Перспективы развития экономики Японии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 14:32, курсовая работа

Описание

Планирование - есть предопределение будущего, построение активного образа модели желаемого и намечаемого в будущем состояния экономики при одновременном установлении путей, способов, средств и сроков достижения этих состояний и намечаемых целей.
Планы всегда ориентированы на достижение определенных целей, на решение конкретных задач стоящих перед экономикой, что находит свое отражение в показателях плана, числовых параметрах фиксирующих меру, степень решений социально-экономических задач, этапы движения к конечной цели.

Содержание

Введение 6
1 Теоретические аспекты стратегического планирования на макроуровне 8
1.1 Понятие стратегического планирования 8
1.2 Основные принципы разработки комплексных программ развития
на макроэкономическом уровне 10
2 Анализ развития японской экономики с 2000 по 2011гг. 14
2.1 Японская модель экономики 14
2.2 Внешнеэкономическая стратегия Японии 19
3 Перспективы развития экономики Японии 27
3.1 Экономика Японии на современном этапе 27
3.2 Россия в японской стратегии развития 32
Заключение 35
Библиографический список

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА ГОТОВО.docx

— 93.42 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение 6

1 Теоретические аспекты стратегического планирования на макроуровне 8

    1.1 Понятие  стратегического планирования 8

    1.2 Основные  принципы разработки комплексных  программ развития  

    на макроэкономическом уровне 10

2 Анализ развития  японской экономики с 2000 по 2011гг.                                   14 
    2.1 Японская модель экономики                                                                          14       
    2.2 Внешнеэкономическая стратегия Японии                                                    19    

3 Перспективы  развития экономики Японии                                                         27 
    3.1 Экономика Японии на современном этапе                                                   27

    3.2 Россия в японской стратегии развития                                                          32 
Заключение                                                                                                                 35

Библиографический список                                                                                      37                                       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ 

     Курсовая  работа содержит 38 с., 1 рисунок, 1 таблица, 21источник 

     Понятие стратегического  планирования, Внешнеэкономическая стратегия Японии, Научно-исследовательские, опытно- конструкторские и технологические работы 

     Цель  курсовой работы: рассмотрение методов стратегического планирования Японии. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

         Планирование - есть предопределение будущего, построение активного образа модели желаемого и намечаемого в будущем состояния экономики при одновременном установлении путей, способов, средств и сроков достижения этих состояний и намечаемых целей. 
         Планы всегда ориентированы на достижение определенных целей, на решение конкретных задач стоящих перед экономикой, что находит свое отражение в показателях плана, числовых параметрах фиксирующих меру, степень решений социально-экономических задач, этапы движения к конечной цели. 
          Плановые показатели отражают также направленность экономических действий, промежуточные результаты, виды и объемы затрачиваемых ресурсов.  
         Планы разрабатываются на определенный период, именуемый плановым периодом. 
         План фиксирует показатели, характеризующие состояние системы в конце планового периода, определяет пути и способы достижения желаемых результатов и необходимые для этого ресурсы. Вся работа по разработке и составлению планов, а также их практическое осуществление представляют собой систему планирования. 
         К планированию относятся: 
         - общественно-политический надзор над экономикой и контроль через различные политические учреждения (правительство, парламент, администрация президента, политические партии и т.д.); 
         - оценка состояния экономики на конкретный момент времени; 
         - оценка спонтанных тенденций развития; 
         - проецирование на будущее желаемого экономического уровня, а также использование всех необходимых средств, для достижения намеченных целей. 
         Основной функцией планирования является формулирование курса действий над управляемой системой, с последующим формулированием комплекса мер по их реализации, что находит свое отражение в содержании плана. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1 Теоретические аспекты стратегического планиро-    

        вания на макроуровне

      

        1.1 Понятие стратегического планирования

        В общепринятом понимании планирование — это «один из методов экономического управления. Заключается в разработке и практическом осуществлении планов, определяющих будущее состояние экономической системы, путей, способов и средств его достижения. Основными методами планирования являются балансовый, нормативный и программно-целевой». По своему назначению и содержанию планы могут быть директивными, индикативными, стратегическими и тактическими.

     Методы  и содержание планов в каждом случае имеют свои особенности.

     Процессы  планирования развития экономики имеют  свою специфику в зависимости  от ряда конкретных условий: от формы  государственного устройства; от заданных границ во времени и в пространстве; от характера конкретного объекта, субъекта и предмета планирования и прогнозирования; от уровня математического, технологического и иного ресурсного обеспечения.

     Планирование  представляет собой сложный процесс. Это связано с множественностью факторов внутренней и внешней среды и значительной степенью их неопределенности, а также с необходимостью выбора оптимального методического аппарата, с формированием целевых плановых показателей, которые должны быть конкретными и измеримыми1.      

     В рыночных условиях директивные планы  в своем традиционном виде практически  не находят применения. Методы директивного планирования трансформировались в  новые формы. Примерами тому могут  служить планы по закупкам товаров  для государственных нужд, планы  развития инфраструктуры городов, производственные планы унитарных и казенных предприятий  и др.

     Индикативное  планирование отличается тем, что цели социально-экономического развития определены в виде конкретных параметров (индикаторов), достижение которых обеспечивается специально разработанными, преимущественно косвенными, экономическими мерами государственного воздействия на поведение участников рыночных отношений. Основными индикаторами являются:

     1) характеристики темпов роста,  изменения структуры и эффективности  экономики, развития внешнеэкономических  связей;

     2) показатели динамики финансовой  системы и денежного обращения,  развития рынка ценных бумаг,  движения цен; 

     3) показатели изменения занятости  и уровня жизни населения, развития  социальной сферы и т. д.

     Таким образом, индикативный план является, по существу, планом-прогнозом.

     Для составления индикативного плана  требуется проведение информационно-аналитической работы, результаты которой позволяют оценить стартовый потенциал, характер влияния внутренних и внешних факторов, сформировать сценарий развития в будущем, определить количественные значения индикаторов на плановый период. Этот процесс требует использования достаточно сложного научно-методического аппарата, в нем интегрированы исследования, относящиеся к разным направлениям экономического анализа. В рамках существующей структуры органов исполнительной власти организовать подобную работу достаточно сложно. В этих условиях необходимо искать методы совершенствования индикативного планирования.

     Наиболее  сложным является формирование долгосрочных планов, что обусловлено значительной ролью факторов неопределенности. В  долгосрочных планах трудно определить точные числовые индикаторы на отдаленную перспективу.

     Стратегическое  планирование должно состоять в определении  долгосрочных основополагающих целей и установлении путей их достижения. При составлении стратегического плана необходимо учитывать наиболее вероятные изменения внешней и внутренней среды планируемого объекта, разрабатывать комплексы мероприятий, направленных на смягчение действия негативных и усиление влияния позитивных факторов2.

           1.2 Основные принципы разработки комплексных программ разви-    

                 тия на макроэкономическом уровне

     В практике планирования важнейшей предпосылкой качественного выполнения этих работ является использование научно обоснованной методологии. Последняя включает вопросы методики формирования целей и приоритетных задач развития экономики, определение принципиальных требований, которым должен отвечать процесс планирования.

     Вопрос  о принципах планирования относится  к числу основных при формировании методологии планирования. В научных трудах, затрагивающих вопросы государственного планирования, этому вопросу всегда уделяется внимание, но рассматривается он с разной полнотой его охвата и степенью детализации. Комплекс принципов планирования, рассматриваемых в научных публикациях, может быть изложен в виде следующего перечня.

     1. Научность - означает научную объективность и достоверность; применение методов, отвечающих целям исследования; правильность выбранной методологии.

     2. Целенаправленность - обоснование приоритетных направлений социально-экономического развития и стратегического выбора; формирование комплекса стратегических целей развития; определение приоритетных функций видов деятельности.

     3. Социальность - при формировании стратегических целей и механизмов их реализации приоритетными являются решения, обеспечивающие повышение качества жизни и защиту интересов населения.

     4. Комплексность - означает необходимость рассмотрения всех элементов планирования во взаимосвязи; рассмотрение всех факторов и социально-экономических характеристик в их целостности; на представительные и исполнительные органы управления ложится вся полнота ответственности за разработку и осуществление комплексного развития; реализация принципов комплексности неразрывно связана с соблюдением принципов иерархичности.

     5. Системность - означает, что системный подход является одним из методов стратегического планирования, который обеспечивает соблюдение требований устойчивости, динамичности, гибкости, структурной сбалансированности. Стратегическое социально-экономическое планирование является подсистемой системы управления государством, регионом, муниципальным образованием. При разработке плана необходимо учитывать внешние и внутренние факторы, все предпосылки и ограничения в условиях социально-экономического развития, взаимозависимости в развитии стран мира и регионов страны. Также существует необходимость рассмотрения сложной социально-экономической системы, состоящей из множества взаимосвязанных элементов (подсистем, компонентов) различного иерархического уровня. Принцип системности тесно связан с принципом комплексности3.

     6. Адаптивность - возможность при планировании и формировании стратегического выбора учитывать происходящие изменения внешней среды путем гибкой корректировки целей, приоритетов и способов их реализации, модификации механизмов обратных связей.

     7. Вариантность - означает, что при разработке концепции и при прогнозировании развития социально-экономических систем необходима вариантная проработка, вытекающая из реально существующей ситуации и предполагаемых изменений внутренних и внешних условий развития системы на перспективу; в каждом варианте должны быть согласованы оценки условий, цели развития и механизмы их достижения; в конечном итоге отбирается наилучший из всех возможных вариантов развития.

     8. Эффективность - понимается как необходимость доказательства того, что сформированный набор целей экономического развития, приоритетных функций, намеченных путей реализации плана обеспечит наилучший результат при наименьших затратах.

     9. Минимизация риска - означает, что при формировании плана должны быть оценены различные риски в будущем, необходимо прогнозирование рисков и их учет при сравнительном анализе вариантов плана, при принятии решения о конечном выборе варианта плана.

     10. Баланс интересов - это многозначное понятие, предполагающее нахождение консенсуса между властными структурами, властью и бизнесом, профессиональными и общественными группами населения по вопросам о выборе приоритетных стратегических целей и механизмов их практической реализации, обеспечение согласованности и непротиворечивости федеральных, региональных и местных интересов.

     11. Легитимность - это обязательность рассмотрения и принятия разработанных проектов концепций, программ, планов социально-экономического развития органами представительной власти соответствующего уровня государственного управления.

     12. Демократичность - означает гласность и открытость хода и результата работ по формированию концепций, программ, планов с привлечением научной общественности и населения к рассмотрению и экспертизе проектов документов. Принцип демократичности тесно связан с принципами легитимности и баланса интересов.

     13. Профессионализм - обеспечивается специальной подготовкой участников работ, созданием необходимой методологической и информационной базы, организацией независимой экспертизы с привлечением к разработке профессионалов, специализирующихся по соответствующей проблематике.

     14. Принцип «первого руководителя» - означает участие в ходе работ или их оценке «первых лиц» соответствующего уровня государственного управления. Вопросы сравнительной оценки стратегических альтернатив и окончательного выбора являются прерогативой высших руководителей соответствующих органов управления, несущих, в конечном счете, всю полноту ответственности за результаты социально - экономического развития отрасли, региона, страны4.

     15. Принцип инновационности - означает использование в процессе планирования технологических инноваций, особенно современных информационных технологий; создание эффективных организационных форм выполнения работ; обоснование и обеспечение механизмов экономического взаимодействия между заинтересованными субъектами управления и хозяйствования; обеспечение нормативной базы планирования, отвечающей международным стандартам; научные инновации, основанные на результатах фундаментальных и прикладных исследований в области проблем стратегического планирования и социально-экономического развития5. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Перспективы развития экономики Японии