Мировой рынок лицензий и ноу-хау

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2011 в 05:36, курсовая работа

Описание

Цель работы анализ эффективности функционирования мирового рынка лицензий и ноу-хау.

Для достижения заданной цели в ходе работы были поставлены следующие задачи:

определить предмет лицензионной торговли;
привести классификацию объектов интеллектуальной собственности;
изучить специфику рынка лицензий и ноу-хау;
изучить исторический аспект данного вопроса;
проанализировать динамику международной лицензионной торговли;
выяснить, какое место на рынке занимает Российская Федерация;
изучить мировой опыт решения проблем лицензионной торговли;

дать рекомендации по улучшению положения дел на мировом рынке лицензий и ноу-хау на примере России;
сделать выводы по проведенной работе.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения рынка лицензий и ноу-хау 5
1.1. Предмет международной торговли лицензиями и ноу-хау 5
1.2.Виды объектов интеллектуальной собственности 10
1.3. Специфика рынка лицензий и ноу-хау 13
Глава 2. Анализ мирового рынка лицензий и ноу-хау 19
2.1. История формирования рынка и тенденции его развития 19
2.2 Динамика мирового рынка лицензий и ноу-хау 22
2.3 Место России на мировом рынке лицензий 33
Глава 3. Рекомендации по улучшению положения мировой лицензионной торговли 38
3.1 Мировой опыт регулирования лицензионной торговли 38
3.2 Совершенствования мирового рынка лицензий 41
Заключение 46
Список литературы 47
Приложение 48

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа МЭО.doc

— 493.50 Кб (Скачать документ)

Федеральное агентство образования

Министерство  образования Свердловской области

НОУ ВПО Институт международных связей

Факультет Международных экономических отношений

Кафедра мировой экономики

                  Руководитель 

                  Оценка 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по  международным экономическим отношениям по теме:

«Мировой  рынок лицензий и ноу-хау»

Исполнитель: Шигаева Д.А.

Студентка гр. 403-МЭ

Екатеринбург

2010

Оглавление

 
 
 
 

 

Введение

      В третьем тысячелетии рынок лицензий и ноу-хау уже не рассматривается, как часть мирового рынка услуг, а как целостная самостоятельная  система. В настоящее время мировой рынок интеллектуальных товаров и услуг растет в 5 раз быстрее, чем традиционных. Одной из причин развития лицензионной торговли является наукоемкость самих товаров и услуг. Актуальность выбранной темы состоит именно в том, что на современном этапе для предприятий коммерчески ценные идеи являются самым дефицитным «сырьем».

      Объектом  исследования является мировой рынок лицензий и ноу-хау.

      Предмет исследования – это место лицензионной торговли в общем уровне развития национальной экономики.

      Цель  работы анализ эффективности функционирования мирового рынка лицензий и ноу-хау.

      Для достижения заданной цели в ходе работы были поставлены следующие задачи:

  • определить предмет лицензионной торговли;
  • привести классификацию объектов интеллектуальной собственности;
  • изучить специфику рынка лицензий и ноу-хау;
  • изучить исторический аспект данного вопроса;
  • проанализировать динамику международной лицензионной торговли;
  • выяснить, какое место на рынке занимает Российская Федерация;
  • изучить мировой опыт решения проблем лицензионной торговли;
  •  
  • дать рекомендации по улучшению положения дел на мировом рынке лицензий и ноу-хау на примере России;
  • сделать выводы по проведенной работе.

      Для проведения исследования по заданной теме использовались работы российских и зарубежных авторов, а также Интернет источники.

 

Глава 1. Теоретические аспекты изучения рынка лицензий и ноу-хау

1.1. Предмет международной торговли лицензиями и ноу-хау

      Интеллектуальные  продукты и услуги играют важную роль на международном рынке.

      Результаты интеллектуальной деятельности можно разделить на две группы: промышленная интеллектуальная собственность и авторские права. Первая группа продуктов наиболее востребована на рынке, потому что рынок объектов интеллектуальной собственности можно назвать базой для формирования других рынков товаров или услуг. Однако, хотя производству любого товара предшествует идея, не каждая технология есть товар.

      Итак, лицензия — это разрешение продавца на использование другим лицом —  покупателем лицензии — изобретения, технологии, технологических знаний, производственного опыта, секретов производства, торговой марки, которые необходимы для производства коммерческой и иной информации, в течение определенного срока за обусловленное вознаграждение. В свою очередь, лицензирование — процесс выдачи специального разрешения (лицензии).

      Участников, заключающих лицензионное соглашение, именуют лицензиар (одна из сторон, предоставляющая другой стороне право на использование объекта лицензии: изобретения, технологии, технического опыта и прочих форм промышленной собственности) и лицензиат (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию на осуществление конкретного вида деятельности).

      Лицензионная  торговля осуществляется на основе лицензионного  соглашения (договора). В нем определяются вид лицензии, характер и объем прав лицензиата, а также производственная сфера, территориальные границы и сроки использования лицензии.

      Лицензии  по объему передаваемых прав:

  • исключительная (лицензиар не может пользоваться правами сам или переуступать их третьему лицу в оговоренных пределах);
  • неисключительная или простая (лицензиат в праве использовать предмет договора в пределах территорий, оговоренных соглашением, сохраняя за лицензиаром право самостоятельно пользоваться им на данной территории и на определенный срок, а также продавать лицензии на аналогичных условиях третьим лицам);
  • полная (лицензиар предоставляет лицензиату все права по использованию объектов нематериальных активов (на срок действия лицензионного договора); если срок действия лицензионного договора превышает срок действия патента или равен ему, то такие лицензионные договоры на изобретения, промышленные образцы и товарные знаки по своему технико-экономическому смыслу равноценны продаже патента);
  • сублицензия (собственник изобретений, технологический знаний, опыта, секретов производства и т.д. передает своему контрагенту право на использование (в оговоренных пределах) этих объектов интеллектуальной деятельности);
  • опцион.

      По  наличию правовой охраны объектов промышленной собственности различают:

  • патентные (технические достижения защищены патентами или другими охранными документами);
  • беспатентные (научно-технические достижения, не имеющие правовой охраны в стране лицензиата и в странах, указанных в лицензионном договоре).

      Лицензии  по особенности государственных  правовых норм бывают:

  • добровольная (разрешение (договор) на полное или частичное использование изобретения, выдаваемое патентообладателем по прямому двустороннему соглашению между ним и другим лицом);
  • принудительная (правовой документ, который выдается по решению компетентной инстанции в обязательном порядке при наличии определенном законом обстоятельств (не использование объекта промышленной собственности, недостаточное использование, общественная потребность в более широком использовании изобретения) в случае невозможности достигнуть согласия с обладателем собственности на патент);
  • открытая (лицензия, выданная на основе заявления патентообладателя, направленного в Патентное ведомство, о предоставлении любому лицу права на использование объекта промышленной собственности. при подаче заявления о предоставлении открытой лицензии пошлина за поддержание патента в силе снижается на 50% с года, следующего за годом опубликования сведений о таком заявлении Патентным ведомством).

      Выделяют  также несколько видов вознаграждений:

  • периодические отчисления (роялти) от дохода покупателя в течение всего периода действия соглашения, определяющиеся как выплата процента от оборота, стоимости чистых продаж лицензионной продукции или устанавливающиеся в расчете на единицу выпускаемой продукции;
  • единовременные платежи, осуществляющиеся в форме паушальных платежей, а также посредством передачи части ценных бумаг и в других формах.

      Паушальные  платежи — это твердо зафиксированная  в лицензионном соглашении сумма вознаграждения, которая выплачивается один раз. Передача части ценных бумаг лицензиата в форме акций и облигаций тоже является формой лицензионного вознаграждения, так как лицензиар стремится установить контроль над производственной деятельностью лицензиата.

      Особая  форма лицензионных расчетов — перекрестное лицензирование, взаимный обмен лицензиара и лицензиата лицензиями на льготных условиях.

      Ноу-хау (с английского «знаю как»)- знания и опыт технического, управленческого, производственного или иного характера, применяемые для научно-исследовательских разработок, изготовления, реализации и эксплуатации конкурентоспособной продукции. Ноу-хау могут быть конструкторским, производственным, технологическим, управленческим, коммерческим и финансовым.

      Основными отличиями коммерческих секретов является то, что:

  • ноу-хау имеют научно-техническую и экономическую ценность и практическую применимость;
  • ноу-хау частично или полностью конфиденциальны;
  • ноу-хау представляет собой ценность лишь в случае засекреченности;
  • государство не предоставляет исключительного права на их использование;
  • государство дает право на возмещение убытков в случае незаконных методов получения информации (промышленный шпионаж, нарушения условий контракта о конфиденциальности и т. п.).

      Для передачи научных ноу-хау из университетов  и исследовательских лабораторий  в инновационные производства используются свободные научно-технические зоны, называемые также технополисами  или технопарками.  Под технологическими парками понимается такой комплекс промышленных сооружений и объектов услуг, который способен обеспечивать субъектам предпринимательства условия, необходимые для производства современной конкурентоспособной продукции и применении новейших технологий, отвечающих требованиям современного мирового рынка. 1

      Таким образом, в отличие от патентов ноу-хау  не обладает исключительным правом. Единственный источник, определяющий содержание ноу-хау  – это договор. В случае, если коммерческий секрет надежно защищен, он намного ценнее патента. Например, формула coca-cola, известная лишь двум должностным лицам, хранится в тайне уже более 120 лет. Формула находится в сейфе депозита безопасности банка.

 

1.2.Виды объектов интеллектуальной собственности

        Самым распространенным видом лицензий считается патент, т.е. исключительное право на изготовление, использование и продажу нового товара и метода производства. При подробном рассмотрении объектов интеллектуальной собственности, которые подвергаются патентированию, можно выделить следующие виды. Изобретение – это новое и обладающее существенными отличиями техническое решение задачи, дающее положительный эффект. Охраняется законом, если имеет изобретательский уровень, применяется в различных отраслях промышленности народного хозяйства.2

      Различают такие объекты изобретения, как:

  • устройство;
  • способ;
  • вещество;
  • штамм микроорганизма;
  • культуры клеток растений и животных;
  • применение ранее известных устройства, способа, вещества, штамма по новому назначению.

      Изобретение должно отличаться новизной, представлять собой «изобретательский шаг», удовлетворять критерию промышленной применимости. При соблюдении всех трех условий изобретение подлежит патентированию. Внешне патент – набор чертежей и спецификация, предоставляющий инноватору пользоваться преимущество при использовании своего изобретения. Привилегия для инноватора заключается в том, что никто другой не в праве изготавливать, использовать или продавать запатентованное изобретение. Патентная защита также учитывает интересы государства и общества в целом. Патент имеет определенный срок, также патентная защита предоставляется лишь при раскрытии сути изобретения, чем стимулируется распространение в обществе новых знаний.

      Промышленный  дизайн также относится к интеллектуальной собственности, защищаемой патентами. Разработчик внешнего вида имеет право на его использование в течение 50 лет. Изделия, защищенные патентом на промобразец конкурентоспособны на современном рынке. Для потребителей важен внешний вид товара и его оформление. Это влияет на впечатление потребителей и формирует желание купить товар.

      Еще один объект интеллектуальной собственности  – это торговые марки и знаки, зарегистрированные производителем или продавцом.

      Объект  интеллектуальной собственности в виде буквенного, словесного, изобразительного, или комбинированного обозначения, помещаемого на товаре для его индивидуализации, служащий для фиксирования определенных отличительных черт товара, называется товарным знаком. Он помогает производителю защитить свой товар от подделок, получить максимальную прибыль и другие конкурентные преимущества.  Отсутствие же товарного знака влечет за собой возможное разрушение благоприятного имиджа компании или повышение транзакционных издержек.

        Стоимость разработки товарного знака может составить несколько десятков тысяч долларов, а процесс внедрения его на рынок имеет много нюансов. Во-первых, чтобы сформировать положительный образ у покупателей, также необходимы денежные средства. Во-вторых, товарный знак может и не соответствовать потребностям рынка.

Информация о работе Мировой рынок лицензий и ноу-хау