Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 21:06, курсовая работа
Цель этой работы заключается в том, чтобы проанализировать, какие формы международных экономических отношений является основными, что они собой представляют и что лежит в их основе.
Задачами, поставленными в этой курсовой работе, явились:
1 Изучение закономерностей и современных тенденций развития международной торговли, предпосылок ее возникновения и целей.
2 Рассмотрение основных форм международной передачи научно- технических знаний и форм международного производственного сотрудничества.
3 Изучение содержания, предпосылок, целей региональной экономической интеграции, а также рассмотрение интеграционных процессов и основных интеграционных группировок мира, а также вхождения в эти группировки нашей страны.
Введение……………………………………………………………………………..3
1 Мировая торговля как форма экономических отношений
1.1 Сущность и значение мировой торговли……………………………………...5
1.2 Теории международной торговли……………………………………………..7
1.3 Характеристика внешнеторговых отношений РБ………..................................11
2Международное производственное и научно-техническое сотрудничество……………………………………………………………………..14
3 Региональные интеграционные объединения
3.1 Содержание, предпосылки и цели региональной интеграции……………...19
3.2 Региональные интеграционные объединения………………………………...21
3.3 Беларусь в интеграционных процессах………………………………………24
Заключение………………………………………………………………………….32
Список литературы…………………………………………………………………34
Приложение А………………………………………………………………………35
В большинстве стран СНГ (кроме Грузии, Туркменистана и Молдовы) удельный вес экспорта в страны Содружества в общем объеме экспорта значительно ниже, чем доля импорта из стран СНГ в общем объеме их импорта.
Заключая двусторонние соглашения и создавая региональную группировку внутри СНГ, отдельные страны Содружества ведут поиск наиболее оптимальных форм объединения своих потенциалов для обеспечения устойчивого развития и повышения конкурентоспособности национальных экономик, так как интеграционные процессы в Содружестве в целом происходят недостаточно активно.
При выполнении принимаемых в СНГ многосторонних договоров и соглашений преобладает принцип целесообразности, государства-участники выполняют их в пределах, выгодных для себя. Одним из основных препятствий экономической интеграции является несовершенство организационно-правовой основы и механизмов взаимодействия участников Содружества.
Существенно ограничивают возможности интеграции в странах Содружества экономические и социальные условия отдельных государств, неравномерность распределения экономического потенциала, усиливающаяся недостатком топливно-энергетических ресурсов и продовольствия, противоречия между целями национальной политики и интересами МВФ, Мирового банка, неунифицированность национальных правовых баз.
В настоящее время национальные экономики стран СНГ во многом конкурируют, а не дополняют друг друга. Ослаблено внимание к использованию преимуществ взаимодополняемости экономик, хотя в этом направлении разрабатываются и реализуются различные межгосударственные программы,
Перед
государствами—участниками
Дальнейшее развитие интеграционных связей стран—участниц СНГ может быть ускорено при последовательном и поэтапном формировании общего экономического пространства на основе создания и развития зоны свободной торговли, платежного союза, коммуникационного и информационного пространств, совершенствования научно-технического и технологического сотрудничества. Важной проблемой является интеграция инвестиционного потенциала стран-участниц, оптимизация перетока капитала в рамках Сообщества.
Процесс проведения согласованной экономической политики в рамках эффективного использования объединенной транспортной и энергетической систем, общего аграрного рынка, а также рынка труда должен осуществляться при соблюдении суверенитета и защиты национальных интересов государств с учетом общепризнанных принципов международного права. Для этого необходимо сближение национальных законодательств, правовых и экономических условий функционирования субъектов хозяйствования, создание системы государственной поддержки приоритетных направлений межгосударственного сотрудничества.
Различия
национальных, экономических и
Республика Беларусь и Российская Федерация подписали в 1996 г. Договор об образовании Сообщества Беларуси и России, в 1997 г. — Договор об образовании Союза Беларуси и России и в 1999 г. — Договор об образовании Союзного государства.
Беларусь за последние два столетия была глубоко интегрирована в экономику России, и, естественно, она заинтересована в сохранении и углублении хозяйственных связей со своим восточным соседом, в преференциях для себя в закупках российских топливно-энергетических ресурсов и других видов минерального сырья, а также в поставках своих товаров и услуг на российский рынок. Вместе с тем Беларусь является важнейшим стратегическим пространством для России, которая заинтересована в надежности транспортных (железнодорожных, автомобильных, воздушных, трубопроводных) и иных коммуникаций с Западной Европой. Через территорию республики в страны Западной Европы поставляется значительная часть российской нефти и газа.
Важнейшими предпосылками экономического взаимодействия Беларуси и России являются также территориальное разделение труда и сложившаяся в течение многих десятилетий в рамках бывшего СССР специализация и кооперация экономических связей.
Во времена СССР Беларусь и Российская Федерация были важнейшими экономическими партнерами. В 1990 г. в межреспубликанском обмене доля России в экономических связях с Беларусью составляла по ввозу 58 %, а по вывозу — 70 %. В структуре ввоза товаров и сырья из России в Беларусь 39 % составляли минеральные продукты, 23,2 — машины и оборудование и 37,8 % — потребительские товары.
Россия
являлась главным поставщиком
Российская и белорусская экономики как были, так и остаются взаимодополняющими. Более 8 тыс. белорусских и российских предприятий сегодня связаны взаимными поставками продукции. Например, МАЗ свыше половины комплектующих для производства автомобилей получает из России и более 60 % готовой продукции продает в российские регионы.
Топливно-энергетический комплекс Беларуси и России интегрирован на 95%, машиностроительный — на 85, сельскохозяйственный — на 65, строительной индустрии — на 80% .
Главной целью экономической интеграции Беларуси и России является реализация общих для обоих государств стратегических и текущих интересов в решении проблемы повышения уровня жизни народа на основе эффективного использования преимуществ межгосударственного разделения труда, специализации и кооперирования производства, создания благоприятных условий для возобновления экономического роста. Достижение этой цели предполагает проведение согласованной политики в области структурной перестройки экономики, гармонизацию и единую направленность экономических реформ, осуществление единой политики в области государственного регулирования социально-экономических процессов, внешнеэкономической деятельности, а также согласованной социальной политики.
Взаимозависимость и взаимодополняемость экономик Беларуси и России обусловливает необходимость сохранения совокупного емкого рынка, развития разветвленной инфраструктуры, прежде всего транспорта и связи, восстановления общего научно-технологического и информационного пространства, образования единого таможенного пространства. Для этого требуется: дальнейшее совершенствование тарифной политики; разработка системных мер государственной поддержки экспорта, включая страхование, экспортный контроль и сертификацию продукции; установление защитных мер в отношении импорта, который может нанести ущерб национальному производству обоих государств, а также проведение скоординированных действий в области денежно-кредитной политики и обменного курса, переход на единую денежную единицу /15, c. 702-715/.
В 2000 г. был подписан Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), членами которого стали Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Российская Федерация и Таджикистан. В январе 2006 г. в ЕврАзЭС официально принят Узбекистан. Статус наблюдателей предоставлен Армении, Молдове и Украине.
Основными целями ЕврАзЭС в соответствии с Договором являются формирование таможенного союза и Единого экономического пространства, координация подходов государств к интеграции в мировую экономику и международную торговую систему, обеспечение динамичного развития стран-участниц путем согласования политики социально-экономических преобразований для повышения уровня жизни народов. Основой межгосударственных отношений в рамках ЕврАзЭС являются торгово- экономические связи.
В 1994 г. Казахстан, Киргизия и Узбекистан создали Организацию Центрально- Азиатского Сотрудничества (ОЦАС), в состав которой в 1998 г, вступил Таджикистан, а в 2004 г. к ней присоединилась Российская Федерация. В октябре 2005 г. ОЦАС объединилась с ЕврАзЭС.
В 2003 г. подписано Соглашение о создании Единого экономического пространства (ЕЭП) на территории Беларуси, России, Казахстана и Украины. В ЕЭП объединяются страны с наиболее мощным экономическим потенциалом, на долю которых приходится 78 % — населения, более 92 — ВВП, 89 — товарооборота и 93 % территории всех государств—участников СНГ.
Эти четыре государства («четверка») намерены создать в пределах своих территорий единое экономическое пространство для свободного перемещения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. При этом ЕЭП рассматривается как более высокий уровень интеграции по сравнению с зоной свободной торговли и таможенным союзом. Предусматривается образовать единую регулирующую межгосударственную независимую комиссию по торговле и тарифам, добиться гармонизации экономического законодательства, что должно способствовать всем формам торгового и производственного сотрудничества между интегрирующимися странами.
Для реализации Соглашения разработан и согласован комплекс основных мер по формированию ЕЭП, включающих мероприятия: по таможенно-тарифной политике, разработке правил по применению количественных ограничений и мер административного характера, специальных защитных и антидемпинговых мер во внешней торговле; регулированию технических барьеров в торговле, включая санитарные и фитосанитарные меры; порядку транзита товаров из третьих стран (в третьи страны); конкурентной политике; политике в сфере естественных монополий, в области предоставления субсидий и государственных закупок; налоговой, бюджетной, денежно-кредитной и валютной политике; по сближению экономических показателей; инвестиционному сотрудничеству; торговле услугами, перемещению физических лиц.
Одним из основополагающих условий формирования Единого экономического пространства четырех государств является учет принципов и правил ВТО. Соглашением предусмотрено, что в случае вступления одного из государств-участников в ВТО ранее остальных оно должно содействовать скорейшему присоединению к ВТО других стран-участниц, а также воздерживаться от выдвижения требований к другим государствам-участникам в рамках переговоров по присоединению к ВТО.
При образовании ЕЭП особую позицию заняла Украина, которая согласилась на создание зоны свободной торговли с Россией, Казахстаном, и Беларусью, но не готова к образованию таможенного союза «четверки». Формальная причина — Конституция Украины не позволяет создавать наднациональные органы, определяющие таможенную политику. Поэтому предполагается, что ЕЭП будет формироваться поэтапно на основе разноуровневой и разноскоростной интеграции. Каждое государство-участник самостоятельно определяет, в каких направлениях развития интеграции или отдельных интеграционных мероприятиях оно принимает участие и в каком объеме.
Таким
образом, в целом процесс интеграции Белоруссии
в мировую экономику в основном связан
с межгосударственной торговлей товарами
и услугами. В меньшей мере он касается
выхода республики на международные финансовые
рынки, включения в процесс международной
торговли недвижимостью. Международные
инвестиционные потоки капиталов и информационно-технологический
обмен затронули республику незначительно.
При всей важности и необходимости выхода
Белоруссии на международные финансовые
рынки следует отметить что успешному
расширению внешнеэкономических связей
республики и интеграции ее в систему
международной торговли должно послужить
прежде всего дальнейшее наращивание
экспортного потенциала по всем направлениям
на основе повышения конкурентоспособности
выпускаемой продукции, создания инфраструктуры
торговых рынков, роста экспорта услуг
/13, c. 376-409/.
Заключение
После рассмотрения нами основных вопросов, касающихся темы «Основные формы международных экономических отношений и экономическая интеграция», необходимо подвести итоги относительно роли международных экономических отношений в современном мировом хозяйстве.
Мировое хозяйство (или мировая экономика) – это совокупность национальных хозяйств отдельных стран, связанных системой международных экономических отношений. Из них я изучил три, на мой взгляд, самых основных: международная торговля, международное научно-техническое и производственное сотрудничество и международная экономическая интеграция. И теперь я подытожу каждую из этих форм.
Международная
торговля. Согласно общетеоретическому
подходу, международная торговля рассматривается
как взаимодействие двух взаимосвязанных
сторон – спроса и предложения. В
настоящее время в нее
Важной формой международной торговли является встречная торговля. Встречная торговля является древнейшим видом национальной и международной торговли, которая процветала до появления денег, ставших всеобщим эквивалентом обмена. По оценкам американских экономистов, она занимает 40% мирового товарооборота. В ней участвуют более 100 стран. Основой встречной торговли являются товарообменные сделки, которые занимают в современной международной торговле весьма значительное место.
Информация о работе Основные формы международных экономических отношений и экономической интеграции