Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2011 в 05:36, курсовая работа
Цель работы анализ эффективности функционирования мирового рынка лицензий и ноу-хау.
Для достижения заданной цели в ходе работы были поставлены следующие задачи:
определить предмет лицензионной торговли;
привести классификацию объектов интеллектуальной собственности;
изучить специфику рынка лицензий и ноу-хау;
изучить исторический аспект данного вопроса;
проанализировать динамику международной лицензионной торговли;
выяснить, какое место на рынке занимает Российская Федерация;
изучить мировой опыт решения проблем лицензионной торговли;
дать рекомендации по улучшению положения дел на мировом рынке лицензий и ноу-хау на примере России;
сделать выводы по проведенной работе.
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения рынка лицензий и ноу-хау 5
1.1. Предмет международной торговли лицензиями и ноу-хау 5
1.2.Виды объектов интеллектуальной собственности 10
1.3. Специфика рынка лицензий и ноу-хау 13
Глава 2. Анализ мирового рынка лицензий и ноу-хау 19
2.1. История формирования рынка и тенденции его развития 19
2.2 Динамика мирового рынка лицензий и ноу-хау 22
2.3 Место России на мировом рынке лицензий 33
Глава 3. Рекомендации по улучшению положения мировой лицензионной торговли 38
3.1 Мировой опыт регулирования лицензионной торговли 38
3.2 Совершенствования мирового рынка лицензий 41
Заключение 46
Список литературы 47
Приложение 48
Необходимо сохранить существующие позиции при этом, в отличие от текущего положения России, следует продавать неисключительные лицензии одновременно нескольким покупателям. Проблема России. Как участника МЭО, состоит в том, что страна не нацелена на долгосрочное сотрудничество. К этой проблеме относиться и продажа сырья, и чаще вредные и грязные производства. Это касается даже сферы услуг: большая часть импорта страны приходится на туризм, т.е. безвозвратные денежные траты. Гораздо эффективнее было бы тратить средства на образовательные услуги, например.
Вместо экспорта технологий их доработка и реализация даст возможность сформировать технологическую специализацию России в рамках международного разделения труда. Это послужит основой для дальнейшего развития государства и формирования международного имиджа. Как следствие, Россия сможет продавать конкурентоспособную готовую продукцию, стать крупным экспортером услуг. Например, новые технология позволят модернизировать производства. Это дорого для государства, но позволит в будущем сократить издержки на закупках самолетов, например, за рубежом. Российские компании смогли бы конкурировать на рынке транспортных услуг с ведущими мировыми перевозчиками.
Ограничение экспорта технологий также позволит России стать не только первой в своей отрасли. Но и основать бренд, который бы стать характеризующим для государства, как Microsoft и Coca-Cola для США, как BMW для Германии и т.п.
Возможности, которые могла бы получить Россия, при прекращении «утечки мозгов» и продажи исключительных лицензий на технологии и изобретения огромны.
Эффективность такой стратегии – еще и в том, что сократились бы денежные оттоки. Российские компании получают права на продажу или производство продукции зарубежных компаний по договору франчайзинга, при этом иностранные партнеры только выигрывают. Например, автомобили итальянской марки Fiat собранные на заводе в г. Набережные челны продаются по ценам без учета таможенных пошлин, экспортных и импортных налогов и других издержек. При этом владельцы марки расширяют рынок сбыта и вытесняют отечественных конкурентов. Разрабатывая и усовершенствования свой товар, Российские компании станут конкурентоспособны на мировом рынке
Таким образом, проигрышное положение России на мировом рынке лицензий и ноу-хау не стоит расценивать как недостатки для развития страны. Стоит пересмотреть внутреннее регулирование данного вопроса, а также структуру экспорта. Решать проблемы необходимо глубже, выбрав ту сферу деятельности, где большие перспективы стать лидером, т.е. как уже было сказано прорывные отрасли. А в долгосрочном периоде реализованные разработки и технологии возвратят потраченные на них средства в совокупности с заслуженным авторитетом и сформируют насыщенность внутреннего рынка, а также позволят экспортировать готовую продукции, которая, как правило, обладает повышенной стоимость. Ведь по сути экспорт исключительных лицензий, чем сейчас занимается Россия, приравнивается к экспорту сырья.
Приложение 1
Диаграмма. Структура экспорта прочих услуг, 2007 год
Приложение 2
Экспорт лицензий по отдельным странам, 2007 год
Объем | Доля | Процентное изменение | Объем | Доля | Процентное изменение | ||||||
2007 | 2007 | 2004-07 | 2006 | 2007 | 2007 | 2007 | 2004-07 | 2006 | 2007 | ||
США | Евросоюз | ||||||||||
Весь мир | 82614 | 100,0 | 13 | 12 | 14 | Весь мир | 59647 | 100,0 | 12 | 3 | 21 |
Евросоюз | 38772 | 46,9 | ... | ... | ... | Евросоюз | 24108 | 40,4 | 12 | 5 | 20 |
Швейцария | 7466 | 9,0 | 13 | 17 | 20 | США | 12300 | 20,6 | 6 | -9 | 7 |
Япония | 7400 | 9,0 | -2 | 6 | -22 | Сингапур | 4700 | 7,9 | 16 | 11 | 26 |
Канада | 6294 | 7,6 | 17 | 21 | 11 | Швейцария | 2681 | 4,5 | 0 | -11 | 13 |
Корея | 2549 | 3,1 | 16 | 9 | 8 | Япония | 2462 | 4,1 | 2 | -16 | 16 |
Всего 5 | 62481 | 75,6 | - | - | - | Всего 5 | 46251 | 77,5 | - | - | - |
Мексика | 2156 | 2,6 | 21 | 12 | 37 | Китай | 1607 | 2,7 | 22 | 60 | -12 |
Австралия | 2106 | 2,5 | 25 | 19 | 48 | Австралия | 1037 | 1,7 | 24 | 23 | 81 |
Китай | 1879 | 2,3 | 21 | 35 | 21 | Корея | 970 | 1,6 | 21 | 36 | 32 |
Сингапур | 1879 | 2,3 | -6 | 53 | -51 | Российская Федерация | 684 | 1,1 | 64 | 15 | 119 |
Бермуды | 1713 | 2,1 | 23 | 50 | 32 | Норвегия | 645 | 1,1 | 14 | 3 | 32 |
Бразилия | 1475 | 1,8 | 30 | 28 | 49 | Мексика | 578 | 1,0 | 28 | -5 | 61 |
Индия | 903 | 1,1 | 74 | 61 | 170 | Бразилия | 564 | 0,9 | 20 | 57 | 55 |
Тайвань | 803 | 1,0 | -7 | 24 | -54 | Канада | 544 | 0,9 | -3 | -19 | 35 |
ЮАР | 539 | 0,7 | 31 | 35 | 30 | Индия | 484 | 0,8 | 80 | 129 | 86 |
Гонг Конг | 533 | 0,6 | 8 | 16 | 13 | ЮАР | 436 | 0,7 | 2 | -13 | 20 |
Всего 15 | 76467 | 92,6 | - | - | - | Всего 15 | 53802 | 90,2 | - | - | - |
Япония | Корея | ||||||||||
Весь мир | 23229 | 100,0 | 14 | 14 | 16 | Весь мир | 1735 | 100,0 | -2 | 7 | -15 |
США | 9668 | 41,6 | 11 | 15 | 11 | США | 623 | 35,9 | -5 | -29 | 19 |
Евросоюз | 4308 | 18,5 | ... | ... | ... | Китай | 470 | 27,1 | 1 | 51 | -37 |
Китай | 1802 | 7,8 | 37 | 23 | 54 | Евросоюз | 181 | 10,4 | ... | ... | ... |
Таиланд | 1494 | 6,4 | 30 | 30 | 10 | Япония | 80 | 4,6 | -17 | -39 | -15 |
Тайвань | 861 | 3,7 | 7 | 59 | 2 | ||||||
Всего 5 | 18133 | 78,1 | - | - | - | Всего 4 | 1354 | 78,0 | - | - | - |
Сингапур | Австралия | ||||||||||
Вест мир | 821 | 100,0 | 18 | 2 | 29 | Вест мир | 690 | 100,0 | 10 | 12 | 11 |
США | 153 | 18,6 | 88 | 18 | 370 | США | 277 | 40,1 | 13 | 27 | 15 |
Китай | 112 | 13,6 | 93 | 31 | 22 | Евросоюз | 121 | 17,6 | ... | ... | ... |
Япония | 98 | 11,9 | 6 | -5 | -1 | Канада | 16 | 2,3 | ... | 10 | 111 |
Корея | 58 | 7,1 | -18 | 18 | 108 | Китай | 15 | 2,2 | -4 | 26 | -29 |
Австралия | 48 | 5,9 | 17 | 5 | 30 | Япония | 15 | 2,2 | 60 | 221 | -49 |
Всего 5 | 469 | 57,1 | - | - | - | Всего 5 | 444 | 64,4 | - | - | - |
Российская Федерация | |||||||||||
Вест мир | 396 | 100,0 | 20 | 15 | 32 | ||||||
Евросоюз | 138 | 34,8 | 78 | 109 | 50 | ||||||
США | 128 | 32,2 | 40 | 32 | 15 | ||||||
Украина | 19 | 4,8 | ... | 30 | 65 | ||||||
Казахстан | 11 | 2,8 | 40 | -5 | 59 | ||||||
Беларусь | 10 | 2,6 | 44 | 85 | 64 | ||||||
Всего 5 | 306 | 77,2 | - | - | - |