Основные формы международных экономических отношений и экономической интеграции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 21:06, курсовая работа

Описание

Цель этой работы заключается в том, чтобы проанализировать, какие формы международных экономических отношений является основными, что они собой представляют и что лежит в их основе.
Задачами, поставленными в этой курсовой работе, явились:
1 Изучение закономерностей и современных тенденций развития международной торговли, предпосылок ее возникновения и целей.
2 Рассмотрение основных форм международной передачи научно- технических знаний и форм международного производственного сотрудничества.
3 Изучение содержания, предпосылок, целей региональной экономической интеграции, а также рассмотрение интеграционных процессов и основных интеграционных группировок мира, а также вхождения в эти группировки нашей страны.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3
1 Мировая торговля как форма экономических отношений
1.1 Сущность и значение мировой торговли……………………………………...5
1.2 Теории международной торговли……………………………………………..7
1.3 Характеристика внешнеторговых отношений РБ………..................................11
2Международное производственное и научно-техническое сотрудничество……………………………………………………………………..14
3 Региональные интеграционные объединения
3.1 Содержание, предпосылки и цели региональной интеграции……………...19
3.2 Региональные интеграционные объединения………………………………...21
3.3 Беларусь в интеграционных процессах………………………………………24
Заключение………………………………………………………………………….32
Список литературы…………………………………………………………………34
Приложение А………………………………………………………………………35

Работа состоит из  1 файл

Курсовой.docx

— 92.11 Кб (Скачать документ)

     В большинстве стран СНГ (кроме  Грузии, Туркменистана и Молдовы) удельный вес экспорта в страны Содружества  в общем объеме экспорта значительно ниже, чем доля импорта из стран СНГ в общем объеме их импорта.

     Заключая  двусторонние соглашения и создавая региональную группировку внутри СНГ, отдельные страны Содружества ведут поиск наиболее оптимальных форм объединения своих потенциалов для обеспечения устойчивого развития и повышения конкурентоспособности национальных экономик, так как интеграционные процессы в Содружестве в целом происходят недостаточно активно.

     При выполнении принимаемых в СНГ  многосторонних договоров и соглашений преобладает принцип целесообразности, государства-участники выполняют их в пределах, выгодных для себя. Одним из основных препятствий экономической интеграции является несовершенство организационно-правовой основы и механизмов взаимодействия участников Содружества.

     Существенно ограничивают возможности интеграции в странах Содружества экономические и социальные условия отдельных государств, неравномерность распределения экономического потенциала, усиливающаяся недостатком топливно-энергетических ресурсов и продовольствия, противоречия между целями национальной политики и интересами МВФ, Мирового банка, неунифицированность национальных правовых баз.

     В настоящее время национальные экономики  стран СНГ во многом конкурируют, а не дополняют друг друга. Ослаблено  внимание к использованию преимуществ  взаимодополняемости экономик, хотя в этом направлении разрабатываются и реализуются различные межгосударственные программы,

     Перед государствами—участниками Содружества  стоит сложная взаимосвязанная задача преодоления угрозы его разобщения и использования преимуществ развития отдельных группировок, которые могут ускорить решение практических вопросов взаимодействия, служить примером интеграции для других стран СНГ.

     Дальнейшее  развитие интеграционных связей стран—участниц СНГ может быть ускорено при последовательном и поэтапном формировании общего экономического пространства на основе создания и развития зоны свободной торговли, платежного союза, коммуникационного и информационного пространств, совершенствования научно-технического и технологического сотрудничества. Важной проблемой является интеграция инвестиционного потенциала стран-участниц, оптимизация перетока капитала в рамках Сообщества.

     Процесс проведения согласованной экономической  политики в рамках эффективного использования объединенной транспортной и энергетической систем, общего аграрного рынка, а также рынка труда должен осуществляться при соблюдении суверенитета и защиты национальных интересов государств с учетом общепризнанных принципов международного права. Для этого необходимо сближение национальных законодательств, правовых и экономических условий функционирования субъектов хозяйствования, создание системы государственной поддержки приоритетных направлений межгосударственного сотрудничества.

     Различия  национальных, экономических и геополитических приоритетов государств—участников Содружества обусловили формирование субрегиональных образований и заключение двусторонних соглашений /15, c. 690-702/.

     Республика  Беларусь и Российская Федерация  подписали в 1996 г. Договор об образовании  Сообщества Беларуси и России, в 1997 г. — Договор об образовании Союза  Беларуси и России и в 1999 г. — Договор  об образовании Союзного государства.

     Беларусь  за последние два столетия была глубоко  интегрирована в экономику России, и, естественно, она заинтересована в сохранении и углублении хозяйственных связей со своим восточным соседом, в преференциях для себя в закупках российских топливно-энергетических ресурсов и других видов минерального сырья, а также в поставках своих товаров и услуг на российский рынок. Вместе с тем Беларусь является важнейшим стратегическим пространством для России, которая заинтересована в надежности транспортных (железнодорожных, автомобильных, воздушных, трубопроводных) и иных коммуникаций с Западной Европой. Через территорию республики в страны Западной Европы поставляется значительная часть российской нефти и газа.

     Важнейшими  предпосылками экономического взаимодействия Беларуси и России являются также территориальное разделение труда и сложившаяся в течение многих десятилетий в рамках бывшего СССР специализация и кооперация экономических связей.

     Во  времена СССР Беларусь и Российская Федерация были важнейшими экономическими партнерами. В 1990 г. в межреспубликанском обмене доля России в экономических связях с Беларусью составляла по ввозу 58 %, а по вывозу — 70 %. В структуре ввоза товаров и сырья из России в Беларусь 39 % составляли минеральные продукты, 23,2 — машины и оборудование и 37,8 % — потребительские товары.

     Россия  являлась главным поставщиком энергоресурсов в Беларусь взамен на поставку различного технологического оборудования и машин. В 1990 г. Россия из 516 млн. т добытой нефти 39,3 млн. т (7,6 %) поставляла в Беларусь, из 641 млрд. м3 газа — 14,9 млрд. м3 (2,3 %), из 395 млн. т угля — 0,8 млн. т (0,2 %) шло в Беларусь.

     Российская  и белорусская экономики как  были, так и остаются взаимодополняющими. Более 8 тыс. белорусских и российских предприятий сегодня связаны взаимными поставками продукции. Например, МАЗ свыше половины комплектующих для производства автомобилей получает из России и более 60 % готовой продукции продает в российские регионы.

     Топливно-энергетический комплекс Беларуси и России интегрирован на 95%, машиностроительный — на 85, сельскохозяйственный — на 65, строительной индустрии —  на 80% .

     Главной целью экономической интеграции Беларуси и России является реализация общих для обоих государств стратегических и текущих интересов в решении проблемы повышения уровня жизни народа на основе эффективного использования преимуществ межгосударственного разделения труда, специализации и кооперирования производства, создания благоприятных условий для возобновления экономического роста. Достижение этой цели предполагает проведение согласованной политики в области структурной перестройки экономики, гармонизацию и единую направленность экономических реформ, осуществление единой политики в области государственного регулирования социально-экономических процессов, внешнеэкономической деятельности, а также согласованной социальной политики.

     Взаимозависимость и взаимодополняемость экономик Беларуси и России обусловливает необходимость сохранения совокупного емкого рынка, развития разветвленной инфраструктуры, прежде всего транспорта и связи, восстановления общего научно-технологического и информационного пространства, образования единого таможенного пространства. Для этого требуется: дальнейшее совершенствование тарифной политики; разработка системных мер государственной поддержки экспорта, включая страхование, экспортный контроль и сертификацию продукции; установление защитных мер в отношении импорта, который может нанести ущерб национальному производству обоих государств, а также проведение скоординированных действий в области денежно-кредитной политики и обменного курса, переход на единую денежную единицу /15, c. 702-715/.

     В 2000 г. был подписан Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), членами которого стали Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Российская Федерация и Таджикистан. В январе 2006 г. в ЕврАзЭС официально принят Узбекистан. Статус наблюдателей предоставлен Армении, Молдове и Украине.

     Основными целями ЕврАзЭС в соответствии с  Договором являются формирование таможенного союза и Единого экономического пространства, координация подходов государств к интеграции в мировую экономику и международную торговую систему, обеспечение динамичного развития стран-участниц путем согласования политики социально-экономических преобразований для повышения уровня жизни народов. Основой межгосударственных отношений в рамках ЕврАзЭС являются торгово- экономические связи.

     В 1994 г. Казахстан, Киргизия и Узбекистан создали Организацию Центрально- Азиатского Сотрудничества (ОЦАС), в состав которой в 1998 г, вступил Таджикистан, а в 2004 г. к ней присоединилась Российская Федерация. В октябре 2005 г. ОЦАС объединилась с ЕврАзЭС.

     В 2003 г. подписано Соглашение о создании Единого экономического пространства (ЕЭП) на территории Беларуси, России, Казахстана и Украины. В ЕЭП объединяются страны с наиболее мощным экономическим потенциалом, на долю которых приходится 78 % — населения, более 92 — ВВП, 89 — товарооборота и 93 % территории всех государств—участников СНГ.

     Эти четыре государства («четверка») намерены создать в пределах своих территорий единое экономическое пространство для свободного перемещения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. При этом ЕЭП рассматривается как более высокий уровень интеграции по сравнению с зоной свободной торговли и таможенным союзом. Предусматривается образовать единую регулирующую межгосударственную независимую комиссию по торговле и тарифам, добиться гармонизации экономического законодательства, что должно способствовать всем формам торгового и производственного сотрудничества между интегрирующимися странами.

     Для реализации Соглашения разработан и  согласован комплекс основных мер по формированию ЕЭП, включающих мероприятия: по таможенно-тарифной политике, разработке правил по применению количественных ограничений и мер административного характера, специальных защитных и антидемпинговых мер во внешней торговле; регулированию технических барьеров в торговле, включая санитарные и фитосанитарные меры; порядку транзита товаров из третьих стран (в третьи страны); конкурентной политике; политике в сфере естественных монополий, в области предоставления субсидий и государственных закупок; налоговой, бюджетной, денежно-кредитной и валютной политике; по сближению экономических показателей; инвестиционному сотрудничеству; торговле услугами, перемещению физических лиц.

     Одним из основополагающих условий формирования Единого экономического пространства четырех государств является учет принципов и правил ВТО. Соглашением предусмотрено, что в случае вступления одного из государств-участников в ВТО ранее остальных оно должно содействовать скорейшему присоединению к ВТО других стран-участниц, а также воздерживаться от выдвижения требований к другим государствам-участникам в рамках переговоров по присоединению к ВТО.

     При образовании ЕЭП особую позицию  заняла Украина, которая согласилась на создание зоны свободной торговли с Россией, Казахстаном, и Беларусью, но не готова к образованию таможенного союза «четверки». Формальная причина — Конституция Украины не позволяет создавать наднациональные органы, определяющие таможенную политику. Поэтому предполагается, что ЕЭП будет формироваться поэтапно на основе разноуровневой и разноскоростной интеграции. Каждое государство-участник самостоятельно определяет, в каких направлениях развития интеграции или отдельных интеграционных мероприятиях оно принимает участие и в каком объеме.

     Таким образом, в целом процесс интеграции Белоруссии в мировую экономику в основном связан с межгосударственной торговлей товарами и услугами. В меньшей мере он касается выхода республики на международные финансовые рынки, включения в процесс международной торговли недвижимостью. Международные инвестиционные потоки капиталов и информационно-технологический обмен затронули республику незначительно. При всей важности и необходимости выхода Белоруссии на международные финансовые рынки следует отметить что успешному расширению внешнеэкономических связей республики и интеграции ее в систему международной торговли должно послужить прежде всего дальнейшее наращивание экспортного потенциала по всем направлениям на основе повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции, создания инфраструктуры торговых рынков, роста экспорта услуг /13, c. 376-409/. 

 

     Заключение 

     После рассмотрения нами основных вопросов, касающихся темы «Основные формы международных экономических отношений и экономическая интеграция», необходимо подвести итоги относительно роли международных экономических отношений в современном мировом хозяйстве.

     Мировое хозяйство (или мировая экономика) – это совокупность национальных хозяйств отдельных стран, связанных системой международных экономических отношений. Из них я изучил три, на мой взгляд, самых основных: международная торговля, международное научно-техническое и производственное сотрудничество и международная экономическая интеграция. И теперь я подытожу  каждую из этих форм.

     Международная торговля. Согласно общетеоретическому подходу, международная торговля рассматривается  как взаимодействие двух взаимосвязанных  сторон – спроса и предложения. В  настоящее время в нее вовлечены  практически все субъекты мирового хозяйства. Свыше 90% всей мировой торговли товарами и услугами в настоящее  время регулируется нормами и  правилами ВТО. На современном этапе  полноправными участниками ВТО  являются 134 страны, причем подавляющее  большинство из них имеют статус страны-учредителя.

     Важной  формой международной торговли является встречная торговля. Встречная торговля является древнейшим видом национальной и международной торговли, которая  процветала до появления денег, ставших  всеобщим эквивалентом обмена. По оценкам  американских экономистов, она занимает 40% мирового товарооборота. В ней  участвуют более 100 стран. Основой  встречной торговли являются товарообменные сделки, которые занимают в современной  международной торговле весьма значительное место.

Информация о работе Основные формы международных экономических отношений и экономической интеграции