Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 14:32, курсовая работа
Планирование - есть предопределение будущего, построение активного образа модели желаемого и намечаемого в будущем состояния экономики при одновременном установлении путей, способов, средств и сроков достижения этих состояний и намечаемых целей.
Планы всегда ориентированы на достижение определенных целей, на решение конкретных задач стоящих перед экономикой, что находит свое отражение в показателях плана, числовых параметрах фиксирующих меру, степень решений социально-экономических задач, этапы движения к конечной цели.
Введение 6
1 Теоретические аспекты стратегического планирования на макроуровне 8
1.1 Понятие стратегического планирования 8
1.2 Основные принципы разработки комплексных программ развития
на макроэкономическом уровне 10
2 Анализ развития японской экономики с 2000 по 2011гг. 14
2.1 Японская модель экономики 14
2.2 Внешнеэкономическая стратегия Японии 19
3 Перспективы развития экономики Японии 27
3.1 Экономика Японии на современном этапе 27
3.2 Россия в японской стратегии развития 32
Заключение 35
Библиографический список
Япония
выступает основным торговым партнером
ряда стран Восточной и Юго-
Начиная с 1980-х годов Япония прилагает усилия для расширения двустороннего и многостороннего сотрудничества в области науки и техники. Осуществляются крупномасштабные национальные программы цель которых - поднять авторитет страны, ликвидировать отставание от стран Запада в области фундаментальных исследований, а также обеспечить себе лидирующие позиции на наиболее перспективных направлениях НТП.
В мировом движении технологии Япония занимает своеобразное место. Она импортирует всю технологию из индустриальных стран, а экспортирует почти поровну в развитые и развивающиеся страны. 40 % общего объема экспорта технологии вывозится в страны Азии. Японские компании расширяют научно-техническое сотрудничество и развитие промышленной кооперации с Восточной и Юго-Восточной Азией, стремясь перевести производство продукции средней сложности в соседние страны, а самим сосредоточиться на разработке и освоении технологически сложной продукции.
С
1980-х годов произошла
Основным рынком приложения японского капитала является Северная Америка (30%), где заметна тенденция внедрения компаний высокой технологии, которые стремятся использовать американский опыт и ликвидировать свое отставание в таких областях, как ЭВМ, мобильная связь. Они не только образуют с американскими компаниями совместные предприятия, но и создают свои. Далее в приоритетах идет Западная Европа15.
Произошло
массированное внедрение
Япония не является крупным объектом приложения иностранного капитала. Объем ИПК в Японии составляет только 1,2% общемировых иностранных инвестиций (1990 г. - 0,5%). В середине 2000-х годов на компании с иностранным капиталом приходилось 1,5% общих продаж в Японии. С конца 1990-х годов приток ИПК резко возрос в значительной мере за счет поглощения японских компаний. Финансовый кризис 1997 г. способствовал значительному открытию японского хозяйства для капитала западных стран. Почти наполовину он сосредоточен в финансовой сфере. Основными донорами капитала были компании США (16%), Нидерландов, Германии, Сингапура.
Япония стала одним из крупнейших кредиторов ссудного капитала и экономической помощи. Она играет важную роль в предоставлении правительственной помощи развитию, став одним из крупнейших доноров (2000-е годы — 20%). Значительная часть помощи традиционно направляется в азиатский регион (свыше 70%), где Япония является его крупнейшим донором (около 50%). Самую значительную часть ее получают КНР, Индия, Таиланд, Индонезия, Филиппины, Вьетнам. Центральное место в нем занимает прием иностранных студентов и стажеров при сравнительно незначительном количестве направляемых за рубеж японских специалистов 17.
И все же, несмотря на некоторые новые моменты во внешнеэкономической стратегии Японии, ее главной задачей остается обеспечение высоких темпов роста внешней торговли в рамках уже сложившейся структуры.
В
качестве одной из главных задач
при определении нового курса
во внешнеэкономической сфере
До 2007 года экономика Японии, по свидетельству
аналитиков германской газеты “FAZ” переживала
самый продолжительный подъем после окончания
Второй мировой войны. До этого Япония
преодолела многолетнюю инфляцию и тяжелый
финансовый кризис. Начав глубокие структурные
изменения правительство Дж. Коидзуми,
пришедшее к власти в 2001, вернуло страну
на путь устойчивого развития. Благодаря
низким процентным ставкам и благоприятной
мировой конъюнктуре, и, прежде всего высокому
спросу на рынках КНР и США, японские концерны
начали резко увеличивать капиталовложения
и развернули экспансию на внешние рынки.
В 2005 году ВВП страны реально увеличился
на 2,6%. Прибыли японских компаний в 2005
достигли 300 млрд. евро. В 2006 его прирост
был несколько меньшим – 2,4%. В 2007 году
экономический рост замедлился, прежде
всего, за счет динамики валовых накоплений.
Прирост ВВП Японии составил 2,1%. Темпы
роста внутреннего спроса в частном секторе
снизились. Значительное сокращение инвестиций
в строительство жилья сочетались с замедлением
роста вложений в основной капитал производственной
сферы и потребительских расходов. Существенно
снизились темпы роста промышленности
Японии19.
Как отмечает "Financial Times"20, экономика Японии до 2008 года считалась относительно защищенной от последствий кризиса в сфере ипотечного кредитования, разразившегося в США и Западной Европе. Оптимистические сценарии для Японии учитывали, прежде всего, ограниченную уязвимость банковской и финансовой систем этой страны в условиях усилившегося влияния кризиса в сфере ипотечного кредитования США.
Спад на 0,6% заставил аналитиков изменить свое мнение относительно возможностей Японии оставаться в стороне от неблагоприятных тенденций в мировой экономике. Япония среди развитых государств стала наиболее крупной с экономической точки зрения страной, пережившей сокращение ВВП. Япония, импортирующая почти все необходимое ей углеводородное сырье, сильно пострадала от повышения мировых цен на него (а также и от удорожания других сырьевых товаров), что создало дополнительные проблемы как для местных компаний, так и для японских семей, ограничив их возможности в приобретении товаров и услуг, а значит, сдерживая дальнейший макроэкономический рост.
Опасения относительно глубокой рецессии заставили правительство принять пакет стимулирующих мер, среди которых наиболее значимыми являются снижение налогов и оказание финансовой помощи транспортной и строительной отраслям, а также малому бизнесу. Правительство взяло на себя обязательство добиваться бездефицитного первичного бюджета к 2011-2112 гг. По данному показателю Япония опережает другие крупные государства с развитой экономикой.
На
конец 2009 финансового года Япония занимала
второе место в мире (после США)
по номинальному значению ВВП, который
составляет более 5 трлн. долларов США,
однако, по данным экспертов, в августе
2010-го по этому показателю китайская экономика
обогнала японскую; и третье место по паритету
покупательной способности (после США
и Китая). Банковские услуги, страхование,
недвижимость, транспорт, розничная торговля,
телекоммуникации и строительство играют
значительную роль в экономике страны.
Япония обладает крупными производственными
мощностями, и в ней находятся несколько
крупнейших производителей механических
транспортных средств, электроники, станков,
стали, судов, химических веществ, текстиля
и пищевых продуктов. Сектор услуг составляет
три четверти внутреннего валового продукта21.
По состоянию на 2007 Япония занимала 19-е
место по отношению ВВП к отработанным
часам. Согласно индексу Биг-Мака японские
рабочие получают самую высокую почасовую
зарплату в мире. В Японии низкий уровень
безработицы, но в 2009 году он стал повышаться
и составил 5,1%. Крупнейшие компании включают
в себя Toyota, Nintendo, NTT DoCoMo, Canon, Honda, Takeda Pharmaceutical,
Sony, Nippon Steel, Tepco, Mitsubishi. Кроме того в ней
располагается несколько крупнейших банков
и Токийская фондовая биржа, которая занимает
второе место в мире по рыночной капитализации.
В 2006 году 326 японских компаний входили
в Forbes 2000, что составляет 16,3 % списка22.
В 2009 году
Япония занимала 13 место по индексу лёгкости
ведения бизнеса и 19 место по индексу экономической
свободы (пятое среди тридцати азиатских
стран). Капитализм в Японии имеет много
особенностей, например, заметную роль
в экономике страны играют кэйрэцу. Также
распространено пожизненное трудоустройство
работника в одной и той же компании. Японские
компании известны такими методами управления
компаний как «Принципы Toyota». В последнее
время Япония несколько отошла от этих
норм.
В 2007 году основными партнёрами Японии
по экспорту были США (20,4 %), Китай (15,3 %),
Южная Корея (7,6 %), Тайвань (6,3 %), Гонконг
(5,4 %), а по импорту — Китай (20,5 %), США (11,6
%), Саудовская Аравия (5,7 %), ОАЭ (5,2 %), Австралия
(5 %), Южная Корея (4,4 %) и Индонезия (4,2 %).
Япония экспортирует механические транспортные
средства, электронику и химические вещества.
В страну ввозятся станки и оборудование,
ископаемое топливо, еда (в особенности
говядина), химические вещества, текстиль
и промышленное сырьё. Правительство Дзюнъитиро
Коидзуми провело ряд реформ, поощряющих
рыночную конкуренцию, и в результате
выросли иностранные инвестиции.
ВВП Японии в 2010 году вырос на 4,0% после
падения на 6,3% годом ранее.(таб. 1).
2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. | 2011 г. | |
ВМП | 4,7 | 5 | 5,2 | 3,2 | -1,3 | 2 |
ВВП | 3,2 | 2,4 | 2,1 | -0,6 | -6,2 | -5,1 |
Доля ВВП | 0,4 | 0,5 | 0,4 | -0,2 | 4,8 | 5,2 |
Экспорт | 3,7 | 4,2 | 4,5 | -4,2 | -3,8 | -0,8 |
Импорт | 0,5 | 0,8 | 0,7 | 1,7 | 1,9 | 3,7 |
Таблица 1- Динамика макроэкономических показателей характеризующих
экономику
Японии
3 Перспективы развития экономики Японии
3.1 Экономика Японии
на современном этапе
Сегодня Япония выступает с новой стратегией экономического роста, учитывающей реалии современного состояния японской и мировой экономики, перспективные угрозы и вызовы развития мировой экономики в будущем. В стратегии дается откровенный анализ существующих проблем, во многом обусловленных недавним финансовым и управленческим кризисом в Японии.
В стратегии ставятся на перспективу амбициозные задачи дальнейшего усиления японской экономики с ее национальной спецификой, которая сможет противостоять всем рискам и неожиданностям, повышения ее мировой роли в качестве привлекательной экономики, привлекательной страны и привлекательного народа — всемерного развития человеческого и социального капитала Японии. Предполагается, что Япония в перспективе будет создавать новые ценности, систему ценностей, привлекательную для всего мира. Таким образом, Япония предстает не только как мощный экономический центр, но и генератор новых социально-экономических идей и ценностей, что, в свою очередь, опять же усиливаете ее экономический и политический статус в мире.
Для нас особенно интересно, что Япония также прогнозирует сокращение населения и его старение, но, однако, не видит в этом ничего особенно ужасного и катастрофичного. Именно опыт Японии наилучшим образом показал всему миру, что слабости можно превращать в силу (весьма характерный лозунг японской философии: «поддайся и победи») - именно эти слабости дают государству сильнейший стимул идти по интенсивному и эффективному, высокотехнологичному пути развития, а не по экстенсивному и затратному. Отсутствие ресурсов исторически ставит неизбежную дилемму: «работай эффективно или погибнешь».
Примечательно, что именно Япония и Венгрия, страны в значительной степени лишенные собственных ресурсов, показывали примеры хорошей и эффективной работы, изобретательности. Тут есть над чем подумать — у нас в избытке природных ресурсов, территории, и именно это подталкивает часто к экстенсивным и малоэффективным решениям, не говоря уже об объективной возможности крупномасштабных хищений и растрат, о которых нам постоянно и сообщают. При этом еще у нас часто раздаются голоса, что нам чего-то не хватает в природе, что для остального мира выглядит просто либо комичным, либо заведомо ложным.
Сокращение трудовых ресурсов как раз и предполагает всемерное развитие научно-технического прогресса и внедрение его достижений, безлюдных роботизированных технологий, информационно-коммуникационных технологий, и вообще — всемерных вложений в человеческий капитал, повышение его качества. Все это предполагает Япония, все это должна предполагать и Россия для выхода на траекторию современного высокотехнологичного роста.
В японской стратегии развития анализируются новые формы экономического роста при сокращении и старении населения, различные инновационные циклы и динамика спроса, большое значение придается азиатской кооперации и специализации.
Анализ ситуации приводит к необходимости проведения в перспективе ряда реформ, которые, по мнению экспертов, позволят сделать японскую экономику в будущем весьма успешной.
Япония предполагает стать крупнейшим мировым инновационным центром, обеспечивать рост экономической эффективности на базе интернет-технологий и т. п. Достаточно интересна аналогия с Россией — мы сейчас хотим стать мировым энергетическим центром.23 Но таким центром можно быть по-разному, например, просто распродать все имеющиеся у нас природные ресурсы лет за 50, а потом смотреть что будет дальше. Кроме большой печали в этом случае, конечно, ничего не будет. Другой путь— стать именно инновационным энергетическим центром планеты, который благодаря поступающим сейчас сверхдоходам от продажи ресурсов широким фронтом будет осуществлять инновации в энергетике, разрабатывать новые технологии, активно внедрять их в отечественное производство, стать лидером в разработке и внедрении альтернативной энергетики. Тогда может быть и ресурсов хватит не на 50, а на 500 лет. Но организовывать и управлять этим процессом, поддерживать его должно именно государство. Только государство в целом заинтересовано в получении таких масштабных макроэкономических эффектов, никакая частная инициатива снизу и саморегулирующийся рынок такие макрозадачи автоматически не решат, как и не решат проблем организации современной научной базы, необходимой для достижения поставленных целей. Конечно, и в этой сфере необходимо обширное государственно-частное партнерство, но опять же, стратегически планировать его и управлять им может только государство. Если пустить эти процессы на самотек и в частные руки, то эффект может появиться, например, через сотню лет и проявиться, с точки зрения народного благосостояния, только в резком увеличении благосостояния ограниченных олигархических кругов (да и то, в основном торговых, а не производящих)24.