способствуют росту экономической самостоятельности и социальной активности в развивающихся странах. Развивающиеся страны оказываются перед новым вызовом: как поддержать импульсы развития и обеспечить его устойчивость в отсутствие международной помощи.
Всемирный банк твердо намерен поддержать растущую роль России в мире и помочь стране в выполнении ее глобальных обязательств. Банк продолжит сотрудничество с российским правительством для поддержания его становления как международного донора и активного члена многосторонних организаций. Кроме того, Банк будет содействовать внедрению механизмов и проведению конкретных мероприятий, связанных с участием России в таких международных соглашениях, как конвенции об изменении климата и биоразнообразии, а также в инициативах по борьбе с пандемиями. К числу конкретных сфер деятельности Всемирного банка в России относятся:
Информация о работе Международные финансовые организации: их роль, функции и политика