Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 09:39, реферат
Будущее России, реализация приоритетов и национальных интересов страны в сфере внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности, укрепление позиций и авторитета на международной арене, расширение географии деловых связей и обеспечение национальной безопасности во многом зависят от понимания и умения специалистов ориентироваться в стремительно меняющемся мире, их способности анализировать и прогнозировать эти изменения.
2. Важное отличительное свойство англичан — нелюбовь к умозрительным проектам, за которыми не стоит реального дела. Они, скорее, готовы додумать по ходу, но как можно быстрее начать что-то делать и практически решать возникающие по ходу дела проблемы. Поскольку же одна из важных черт их характера — не атаковать проблему в лоб, а, что называется, «обтекать» ее в попытке нащупать решение, вскрывая разные составляющие проблемы, то и тонкие многоходовые комбинации, и прогнозные варианты — явно не их стихия. Все это ведет к тому, что m >пытка убедить англичанина посредством искусно построенного плана и проекта, их детальной проработки на бумаге будет куда менее эффективна, нежели демонстрация деловых качеств партнера в действии.
3. Важно отметить и отличительные личностные национальные качества, в основе которых, по нашему имению, лежит глубоко укоренившееся и укреплявшееся в национальном сознании чувство собственною достоинства: именно оно естественно подводит англичанина к осознанию необходимости соблюдения этических норм и общепринятых традиционных правил, даже если эти нормы -л правила не записаны ни в каких законах. И это естественно; если человек обладает собственным достоинством и уважает себя самого как личность, то он просто не позволит себе уронить это достоинство и потерять уважение к самому себе, нарушая этику и общественную мораль по отношению к другим. Внутреннее достоинство не позволяет человеку потерять контроль над своими страстями и эмоциями, прилюдно демонстрируя распущенность и неумение владеть собою.
Возвращаясь к пресловутой английской чопорности и флегматичности: это — просто форма контроля над своими эмоциями (и, кстати, по глубокому убеждению англичан, эмоции и страсть лучше всего реализовывать в полезных делах). Далее, общеизвестная терпимость англичан к чужим взглядам, мнениям, убеждениям: ведь здесь мы снова видим уже новую грань проявления чувства собственного достоинства. Действительно, как может уважающий себя и свои убеждения человек не уважать то же самое в других людях, даже если их культура во многом неприемлема для него?! (Разумеется, мы не берем здесь крайности и радикальные взгляды по той простой причине, что любой радикализм прежде всего уничтожает в человеке чувство собственного достоинства.) II наконец, знаменитое английское мужество и хладнокровие: вновь это — не более чем иная грань глубокого чувства собственного достоинства, ибо струсивший человек, потерявший контроль над собою, это, в первую очередь, человек, который потерял чувство собственного достоинства. Великий англичанин, сэр Уинстон Черчилль, когда-то высказал удивительно глубокую мысль: «Смелость есть величайшая из добродетелей человека, ибо только она делает возможным существование всех остальных добродетелей*. Когда мы думаем о соотношении чувства собственного достоинства и мужества, то, по-видимому, трудно определить, что первично, а что вторично. Но тот факт, что они не существуют друг без друга, очень четко подтверждается английским национальным характером.
4. На особое место в характере англичан следует поставить глубочайшее ува
жение к традициям: национальным, государственным, семейным и другим.
Этот традиционализм также может принимать разные формы и, в частно
сти, форму известного консерватизма, проявляющегося в разных сторонах
образа жизни и мышления. Склонность сохранять традицию во всем: от
цвета галстука до манеры мыться — может рассматриваться и в положи
тельном (стабильность, надежные устои), и в отрицательном смысле, но,
как отмечалось еще в первой главе учебника, традиционализм отнюдь не
мешает англичанам быть достаточно передовой во всех отношениях наци
ей. Зато он имеет
важнейшее положительное
определить одним термином, но на котором следует остановиться особо.
Речь идет о неоднократно отмечавшемся иностранцами относительном
равнодушии англичан к тому очевидному факту, что с точки зрения чисто
материальной они сегодня живут существенно хуже, чем их собратья-
европейцы в Германии, Швеции или Голландии. Предлагаются разные
объяснения: от национальной гордости до пренебрежения к статистике. На
наш взгляд, одним из объяснений может быть все тот же традиционализм:
англичане — люди практического здравого смысла — четко понимают, что
сохранение традиций и привычного и любимого ими образа жизни зачас
тую приходит в противоречие с обычной экономической эффективностью,
и соответственно предпочитают пожертвовать возможными дополнитель
ными благами высокой эффективности ради сохранения любимого и почи
таемого нацией образа жизни. А поскольку жизненный уровень англичан
вполне достаточен для цивилизованной и благополучной жизни, то никако
го особого ущерба от этой компенсации они не испытывают.
5. Было бы
неверным обойти такое
ноцентризм, но в сравнении с американским он существенно более скры
тый, исключительно корректный п. как правило, не проявляющийся в фор
мах, задевающих национальные чувства других людей.
Вне контекста рассматриваемого национального стереотипа отметим одну
важную для международного менеджера особенность: Британия накопила
огромный опыт управления в своих бывших колониях и еще в колониаль
ные времена отличалась точностью п гибкостью менеджмента в этих стра
нах. Не случайно во многих монографиях по международному бизнесу от
мечается исключительная эффективность английских колониальных
администраторов, которые с небольшим числом чиновников и относитель
но ограниченными военными контингента\;и ухитрялись обеспечивать эф-
. фектнвное управление огромными территориями. Это замечание имеет
следующий смысл для российского международного менеджера: у англи
чан есть чему поучиться в смысле умения вести дела в разных странах, вос
принимать и. адаптировать чужую культуру в интересах бизнеса, грамотно
строить отношения с местными властями.
3- Французский национальный стереотип
Исторически сложилось так, что на протяжении почти двух веков Франция была ближе России, нежели другие европейские стр; ны, и более того, в известном смысле, была для дореволюционной России своего рода шлюзом европейской
культуры. По-видимому, что-то и:-5 этих прошлых времен осталось в «генетической памяти нашего народа который и сегодня воспринимает Францию как некую особую державу Европы, а Париж — как всемирную столицу моды и красоты. Франция вообще ассоциируется в представлении россиян с искусством, эстетикой, утонченностью. И и этих представлениях, на наш взгляд, очень чутко улавливается духовная основа национального стереотипа: чувство прекрасного и стремление к гармонии и совершенству, безусловный интеллектуализм и любовь к искусству во всех его проявлениях. Под этим углом зрения и следует рассматривать структуру националы^ го стереотипа.
1. Интеллектуализм, любовь к искусству, гармонии и красоте — естественные свойства национального характера французов — очень интересно проявились в сфере деловой жизни. Практика показывает, что ни одна европейская нация не занимается построением высокосовершенных планов, проектов и программ так истово, как французы. Некоторые исследователи2' ставят вопрос шире и обращают внимание вообще на то, что сам процесс познания, выстраивания совершенной логической схемы, обработки ее деталей — все это своего рода стихия, в которой природный француз чувствует себя, что называется, в своей среде. Но у этой «медали» есть, естественно, и своя оборотная сторона.
2. Этой оборотной стороной является своего ро^лробость и нерешительность французов в сфере реализации и практического выполнения всего задуманного на бумаге. При этом совершенно неважно, идет ли речь о реализации бизнес-проекта, программы поддержки образования или прикладных НПОКР, которые должны довести до реальной технологии некое научное достижение из фундаментальных областей знаний. И есть интересное объяснение этого феномена: поскольку действительность во многом алогична и нередко иррациональна, плохо укладывается в гармоничные логические схемы и требует сиюминутных, критичных по времени решений, а все это категорически выпадает из французского национального характера, то такое отношение к реализации планов и проектов и есть естественная реакция природного француза.
Если сравнивать все сказанное выше с соответствующими чертами английского стереотипа, то можно без преувеличения сказать, что это — нации-антиподы (во всяком случае в смысле обсуждаемой проблемы).
3. Еще одна очень интересная черта национального характера французов —
нелюбовь к компромиссам и большая, чем у других наций, склонность к кон
фликтам и спорам при решении разных проблем. На наш взгляд, это четко
вытекает из базовой чорты национального стереотипа. Действительно, лю
бой поиск компромисс а так или иначе нарушает первоначальную закончен
ность плановой логичной схемы, которая, по замыслу автора, и должна
была эффективно решить проблему. Когда же в столкновении с действи
тельностью схема оказывается во многом негодной и требуется компромисс
(«неэлегантное»
и «не строго логичное»
конфликт и спор (хочется добиться, чтобы «красивая схема победила!).
Сравним: прагматик-англичанин, не атакующий проблемы в лоб, пзначально ориентирован на поиск некоего компромиссного решения, прилаживая его к обстоятельствам!
Исключительно интересно, однако, своеобразное разрешение этого конфликта на уровне страны в целом: коль скоро -стройные логические схемы* то и дело натыкаются на «нелогичную действительность*, а искать решения «по месту» претит национальному характеру, то, чтобы не погрязнуть в бесконечных конфликтах, нация создает и постоянно развивает гигантскую регламентирующую систему законов, правил, официально утвержденных установок и т. д. Правоведы утверждают, что система французского законодательства — одна из наиболее громоздких в мире, и это касается в том числе и экономики, и бизнеса. Эта попытка создать «закон и порядок» на все случаи жизни требукг от нации (точнее, уже от государства) и соответствующих усилий но поддержанию этой системы в рабочем состоянии, а в условиях динамично меняющейся внешней среды это, конечно, непростая задача.
4. Когда же мы переходим к личностным чертам французов, их манере и стилю общения, поведению в семье и в личной жизни вообще, то здесь действует, образно говоря, своеобразный эффект компенсации. А именно: пожалуй, никто так не раскован, свободен от условностей, так естествен н так отличается живостью характера, искрящимся юмором и находчивостью, как французы в неофициальной обстановке. Складывается впечатление, что в семье, в кругу друзей и близких француз как бы получает компенсацию за необходимость следования строгим схемам, законам и регламентам в деловой и официальной жизни, Присущее нации стремление к красоте и эстетичности проявляется в самых причудливых и нередко шокирующих иностранцев формах, правда, смягчаемых природным изяществом, тактом и высокой культурой общения.
Прежде чем завершить этот раздел, попробуем рассмотреть одну из сторон деловой жизни через призму описанного выше стереотипа применительно к практике России. Речь идет о частых жалобах российских бизнесменов, работающих с французскими деловыми партнерами, на крайнюю скупость французов, их постоянное нежелание вкладывать деньги в совместные проекты и т. д. Действительно ли речь идет о такой национальной черте, как скупость, или дело сложнее? На наш взгляд, здесь следует учесть два важных1 соображения, а главное — сделать из них практические выводы.
а) Французы любят хорошо отработанные, с сильной логикой и обосновани
ем, детализированные проекты — об этом говорилось выше. Но будем от
кровенны, ведь отработка таких проектов — отнюдь не самая сильная черта
нынешнего российского бизнеса. Мы, скорее, склонны набрасывать очень
схематичные (чтобы не сказать — формальные) бизнес-планы, а затем, что
называется, дорабатывать их на ходу. Л это-то и неприемлемо для француз
ского стереотипа!
б) Француз «робеет перед реальным делом, и в этом смысле главнейшая за
дача нашего бизнесмена — понять: дело зачастую вовсе не в скупости. Про
сто-напросто кто же будет давать деньги в л дело, в реализуемости и успехе
которого не уверен?! Значит, нужно приложить максимум усилий, выдумки, убежденности, чтобы показать и доказать партнеру-французу, что игра стоит свеч и что дело вполне может иметь успех и обязательно будет его иметь.
Вот такая попытка заменить простой и неконструктивный рецепт («скупой француз») на хотя бы общий анализ национального стереотипа поведения и есть настоящая серьезная разработка международного менеджера.