Перспективы развития экономики Японии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 14:32, курсовая работа

Описание

Планирование - есть предопределение будущего, построение активного образа модели желаемого и намечаемого в будущем состояния экономики при одновременном установлении путей, способов, средств и сроков достижения этих состояний и намечаемых целей.
Планы всегда ориентированы на достижение определенных целей, на решение конкретных задач стоящих перед экономикой, что находит свое отражение в показателях плана, числовых параметрах фиксирующих меру, степень решений социально-экономических задач, этапы движения к конечной цели.

Содержание

Введение 6
1 Теоретические аспекты стратегического планирования на макроуровне 8
1.1 Понятие стратегического планирования 8
1.2 Основные принципы разработки комплексных программ развития
на макроэкономическом уровне 10
2 Анализ развития японской экономики с 2000 по 2011гг. 14
2.1 Японская модель экономики 14
2.2 Внешнеэкономическая стратегия Японии 19
3 Перспективы развития экономики Японии 27
3.1 Экономика Японии на современном этапе 27
3.2 Россия в японской стратегии развития 32
Заключение 35
Библиографический список

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА ГОТОВО.docx

— 93.42 Кб (Скачать документ)

     Япония  выступает основным торговым партнером  ряда стран Восточной и Юго-Восточной  Азии. Она обеспечивает Индонезии 37 % ее экспорта и 24 % импорта, Малайзии – 26 % ее импорта и 16 % экспорта, Сингапуру - 21% его импорта и 17 % экспорта, Южной Корее – 26 % ее импорта. Япония является также основным экспортным и импортным рынком КНР13.

     Начиная с 1980-х годов Япония прилагает  усилия для расширения двустороннего и многостороннего сотрудничества в области науки и техники. Осуществляются крупномасштабные национальные программы цель которых - поднять авторитет страны, ликвидировать отставание от стран Запада в области фундаментальных исследований, а также обеспечить себе лидирующие позиции на наиболее перспективных направлениях НТП.

     В мировом движении технологии Япония занимает своеобразное место. Она импортирует  всю технологию из индустриальных стран, а экспортирует почти поровну  в развитые и развивающиеся страны. 40 % общего объема экспорта технологии вывозится в страны Азии. Японские компании расширяют научно-техническое сотрудничество и развитие промышленной кооперации с Восточной и Юго-Восточной Азией, стремясь перевести производство продукции средней сложности в соседние страны, а самим сосредоточиться на разработке и освоении технологически сложной продукции.

     С 1980-х годов произошла переориентация Японии с экспорта товаров на экспорт  капитала, что было предопределено превышением национальных сбережений над капиталовложениями, которое в 1980-1990-е годы составляло от 5 до 10 % ВВП. Ведущей формой вывоза стал ссудный капитал. Основные капиталовложения сосредоточены в кредитной сфере (21,2 %), в электромашиностроении, химии, торговле и транспортном машиностроении14.

     Основным  рынком приложения японского капитала является Северная Америка (30%), где  заметна тенденция внедрения  компаний высокой технологии, которые стремятся использовать американский опыт и ликвидировать свое отставание в таких областях, как ЭВМ, мобильная связь. Они не только образуют с американскими компаниями совместные предприятия, но и создают свои. Далее в приоритетах идет Западная Европа15.

     Произошло массированное внедрение японского  капитала в страны Восточной и Юго-Восточной Азии (20% общего объема прямых капиталовложений). Здесь основные центры притяжения японского капитала — КНР и Индонезия, Таиланд. Следствием политики японских компаний явилось превращение западной части Азиатско-Тихоокеанского региона в один из главных центров производства и экспорта цветных телевизоров, магнитофонов, кондиционеров. Зарубежные японские предприятия в Восточной и Юго-Восточной Азии направляют в Японию основную часть их экспорта — свыше 40%. Японские поставки продукции обрабатывающей промышленности в страны Восточной и Юго-Восточной Азии превысили соответствующий экспорт, туда из Северной Америки и Западной Европы 16.

     Япония  не является крупным объектом приложения иностранного капитала. Объем ИПК в Японии составляет только 1,2% общемировых иностранных инвестиций (1990 г. - 0,5%). В середине 2000-х годов на компании с иностранным капиталом приходилось 1,5% общих продаж в Японии. С конца 1990-х годов приток ИПК резко возрос в значительной мере за счет поглощения японских компаний. Финансовый кризис 1997 г. способствовал значительному открытию японского хозяйства для капитала западных стран. Почти наполовину он сосредоточен в финансовой сфере. Основными донорами капитала были компании США (16%), Нидерландов, Германии, Сингапура.

     Япония  стала одним из крупнейших кредиторов ссудного капитала и экономической помощи. Она играет важную роль в предоставлении правительственной помощи развитию, став одним из крупнейших доноров (2000-е годы — 20%). Значительная часть помощи традиционно направляется в азиатский регион (свыше 70%), где Япония является его крупнейшим донором (около 50%). Самую значительную часть ее получают КНР, Индия, Таиланд, Индонезия, Филиппины, Вьетнам. Центральное место в нем занимает прием иностранных студентов и стажеров при сравнительно незначительном количестве направляемых за рубеж японских специалистов 17.

     И все же, несмотря на некоторые новые  моменты во внешнеэкономической стратегии Японии, ее главной задачей остается обеспечение высоких темпов роста внешней торговли в рамках уже сложившейся структуры.

     В качестве одной из главных задач  при определении нового курса  во внешнеэкономической сфере Японии выдвигается необходимость сокращения импорта сырья и энергоносителей. Критиками нынешнего курса предлагается и другой путь — ориентация преимущественно  на внутренний рынок и различные меры по снижению себестоимости готовой продукции. По мнению некоторых японских экспертов, этого можно было бы достигнуть за счет переноса некоторых производств за границу, в основном в те регионы мира, где уровень зарплаты значительно ниже, чем в Японии. Дополнительные выгоды можно было бы иметь, если та, куда инвестируется японский капитал, располагает промышленным сырьем, в котором нуждается Япония. Эта идея уже получила практическое воплощение в некоторых отраслях 18. 
          До 2007 года экономика Японии, по свидетельству аналитиков германской газеты “FAZ” переживала самый продолжительный подъем после окончания Второй мировой войны. До этого Япония преодолела многолетнюю инфляцию и тяжелый финансовый кризис. Начав глубокие структурные изменения правительство Дж. Коидзуми, пришедшее к власти в 2001, вернуло страну на путь устойчивого развития. Благодаря низким процентным ставкам и благоприятной мировой конъюнктуре, и, прежде всего высокому спросу на рынках КНР и США, японские концерны начали резко увеличивать капиталовложения и развернули экспансию на внешние рынки. В 2005 году ВВП страны реально увеличился на 2,6%. Прибыли японских компаний в 2005 достигли 300 млрд. евро. В 2006 его прирост был несколько меньшим – 2,4%. В 2007 году экономический рост замедлился, прежде всего, за счет динамики валовых накоплений. Прирост ВВП Японии составил 2,1%. Темпы роста внутреннего спроса в частном секторе снизились. Значительное сокращение инвестиций в строительство жилья сочетались с замедлением роста вложений в основной капитал производственной сферы и потребительских расходов. Существенно снизились темпы роста промышленности Японии19.

     Как отмечает "Financial Times"20, экономика Японии до 2008 года считалась относительно защищенной от последствий кризиса в сфере ипотечного кредитования, разразившегося в США и Западной Европе. Оптимистические сценарии для Японии учитывали, прежде всего, ограниченную уязвимость банковской и финансовой систем этой страны в условиях усилившегося влияния кризиса в сфере ипотечного кредитования США.  

     Спад  на 0,6% заставил аналитиков изменить свое мнение относительно возможностей Японии оставаться в стороне от неблагоприятных  тенденций в мировой экономике. Япония среди развитых государств стала  наиболее крупной с экономической точки зрения страной, пережившей сокращение ВВП. Япония, импортирующая почти все необходимое ей углеводородное сырье, сильно пострадала от повышения мировых цен на него (а также и от удорожания других сырьевых товаров), что создало дополнительные проблемы как для местных компаний, так и для японских семей, ограничив их возможности в приобретении товаров и услуг, а значит, сдерживая дальнейший макроэкономический рост.

     Опасения  относительно глубокой рецессии заставили  правительство принять пакет стимулирующих мер, среди которых наиболее значимыми являются снижение налогов и оказание финансовой помощи транспортной и строительной отраслям, а также малому бизнесу. Правительство взяло на себя обязательство добиваться бездефицитного первичного бюджета к 2011-2112 гг. По данному показателю Япония опережает другие крупные государства с развитой экономикой.

     На  конец 2009 финансового года Япония занимала второе место в мире (после США) по номинальному значению ВВП, который  составляет более 5 трлн. долларов США, однако, по данным экспертов, в августе 2010-го по этому показателю китайская экономика обогнала японскую; и третье место по паритету покупательной способности (после США и Китая). Банковские услуги, страхование, недвижимость, транспорт, розничная торговля, телекоммуникации и строительство играют значительную роль в экономике страны. Япония обладает крупными производственными мощностями, и в ней находятся несколько крупнейших производителей механических транспортных средств, электроники, станков, стали, судов, химических веществ, текстиля и пищевых продуктов. Сектор услуг составляет три четверти внутреннего валового продукта21
По состоянию на 2007 Япония занимала 19-е место по отношению ВВП к отработанным часам. Согласно индексу Биг-Мака японские рабочие получают самую высокую почасовую зарплату в мире. В Японии низкий уровень безработицы, но в 2009 году он стал повышаться и составил 5,1%. Крупнейшие компании включают в себя Toyota, Nintendo, NTT DoCoMo, Canon, Honda, Takeda Pharmaceutical, Sony, Nippon Steel, Tepco, Mitsubishi. Кроме того в ней располагается несколько крупнейших банков и Токийская фондовая биржа, которая занимает второе место в мире по рыночной капитализации. В 2006 году 326 японских компаний входили в Forbes 2000, что составляет 16,3 % списка22
          В 2009 году Япония занимала 13 место по индексу лёгкости ведения бизнеса и 19 место по индексу экономической свободы (пятое среди тридцати азиатских стран). Капитализм в Японии имеет много особенностей, например, заметную роль в экономике страны играют кэйрэцу. Также распространено пожизненное трудоустройство работника в одной и той же компании. Японские компании известны такими методами управления компаний как «Принципы Toyota». В последнее время Япония несколько отошла от этих норм. 
В 2007 году основными партнёрами Японии по экспорту были США (20,4 %), Китай (15,3 %), Южная Корея (7,6 %), Тайвань (6,3 %), Гонконг (5,4 %), а по импорту — Китай (20,5 %), США (11,6 %), Саудовская Аравия (5,7 %), ОАЭ (5,2 %), Австралия (5 %), Южная Корея (4,4 %) и Индонезия (4,2 %). Япония экспортирует механические транспортные средства, электронику и химические вещества. В страну ввозятся станки и оборудование, ископаемое топливо, еда (в особенности говядина), химические вещества, текстиль и промышленное сырьё. Правительство Дзюнъитиро Коидзуми провело ряд реформ, поощряющих рыночную конкуренцию, и в результате выросли иностранные инвестиции. 
ВВП Японии в 2010 году вырос на 4,0% после падения на 6,3% годом ранее.(таб. 1).
 

  2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г.
ВМП 4,7 5 5,2 3,2 -1,3 2
ВВП 3,2 2,4 2,1 -0,6 -6,2 -5,1
Доля  ВВП 0,4 0,5 0,4 -0,2 4,8 5,2
Экспорт 3,7 4,2 4,5 -4,2 -3,8 -0,8
Импорт 0,5 0,8 0,7 1,7 1,9 3,7
 

Таблица 1- Динамика макроэкономических показателей характеризующих

 экономику  Японии 
 
 
 

       3 Перспективы развития экономики Японии

      
          3.1 Экономика Японии на современном этапе

     Сегодня Япония выступает с новой стратегией экономического роста, учитывающей реалии современного состояния японской и мировой экономики, перспективные угрозы и вызовы развития мировой экономики в будущем. В стратегии дается откровенный анализ существующих проблем, во многом обусловленных недавним финансовым и управленческим кризисом в Японии.

     В стратегии ставятся на перспективу  амбициозные задачи дальнейшего  усиления японской экономики с ее национальной спецификой, которая сможет противостоять всем рискам и неожиданностям, повышения ее мировой роли в качестве привлекательной экономики, привлекательной страны и привлекательного народа — всемерного развития человеческого и социального капитала Японии. Предполагается, что Япония в перспективе будет создавать новые ценности, систему ценностей, привлекательную для всего мира. Таким образом, Япония предстает не только как мощный экономический центр, но и генератор новых социально-экономических идей и ценностей, что, в свою очередь, опять же усиливаете ее экономический и политический статус в мире.

     Для нас особенно интересно, что Япония также прогнозирует сокращение населения и его старение, но, однако, не видит в этом ничего особенно ужасного и катастрофичного. Именно опыт Японии наилучшим образом показал всему миру, что слабости можно превращать в силу (весьма характерный лозунг японской философии: «поддайся и победи») - именно эти слабости дают государству сильнейший стимул идти по интенсивному и эффективному, высокотехнологичному пути развития, а не по экстенсивному и затратному. Отсутствие ресурсов исторически ставит неизбежную дилемму: «работай эффективно или погибнешь».

     Примечательно, что именно Япония и Венгрия, страны в значительной степени лишенные собственных ресурсов, показывали примеры хорошей и эффективной работы, изобретательности. Тут есть над чем подумать — у нас в избытке природных ресурсов, территории, и именно это подталкивает часто к экстенсивным и малоэффективным решениям, не говоря уже об объективной возможности крупномасштабных хищений и растрат, о которых нам постоянно и сообщают. При этом еще у нас часто раздаются голоса, что нам чего-то не хватает в природе, что для остального мира выглядит просто либо комичным, либо заведомо ложным.

     Сокращение  трудовых ресурсов как раз и предполагает всемерное развитие научно-технического прогресса и внедрение его достижений, безлюдных роботизированных технологий, информационно-коммуникационных технологий, и вообще — всемерных вложений в человеческий капитал, повышение его качества. Все это предполагает Япония, все это должна предполагать и Россия для выхода на траекторию современного высокотехнологичного роста.

     В японской стратегии развития анализируются новые формы экономического роста при сокращении и старении населения, различные инновационные циклы и динамика спроса, большое значение придается азиатской кооперации и специализации.

     Анализ  ситуации приводит к необходимости проведения в перспективе ряда реформ, которые, по мнению экспертов, позволят сделать японскую экономику в будущем весьма успешной.

     Япония  предполагает стать крупнейшим мировым инновационным центром, обеспечивать рост экономической эффективности на базе интернет-технологий и т. п. Достаточно интересна аналогия с Россией — мы сейчас хотим стать мировым энергетическим центром.23 Но таким центром можно быть по-разному, например, просто распродать все имеющиеся у нас природные ресурсы лет за 50, а потом смотреть что будет дальше. Кроме большой печали в этом случае, конечно, ничего не будет. Другой путь— стать именно инновационным энергетическим центром планеты, который благодаря поступающим сейчас сверхдоходам от продажи ресурсов широким фронтом будет осуществлять инновации в энергетике, разрабатывать новые технологии, активно внедрять их в отечественное производство, стать лидером в разработке и внедрении альтернативной энергетики. Тогда может быть и ресурсов хватит не на 50, а на 500 лет. Но организовывать и управлять этим процессом, поддерживать его должно именно государство. Только государство в целом заинтересовано в получении таких масштабных макроэкономических эффектов, никакая частная инициатива снизу и саморегулирующийся рынок такие макрозадачи автоматически не решат, как и не решат проблем организации современной научной базы, необходимой для достижения поставленных целей. Конечно, и в этой сфере необходимо обширное государственно-частное партнерство, но опять же, стратегически планировать его и управлять им может только государство. Если пустить эти процессы на самотек и в частные руки, то эффект может появиться, например, через сотню лет и проявиться, с точки зрения народного благосостояния, только в резком увеличении благосостояния ограниченных олигархических кругов (да и то, в основном торговых, а не производящих)24.

Информация о работе Перспективы развития экономики Японии