Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 15:43, контрольная работа
При вступлении в ВТО Республика Беларусь получит определенные права и обязанности в качестве члена-экспортера и члена-импортера. В качестве члена-экспортера у нее будет право защищать себя от "серьезного вреда" своим интересам и от "потери или уменьшения прибылей", полагающихся ей как члену. Таким образом, если субсидии других членов будут оказывать отрицательное воздействие на ее экспорт, то у нее будет право обратиться за помощью, что в результате теоретически приведет к прекращению указанных субсидий или даст ей право на принятие контрмер.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра управления предприятиями торговли
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине: Международные торговые организации
на тему: Перспективы вступления в ВТО Республики Беларусь
Минск 2011
Сильные стороны |
Слабые стороны |
1.Повышается инвестиционная
привлекательность страны за
счет введения общепринятых 2.ВТО выступает в роли
верховного арбитра в 3. Защита прав на 4. Регулирование острой
для РБ проблемы «утечки 5. Уступки для страны
со стороны международного 6. Получение прав и
обязанностей в качестве члена- |
1. Защита прав на 2. Негативное влияние на внутренний рынок страны 3. Лишение социально и
исторически обусловленной 4. Возможно вытеснение малого бизнеса из освоенных им секторов экономики 5. Исключение помощи государства
производителям-экспортерам и |
Возможности |
Угрозы |
1. Недискриминационный доступ к рынкам государств-членов ВТО 2. Обеспечение международной правовой защиты экономических интересов страны 3. Улучшение открытости торговой политики и практики торговых партнеров 4. Доступ к механизму разрешения споров в рамках ВТО 5. Возможность продвижения
своих торгово-экономических 6. Уменьшение вероятности частых изменений в торговой политике РБ 7. Более благоприятные
условия для инвестиционной 8.Укрепление репутации страны |
1.Возможное непредоставление переходного периода для РБ 2. Доступ на внутренний
рынок товаров и услуг 3.Доступ на рынок 4. Необходимость тарифных уступок 5. Рост безработицы с ожидаемыми последствиями для небогатой части населения |
2. Последствия
вступления Республики
Положительные последствия:
1)Недискриминационный доступ к рынкам государств-членов ВТО
(на сегодняшний день
около более 90% от всего торгового
оборота регулируется
2)Обеспечение международной правовой защиты экономических интересов страны.
При вступлении в ВТО Республика Беларусь получит определенные права и обязанности в качестве члена-экспортера и члена-импортера. В качестве члена-экспортера у нее будет право защищать себя от "серьезного вреда" своим интересам и от "потери или уменьшения прибылей", полагающихся ей как члену. Таким образом, если субсидии других членов будут оказывать отрицательное воздействие на ее экспорт, то у нее будет право обратиться за помощью, что в результате теоретически приведет к прекращению указанных субсидий или даст ей право на принятие контрмер. В качестве члена-импортера у нее будет право обратиться за помощью, если субсидируемый импорт из другой страны наносит ущерб ее внутренней промышленности. В качестве члена-экспортера и члена-импортера у нее будет обязанность иметь институциональный механизм для проведения объективного расследования о существовании субсидий и их объемах, а также о наличии ущерба, или серьезного вреда, или потере, или уменьшения прибыли;
3)Значительное улучшение открытости торговой политики и практики торговых партнеров, обеспечивающее большую безопасность в торговых отношениях;
4)Наличие правовой основы для устранения дискриминационных мер (количественных ограничений, антидемпинговых, компенсационных и защитных мер), применяемых крупнейшими государствами в торговле с Беларусью.
Членство в ВТО уменьшит
риск одностороннего произвола
в применении тех или иных
ограничительных мер
5)международный режим торговли, регулируемый четкими и стабильными нормами, предсказуемыми в торговых отношениях. Республика Беларусь заинтересована в использовании четко сформулированных международных норм и правил, регулирующих экономические отношения стран и обеспечивающих условия справедливой конкуренции. Это откроет для белорусского экспорта стабильный доступ к мировым рынкам, обеспечит соблюдение другими участниками системы ГАТТ/ВТО в торговых отношениях с Беларусью недискриминационных норм и правил международной торговли;
6)доступ к механизму разрешения споров в рамках ВТО, обеспечивающему защиту торговых интересов в том случае, если они были ущемлены торговыми партнерами;
7)участие Республики Беларусь в системе ГАТТ/ВТО будет способствовать созданию в стране предсказуемой торговой инвестиционной среды. Это, в свою очередь, будет содействовать привлечению капиталовложений в конкурентоспособные, ориентированные на экспорт секторы белорусской экономики;
8)возможность получения Беларусью от Договаривающихся Сторон ВТО определенных льгот, которые предусматриваются в ряде статей Генерального соглашения по тарифам и торговле. Приобретаемые льготы особенно важно использовать сейчас, когда Беларусь переживает серьезные экономические трудности, а экспортируемая отечественная продукция не является достаточно конкурентоспособной на мировом рынке. Беларусь уже пользуется режимом наибольшего благоприятствования (РНБ) с большинством своих важнейших торговых партнеров, хотя чаще всего на временной основе. Следовательно, в этом отношении к Беларуси, на практике, уже относятся как к члену ВТО, и ей не требуется значительно улучшать свой доступ на рынок. Единственное исключение – это последствия антидемпинга, где позиция белорусских экспортеров может улучшиться, когда Беларусь станет членом ВТО и перестанет считаться страной с государственной торговлей. Кроме того, белорусские экспортеры текстиля получат выгоду от либерализации торговли текстилем по Соглашению о текстиле и одежде. Поэтому цель полноправного участия в многосторонней системе регулирования торгово-экономических отношений стран является двуединой: обеспечить применение к Республике Беларусь принципа наибольшего благоприятствования со стороны других стран и в то же время получить для себя предусматриваемые системой ГАТТ/ВТО льготы и преимущества;
9)использование ВТО в качестве средства продвижения своих торгово-экономических интересов путем эффективного участия в многосторонних торговых переговорах в рамках ВТО;
10)уменьшение вероятности частых изменений в торговой политике Беларуси, и, как следствие, более благоприятные условия для инвестиционной деятельности;
11)укрепление репутации страны как стабильного и надежного торгового партнера.
Оценка негативных последствий вступления Республики Беларусь в ВТО
Оценка последствий вступления
Республики Беларусь в ВТО охватывает
различные аспекты, связанные с
правилами и нормами ВТО. Ожидание
немедленного (после получения
Помимо экономического фактора следует также рассматривать и социальный аспект затрагиваемой проблемы, так как стабильность экспорта данной товарной группы - это прежде всего необходимая загрузка мощностей предприятий, снижение социальной напряженности и угрозы безработицы.
Весьма сложной является проблемы, сопутствующие вхождению Республики Беларусь в ВТО: глобализация и введение электронной системы унифицированного учета товаров, безналичной системы оплаты, универсального номера налогоплательщика и т.п., которые в значительной мере связаны с системой ВТО. Философско-религиозный аспект этой проблемы отражен в Обращении Св. Синода Русской Православной Церкви ко всем православным христианам в марте 2000г. по поводу внедрения на территории России и Беларуси индивидуальных/универсальных номеров налогоплательщика.
Необходимо отметить, что
издержки, связанные с членством
в ВТО, к сожалению, неизбежны, и
вхождение Республики Беларусь в
мировой рынок окажется достаточно
трудным. Открытая конкуренция белорусских
и иностранных
Опыт большинства
Работы в этом направлении выявили ряд отраслей ( а в дальнейшем - производств и конкретных товаров) наиболее зависимых от тех изменений, которые будут связаны с членством в ВТО.
В результате проведенных
расчетов были выделены следующие отрасли,
нуждающиеся в настоящее время
в мерах протекционистской
По предварительным расчетам период до шести лет по различным товарам будет достаточным для снижения существующего уровня тарифной защиты до уровня, при котором возможно компенсирование трудностей, связанных с открытием внутреннего рынка. Сохранение высоких протекционистских барьеров на более длительный период времени нецелесообразно, так как они могут замедлить процесс адаптации отраслей промышленности и АПК к условиям рынка, препятствовать модернизации производств и выпуску конкурентоспособной продукции, а также вынудят потребителя на внутреннем рынке платить более высокую цену, что ведет к снижению уровня потребления и, в конечном итоге, уменьшению инвестиций.
Как уже отмечалось, наиболее защищенным сектором экономики в странах-членах ВТО является аграрный. Продовольственная безопасность — коренная стратегическая проблема, с которой сталкивается любая страна. Не может быть стабильной экономика государства, которое не в состоянии обеспечить достаточного уровня потребления продуктов питания собственного производства, если для этого имеются все необходимые условия. Очень острой является проблема производства - транспортировки- продажи генетически измененных организмов (ГМО) в сельском хозяйстве, представляющих большую потенциальную опасность для окружающей среды и человека. Например, Евросоюз объявил 5-летний мораторий на ввоз и использование ГМО на своей территории, а в РБ до сих пор нет национального законодательства по проблеме ГМО. Проект закона "О безопасности продуктов питания" в редакции 2003г, например, не содержит понятия "генетически модифицированный продукт", и не содержит других норм, гарантирующих защиту населения и окружающей среды, равно как и закон "О безопасности генно-инженерной деятельности", что является крайне опасным и превращает Беларусь в полигон для испытаний ГМО транснациональными корпорациями, базирующимися, в том числе, и на территории ЕС. Большую потенциальную угрозу для Республики Беларусь представляет введение "патентов на жизнь", проводимую не без участия ВТО и ряд других негативных глобализационных процессов. Вместе с тем, международной общественностью уже отмечены факты использования правил ВТО для лоббирования интересов транснациональных корпораций, работающих с ГМО, в ущерб интересам населения и окружающей среды.
Информация о работе Перспективы вступления в ВТО Республики Беларусь