Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 16:38, курсовая работа
Цель работы: изучить теоретические основы международного кредита, а также исследовать его значение в современной экономической системе.
Задачи курсовой работы состоят в том, чтобы рассмотреть следующие вопросы:
сущность международного кредита,
функции международного кредита,
роль международного кредита в экономических отношениях,
принципы международного кредита,
формы международного кредита.
ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕЖДУНАРОДНОГО КРЕДИТА . . . . . . . 5
1.1. Сущность международного кредита . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.2. Принципы международного кредита . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
1.3. Валюта кредита и платежа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
1.4. Функции международного кредита . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
1.5. Формы международного кредита. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
1.5.1. Классификация кредитов по назначению . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .10
1.5.2. Классификация кредитов по видам . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .11
1.5.3. Классификация кредитов по технике предоставления . . . . . . . . . . . . . 11
1.5.4. Классификация кредитов по валюте займа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .13
1.5.5. Классификация кредитов по срокам . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
1.5.6. Классификация кредитов по объектам кредитования . . . . . . . . . . . . . .14
1.5.7. Классификация кредитов по обеспеченности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .14
1.5.8. Классификация кредитов по источникам . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
1.5.9. Классификация кредитов в зависимости от категории кредитора . . . .16
1.5.10. Специфические формы кредитного обслуживания . . . . . . . . . . . . . . .20
1.6. Роль международного кредита в экономике . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
2. КРЕДИТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕЖДУНАРОДНОГО ВАЛЮТНОГО ФОНДА. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .27
2.1. Общая характеристика Международного Валютного Фонда . . . . . . . . . .27
2.2. Кредитные операции и обусловленность кредитов. . . . . . . . . . . . . . . . . . 28
2.3. Кредитные механизмы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .31
2.4. Роль МВФ в регулировании международных валютно-кредитных и финансовых отношений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 40
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .42
3) Договоренности о резервных кредитах (кредитах «стэнд-бай»). Они обеспечивают стране-члену гарантию того, что в пределах определенной суммы и в течение срока действия договоренности она сможет при соблюдении оговоренных условий беспрепятственно получать иностранную валюту от МВФ в обмен на национальную. Подобная практика предоставления кредитов представляет собой, фактически, открытие кредитной линии. Соглашение о кредите стэнд-бай дает заемщику право на покупку ресурсов в пределах очередной суммы в течение установленного срока. Покупки обычно производятся поэтапно на ежеквартальной основе, причем выделение Фондом средств зависит от выполнения условий реализации и завершения периодических обзоров.
4) Механизм расширенного кредитования. Он предназначен для предоставления валютных средств странам-членам на более длительные периоды времени и в больших размерах по отношению к квотам, чем это предусмотрено уставом в рамках обычных кредитных долей. Срок расширенного финансирования составляет обычно три года и может быть продлен еще на один год.
Основанием для обращения страны к МВФ с просьбой о предоставлении кредита в рамках системы расширенного кредитования является серьезное нарушение равновесия платежного баланса, вызванное структурными расстройствами в области производства, торговли или ценового механизма.
Валюта, предоставляемая Фондом в рамках договоренностей о расширенном кредитовании, выдается определенными порциями (траншами) - ежеквартально, раз в полугодие или, в некоторых случаях, помесячно. Фонд требует от страны, прибегающей к кредиту, выполнения определенных требований. Обязательства страны - заемщицы, предусматривающие проведение ею соответствующих финансово-экономических мероприятий, фиксируются в «письме о намерениях», направляемых в МВФ. Ход выполнения договоренности контролируется со стороны МВФ путем проведения периодических обзоров, с помощью оценки предусмотренных договоренностью специальных целевых «критериев реализации». Если МВФ сочтет, что страна использует кредит неэффективно, не выполняет взятых на себя обязательств, он может ограничить ее дальнейшее кредитование.
II. Специальные механизмы – механизмы, созданные в целях расширения масштабов и совершенствования структуры кредитных операций МВФ. Они различаются по целям, условиям и стоимости кредита. Получение странами - членами Фонда средств по линии специальных механизмов является дополнением к их кредитным долям. Финансирование в рамках специальных механизмов МВФ осуществляется за счет собственных средств Фонда.
Специальные механизмы включают:
1) Механизм компенсационного и чрезвычайного финансирования. Он предназначен для кредитования стран - членов МВФ, у которых дефицит платежного баланса вызван временными и внешними, не зависящими от них причинами. В их числе: стихийные бедствия; непредвиденное падение мировых цен; промышленный спад; введение протекционистских ограничений в странах-импортерах; появление товаров-заменителей.
2) Механизм финансирования буферных запасов; имеет целью оказание помощи странам, участвующим в образовании запасов сырьевых товаров в соответствии с международными товарными соглашениями, если это ухудшает их платежные балансы. Лимит – 35 % квоты. Данный механизм не использовался с 1984 года.
3) Механизм финансирования системных (структурных) преобразований; временный специальный механизм для стран, осуществлявших переход от централизованно планируемой экономики к рыночной. Практически этот механизм был образован главным образом для стран бывшего СССР, переживавших огромные трудности в условиях становления рыночной экономики и не способных в то время выполнять обычные жесткие требования МВФ.
Страны-члены могли получать средства до 50 % величины их квот. Кредиты предоставлялись двумя равными долями с интервалом в полгода. В декабре 1995 года функционирование механизма финансирования системных преобразований завершилось.
4) Механизм финансирования дополнительных резервов. Образование этого механизма явилось следствием азиатского кризиса и частью политики МВФ по предотвращению распространения таких кризисов.
Предоставление кредитных средств не ограничено какими-либо лимитами и может производиться в любых размерах. Погашение кредита должно осуществляться в течение более короткого, чем во всех других случаях, срока - от одного года до полутора лет. В исключительных случаях Исполнительный совет может продлить этот срок еще на один год.
5) Чрезвычайные кредитные линии (ЧКЛ).
В рамках этого механизма МВФ открывает в чрезвычайном порядке краткосрочные кредитные линии странам - членам, сталкивающимся с угрозой острого кризиса платежного баланса, «бегства» капиталов из страны вследствие возможного негативного воздействия изменения ситуации на международных рынках капиталов, то есть факторов, находящихся преимущественно вне сферы контроля со стороны стран-заемщиц.
Кредиты ЧКЛ представляют собой расширенный вариант Механизма финансирования дополнительных резервов. Если кредиты последнего предназначены для стран, уже находящихся в кризисе, то кредиты ЧКЛ призваны не допустить, предотвратить кризис. Финансовые характеристики: отсутствие жесткого ограничительного лимита (предполагается, что сумма кредита будет составлять от 300% до 500% квоты страны-члена); установление надбавки к действующей процентной ставке МВФ; погашение кредита в течение 1 -1,5 года.
III. Механизмы льготного финансирования – созданы для оказания помощи самым бедным развивающимся странам. Эти займы финансируются не за счет общих ресурсов Фонда, а путем использования других источников - главным образом кредитов и субсидий, которые те или иные страны предоставляют МВФ, давая ему тем самым возможность оказывать льготную финансовую помощь другим странам, имеющим право на ее получение. Для льготного кредитования развивающихся стран применялись (или применяются) следующие механизмы:
1) Трастовый (доверительный) фонд. Был создан за счет доходов от продажи на аукционах 1/6 части золотого запаса МВФ. Получателями кредитов стали наименее развитые страны. Страны - заемщицы не вносили в МВФ эквивалент получаемых средств в национальной валюте, процентная ставка по кредиту была - 0,5 % годовых, погашение - в течение срока, начинавшегося через пять с половиной лет и заканчивавшегося через десять лет после даты фактической выборки средств.
2) Механизм финансирования структурной перестройки (МФСП) действовал в течение периода 1986 - 1993 гг. В рамках МФСП предоставлялись льготные кредиты развивающимся странам с низким уровнем дохода, испытывающим хронические трудности в области платежного баланса, в целях поддержки среднесрочных программ макроэкономической стабилизации и структурных реформ.
Условия займов: 0,5% годовых; погашение в течение 10 лет. Лимит кредитов - до 50% квоты (с годовыми лимитами в 15, 20 и 15% для первого, второго и третьего года соответственно). Кредитами по линии МФСП могли пользоваться страны-члены МВФ, имевшие право на получение льготных займов Международной ассоциации развития. Сейчас этот механизм не действует.
3) Механизм расширенного финансирования структурной перестройки (МРФСП) существует с декабря 1987 года. По своим целям и принципам функционирования этот механизм стал преемником механизма финансирования структурной перестройки. Однако условия стабилизационных программ, осуществляемых при поддержке ресурсов МРФСП, более комплексные и радикальные по своим целевым установкам.
Страна-член имеет возможность получить по линии МРФСП кредит сроком на 3 года в размере до 190 % квоты, а при исключительных обстоятельствах - до 255 % квоты. Для получения средств нужно разработать при содействии экспертов МВФ и Всемирного банка «Документ об основах экономической политики» на весь трехлетний период действия программы структурной перестройки. Наблюдение за выполнением договоренностей МРФСП ведется с помощью ежеквартальных финансовых и структурных контрольных показателей. Средства по кредитам МРФСП предоставляются один раз в полгода.
Таким образом, при формировании механизмов льготного кредитования развивающихся стран МВФ выполняет роль посредника в перераспределении ссудного капитала от более благополучных стран-кредиторов, с одной стороны, к странам, испытывающим острую потребность в заемных средствах, - с другой. Одновременно, оказывая силовое воздействие на экономическую политику стран-заемщиц, он выступает в качестве гаранта возвращения этих средств кредиторам.
В условиях, когда объем необходимой финансовой помощи недостаточен или он не может быть обеспечен в рамках обычного и специального финансирования, МВФ предоставляет его посредством различных специальных процедур. Они имеют целью расширение масштабов финансовой поддержки стран-членов, адаптацию деятельности Фонда к возникшим в современных условиях потребностям. В их числе:
1) Механизм экстренного финансирования. Был образован в сентябре 1995 года и представляет собой комплекс процедур, обеспечивающих ускоренное предоставление Фондом кредитов государствам-членам при возникновении у них чрезвычайной кризисной ситуации в области международных расчетов, которая требует незамедлительной помощи со стороны МВФ.
2) Поддержка фондов валютной стабилизации может осуществляться в рамках договоренностей с государствами - членами о кредитах "стэнд-бай" или расширенном кредитовании с целью повышения доверия к их мерам по стабилизации валютных курсов, предусматривающим образование фондов валютной стабилизации. Стабилизационные валютные фонды, по мнению МВФ, могут эффективно выполнять свою роль только при достаточно жесткой экономической политике.
3) Экстренная помощь оказывается государствам-членам, которые испытывают трудности в финансировании платежного баланса, в результате неожиданных и непредсказуемых стихийных бедствий. Кредиты такого рода предоставляются единовременно, как правило, в пределах 25 % квоты и не предполагают процедуры проверки с помощью использования критериев реализации. Однако в большинстве случаев они сопровождаются договоренностями с МВФ в рамках его обычных механизмов.
4) Помощь странам пережившим конфликт. В сентябре 1995 года Исполнительный совет распространил положения, относящиеся к оказанию экстренной финансовой помощи, на кризисные ситуации, являющиеся результатом пережитых странами военно-политических конфликтов.
Таким образом, в случае острой необходимости МВФ всегда может учредить временный кредитный механизм, который будет способствовать локализации и сглаживанию последствии кризисных явлений в странах – членах и недопущению перерастания кризиса в мировой. [4]
2.4. Роль МВФ в регулировании международных валютно-кредитных и финансовых отношений
Осуществляя их регулирование, МВФ периодически вносит изменения в мировую валютную систему, осуществляет контроль за соблюдением странами-членами его устава, который фиксирует структурные принципы мировой валютной системы, согласованных правил поведения в мировом сообществе.
Во-первых, МВФ выступал в качестве проводника принятой Западом по инициативе США установки на демонетизацию золота, ослабление его роли в мировой валютной системе.
Во-вторых, МВФ наделен с 1969 года полномочиями создавать при возникновении долговременной глобальной потребности в международных ликвидных резервах ликвидные средства путем выпуска «специальных прав заимствования».
В-третьих, МВФ осуществляет межгосударственное регулирование режима валютных курсов стран-членов.
В-четвертых, важным направлением регулирующей деятельности МВФ является устранение валютных ограничений.
В-пятых, МВФ участвует в регулировании международных валютно-кредитных отношений путем предоставления кредитов и особенно оказания странам-кредиторам и должникам посреднических услуг, выполняя функции координатора международного кредитования и гаранта платежеспособности стран-должников.
В-шестых, МВФ осуществляет постоянный «строгий надзор» за макроэкономической и валютной политикой стран-членов, а также состоянием мировой экономики. [1]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Международный кредит – актуальная тема на современном этапе развития международных экономических отношений. В процессе изучения темы, были рассмотрены следующие основные вопросы:
сущность международного кредита,
функции международного кредита,
принципы международного кредита
роль международного кредита в экономических отношениях,
формы международного кредита.
Необходимость использования международного кредита определяется такими внешнеполитическими и экономическими условиями, как развитием внешнеэкономических связей между государствами, фирмами на базе международной торговли, научно - технического сотрудничества, в том числе необходимостью оказания кредитной помощи отдельным странам. [6]
Международный кредит базируется на следующих принципах: возвратность, срочность, платность, обеспеченность, целевой характер кредита, дифференцированный характер кредита.
Для международного кредита важно, в какой валюте он предоставлен. На выбор валюты займа влияет ряд факторов, в том числе степень ее стабильности, уровень процентной ставки, практика международных расчетов и так далее. [1]
Выделяют четыре основные функции международного кредитования:
1. Перераспределение ссудного капитала между странами для обеспечения потребностей расширенного воспроизводства.
2. Экономия издержек обращения в сфере международных расчетов путем использования кредитных средств.
3. Ускорение концентрации и централизации капитала благодаря использованию иностранных кредитов.
4. Регулирование экономики страны.
Разнообразные формы международного кредита можно классифицировать по признакам, характеризующим отдельные стороны кредитных отношений.