Перспективы вступления в ВТО Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 15:43, контрольная работа

Описание

При вступлении в ВТО Республика Беларусь получит определенные права и обязанности в качестве члена-экспортера и члена-импортера. В качестве члена-экспортера у нее будет право защищать себя от "серьезного вреда" своим интересам и от "потери или уменьшения прибылей", полагающихся ей как члену. Таким образом, если субсидии других членов будут оказывать отрицательное воздействие на ее экспорт, то у нее будет право обратиться за помощью, что в результате теоретически приведет к прекращению указанных субсидий или даст ей право на принятие контрмер.

Работа состоит из  1 файл

последствия вступления в вто.docx

— 77.79 Кб (Скачать документ)

Совокупность таких шагов, по мнению специалистов белорусской Академии наук, может реально поспособствовать выходу отечественных предприятий  на новые мировые рынки сбыта, поможет им более оперативно реагировать  на изменение рыночной ситуации, существенно  повысить конкурентоспособность своей  продукции, в силу снижения издержек.

 

Сфера финансовых услуг

 

Анализ последствий либерализации рынка финансовых услуг Республики Беларусь в соответствии с требованиями ВТО, выполненный в 2004-2005 гг. Институтом экономики Национальной академии наук Беларуси с привлечением широкого круга специалистов, показал, что в среднесрочном периоде (5-6 лет) доля банковского рынка, контролируемая иностранными банками, приблизится к законодательно-ограниченной. После перераспределения рынка отечественные коммерческие банки в привлечении ресурсов будут охватывать примерно 85-90% вкладчиков – физических лиц, также в отечественных банках будет сконцентрировано 100% средств коммерческих государственных предприятий и порядка 50% средств предприятий частного сектора и небанковских финансовых организаций. Доля отечественных банков на кредитном рынке будет колебаться в пределах 55-60%.

 

 

3.Выводы и рекомендации

 

 

Оценка последствий вступления Республики Беларусь в ВТО охватывает различные аспекты, связанные с  правилами и нормами ВТО. Ожидание немедленного (после получения полноправного  членства) значительного улучшения  положения страны на внешних рынках неоправданно. Беларусь уже получила на двусторонней основе от большинства  торговых партнеров в странах  дальнего зарубежья статус страны, которой предоставлен режим наибольшего  благоприятствования. Этот режим был  предоставлен ей в связи с ожиданием  вступления в ВТО и, если Беларусь не станет полноправным членом этой организации  в ближайшем будущем, доступ на зарубежные рынки для белорусских экспортеров  может ухудшиться.

Помимо экономического фактора  следует также рассматривать  и социальный аспект затрагиваемой  проблемы, так как стабильность экспорта данной товарной группы - это прежде всего необходимая загрузка мощностей предприятий, снижение социальной напряженности и угрозы безработицы.

Весьма сложной является проблемы, сопутствующие вхождению  Республики Беларусь в ВТО: глобализация и введение электронной системы  унифицированного учета товаров, безналичной  системы оплаты, универсального номера налогоплательщика и т.п., которые  в значительной мере связаны с  системой ВТО.

Опыт большинства развивающихся  стран, которые уже преодолели или  еще преодолевают переход от высоких  тарифных барьеров к более либеральным  условиям торговли, подтверждает эффективность  применения умеренного уровня тарифной защиты для поддержания и развития отечественных отраслей промышленности и сельского хозяйства.

Работы в этом направлении выявили ряд отраслей (а в дальнейшем - производств и конкретных товаров) наиболее зависимых от тех изменений, которые будут связаны с членством в ВТО.

По предварительным расчетам период до шести лет по различным  товарам будет достаточным для  снижения существующего уровня тарифной защиты до уровня, при котором возможно компенсирование трудностей, связанных  с открытием внутреннего рынка. Сохранение высоких протекционистских барьеров на более длительный период времени нецелесообразно, так как они могут замедлить процесс адаптации отраслей промышленности и АПК к условиям рынка, препятствовать модернизации производств и выпуску конкурентоспособной продукции, а также вынудят потребителя на внутреннем рынке платить более высокую цену, что ведет к снижению уровня потребления и, в конечном итоге, уменьшению инвестиций.

В связи с последним  необходимо отметить, что главным  фактором, определяющим условия присоединения  Республики Беларусь к ВТО, будет  системный аспект переговорного  процесса, иными словами, вопрос о  том, будет ли Беларусь рассматриваться  как страна с рыночной экономикой или нет.

Дело в том, что для  стран с “нерыночной экономикой”  рядом государств были специально разработаны  некоторые ограничительные меры, многие из которых были введены по политическим соображениям (например, “Поправка Джексона-Вэника” к Торговому закону США 1974 г., согласно которому предоставление режима наиболее благоприятствуемой нации в торговле с США “странам с нерыночной экономикой” увязано с такими проблемами, как свобода эмиграции и права человека). Часть таких “остаточных” элементов в торговых режимах ведущих развитых стран продолжает применяться к экспорту Республики Беларусь, что является значительным препятствием на пути интеграции Республики Беларусь в международную торговую систему и наносят значительный ущерб ее экономическим интересам. В их числе специальные критерии для применения антидемпинговых мер, предусматривающие использование в расчетах цен третьих стран с рыночной экономикой, или искусственных цен, или даже внутренних цен на подобные товары в стране-импортере.

Устранение упомянутых дискриминационных  положений законодательства ряда развитых стран является одной из сложнейших задач в процессе переговоров  о присоединении Беларуси к ВТО.

Именно в ходе данных переговоров  будут определены конкретные условия  участия Беларуси в ВТО, другими  словами, та “цена”, которую Республика Беларусь должна будет заплатить  за получение статуса члена Организации. Очевидно, что защита экономических  интересов Беларуси должна лежать в  основе переговорной позиции Республики Беларусь при присоединении к  ВТО.

Все это потребует от государства  осуществления политики защиты окружающей среды, здоровья населения, внутреннего  рынка и национального производства от иностранной конкуренции и  потенциально опасных товаров и  технологий средствами разумного протекционизма. Это предполагает необходимость  решения двуединой задачи - либерализации  внешнеторгового режима, направленной на выравнивание хозяйственной деятельности отечественных и иностранных поставщиков товаров и услуг, и достижения необходимого уровня протекционизма, обеспечивающего внутренним производителям приоритетные условия для выхода на зарубежные рынки и защиту от иностранной конкуренции при одновременном учете интересов защиты населения и окружающей среды.

Процесс либерализации должен быть адекватен реалиям экономического развития страны и сопровождаться осуществлением ряда мер, связанных с:

  • предотвращением падения конкурентоспособности белорусской продукции;
  • снижением себестоимости товаров, предназначенных для внешнего рынка;
  • повышением эффективности экспорта;
  • проведением акций по расширению белорусской экспортной экспансии;
  • соблюдением экономических интересов белорусских товаропроизводителей и поддержанием экономической и экологической безопасности страны;
  • снижением объемов ввоза потенциально опасных товаров, технологий и технологического оборудования.

Либерализация ВЭД должна при этом органично и постепенно сочетаться не только с решением вышеперечисленных  важных задач, но и необходимостью обеспечения  целого ряда стратегически важных требований. В их числе:

  • достижение сбалансированного экономического развития и осуществление перехода к устойчивому развитию;
  • аккумулирование и эффективное использование финансовых ресурсов необходимых для развития и модернизации экологически чистых производств, в первую очередь экспортоориентированных;
  • поддержание рационального уровня занятости;
  • достижение внутренней финансово-экономической стабильности.

Опыт большинства развивающихся  стран, перешедших от политики протекционизма к либерализации, от высокой степени  защиты внутреннего рынка к селективной  защите ограниченного круга товаров, подтверждает эффективность применения умеренных таможенных тарифов для  поддержания и развития национальных отраслей промышленности и сельского  хозяйства.

Преодоление негативных последствий  требует от государства проведения политики защиты внутреннего рынка  и отечественного производства от иностранной  конкуренции средствами разумного  протекционизма и импортозамещения. Поэтому на первоначальном этапе вхождения в систему международных конкурентных отношений, базирующихся на нормах и принципах ВТО, в Республике Беларусь необходимо разработать и внедрить систему защиты отечественных участников внешнеэкономической деятельности от более сильных зарубежных конкурентов.

В связи с этим перед  республикой стоит сложная задача - определить национальные экономические  интересы и приоритеты, пределы уступок  и условия, гарантирующие национальную экономическую и экологическую  безопасность, и суметь отстоять их в ходе сложных переговоров, в  результате которых укрепятся международные  экономические позиции Беларуси.

Обеспечение экономической  безопасности, связанной с внешнеторговой деятельностью, состоит в минимизации  потерь и ущербов, которые могут  быть нанесены отечественному хозяйству  воздействием мировой конъюнктуры  и международной конкуренцией, а  в экологическом аспекте - защите окружающей среды и населения, в  связи с ростом угроз экологического плана при вступлении в ВТО.

Важным аспектом является необходимость переходного периода  и возможности адаптации белорусской  экономики к режиму свободной  торговли, имея в виду, что процессы разгосударствления и приватизации и реструктуризации производства не могут быть осуществлены в одночасье.

Сегодня, одной из главных  задач Беларуси в рамках вступления в ВТО является поиск такого партнерства, которое позволит ей, как стране с переходной экономикой-не члену  ВТО, наравне с другими государствами  воспользоваться теми большими возможностями, которые открылись после завершения Уругвайского раунда. Нельзя допустить, чтобы реализация марракешских Многосторонних соглашений странами-членами ВТО наносила ущерб тем неучаствующим странам, которые в процессе реформирования наиболее остро нуждаются в эффективной торговле на справедливых условиях. Нужно добиваться того, чтобы ВТО более гибко реагировала и учитывала специфические условия тех или иных групп (регионов), участвующих в международной торговле. Безусловно, политической основой любых совместных усилий в этом направлении было и остается признание первостепенной ответственности каждой страны за свое собственное развитие и обеспечение безопасности - экономической и экологической. Но необходимо предоставить каждой стране справедливые и равные условия для реализации такой ответственности. Очевидно, что ключевым инструментом для этого является торговля.

Учитывая, что вступление Беларуси в ВТО приведет к дальнейшей либерализации внешней торговли и усилению конкуренции со стороны  западных партнеров, перед республикой  стоит сложная задача - определить национальные экономические интересы и приоритеты, пределы уступок  и условия, гарантирующие национальную экономическую и экологическую  безопасность и суметь отстоять их в ходе сложных переговоров. При  этом законодательство республики, административные правила, техника и практика государственного регулирования всего комплекса  внешнеэкономических связей должны соответствовать современному мировому уровню. Привести их в соответствие необходимо в кратчайшие сроки.

Проблема вступления Беларуси во Всемирную торговую организацию  является одной из узловых не только во внешней экономической политике страны, но и определяющей для хода ее внутриэкономических преобразований. Полноправное участие в ВТО послужит дополнительным стимулом к осуществлению  радикальных экономических реформ, позволит Беларуси полноправно включиться в процесс выработки новых  и выполнения существующих международных  правовых норм в области внешнеэкономического сотрудничества для защиты ее собственных  интересов.

При подготовке к вступлению в ВТО белорусское правительство  должно будет принять решение  о долгосрочной стратегии с экологической  компонентой использования инструментов торговой политики, основываясь на собственных целях и существующих правилах ВТО. Это комплексная задача, так как торговая политика часто  используется для достижения целей, которые конкурируют друг с другом, если не являются совершенно противоречивыми. Например, если доход от тарифов  в государственном бюджете должен быть максимизирован, то импортный  тариф должен быть небольшим, но единым по всем товарам. С другой стороны, если отдельные отрасли должны быть защищены (с какой бы то ни было конечной целью), тогда тарифы должны быть дифференцированы по товарам. Следовательно, в качестве предварительного условия установления импортного тарифа необходимо определиться относительно приоритетной цели политики – максимизация доходов или тарифная защита отдельных отраслей экономики.

Высокая торговая зависимость  белорусской экономики и недостаток собственных ресурсов доступного ископаемого  топлива делает особенно важным интеграцию Беларуси в международное разделение труда в соответствии с ее относительными преимуществами. Недостаток ископаемого  топлива отличает Беларусь от России, где доход от ресурсов (разница  между мировой ценой и издержками производства) может перераспределяться различными способами для обеспечения  основного дохода населения (например, обеспечение населения электроэнергией  по сниженным тарифам). В этом случае проблема конкурентоспособности на мировых рынках производственных отраслей и сельского хозяйства становятся менее острой; можно использовать протекционизм во время адаптационного периода и, опять-таки, обеспечить трудящихся защищенных секторов основным доходом. Такой подход, однако, неприменим к  Беларуси, так как у нее нет  достаточно больших доходов от природных  ресурсов.

Информация о работе Перспективы вступления в ВТО Республики Беларусь