Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 14:32, курсовая работа
Планирование - есть предопределение будущего, построение активного образа модели желаемого и намечаемого в будущем состояния экономики при одновременном установлении путей, способов, средств и сроков достижения этих состояний и намечаемых целей.
Планы всегда ориентированы на достижение определенных целей, на решение конкретных задач стоящих перед экономикой, что находит свое отражение в показателях плана, числовых параметрах фиксирующих меру, степень решений социально-экономических задач, этапы движения к конечной цели.
Введение 6
1 Теоретические аспекты стратегического планирования на макроуровне 8
1.1 Понятие стратегического планирования 8
1.2 Основные принципы разработки комплексных программ развития
на макроэкономическом уровне 10
2 Анализ развития японской экономики с 2000 по 2011гг. 14
2.1 Японская модель экономики 14
2.2 Внешнеэкономическая стратегия Японии 19
3 Перспективы развития экономики Японии 27
3.1 Экономика Японии на современном этапе 27
3.2 Россия в японской стратегии развития 32
Заключение 35
Библиографический список
Новая стратегия экономического роста Японии опирается на несколько базовых блоков, таких как оживление региональных экономик, среднего и малого бизнеса, реформирование сектора услуг. Все это, однако, сильно взаимоувязано с главной межсекторальной проблемой — инновациями в человеческий капитал, развитие которого также необходимо и для развития производственной и непроизводственной инфраструктуры, инноваций в финансах и инвестициях, технических инноваций.
Отдельно выделяется развитие экономики знаний, особенно знаний, важных для управленцев.
Для Росси может быть крайне интересен японский подход к развитию фундаментальных и прикладных научных исследований, ведь в этой сфере, как известно, Япония уже давно достигла впечатляющих высот, но, тем не менее, это там считается далеко недостаточным для достижения новых поставленных целей перспективного развития25.
Япония предполагает еще больше активизировать фундаментальные и прикладные научные исследования и содействовать еще более быстрому внедрению достижений науки в практику, причем достижение основного эффекта видится именно на стыке различных научных дисциплин и сфер. Даже в своей развитой системе управления научными исследованиями и инновациями в Японии видят серьезные проблемы и барьеры на пути ее совершенствования.
Предполагаются систематические реформы в индустрии, академической сфере, государственном партнерстве, общественных институтах в целях интерактивного содействия продвижению новейших технологий на рынок— ускоренные инновации, планирование инновационного «суперхайвэя», ускорение, концентрация и интерактивная кооперация на стратегических направлениях исследований.
Новая стратегия экономического роста Японии не страдает излишней абстрактностью, новая поощрительная индустриальная политика ставит вполне конкретные практические цели, например, такие как создание новых энергоносителей, роботов, цифровой потребительской электроники, нового поколения электроавтомобилей, источников питания для них, авангардного медицинского оборудования и технологий для борьбы с раком, авиации нового поколения и др. Выделяются стадии индустриального развития, которые необходимо пройти для достижения поставленных целей.
Как мы видим, перенесенные Японией кризисы только повысили качество ее стратегического планирования и прогнозирования. Конечно кризисы в России были более масштабными, глубинными и системными, если не сказать архитектоническими, но все-таки столь быстрое превращение из страны передовой науки в страну передовой торговли ресурсами было явно чрезмерным и во многом, особенно если говорить о последних 10 годах, ситуация связана с явным недосмотром со стороны государства. Наличие огромных фондов, запасов и профицитов, безусловно, уже несколько лет потенциально позволяет подумать посерьезней об интеллекте нации, передовой науке и всей экономике знаний в России. Пока, прямо скажем, усилия и успехи здесь умеренные.
Это особенно досадно, ведь речь идет о поддержке очень ограниченного научного контингента в России. В тяжелые годы перестройки этот контингент вымирал, приобретал челночную квалификацию, вынужденно уезжал за границу (все, кто хотел сам, уехали уже давно), эффективно торговал на морозе, терял квалификацию, исчезали целые отечественные научные школы. При этом науку постоянно лихорадили радикальные реформы, которые радикально выкашивали ее ряды. Самое страшное, что по многим направлениям была прервана преемственность, прервана подготовка научных кадров. Конечно, в России многие защищают диссертации, получают научные степени и звания, но если посчитать реальное количество ныне живущих кандидатов и докторов наук, профильно работающих именно в научно-исследовательских институтах и центрах, то мы увидим устрашающе малую популяцию научных работников, особенно если учесть их средний возраст. До сих пор ясно, что у молодежи нет пока почти никаких реальных стимулов идти в науку и серьезно заниматься наукой (любой продавец в средненьком магазине получает больше).
Может быть для того, чтобы мы уж совсем не отстали от Японии в области науки и техники, сделать простую вещь. Поскольку реальных ученых у нас значительно меньше, чем детей, может как-то и на них распространить идею материнского капитала (ну хотя бы на каждого второго ученого...). Как говорится, в каждой шутке есть доля истины. Но уже не шуткой выглядит предположение, что через несколько лет каждый реальный ученый-исследователь пофамильно будет получать отдельной строкой из федерального бюджета достойное содержание только для того, чтобы он был.
Правительство
Хатоямы, как поясняют в управлении
госстратегии, стремится избавить политическое
руководство страны от бюрократов. Управление
государственной стратегии напрямую находится
в контакте с премьер-министром и действует
как "командный центр" для координации
и планирования мер между различными министерствами.
Стратегия в основном связана с экономикой,
а не с внешнеполитическими проблемами.
Поэтому притязания Японии на четыре острова
южных Курил и связанная с ними проблема
мирного договора с Россией не влияют
на выбор нового пути развития Японии.
По словам самого премьера, главная задача
управления - содействовать реформам налоговой
системы и процесса составления бюджета,
создать основу для перестройки структуры
правительства.
К 2020 финансовому году предполагается
достичь 3-процентного номинального и
2-процентного реального роста ВВП, сократить
безработицу до 3-4% на среднесрочную перспективу.
Источник роста японцы будут искать в
тех областях, в которых есть спрос. А это
- здравоохранение в условиях "старения"
общества и экологически чистая энергетика,
с одной стороны, и открытие "новых границ"
через интеграцию с Азией и международный
туризм - с другой26.
3.2
Россия в японской стратегии
развития
Последнее,
как раз, в основном и касается связей
с Россией. Японцы собираются довести
ежегодный поток иностранных туристов
в свою страну до 25 миллионов человек к
2020 году и за счет этого создать 560 тысяч
новых рабочих мест. Цели весьма амбициозные
с учетом того, что на фоне глобального
финансового кризиса, укрепления японской
иены и угрозы распространения свиного
гриппа, в 2009 году Японию посетило только
6 миллионов туристов.
Россия - соседняя с Японией страна, и интерес
ко всему японскому у нее не снижается.
Но ряд проблем мешает наплыву российских
туристов - высокие цены на авиаперелеты,
сложность оформления виз, проблемы с
использованием кредитных карт за пределами
Токио. Поскольку решение этих проблем
не из легких, японцы собираются пойти
по пути увеличения интереса россиян.
Как сообщил
журналистам директор Управления по делам
туризма Японии Масахидэ Кацумата, японцы
всерьез рассматривают возможность развития
медицинского туризма, то есть, когда обеспеченные
россияне будут приезжать в "Страну
восходящего Солнца" на лечение или
оздоровление. Пока не понятно, правда,
почему вдруг в Японию, а не в ту же Германию.
Хотя на Японских островах есть горячие
источники, но захотят ли за них платить
даже обеспеченные россияне?27
Еще одна
проблема - языковой барьер: россияне не
всегда говорят по-английски, японцы, как
правило, не говорят по-английски. По словам
Куцуматы, проблему предполагается решать
вовлечением в медицинский туризм российских
студентов, обучающихся в японских медицинских
вузах. Насколько это устроит богатых
клиентов, пока сказать трудно. И вряд
ли можно предполагать, что это как-то
реально оживит российско-японские экономические
связи и повысит роль России в стратегических
планах развития Японии. На ближайшее время
вряд ли стоит ожидать каких-то перемен28.
Хотя потенциал
у двух стран существует немалый, он остается
нетронутым. И с этим не спорят эксперты
ни в Японии, ни в России. Пока интерес
японцев ограничивался только российскими
сырьевыми ресурсами и развертыванием
производств, в том числе в автомобилестроении.
Россия не использует своих возможностей,
а ведь на руках у японцев - 15 триллионов
долларов, которые они не могут использовать
у себя в стране.
Чтобы привлечь японцев, нужна инициатива
с российской стороны, я думаю если
создать инфраструктуру на Байкале, на
Камчатке в соответствии с высокими международными
стандартами, туристы из Японии воспользуются
этим, что принесет доходы не только российским
регионам, но и японским компаниям. Безусловно,
это принесет выгоду в развитии обеих
стран. Но этого не происходит.
В определенной
степени, нерешенность территориальной
проблемы мешает созданию привлекательных
для Японии стратегических планов, участию
японских компаний в развитии транспортной
и рекреационной инфраструктуры на Дальнем
Востоке.
Вместе
с тем, при обсуждении с журналистами в
Токио новой стратегии развития Японии
и места в ней России японские чиновники
и эксперты вообще стараются избегать
тему южных Курил. Возможно, это и правильно,
так как излишнее к ней внимание сильно
раздражает общественное мнение и портит
деловой климат.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
План
состоит из отдельных разделов, в
этих разделах обосновываются пути решения
задач, стоящих перед государством
в области экономики в плановом
периоде, определяются основные показатели
по отраслям и сферам экономики. Определенные
показатели должны быть обоснованы, а
в плане должны быть предусмотрены антиинфляционные
меры и уделено особое внимание разделам
по социальной политике государства.
Все вышеизложенное относится к макроэкономическому
планированию которое можно определить
как сознательное действие. Цель макроэкономического
планирования, привести по истечению определенного
срока к желаемому результату национальную
экономику в целом.
Стратегическое
планирование на макроуровне, в условиях
рыночной экономики, существенно отличается
по содержанию от всех существующих ранее
видов планирования и особенно от директивного
планирования командно-административной
системы.
Директивное планирование полностью исключает
воздействие рынка на экономику и выносит
на макроуровень почти все микроэкономические
решения. В условиях рыночной экономики
на макроуровне планирование представляет
сочетание рыночного механизма с саморегулированием
и плановым управлением. Определяющей
формой управления становится рынок.
В распределяемой форме управления действует
принцип минимальной достаточности. Каждый
уровень ставит и решает те задачи, которые
выполнимы в пределах его компетенции.
Директивному планированию командно-административной
системы характерна сквозная система
планирования, объединяющая все уровни
хозяйствования в жесткую систему. В рыночной
экономике это отсутствует. Здесь функция
управления распределена по следующим
уровням:
1) Базовый (микроуровень) - предприятия,
мелкие хозяйствующие единицы.
2) Средний (мегауровень) - корпорации, ассоциации,
министерства, ведомства.
3) Высший (макроуровень) - государственные
органы управления, парламент, аппарат
президента.
Стратегическое планирование на макроуровне
является необходимым инструментом рыночного
хозяйствования. Планирование носит взаимовыгодный
характер, с точки зрения как цели экономического
и социального развития, так и средств
достижения конечных результатов деятельности
предприятия. При этом обязательно соблюдение
интересов центра и самостоятельность
предприятия.
Планирование в рыночной экономике осуществляется
преимущественно экономическими методами,
а основными экономическими регуляторами
являются налоги, таможенная и финансовая
политики.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Хлынов В.Г. Общегосударственное планирование рыночной экономики: Международный опыт , 2006 – 190 c.
2. Японии Мировая экономика и международные отношения , 2000, - №8. – 165 c.
3. Страны мира: Краткий политическо-экономический справочник. - М.: Политиздат, 2009 – 105 c.
4. Ломакин В. К. Мировая экономика. - М.: Юнити, 2007- 185 с.
5. Виханский О.С. Стратегическое управление. Учебник для вузов О. С. Виханский , 2002. – 117 с.
6. Анискин Ю.Д. Планирование и контроллинг. Учебник: М.: Омега –Л., 2005. – 265 с.
7. Ансофф И. Стратегическое управление М. Экономика, 2000- 385 с.
8. Руденко А.И. стратегическое планирование на предпрятии, Учебное пособие для ВУЗов Симферополь, 1999 – 278 с.
9. Шершнева З.Е.
10. Конрад Н.И. Столетие японской революции. Народы Азии и Африки, № 11, 2001- 271 c.
11. Кузнецов Ю.Д., Павлицкая Г.Б., Сырицын И.М. История Японии. М., 1990г. - 121 с.
12. Новейшая история стран Азии и Африки: ХХ век: Учебник для ВУЗов, М., 2003 – 340 с.
13. Центр гуманитарных технологий [Электронный ресурс] : Экспертно-аналитический портал «Economist Intelegence Unit» Режим доступа: http://economist.com
14. Международная деловая газета [Электронный ресурс] : «Financial Times» Режим доступа: http://financialtimes.com
15. Укрепление позиций Японии на азиатском рынке. –2008. -№ 19 - 75 с.
16. Япония рост интереса к африканскому рынку. –2008. -№ 71-72- 97 с.
17. Япония замедление спада в экспортной сфере. –2009. -№ 67- 45 с.
18. [Электронный ресурс] : www.ru.emb-japan.go.jp
19. [Электронный ресурс] : www.worldbank.org/eca/russian
20.
О некоторых тенденциях в
21. О некоторых тенденциях в развитии международной торговли на современном этапе.// БИКИ. - 2011. - № 47– 74 с.