Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2011 в 05:36, курсовая работа
Цель работы анализ эффективности функционирования мирового рынка лицензий и ноу-хау.
Для достижения заданной цели в ходе работы были поставлены следующие задачи:
определить предмет лицензионной торговли;
привести классификацию объектов интеллектуальной собственности;
изучить специфику рынка лицензий и ноу-хау;
изучить исторический аспект данного вопроса;
проанализировать динамику международной лицензионной торговли;
выяснить, какое место на рынке занимает Российская Федерация;
изучить мировой опыт решения проблем лицензионной торговли;
дать рекомендации по улучшению положения дел на мировом рынке лицензий и ноу-хау на примере России;
сделать выводы по проведенной работе.
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения рынка лицензий и ноу-хау 5
1.1. Предмет международной торговли лицензиями и ноу-хау 5
1.2.Виды объектов интеллектуальной собственности 10
1.3. Специфика рынка лицензий и ноу-хау 13
Глава 2. Анализ мирового рынка лицензий и ноу-хау 19
2.1. История формирования рынка и тенденции его развития 19
2.2 Динамика мирового рынка лицензий и ноу-хау 22
2.3 Место России на мировом рынке лицензий 33
Глава 3. Рекомендации по улучшению положения мировой лицензионной торговли 38
3.1 Мировой опыт регулирования лицензионной торговли 38
3.2 Совершенствования мирового рынка лицензий 41
Заключение 46
Список литературы 47
Приложение 48
Что касается, современного этапа, как и на многих других рынках товаров и услуг, лидируют Северная Америка, Европа и Азия хотя бы по той причине что три эти региона имеет достаточно ресурсов для производства наукоемкой продукции: электротехника, автомобилестроение. аэрокосмическая отрасль. Однако если страны Европы и Азии наращивают свою долю на мировом рынке, то Северная Америка наоборот теряет свои позиции. Мала доля стран СНГ, но в этом регионе более высокий уровень прироста, начиная с 2000 года. Общий объем экспорта лицензий в мире составил 190 млрд. долл. (см. Таблица 4). Это самый важный показатель стремительного развития на рынке и увеличения роли объектов интеллектуальной собственности.
Таблица 4
Поступления лицензионных платежей по регионам, 2007 (млрд. долл. и проценты)
Объем | Доля | Процентное изменение | |||||
Год | 2007 | 2000 | 2007 | 2000-07 | 2005 | 2006 | 2007 |
Весь мир | 190 | 100,0 | 100,0 | 12 | 13 | 8 | 16 |
Северная Америка | 86 | 53,8 | 45,6 | 10 | 12 | 12 | 14 |
Южная и Центральная Америка | 1 | 0,6 | 0,6 | 13 | 11 | 24 | 40 |
Европа | 69 | 29,0 | 36,7 | 16 | 16 | 2 | 19 |
Евросоюз | 60 | ... | 31,5 | ... | 13 | 3 | 21 |
Содружество независимых государств (СНГ) | 1 | 0,1 | 0,3 | 24 | 3 | 20 | 33 |
Азия | 28 | 14,6 | 14,9 | 13 | 11 | 11 | 14 |
Главный экспортер лицензий в 2007 г. ( см. Таблица 5) это США в силу многих фактором, один из которых надежное патентное законодательство. Их доля составляет 44,8 %. Уступают им Евросоюз и Япония с долей 32,4 и 12,6 % соответственно. Также среди пятнадцати стран-лидеров присутствуют Швейцария, Канада, Корея, Норвегия и Австралия, но их доля не так значительно. Россия занимает 11 место с долей всего 0,2 %, однако за последние годы наблюдаются значительные изменения в лучшую сторону. По уровню прироста Россию опережает лишь Китай и Бразилия. Общий объем экспорта составляет 396 млн. долл., и в этом она опережает Китай, Гонг Конг, Бразилию и Парагвай.
Что касается импорта, то лидером является Евросоюз с объемом в 76435 млн. долл. Доля США – 14,3 %, государство имеют свою прочную базу и приглашает иностранных научных работников. Ведущие импортеры лицензий – те же самые страны, но немного в другом порядке. Тем не менее, появляются новые государства, это Сингапур и Китай. У всех развивающихся стран прирост значительно выше, и динамика положительно, но они все-таки больше потребляют, чем продают. Россия находится в том же положении. Среди импортеров она располагается на 10 месте, а объем импорта составляет 2806 млн. долл. Немного отстают Тайвань, Таиланд, Бразилия, ЮАР и Гонг Конг5.
Более подробный перечень стран-лидеров по экспорту и импорту лицензий отображен на Таблице 5.
Таблица 5
Ведущие экспортеры и импортеры лицензий, 2007 (млн. долл. и проценты)
Экспорт | Объем | Доля среди 15 | Процентное изменение | Импорт | Объем | Доля среди 15 | Процентное изменение |
США | 82614 | 44,8 | 14 | Евросоюз | 76435 | 43,5 | 18 |
Евросоюз | 59647 | 32,4 | 21 | Импорт вне ЕС | 46312 | 26,4 | 24 |
Экспорт вне ЕС | 35541 | 19,3 | 21 | США | 25048 | 14,3 | 5 |
Япония | 23229 | 12,6 | 16 | Япония | 16678 | 9,5 | 8 |
Швейцария | 8926 | 4,8 | 13 | Швейцария | 11174 | 6,4 | 25 |
Канада | 3505 | 1,9 | 10 | Сингапур | 8946 | 5,1 | 0 |
Республика Корея | 1735 | 0,9 | -15 | Канада | 8213 | 4,7 | 18 |
Сингапур | 821 | 0,4 | 29 | Китай | 8192 | 4,7 | 23 |
Израиль | 784 | 0,4 | 32 | Республика Корея | 5134 | 2,9 | 10 |
Норвегия | 700 | 0,4 | 4 | Австралия | 2873 | 1,6 | 31 |
Австралия | 690 | 0,4 | 11 | Российская Федерация | 2806 | 1,6 | 40 |
Российская Федерация | 396 | 0,2 | 32 | Тайвань | 2575 | 1,5 | 11 |
Гонг Конг | 358 | 0,2 | 38 | Таиланд | 2287 | 1,3 | 12 |
Китай | 343 | 0,2 | 68 | Бразилия | 2259 | 1,3 | 36 |
Бразилия | 319 | 0,2 | 113 | ЮАР | 1596 | 0,9 | 25 |
Парагвай | 287 | 0,2 | 13 | Гонг Конг | 1504 | 0,9 | 11 |
Всего 15 | 184355 | 100,0 | - | Всего 15 | 175720 | 100,0 | - |
Рассматривая ведущих продавцов лицензий и ноу-хау, можно выяснить, кто является торговыми партнерами мировых лидеров (см. Приложение 2). Итак, как уже было сказано, экспорт США на лицензионном рынке составил 82614 млн. долл., причем, почти половина сделок совершается со странами ЕС. Другие партнеры США – Швейцария, Япония, Канада и Корея. Значительно уменьшилась доля Японии в силу того фактора, что Япония скорее сама является крупным экспортером технологий.
Что касается европейских стран, то здесь лицензионная торговля проходит в основном внутри ЕС. 20 % соглашений заключается с США. Увеличиваются доли Сингапура, Швейцарии и Японии, как покупателей лицензий.
Япония, занимающая третье место по экспорту в мире, также продает свои технологии в большей степени США (почти 42 %). Доля ЕС составляет 16,2 % , незначительно присутствие Таиланда, Китая и Тайваня. Расходы Японии на исследования и разработке в большей степени проходят в отраслях электроники, электротехники и автомобилестроения.
Объем экспорта лицензий в Корее – 1735 млн. долл., при этом, доля на мировом рынке постепенно снижается. 35,9 % корейских интеллектуальных продуктов отправляются в США, 27,1 % - в Китай. Доля ЕС среди партнеров Кореи составляет 10 %, а Японии – только 4,6 %.
Быстро развивается на рынке лицензий Сингапур. В 2007 году его доля увеличилась на 29 %. Среди потребителей – 3 основные зоны: США, Япония и Китай. Доли главных рынков сбыта незначительно отличаются друг от друга и колеблются от 12 до 19 %.
Стабильно на мировом рынке лицензий и ноу-хау и положение Австралии. Основные покупатели – это США (40,1 %) и ЕС (17,6 %). Доли других стран совсем незначительна, около 2 %, это Канада, Япония и Китай.
Что же касается Российской Федерации, также основную массу патентов покупает ЕС и США (138 и 128 млн. долл. соответственно). В совокупности Европа и США составляют 70 % всего российского экспорта лицензий. Однако к 2007 году доля ЕС и Соединенных штатов снизилась, все большее количество лицензий продается Украине, Казахстану и Беларуси.
Таким образом, было выявлено несколько основных тенденций развития мирового рынка лицензий и ноу-хау. Ведущие продавцы и покупатели дублируют список с незначительными изменениями. В основном, лидеры – это развитые страны. Однако, поскольку они пользуются своими научными разработками, их доля как в экспорте, так и в импорте немного снизилась. Наибольший же рост за последние шесть лет наблюдается в Норвегии и Китае. В Европе высокий уровень автоматизации производства. Россия имеет стабильно отрицательное сальдо. В общем виде рынок лицензий и ноу-хау сильно напоминает другие рынки товаров и услуг по участникам, отличие в том, что Китай значительно отстает, хотя во многих отраслях является одним из 3 лидеров. Все-таки Китай больше выступает в мировой экономике как крупный производитель по чужим технологиям, чем как разработчик.
2.3 Место России на мировом рынке лицензий
Анализ современных позиций России на мировых рынках нематериальных услуг в сравнении с другими странами показал, что существенно возросла ее роль. Ее внешнеторговый оборот товаров и услуг составляет в настоящее время около 60 % объема ВВП, а поступления от ВЭД формируют весомую долю финансовых ресурсов предприятий и более 40 % доходов федерального бюджета страны. Однако происходящие в мире прогрессивные процессы пока в сравнительно небольшой степени затронули Россию. В международном разделении труда активно участвует лишь часть отечественной экономики, представленная топливно-сырьевым сектором, а основной научно-производственный потенциал страны слабо вовлечен в мирохозяйственные отношения. Несмотря на тенденции развития мировой торговли, рост российского экспорта обеспечивается в основном за счет поставок топливно-сырьевых ресурсов, в большинстве своем невозобновляемых.
Возможности, открывающиеся в результате научно-технологических преобразований в мире, используются Россией явно недостаточно. Некоторым исключением является лишь информационно-коммуникационная сфера. На основе зарубежных технологий в России в течение практически нескольких лет была создана современная система сотовой связи и доступа в Интернет, сложился и стал быстро развиваться рынок электронных изделий.
Технологическое
отставание России от развитых стран
нарастает. По общим объемам экспорта
и импорта лицензий, патентов, ноу-хау,
другой научно-технической
Научно-технический обмен России с зарубежными государствами в последние годы существенно возрос: за пятилетний период поступления от экспорта технологий увеличились в 1,9 раза, а платежи по импорту - в 5,2. Однако их абсолютная величина и значимость остаются на низком уровне. В общем объеме российского экспорта и импорта товаров и услуг они составили в 2007 году всего 0,2 и 0,6 %, а по отношению к объему продаж технологий на мировом рынке - не более 0,1-0,2 %.
Вряд ли можно считать рациональной и структуру российской торговли технологиями. В 2007 году, как в продажах, так и закупках преобладающее место заняли инжиниринговые услуги (соответственно 39 и 61 %). На долю же более совершенных видов технологий (патенты, лицензии, ноу-хау, промышленные образцы) приходится в закупках всего 4,4 %. В продажах еще меньше – 1,2 %.
Большинство отечественных покупателей избегает крупных затрат на освоение новых технологий и видов продукции, ограничиваясь совершенствованием действующих производств, а в продажах за рубеж доминирует «технологическое сырье», не доведенное до конкретных проектов и образцов, не защищенное международными патентами. Одна из причин - упадок сектора прикладных разработок и неразвитости служб коммерциализации технологий.6
Россия, активно выходя на мировой рынок лицензий, в то же время формирует свой внутренний рынок. Несмотря на спад изобретательства и уменьшение общего числа патентов, лицензионная торговля держится на плаву, способствуя развитию экономики. Процесс регистрации договоров об уступке патента и лицензионных договоров имеет устойчивую положительную динамику.
Наибольшее количество патентов в России выдается в области медицины, ветеринарии и гигиены. Затем следует измерение и испытание. Отстает класс изобретений в области бурения и горного дела, а также способов и устройства общего назначения для осуществления различных физических и химических процессов.
Изобретения, зарегистрированные в общероссийской базе данных, в большинстве своем освоены, удовлетворяют требованиям, предъявляемым к технологии как к товару, и выдержали конкуренцию. В основе положительного роста числа зарегистрированных договоров лежит не только введение патентной охраны. В стране, но и участие России в переговорах ВОИС, подписание ряда договоров по охране интеллектуальной собственности.
Для России характерна высокая активность физических лиц - патентообладателей, не имеющих достаточных средств для использования собственных изобретений. В основном они продают права на использование патента зарубежным фирмам, так как те могут заплатить, а спрос на лицензии со стороны отечественных производителей чрезвычайно низок. По данным Роспатента объем продажи лицензий отечественным производителям в 3 раза ниже экспорта лицензий. Причем, экспортируют в основном исключительные лицензии. Объем выдачи российских патентов зарубежным исполнителям с каждым годом возрастает. Количества патентов, выданных заявителям стран дальнего и ближнего зарубежья, практически наравне. Таким образом, Россия теряет свои конкурентные преимущества, продавая свои достижения на таких условиях.
Согласно статистике7, даже в промышленно развитых странах становится товаром, т.е. используется на лицензионной основе, не более 5 % запатентованных объектов промышленной собственности. Соотношения числа охраняемых объектов, переданных на лицензионной основе, и действующих на территории России патентов составило около 3 %, что свидетельствует о достаточно высокой степени их востребованности на российском рынке.