Основные формы международных экономических отношений и экономической интеграции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 21:06, курсовая работа

Описание

Цель этой работы заключается в том, чтобы проанализировать, какие формы международных экономических отношений является основными, что они собой представляют и что лежит в их основе.
Задачами, поставленными в этой курсовой работе, явились:
1 Изучение закономерностей и современных тенденций развития международной торговли, предпосылок ее возникновения и целей.
2 Рассмотрение основных форм международной передачи научно- технических знаний и форм международного производственного сотрудничества.
3 Изучение содержания, предпосылок, целей региональной экономической интеграции, а также рассмотрение интеграционных процессов и основных интеграционных группировок мира, а также вхождения в эти группировки нашей страны.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3
1 Мировая торговля как форма экономических отношений
1.1 Сущность и значение мировой торговли……………………………………...5
1.2 Теории международной торговли……………………………………………..7
1.3 Характеристика внешнеторговых отношений РБ………..................................11
2Международное производственное и научно-техническое сотрудничество……………………………………………………………………..14
3 Региональные интеграционные объединения
3.1 Содержание, предпосылки и цели региональной интеграции……………...19
3.2 Региональные интеграционные объединения………………………………...21
3.3 Беларусь в интеграционных процессах………………………………………24
Заключение………………………………………………………………………….32
Список литературы…………………………………………………………………34
Приложение А………………………………………………………………………35

Работа состоит из  1 файл

Курсовой.docx

— 92.11 Кб (Скачать документ)

      Региональная  интеграция в своем развитии может  быть прослежена как в странах, изначально идущих по пути рыночного хозяйствования, так и в развивающихся странах  и странах с административным регулированием экономики. Наибольшей зрелости экономическая интеграция достигла в группе развитых западноевропейских стран, где образовалась интеграционная группировка -  Европейский Союз (ЕС).

      Интеграция  ЕС отличается от других интеграционных союзов не только четко выраженной этапностью развития (от зоны свободной  торговли через таможенный союз, единый внутренний рынок к экономическому и валютному союзу), но и наличием уникальных наднациональных институтов ЕС. Поступательное движение интеграции ЕС обеспечивается работой системы  политических, правовых, административных, судебных и финансовых институтов. Данная система представляет собой  синтез межправительственного и  наднационального регулирования.

      Основными органами управления ЕС являются Европейский  совет, в который входят главы  государств и правительств стран-участниц, Совет Министров ЕС (орган, наделенный законодательной властью), Комиссия ЕС (надгосударственный исполнительный орган), Европарламент (консультативный  и рекомендательный орган ЕС), Европейский  суд.

      Большое значение для развития ЕС имеет тот  факт, что там сформировалось единое правовое пространство, т.е. правовые документы  ЕС являются неотъемлемой частью национального  права стран-участниц и обладают преимущественной силой при возникновении  разногласий с национальным правом. Комиссия ЕС следит за тем, чтобы принимаемые  национальные нормативные акты не противоречили  праву ЕС. Система регулирования  и контроля в рамках ЕС осуществляется на основе соответствующих уставов, договоров и соглашений в рамках Союза о единой таможенной и валютной политике, едином законодательстве в  рамках Европарламента и других принципах  интеграционного международного сотрудничества.

      Наиболее  яркой чертой современного развития Европейского Союза является формирование единой валютной системы на основе единой денежной единицы евро.

      В качестве «пропускных критериев» участия  в зоне евро были установлены следующие:

  • Дефицит госбюджета не более 3% к ВВП.
  • Государственный долг не более 60% к ВВП.
  • Долгосрочные ставки по кредитам не должны превышать процентного пункта по сравнению со средним уровнем этого показателя по трем странам ЕС с наиболее стабильными ценами.
  • Инфляция не более чем на 1,5 п.п. выше среднего уровня этого показателя по трем странам ЕС с наиболее стабильными ценами.
  • Отсутствие курсовых колебаний национальной валюты за рамки, разрешенные Европейской валютной системой, в течение последних двух лет.

      Усиление  финансово-экономической роли ЕС сегодня  все более серьезно отражается на политической сфере. Страны ЕС ставят своей задачей проведение общей  внешней и оборонной политики. Впервые под эгидой Европейского Союза создается многонациональная  военная структура. Фактически ЕС приобретает  черты не только экономического, но и военно-политического альянса.

      Политико-экономические, а также организационные аспекты  создания экономического и валютного  союза представляют несомненный  интерес и для Союзного государства России и Беларуси, прежде всего, с точки зрения возможностей использования наработанного в Европейском Союзе опыта решения возникающих проблем в процессе поэтапного перехода к единой валюте /10, c. 20-22/.

      С середины 80-х в Азиатско-Тихоокеанском  регионе (АТР) наблюдается значительная интенсификация внутренних потоков  товаров, капиталов и финансовой помощи. Как результат этих процессов  в 1989 г. создано       Азиатско-Тихоокеанское экономическое сообщество (АТЭС), которое включает следующие страны: Канаду, США, Мексику, Новую Зеландию, Австралию, Папуа Новую Гвинею, Бруней, Индонезию, Малайзию, Сингапур, Таиланд, Филиппины, Южную Корею, Тайвань, КНР, провинцию Сянган, Чили, Японию, Россию, Вьетнам и Перу. АТЭС сегодня - это самый быстро развивающийся регион мира. На его долю приходится около 45% населения, 55% общемирового ВВП, 42% потребления электроэнергии и свыше 55% инвестиций всего мира.

      Североамериканская  ассоциация свободной торговли (НАФТА). Соглашение между США и Канадой о создании Североамериканской ассоциации свободной торговли было подписано в 1988 г., а в 1992 г. к нему присоединилась Мексика. С 1994 г. оно официально вступило в силу. Сегодня НАФТА представляет крупнейшую региональную зону свободной торговли, где 393 млн. чел. производят совокупный ВНП стоимостью 8,6 трлн. долл.

      Если  проанализировать суть основных положений  Соглашения и сравнить с основополагающими  посылками документов Евросоюза, то очевидно главное — демонтируются  не только таможенные барьеры. В рамках НАФТА происходит постепенная ликвидация тарифных барьеров, снимается большинство  других ограничений для экспорта и импорта (кроме определенной номенклатуры товаров - сельхозпродукции, текстиля и некоторых других). Создаются  условия для свободного движения не только товаров, но и услуг, капиталов, профессионально подготовленной рабочей  силы. Отработаны подходы для предоставления национальных режимов для осуществления  прямых иностранных инвестиций. Стороны  договорились о необходимых мероприятиях по защите интеллектуальной собственности, гармонизации технических стандартов, санитарных и фитосанитарных норм. Документ содержит обязательства сторон относительно создания механизма по разрешению споров (антидемпинг, субсидии и др.), которые неминуемо будут  сопровождать начальный период становления организации. Следует отметить, что Соглашением не предусматривается решение проблем, относящихся к социальной сфере, таких, как безработица, образование, культура и т.д. В отличие от Западной Европы, североамериканская интеграция развивается пока в отсутствие наднациональных регулирующих институтов.

      Экономическая интеграция развивающихся стран  отражает стремление молодых государств к ускоренному развитию собственных  производительных сил. Дадим их краткую  характеристику.

      Латиноамериканская  ассоциация интеграции (ЛАЙ) создана в 1980 г. Членами организации являются 11 стран: Аргентина, Бразилия, Мексика, Венесуэла, Колумбия, Перу, Уругвай, Чили, Боливия, Парагвай, Эквадор. В рамках данной ассоциации образованы Андская и Лаплатская группы, Амазонский пакт. Члены ЛАЙ заключили между собой соглашения о преференциальной торговле.

      Ассоциация  государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) создана в 1967 г. В нее входят Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины, Бруней. В июле 1997 г. в ассоциацию приняты Бирма, Лаос и Камбоджа. Общая численность населения этой группировки 330 млн. чел., ежегодный совокупный ВНП составляет 300 млрд. долл.

      МЕРКОСУРОбщий рынок стран Южного конуса, создан в 1991 г. странами Южной Америки. В эту организацию вошли Аргентина, Бразилия, Парагвай, Уругвай. Население четырех стран составляет 200 млн. чел. Суммарный ВВП превосходит 1 млрд. долл. Созданы институциональные структуры и наднациональные органы: Совет общего рынка, Группа общего рынка и Арбитражный суд.

      Не  остаются в стороне от интеграционных процессов и государства, образовавшиеся на территории бывшего Союза Советских Социалистических Республик /5/. 
 
 

      3.3 Беларусь в интеграционных  процессах 

     Экономики бывших советских республик отличались высокой степенью интегрированности даже в сравнении с Европейским союзом. В 1990 г. в межреспубликанский оборот поступало примерно 20 % ВВП, тогда как в странах ЕС — лишь 14 % . Из Беларуси вывозилось около 80 % всей производимой промышленной продукции. Такой доли экспортной продукции промышленности не имела ни одна из стран Восточной Европы. К тому же промышленность Беларуси сконцентрирована на крупных предприятиях, производственные мощности которых были рассчитаны на выпуск продукции в объемах, удовлетворяющих потребности рынков бывшего Советского Союза и стран СЭВ. Это же относится к сельскому хозяйству, так как в наследство от СССР Беларусь получила крупные животноводческие комплексы. Поэтому республика была заинтересована в создании и развитии СНГ.

     В декабре 1991 г. руководители трех государств — Республики Беларусь, Российской Федерации и Украины — подписали Соглашение о создании Содружества Независимых Государств, которое объявило о прекращении существования СССР как субъекта международного права и геополитической системы и об образовании СНГ. Участниками СНГ стали Беларусь, Казахстан, Российская Федерация, Таджикистан, Туркменистан и Украина. В 1992 г. в состав СНГ вошли Армения, Кыргызстан и Узбекистан, в 1993 г. — Азербайджан и Грузия.

     В апреле 1994 г. было подписано соглашение о создании зоны свободной торговли, в октябре 1994 г. — платежного союза и Межгосударственного экономического комитета (МЭК) как постоянно действующего органа Экономического союза.

     Интеграционные  процессы в Содружестве серьезно осложняются стремлением отдельных стран максимизировать собственные выгоды в двусторонних отношениях при минимуме обязательств и ответственности в рамках СНГ в целом. При этом Российская Федерация, Республика Беларусь и Казахстан стремятся взять на себя роль лидеров, Украина и Узбекистан — закрепить за собой особую независимую роль, Армения и Азербайджан — решать свои внутренние проблемы с помощью Содружества, Таджикистан — получить военно-политическую поддержку, а Туркменистан — уклониться от участия в договорных процессах.

     СНГ обладает большими природным, человеческим и экономическим потенциалами, которые дают ему значительные конкурентные преимущества и позволяют занять достойное место в мире. На долю стран СНГ приходится 16,3 % территории земного шара, 5 — численности населения, 10 % промышленного производства. На территории стран Содружества расположены большие запасы природных ресурсов, имеющих востребованность на мировых рынках. Только разведанные запасы нефти в России составляют 13 % мировых, в Азербайджане — более 10, в Казахстане и Туркменистане — около 10 %. В России сосредоточено около 35 % мировых ресурсов природного газа, а в Азербайджане, Туркменистане, Казахстане и Узбекистане вместе — почти 20 %. По суммарной добыче каменного и бурого угля Россия, Украина и Казахстан занимают второе место в мире. Основные запасы алмазов, бокситов, медных, никелевых, кобальтовых и оловянных руд находятся в России. Большие залежи железной руды, бокситов, медных руд расположены в Украине, Казахстане и Грузии. В России и Беларуси находятся крупнейшие в мире лесные массивы (1/4 лесов земного шара) и запасы калийных солей.

     По  территории СНГ проходит самый короткий сухопутный и морской (через Северный Ледовитый океан) путь из Европы в  Юго-Восточную Азию, которая в XXI в. станет одним из наиболее важных глобальных экономических центров.

     Конкурентными ресурсами стран СНГ являются также дешевая рабочая сила и энергоресурсы, представляющие важные потенциальные условия для подъема экономики (здесь производится 10 % мировой электроэнергии — четвертое место в мире по ее выработке).

     Стратегическими целями экономической интеграции стран  СНГ являются: максимальное использование  международного разделения труда; специализация  и кооперирование производства для обеспечения устойчивого социально-экономического развития; повышение уровня и качества жизни населения всех государств Содружества.

     Во  внешнеторговом обороте Беларуси (товарами) доля стран СНГ снизилась с 64,7 % в 1995 г. до 63,4 % в 2004 г., в том числе в экспорте — с 63,0 до 53,1 %, а в импорте повысилась с 66,1 % в 1995 г. до 72,1 % в 2004 г. Со странами СНГ республика имела отрицательное сальдо внешней торговли товарами, которое увеличилось с 652 млн. дол. США в 1995 г. до 4565 млн. дол. США в 2004 г.

     В торговле услугами со странами СНГ  у Республики Беларусь положительное сальдо, однако оно постоянно уменьшается—с 327,7 млн. дол. США в 1995 г. до 135,3 млн. дол. США в 2004 г. В результате общее торговое сальдо товарами и услугами Республики Беларусь со странами СНГ остается отрицательным .

     Республика  Беларусь имеет наиболее тесные интеграционные связи с Российской Федерацией, доля которой в суммарном внешнеторговом обороте нашей страны со странами СНГ увеличилась с 76,8 % в 1995 г. до 89 % в 2000 г. и 92,2 % в 2004 г., тогда как доля Украины уменьшилась соответственно с 17,5 % до 8,6 и 5,7 % .

     Товарооборот  Республики Беларусь за 1995—2004 гг. увеличился с большинством стран СНГ, кроме Украины, Узбекистана, Казахстана и Грузии. Доля отдельных стран Содружества в общем внешнеторговом товарообороте Беларуси, кроме России и Украины, крайне незначительна и составляет с Казахстаном — 0,8 %, Молдовой — 0,7 %, а с остальными восемью государствами вместе — 0,65 %.

     Основными причинами, сдерживающими интеграционные процессы государств Содружества, являются:

  • различные модели социально-экономического развития отдельных государств;
  • разная степень рыночных преобразований и различные сценарии и подходы к выбору приоритетов, этапов и средств их осуществления;
  • неплатежеспособность предприятий, несовершенство платежно-расчетных отношений; неконвертируемость национальных валют;
  • несогласованность проводимой отдельными странами таможенной и налоговой политики;
  • применение жестких тарифных и нетарифных ограничений во взаимной торговле;
  • большое расстояние и высокие тарифы на перевозки грузов и транспортные услуги.

     Действие  последнего фактора приводит к вытеснению третьими странами товаров СНГ с внутренних рынков Содружества. По этим причинам в настоящее время для Беларуси продукция из Казахстана, Кыргызстана или Узбекистана обходится значительно дороже, чем аналогичная из Польши и Германии. Несмотря на это, Беларусь остается одной из немногих стран, где во внешнеторговой деятельности преобладают связи в пределах СНГ. Хотя доля взаимной торговли отдельных стран СНГ остается достаточно высокой, ее общий объем в рамках Содружества все больше уступает объему торговли со странами вне его. Для большинства стран СНГ их основным партнером по-прежнему остается Российская Федерация, что объясняется главным образом зависимостью от ее поставок энергоресурсов, отдельных видов сырьевых товаров и машинотехнической продукции, в том числе запасных частей к оборудованию, установленному еще во времена СССР. В свою очередь Россия закупает в странах Содружества продовольствие (Беларусь, Казахстан, Молдова, Украина), хлопок (Узбекистан, Таджикистан), уголь, железную руду и руды некоторых цветных металлов (Казахстан), продукцию машиностроения (Беларусь, Украина).

Информация о работе Основные формы международных экономических отношений и экономической интеграции