Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 16:38, курсовая работа
Цель работы: изучить теоретические основы международного кредита, а также исследовать его значение в современной экономической системе.
Задачи курсовой работы состоят в том, чтобы рассмотреть следующие вопросы:
сущность международного кредита,
функции международного кредита,
роль международного кредита в экономических отношениях,
принципы международного кредита,
формы международного кредита.
ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕЖДУНАРОДНОГО КРЕДИТА . . . . . . . 5
1.1. Сущность международного кредита . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.2. Принципы международного кредита . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
1.3. Валюта кредита и платежа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
1.4. Функции международного кредита . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
1.5. Формы международного кредита. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
1.5.1. Классификация кредитов по назначению . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .10
1.5.2. Классификация кредитов по видам . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .11
1.5.3. Классификация кредитов по технике предоставления . . . . . . . . . . . . . 11
1.5.4. Классификация кредитов по валюте займа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .13
1.5.5. Классификация кредитов по срокам . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
1.5.6. Классификация кредитов по объектам кредитования . . . . . . . . . . . . . .14
1.5.7. Классификация кредитов по обеспеченности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .14
1.5.8. Классификация кредитов по источникам . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
1.5.9. Классификация кредитов в зависимости от категории кредитора . . . .16
1.5.10. Специфические формы кредитного обслуживания . . . . . . . . . . . . . . .20
1.6. Роль международного кредита в экономике . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
2. КРЕДИТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕЖДУНАРОДНОГО ВАЛЮТНОГО ФОНДА. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .27
2.1. Общая характеристика Международного Валютного Фонда . . . . . . . . . .27
2.2. Кредитные операции и обусловленность кредитов. . . . . . . . . . . . . . . . . . 28
2.3. Кредитные механизмы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .31
2.4. Роль МВФ в регулировании международных валютно-кредитных и финансовых отношений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 40
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .42
В большинстве стран платеж по долговому обязательству может быть произведен через несколько дней после окончания срока платежа по нему. Для того чтобы сделать поправку на это положение, форфейторы обычно при расчете размера дисконта добавляют несколько дней к фактическому числу, остающемуся до срока платежа. Это так называемые льготные дни. [15]
1.6. Роль международного кредита в экономике
Посредством выполнения взаимосвязанных функций международный кредит играет двоякую роль — позитивную и негативную.
Позитивная роль международного кредита заключается в ускорении развития производительных сил путем обеспечения непрерывности процесса воспроизводства и его расширения. При этом проявляется их взаимосвязь. Международный кредит играет роль связующего звена и передаточного механизма, воздействующих на внешнеэкономические отношения и в конечном счете на воспроизводство. Международный кредит содействует ускорению процесса воспроизводства по следующим направлениям.
Кредит стимулирует внешнеэкономическую деятельность страны. Тем самым создается дополнительный спрос на рынке для поддерживания конъюнктуры.
Международный кредит создает благоприятные условия для зарубежных частных инвестиций, так как обычно связывается с требованием о предоставлении льгот инвесторам страны-кредитора; применяется для создания инфраструктуры, необходимой для функционирования предприятий, в том числе иностранных и совместных, способствует укреплению позиций национальных предприятий, банков, связанных с международным капиталом.
Кредит обеспечивает бесперебойность международных расчетных и валютных операций, обслуживающих внешнеэкономические связи страны.
Кредит повышает экономическую эффективность внешней торговли и других видов внешнеэкономической деятельности страны.
Негативная роль международного кредита в развитии рыночной экономики заключается в обострении ее противоречий. Прежде всего углубляются диспропорции в экономике.
Кредитная политика стран служит средством укрепления позиций страны-кредитора на мировых рынках.
Во-первых, международный кредит используется для перевода прибылей из стран-заемщиков, усиливая позиции стран-кредиторов. Во-вторых, международный кредит способствует созданию и укреплению в странах-должниках выгодных для стран-кредиторов экономического и политического режимов.
Международный кредит служит одним из источников финансирования войн.
В целях укрепления позиций ведущих стран банки, государства, международные и региональные валютно-кредитные и финансовые организации периодически проводят политику кредитной дискриминации и кредитной блокады по отношению к определенным странам, которые проводят неугодную им политику. Кредитная дискриминация - установление худших условий получения, использования или погашения международного кредита для определенных заемщиков по сравнению с другими в целях оказания на них экономического и политического давления. Еще более жесткой экономической санкцией является кредитная блокада - отказ предоставлять кредиты той или иной стране.
Двоякая роль международного кредита в условиях рыночной экономики проявляется также в его использовании, с одной стороны, для развития взаимовыгодного сотрудничества стран, а с другой — как средства конкурентной борьбы. [1]
2. КРЕДИТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕЖДУНАРОДНОГО ВАЛЮТНОГО ФОНДА
2.1. Общая характеристика Международного Валютного Фонда
Международный Валютный Фонд (МВФ) предназначен для регулирования валютно-кредитных отношений государств-членов и оказания им финансовой помощи при валютных затруднениях, вызываемых дефицитом платежного баланса, путем предоставления краткосрочных и среднесрочных кредитов в иностранной валюте. Фонд имеет статус специализированного учреждения ООН. Он служит институциональной основой мировой валютной системы. [1]
В настоящее время МВФ объединяет 187 государств, а в его структурах работают 2500 человек из 133 стран. [5]
Международный Валютный Фонд ставит перед собой следующие цели:
1. Содействие международному сотрудничеству в валютной сфере.
2. Содействие расширению и сбалансированному росту международной торговли и соответственно росту занятости и улучшению экономических условий стран-членов.
3. Обеспечение функционирования международной валютной системы путем согласования и координации валютной политики и поддержания валютных курсов и обратимости валют стран-членов; обеспечение упорядоченных отношений в валютной области между странами-членами.
4. Определение паритетов и курсов валют; не допускать обесценения валют с целью получения конкурентных преимуществ.
5. Оказание содействия в создании многосторонней системы платежей по текущим операциям между странами-членами и в устранении валютных ограничений.
6. Оказание помощи странам-членам путем предоставления займов и кредитов в иностранной валюте для урегулирования платежных балансов и стабилизации валютных курсов.
7. Сокращение длительности и уменьшение степени неуравновешенности международных платежных балансов стран-членов.
8. Предоставление консультационной помощи по финансовым и валютным вопросам странам-членам.
9. Осуществление контроля за соблюдением странами-членами кодекса поведения в международных валютных отношениях. [3]
Основные направления деятельности МВФ включают:
консультирование государств-членов относительно внедрения мер политики, которые могут помочь им предотвратить или урегулировать финансовый кризис, добиться макроэкономической стабильности, ускорить экономический рост и снизить уровень бедности;
временное предоставление финансирования государствам-членам с целью помочь им в урегулировании проблем платежного баланса, то есть ситуации недостатка иностранной валюты вследствие того, что их платежи другим странам превышают их собственные валютные доходы;
оказание странам, по их просьбе, технической помощи и содействия в подготовке кадров, чтобы помочь им сформировать базу знаний и институты, необходимые для проведения обоснованной экономической политики. [2]
2.2. Кредитные операции и обусловленность кредитов
На первых порах МВФ как кредитор играл скромную роль. Однако, начиная с 70-х годов, произошло значительное расширение его кредитной деятельности.
МВФ не только кредитует страны-члены, но и помогает им получить кредиты у правительств развитых стран, центральных банков, группы Всемирного банка. Банка международных расчетов, а также у частных коммерческих банков. Даже небольшой кредит МВФ облегчает стране доступ на мировой рынок ссудных капиталов. Предоставляя кредит, МВФ как бы удостоверяет платежеспособность данной страны, выступает в качестве ее гаранта. И наоборот, отказ МВФ оказать стране кредитную поддержку закрывает ей доступ к рынку ссудных капиталов.
Предоставление Фондом кредитов странам-членам связано с выполнением ими определенных политико-экономических условий. Подобный порядок получил наименование «обусловленности» кредитов. МВФ обосновывает эту практику необходимостью быть уверенным в том, что страны-заемщицы будут в состоянии погашать свои долги, обеспечивая бесперебойный кругооборот ресурсов Фонда. Поэтому МВФ требует, чтобы страна, покрывая за счет его кредитов дефицит платежного баланса, заботилась о его ликвидации или сокращении. С расширением кредитных операций в 80-е годы Фонд взял курс на ужесточение их обусловленности. Такая практика, по оценке западных специалистов, придает МВФ роль «стража» мирового экономического порядка.
Принцип обусловленности кредитов находит свое выражение в согласовании со страной-заемщицей определенной программы экономической политики, реализация которой и кредитуется Фондом. Первоначально ее называли программой приспособления, то есть перестройки хозяйственного механизма. С конца 80-х годов используется также термин «программа экономической реформы».
Концепция экономической политики, составляющая ныне содержание условий для получения кредитов Фонда, сформировалась в 80-е годы. Она предполагает, с одной стороны, структурные изменения, включая приватизацию предприятий, рыночное ценообразование, либерализацию внешнеэкономической деятельности, а с другой - достижение макроэкономической и финансовой стабилизации. В этой связи предусматривается набор макроэкономических мер, которые, по мнению МВФ, должны обеспечить равновесие платежного баланса страны-заемщицы, преодоление инфляции и тем самым гарантировать своевременное погашение долга Фонду. Степень детализации предъявляемых Фондом условий кредитов различна - от общих обязательств страны сотрудничать с Фондом в выработке экономической политики до определения мер финансовой политики, предусматривающих конкретные количественные показатели.
Исходя из доминирующих в МВФ теоретических воззрений, его практические стабилизационные программы носят преимущественно дефляционный характер. Обычно они включают: сокращение государственных расходов; отмену или уменьшение государственных субсидий на продовольствие, товары широкого потребления и услуги, что ведет к повышению цен на эти товары; увеличение налогов на личные доходы; сдерживание роста, или «замораживание», заработной платы; повышение учетных ставок, ограничение объема кредита, в том числе потребительского; либерализацию внешнеэкономических связей; девальвацию национальной валюты, за которой следует удорожание импортируемых товаров. В зависимости от конкретной ситуации в разных странах эти меры используются в различных сочетаниях.
Опыт свидетельствует, что дефляционные меры не всегда достигают цели. В то же время при определенных обстоятельствах подобные меры способствуют свертыванию инвестиций, торможению темпов экономического роста, обострению социальных проблем. Это связано со снижением реальной заработной платы и жизненного уровня, ростом безработицы, перераспределением доходов в пользу богатых слоев за счет менее обеспеченных групп населения, ростом имущественной дифференциации. Таким образом, проблема обусловленности кредитов МВФ - это социальная цена за осуществление при его содействии и опеке стабилизационных макроэкономических программ.
Реализуя принцип обусловленности кредитов, МВФ оказывает воздействие на выбор пути общественного развития, расстановку социально-политических сил в странах-заемщицах. Жесткие рекомендации МВФ усиливают противоборство между различными общественно-политическими силами.
Сейчас МВФ стал уделять больше внимания долгосрочным, структурным и институциональным проблемам экономической политики. Усилия подобного рода созвучны теоретической концепции «экономики предложения», нацелены на укрепление производственной базы, совершенствование отраслевой структуры национальных экономик. [1]
2.3. Кредитные механизмы
В зависимости от того, какие средства - собственные или заемные - использует Фонд для выдачи кредитов, в его кредитной деятельности используются два понятия:
1) сделка - предоставление валютных средств странам из собственных ресурсов;
2) операция - оказание посреднических финансовых и технических услуг за счет заемных средств.
Управление собственными и привлеченными средствами осуществляется раздельно. МВФ производит кредитные операции и сделки только с официальными органами - казначействами, министерствами финансов, стабилизационными фондами, центральными банками.
Страна, нуждающаяся в иностранной валюте, осуществляет покупку, или иначе заимствование, иностранной валюты либо СДР в обмен на эквивалентную сумму в своей собственной валюте, которая зачисляется на счет МВФ в центральном банке данной страны. При разработке механизма Фонда предполагалось, что страны-члены будут предъявлять более или менее равномерный спрос на различные валюты, а поэтому их национальные валюты, поступающие в МВФ, станут переходить от одной страны к другой. Таким образом, эти операции не должны были являться кредитными в строгом смысле слова. Однако, на практике в Фонд обращаются с просьбами о предоставлении кредитов главным образом страны с неконвертируемыми или не используемыми в международных расчетах валютами. Вследствие этого МВФ, как правило, предоставляет валютные кредиты государствам-членам фактически «под залог» соответствующих сумм национальных валют. Поскольку на них нет спроса, они остаются в Фонде до их выкупа странами - эмитентами этих валют.
Доступ стран – членов к кредитным ресурсам МВФ определяется, с одной стороны, масштабами потребности страны – члена в средствах для оздоровления платежного баланса, а с другой – степенью ее готовности согласится с условиями Фонда.
Современная кредитная деятельность Международного валютного фонда осуществляется путем осуществления нескольких видов финансирования: обычного, специального и льготного финансирования. По методологии МВФ эти виды финансирования называются механизмы.
I. Обычные механизмы - механизмы, финансирование которых осуществляется с помощью собственных ресурсов МВФ, находящихся на Счете общих ресурсов.
1) Резервная доля. Это первая порция иностранной валюты, которую страна-член может приобрести в МВФ. Если наличие валюты данной страны на счете общих ресурсов меньше ее квоты, то разница образует резервную позицию или позицию по резервной доле. Государство может в любой момент произвести покупку в рамках своей резервной доли. Условием для такой покупки является наличие у страны потребности в финансировании платежного баланса.
2) Механизм кредитных долей. Средства в иностранной валюте, которые могут быть приобретены страной-членом сверх резервной доли, делятся на четыре «кредитные доли», или транша, составляющие по 25% квоты. Страны-члены могут получать валюту в Фонде на срок менее 5 лет. Предельная сумма кредита, которую страна могла получить у Фонда в результате использования резервной и кредитных долей, составляла 125% размера ее квоты. Но в некоторых случаях устав позволяет МВФ право приостанавливать действие этого правила. На этом основании в современных условиях ресурсы Фонда на практике во многих случаях используются в размерах, существенно превышающих зафиксированный в уставе предел.