Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 14:32, курсовая работа
Планирование - есть предопределение будущего, построение активного образа модели желаемого и намечаемого в будущем состояния экономики при одновременном установлении путей, способов, средств и сроков достижения этих состояний и намечаемых целей.
Планы всегда ориентированы на достижение определенных целей, на решение конкретных задач стоящих перед экономикой, что находит свое отражение в показателях плана, числовых параметрах фиксирующих меру, степень решений социально-экономических задач, этапы движения к конечной цели.
Введение 6
1 Теоретические аспекты стратегического планирования на макроуровне 8
1.1 Понятие стратегического планирования 8
1.2 Основные принципы разработки комплексных программ развития
на макроэкономическом уровне 10
2 Анализ развития японской экономики с 2000 по 2011гг. 14
2.1 Японская модель экономики 14
2.2 Внешнеэкономическая стратегия Японии 19
3 Перспективы развития экономики Японии 27
3.1 Экономика Японии на современном этапе 27
3.2 Россия в японской стратегии развития 32
Заключение 35
Библиографический список
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 6
1 Теоретические аспекты стратегического планирования на макроуровне 8
1.1 Понятие стратегического планирования 8
1.2 Основные
принципы разработки
на макроэкономическом уровне 10
2 Анализ развития
японской экономики с 2000 по 2011гг.
2.1 Японская модель экономики
3 Перспективы
развития экономики Японии
3.1 Экономика Японии на современном
этапе
3.2 Россия в японской стратегии развития
Заключение
Библиографический
список
РЕФЕРАТ
Курсовая
работа содержит 38 с., 1 рисунок, 1 таблица,
21источник
Понятие
стратегического
планирования, Внешнеэкономическая
стратегия Японии,
Научно-исследовательские,
опытно- конструкторские
и технологические работы
Цель
курсовой работы: рассмотрение методов
стратегического планирования Японии.
ВВЕДЕНИЕ
Планирование - есть предопределение будущего,
построение активного образа модели желаемого
и намечаемого в будущем состояния экономики
при одновременном установлении путей,
способов, средств и сроков достижения
этих состояний и намечаемых целей.
Планы всегда ориентированы на достижение
определенных целей, на решение конкретных
задач стоящих перед экономикой, что находит
свое отражение в показателях плана, числовых
параметрах фиксирующих меру, степень
решений социально-экономических задач,
этапы движения к конечной цели.
Плановые показатели отражают также направленность
экономических действий, промежуточные
результаты, виды и объемы затрачиваемых
ресурсов.
Планы разрабатываются на определенный
период, именуемый плановым периодом.
План фиксирует показатели, характеризующие
состояние системы в конце планового периода,
определяет пути и способы достижения
желаемых результатов и необходимые для
этого ресурсы. Вся работа по разработке
и составлению планов, а также их практическое
осуществление представляют собой систему
планирования.
К планированию относятся:
- общественно-политический надзор над
экономикой и контроль через различные
политические учреждения (правительство,
парламент, администрация президента,
политические партии и т.д.);
- оценка состояния экономики на конкретный
момент времени;
- оценка спонтанных тенденций развития;
- проецирование на будущее желаемого
экономического уровня, а также использование
всех необходимых средств, для достижения
намеченных целей.
Основной функцией планирования является
формулирование курса действий над управляемой
системой, с последующим формулированием
комплекса мер по их реализации, что находит
свое отражение в содержании плана.
1 Теоретические аспекты стратегического планиро-
вания на макроуровне
1.1 Понятие стратегического планирования
В общепринятом понимании планирование — это «один из методов экономического управления. Заключается в разработке и практическом осуществлении планов, определяющих будущее состояние экономической системы, путей, способов и средств его достижения. Основными методами планирования являются балансовый, нормативный и программно-целевой». По своему назначению и содержанию планы могут быть директивными, индикативными, стратегическими и тактическими.
Методы и содержание планов в каждом случае имеют свои особенности.
Процессы планирования развития экономики имеют свою специфику в зависимости от ряда конкретных условий: от формы государственного устройства; от заданных границ во времени и в пространстве; от характера конкретного объекта, субъекта и предмета планирования и прогнозирования; от уровня математического, технологического и иного ресурсного обеспечения.
Планирование представляет собой сложный процесс. Это связано с множественностью факторов внутренней и внешней среды и значительной степенью их неопределенности, а также с необходимостью выбора оптимального методического аппарата, с формированием целевых плановых показателей, которые должны быть конкретными и измеримыми1.
В рыночных условиях директивные планы в своем традиционном виде практически не находят применения. Методы директивного планирования трансформировались в новые формы. Примерами тому могут служить планы по закупкам товаров для государственных нужд, планы развития инфраструктуры городов, производственные планы унитарных и казенных предприятий и др.
Индикативное планирование отличается тем, что цели социально-экономического развития определены в виде конкретных параметров (индикаторов), достижение которых обеспечивается специально разработанными, преимущественно косвенными, экономическими мерами государственного воздействия на поведение участников рыночных отношений. Основными индикаторами являются:
1)
характеристики темпов роста,
изменения структуры и
2)
показатели динамики
3)
показатели изменения
Таким образом, индикативный план является, по существу, планом-прогнозом.
Для
составления индикативного
Наиболее сложным является формирование долгосрочных планов, что обусловлено значительной ролью факторов неопределенности. В долгосрочных планах трудно определить точные числовые индикаторы на отдаленную перспективу.
Стратегическое планирование должно состоять в определении долгосрочных основополагающих целей и установлении путей их достижения. При составлении стратегического плана необходимо учитывать наиболее вероятные изменения внешней и внутренней среды планируемого объекта, разрабатывать комплексы мероприятий, направленных на смягчение действия негативных и усиление влияния позитивных факторов2.
1.2 Основные принципы разработки комплексных программ разви-
тия на макроэкономическом уровне
В практике планирования важнейшей предпосылкой качественного выполнения этих работ является использование научно обоснованной методологии. Последняя включает вопросы методики формирования целей и приоритетных задач развития экономики, определение принципиальных требований, которым должен отвечать процесс планирования.
Вопрос о принципах планирования относится к числу основных при формировании методологии планирования. В научных трудах, затрагивающих вопросы государственного планирования, этому вопросу всегда уделяется внимание, но рассматривается он с разной полнотой его охвата и степенью детализации. Комплекс принципов планирования, рассматриваемых в научных публикациях, может быть изложен в виде следующего перечня.
1. Научность - означает научную объективность и достоверность; применение методов, отвечающих целям исследования; правильность выбранной методологии.
2. Целенаправленность - обоснование приоритетных направлений социально-экономического развития и стратегического выбора; формирование комплекса стратегических целей развития; определение приоритетных функций видов деятельности.
3. Социальность - при формировании стратегических целей и механизмов их реализации приоритетными являются решения, обеспечивающие повышение качества жизни и защиту интересов населения.
4. Комплексность - означает необходимость рассмотрения всех элементов планирования во взаимосвязи; рассмотрение всех факторов и социально-экономических характеристик в их целостности; на представительные и исполнительные органы управления ложится вся полнота ответственности за разработку и осуществление комплексного развития; реализация принципов комплексности неразрывно связана с соблюдением принципов иерархичности.
5. Системность - означает, что системный подход является одним из методов стратегического планирования, который обеспечивает соблюдение требований устойчивости, динамичности, гибкости, структурной сбалансированности. Стратегическое социально-экономическое планирование является подсистемой системы управления государством, регионом, муниципальным образованием. При разработке плана необходимо учитывать внешние и внутренние факторы, все предпосылки и ограничения в условиях социально-экономического развития, взаимозависимости в развитии стран мира и регионов страны. Также существует необходимость рассмотрения сложной социально-экономической системы, состоящей из множества взаимосвязанных элементов (подсистем, компонентов) различного иерархического уровня. Принцип системности тесно связан с принципом комплексности3.
6. Адаптивность - возможность при планировании и формировании стратегического выбора учитывать происходящие изменения внешней среды путем гибкой корректировки целей, приоритетов и способов их реализации, модификации механизмов обратных связей.
7. Вариантность - означает, что при разработке концепции и при прогнозировании развития социально-экономических систем необходима вариантная проработка, вытекающая из реально существующей ситуации и предполагаемых изменений внутренних и внешних условий развития системы на перспективу; в каждом варианте должны быть согласованы оценки условий, цели развития и механизмы их достижения; в конечном итоге отбирается наилучший из всех возможных вариантов развития.
8. Эффективность - понимается как необходимость доказательства того, что сформированный набор целей экономического развития, приоритетных функций, намеченных путей реализации плана обеспечит наилучший результат при наименьших затратах.
9. Минимизация риска - означает, что при формировании плана должны быть оценены различные риски в будущем, необходимо прогнозирование рисков и их учет при сравнительном анализе вариантов плана, при принятии решения о конечном выборе варианта плана.
10. Баланс интересов - это многозначное понятие, предполагающее нахождение консенсуса между властными структурами, властью и бизнесом, профессиональными и общественными группами населения по вопросам о выборе приоритетных стратегических целей и механизмов их практической реализации, обеспечение согласованности и непротиворечивости федеральных, региональных и местных интересов.
11. Легитимность - это обязательность рассмотрения и принятия разработанных проектов концепций, программ, планов социально-экономического развития органами представительной власти соответствующего уровня государственного управления.
12. Демократичность - означает гласность и открытость хода и результата работ по формированию концепций, программ, планов с привлечением научной общественности и населения к рассмотрению и экспертизе проектов документов. Принцип демократичности тесно связан с принципами легитимности и баланса интересов.
13. Профессионализм - обеспечивается специальной подготовкой участников работ, созданием необходимой методологической и информационной базы, организацией независимой экспертизы с привлечением к разработке профессионалов, специализирующихся по соответствующей проблематике.
14. Принцип «первого руководителя» - означает участие в ходе работ или их оценке «первых лиц» соответствующего уровня государственного управления. Вопросы сравнительной оценки стратегических альтернатив и окончательного выбора являются прерогативой высших руководителей соответствующих органов управления, несущих, в конечном счете, всю полноту ответственности за результаты социально - экономического развития отрасли, региона, страны4.
15.
Принцип инновационности - означает использование
в процессе планирования технологических
инноваций, особенно современных информационных
технологий; создание эффективных организационных
форм выполнения работ; обоснование и
обеспечение механизмов экономического
взаимодействия между заинтересованными
субъектами управления и хозяйствования;
обеспечение нормативной базы планирования,
отвечающей международным стандартам;
научные инновации, основанные на результатах
фундаментальных и прикладных исследований
в области проблем стратегического планирования
и социально-экономического развития5.