Особенности взаимоотношений региональных организаций: ЕС, НАФТА, МЕРКОСУР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 15:42, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы состоит в анализе геополитических особенностей взаимоотношений таких крупнейших экономических сообществ, как Европейский союз (ЕС), Северо-американская ассоциация свободной торговли (НАФТА) и Общий рынок Южной Америки МЕРКОСУР).
В задачи работы входит:
1) Исследовать теоретические вопросы международной интеграции.
2) Раскрыть характер взаимоотношений между ЕС, НАФТА и МЕРКОСУР в геоэкономическом и геополитическом аспектах, показать положительные и отрицательные тенденции интеграционных процессов.

Содержание

Введение….……………………………...…………………………………………...3
Глава 1. Интеграционные процессы в мировой экономике и политике…………5
1.1. Понятие международной интеграции. Экономический фактор и геополитическое пространство ХХ1 века…………………………………….….5
1.2.Теории международной интеграции………………………............................7
Глава 2. Особенности взаимоотношений региональных организаций: ЕС, НАФТА, МЕРКОСУР…………………………………………......……………….10
2.1.Интеграционные экономические сообщества………………………….......10
2.2.Европейский союз (ЕС)…………………………………………..…….........12
2.3.НАФТА………………………………………………………………….........14
2.4. МЕРКОСУР……………………………………………………………….....15
Глава 3. Современные тенденции региональной интеграции: проблемы и преимущества………………………………………………………………...……..18
3.1.Межрегиональные диалоги между ЕС и Америкой.....................................18
3.2. Межрегиональные диалоги между ЕС и Ази-ей…………………………...21
Заключение……………………………………...…………………………………..27
Список использованной литературы……………………………………………...29

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.doc

— 215.50 Кб (Скачать документ)

Подходом к исследованию и анализу европейского интеграционного процесса явился «федерализм». Лишь резкий поворот в сторону федеративной модели, по убеждению A. Спинелли - известного итальянского федералиста, лидера европейского федералистского движения, - мог бы привести к успеху в объединении всей Европы. Согласно мнению некоторых авторов, данный подход по своей сути не является теорией, хотя и стремится к объяснению существенных связей и закономерностей процесса, лежащего в основе объединения отдельных политических единиц в единое целое.

«Федерализм», как, пожалуй, ни одна другая из теорий политической интеграции, имеет весьма глубокие философские корни, берущие свое начало еще в древнегреческой Античности и средневековой европейской политической мысли. И все же в качестве основополагающих источников федералистского мышления чаще называют два нижеследующих: 1) обилие планов по укреплению мира в Европе XVII-XVIII столетий и 2) американскую Конституцию.

Теория «функционализма» в значительной степени отличается от федералистского подхода к исследованию и анализу межгосударственной интеграции. В своем классическом виде она представлена в работах Д. Митрани, ратовавшего за трансформацию и обновление сложившихся за многие десятилетия представлений о системе международных отношений и предлагавшего так называемую «функциональную альтернативу», имеющую своей конечной целью всеобъемлющее мировое единство. [6].

Появление «неофункционализма» было связано с периодом так называемого «евроэнтузиазма» в 60-70 гг. XX столетия, когда неизбежность дальнейшей интеграции государств - участников Европейских сообществ представлялась все более очевидной. Наибольший вклад в становление и развитие этой теории внесли такие известные личности, как Э. Хаас, Л. Линдберг, A. Этзони.

Вообще среди исследований по теории международной интеграции в англо-американской литературе основополагающее значение приобрели работы К. Дойча «Политическое сообщество на международном уровне. Проблемы определения и измерений», «Политическое сообщество и североатлантическое пространство. Международная организация в свете исторического эксперимента», а также «Национализм и социальная коммуникация» и ряд других работ. Считая, что не может быть универсального закона, по которому развиваются кооперация и интеграционные процессы, К. Дойч назвал несколько необходимых для этого условий. Среди них он выделил общность политических ценностей и такие психологические факторы, как знание партнеров, развитие торговли, интенсивность культурного обмена и обмена идеями. К. Дойч выдвинул гипотезу о преобладании факторов коммуникации в образовании политических сообществ и в поддержании их внутреннего единства, сплоченности, рассматривая языковое общение прежде всего с точки зрения обмена информацией. Каждая нация, народ обладает особыми коммуникативными средствами, которые выражаются в закрепившейся коллективной памяти, символах, привычках, традициях.

Не осталась в стороне от проблем интеграционного процесса и экономическая теория, хотя фактически вплоть до конца 70-х гг. XX столетия в среде представителей данной науки наблюдался определенный скептицизм относительно явных экономических преимуществ более тесного сотрудничества между государствами.[7].

Идея экономической интеграции достаточно быстро охватила различные секторы экономики западноевропейских государств: сельское хозяйство, промышленность, энергетику, сферу услуг, транспортную отрасль. Непосредственно сама интеграционная динамика стала ассоциироваться с последовательным достижением определенных стадий экономической интеграции, а именно с созданием зоны свободной торговли, таможенного союза, единого внутреннего рынка, экономического и валютного союза и т. д.

В рамках экономико-теоретического подхода особую актуальность приобрели вопросы влияния различных экономических соглашений на динамику и условия традиционного межгосударственного сотрудничества, вопросы дальнейшего совершенствования интеграционных механизмов. В центре внимания оказалась проблема разумного и справедливого распределения между всеми участниками интеграционного процесса не только выгод, получаемых в результате интеграции, но и определенных издержек, которые государства вынуждены нести, интегрируясь друг с другом.

В традиционном восприятии межгосударственная интеграция, как правило, ассоциируется с определенными политическими или экономическими процессами либо с их совокупностью. Вместе с тем, нельзя забывать и о той важной роли, которую играет право в области регулирования интеграционных взаимоотношений государств. По мнению M. Каппеллетти, M. Секкомбе и Дж. Уэйлера, именно право определяет статус и сферу деятельности главных действующих лиц в условиях интеграции, контролирует, а при необходимости и ограничивает их действия, выполняет роль своеобразного нормативного регулятора во взаимоотношениях между участниками интеграционного процесса.

Таковы основополагающие подходы к исследованию и анализу международной интеграции. При этом их разнообразие вполне закономерно. Необходимость анализировать интеграционные взаимоотношения государств с самых различных позиций и точек зрения представляется совершенно очевидной. Безусловно, каждый из представленных подходов имеет право на существование, каждый по-своему индивидуален и содержит определенное рациональное начало.


Глава 2.Особенности взаимоотношений региональных организаций: ЕС, НАФТА, МЕРКОСУР

2.1.Интеграционные экономические сообщества

Первые международные экономические организации возникли еще в конце ХIХв. К настоящему времени их число значительно возросло. Сейчас действует свыше 400 межправительственных (межгосударственных) и около 3 тысяч неправительственных организаций. Рост их числа свидетельствует о развитии связей между государствами и народами, об усилении интернационализации хозяйственной жизни.

Часть этих организаций создана для решения общих вопросов: например, координации экономической политики, разработки совместных программ, проведения согласованной политики по отношению к третьим странам. Другая часть — наиболее многочисленная — создана для решения конкретных экономических задач: например, разработки международных стандартов, утверждения правил регулирования международного транспорта, деятельно-„т; сти международного страхования, оказания банковских услуг за рубежом. Самая массовая международная организация в современном мире — ООН, ч, членами которой являются практически все государства мира. Важное направление деятельности этой организации — область международных экономических отношений.

Интеграционные процессы в наибольшей мере присущи развитым странам. Из числа ныне действующих группировок этих стран выделяется Европейский Союз. Это интеграционное объединение действует в Западной Европе и объединяет большинство западноевропейских стран. Развитие интеграции в рамках ЕС прошло ряд ступеней, в ходе которых осуществлялся переход от низших форм к высшим: зона свободной торговли, таможенный союз, общий рынок, экономический затем валютный и политический союз.

В настоящее время ЕС выступает мощным активизатором экономического прогресса западноевропейских стран. Этот Союз — один из ведущих центров мировой экономики. На его долю приходится 1/3 мировой торговли, свыше 1/5 расходов на научные исследования и около 1/3 золотовалютных резервов в мире. В последние годы наряду с традиционными связями (торговлей, вывозом капитала, специализацией и кооперацией производства) расширяется сотрудничество в таких областях, как научно-технический обмен, охрана окружающей среды, сокращение безработицы.

Экономическая интеграция в рамках ЕС постоянно углубляется. Она обеспечивает наиболее тесное сближение национальных хозяйств.

Кроме ЕС в Европе существуют и другие интеграционные группировки. Одна из них — экономический союз Бенилюкс. Он действует с 1960 г., распространяется на три государства: Бельгию, Нидерланды, Люксембург. Эта группировка значительно уступает ЕС, тем не менее играет активную роль в западноевропейской экономике. Она предусматривает свободное передвижение продукции, услуг, капитала, а также граждан между тремя странами. Внутри группировки снят пограничный контроль при пересечении границы.

Еще одна интеграционная группировка в Европе — Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ). Это торгово-экономическая организация, возникшая в 1960 г. в противовес ЕС. В настоящее время в нее входят Австрия, Исландия, Финляндия, Норвегия, Швеция, Швейцария.

ЕАСТ представляет собой зону свободной торговли. Режим свободного (беспошлинного) товарооборота для стран зоны действует в отношении промышленных товаров и не распространяется на сельскохозяйственную продукцию.

В отличие от ЕС за каждой страной сохраняется внешнеторговая автономия и собственные таможенные пошлины в торговле с третьими странами. Совет, куда входят представители всех стран-членов, является не наднациональным, как в ЕС, а консультационным органом.[8,9].

Между ЕС и ЕАСТ идет процесс сближения; создается единое европейское экономическое пространство, которое включает переход к единой валюте, общей внешней политике, общему гражданству, а также к созданию условий для свободного движения капиталов и товаров. В Европе создается «суперрынок», осуществляющий 40% мировой торговли.

Интеграционные процессы развиваются не только в Западной Европе. Крупная интеграционная группировка действует в Северной Америке. Это Североамериканская ассоциация свободной торговли (НАФТА). В нее входят США, Канада, Мексика. Степень взаимодействия и интегрированности национальных хозяйств не уступает участникам ЕС.

Интеграция стран НАФТА происходит в основном по трем направлениям: взаимная торговля, производственное сотрудничество и движение капитала. Для каждой из стран рынок двух других участниц является основным: на нем реализуется преобладающая часть национальных товаров. Так, 75-80% вывозимой Канадой продукции направляется в США. Столько же направляется Мексикой.

Однако обратные поставки США в эти страны значительно меньше, что свидетельствует о неравноправности членов этой организации.

Особенностью североамериканской интеграции является отсутствие координации внешнеполитической деятельности. Кроме того, нет совместных институтов, регулирующих и координирующих экономическое развитие, подобно органам ЕС. Своеобразной «мягкой» формой экономической интеграции развитых стран служит Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Членами этой международной организации являются 28 стран. В ее рамках выполняется согласование общих вопросов экономической политики стран-участниц (например, координация темпов роста производства, внешней торговли, перемещений капитала и рабочей силы). Основное значение придается выработке общей политики по отношению к развивающимся странам (например, предоставление кредитов, оказание безвозмездной помощи, выполнение образовательных и медицинских программ).

Среди развивающихся стран процессы хозяйственного объединения менее активны. Наиболее известна Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), включающая в свой состав Индонезию, Малайзию, Сингапур, Таиланд, Филиппины, Бруней, Вьетнам, Лаос, Мьянму (Бирму), Камбоджу. В развитии стран Южной Америки важную роль играет Латиноамериканская ассоциация интеграции (ЛАИ), которая объединяет более 20 стран. На африканском континенте действует Таможенный и экономический союз Центральной Африки в составе Габона, Камеруна, Конго, Центральноафриканс-кой Республики.

Для координации действий в области добычи и условий торговли нефтью группой стран — основных владельцев нефтяных запасов — создана Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК). Участниками ОПЕК являются 13 развивающихся стран: Алжир, Венесуэла, Габон, Индонезия, Ирак, Иран, Катар, Кувейт, Ливия, Нигерия, Объединенные Арабские Эмираты, Саудовская Аравия, Эквадор. Они добывают примерно 1/2 потребляемой в мире нефти.

Особое место среди ныне действующих интеграционных группировок занимает Содружество Независимых Государств (СНГ), в рамках которого принят ряд соглашений, в том числе об образовании экономического союза.

Действует и развивается экономический союз между Россией и Россияю.

Примером интеграции экономик России и России является сотрудничество двух предприятий: российского «Газпрома» и белорусского «Белтрансгаза». «Газпром» поставляет газ в европейские страны с месторождения на острове Ямал (север Западной Сибири). «Белтрансгаэ» осуществляет транспортировку этого газа через территорию России.[10].

На первом этапе сотрудничества «Белтрансгаз» выполнял функции застройщика: занимался строительством компрессорных станций (Оршанской, Крупской, Москваой, Несвижской и Слонимской) и прокладкой газопровода по территории России до границы с Польшей. На втором этапе «Белтрансгаз» выполняет функции оператора по эксплуатации газопровода. Белорусско-российское сотрудничество этих предприятий способствует созданию 1000 новых рабочих мест. Специалисты белорусского участка газопровода обеспечиваются жильем, детскими учреждениями, бытовыми услугами. Кроме того, увеличиваются налоговые отчисления в белорусский бюджет. Дополнительные средства позволяют проводить реконструкцию ответвлений газопровода к городам и поселкам, потребляющим российский газ, привлекать современные технологии в области магистральной транспортировки газа, обеспечивать повышение профессионального уровня работников газовой отрасли России.

Между странами бывшего СССР создана еще одна интеграционная группировка. Это Евразийское Экономическое Сообщество. В него вошли Россия, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан. Страны-участницы стремятся перерасти рамки таможенного союза, и проводят мероприятия по согласованной структурной перестройке своих экономик.

2.2. Европейский союз (ЕС)

 

Исходной точкой формирования ЕС принято считать подписание 18 апреля 1951 г. в Париже Францией, ФРГ, Италией, Бельгией, Нидерландами и Люксембургом Договора о создании Европейского объединения угля и стали. Через шесть лет (25 марта 1957 г.) в Риме этими же странами были подписаны договоры о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом). Вместе с Парижским договором Римский договор 1957 г. заложил конституционные основы Европейского сообщества, став фундаментом для создания зоны свободной торговли шести стран. В соответствии с Римским договором миссия сообщества заключается в том, чтобы путем создания общего рынка и постепенного сближения экономической политики государств-членов способствовать гармоничному развитию экономической деятельности во всем сообществе, непрерывному и сбалансированному экономическому росту, повышенной стабильности, ускоренному подъему уровня жизни и более тесным связям между государствами, которое оно объединяет. Конкретные положения договора касаются создания единого рынка товаров, организованного и ограниченного общими правилами и политикой, в особенности в области сельского хозяйства.

Информация о работе Особенности взаимоотношений региональных организаций: ЕС, НАФТА, МЕРКОСУР