Перспективы вступления в ВТО Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 15:43, контрольная работа

Описание

При вступлении в ВТО Республика Беларусь получит определенные права и обязанности в качестве члена-экспортера и члена-импортера. В качестве члена-экспортера у нее будет право защищать себя от "серьезного вреда" своим интересам и от "потери или уменьшения прибылей", полагающихся ей как члену. Таким образом, если субсидии других членов будут оказывать отрицательное воздействие на ее экспорт, то у нее будет право обратиться за помощью, что в результате теоретически приведет к прекращению указанных субсидий или даст ей право на принятие контрмер.

Работа состоит из  1 файл

последствия вступления в вто.docx

— 77.79 Кб (Скачать документ)

Проблема защиты экономических  интересов приобретает комплексный  характер непосредственно в ходе переговоров по присоединению Республики Беларусь к ВТО, поскольку результат  данных переговоров будет определять как возможности защиты внутреннего  рынка и национальных производителей, так и основные параметры доступа  к рынкам стран-участниц ВТО для  белорусского экспорта.

В связи с последним  необходимо отметить, что главным  фактором, определяющим условия присоединения  Республики Беларусь к ВТО, будет  системный аспект переговорного  процесса, иными словами, вопрос о  том, будет ли Беларусь рассматриваться  как страна с рыночной экономикой или нет.

Дело в том, что для  стран с “нерыночной экономикой”  рядом государств были специально разработаны  некоторые ограничительные меры, многие из которых были введены по политическим соображениям (например, “Поправка Джексона-Вэника” к Торговому закону США 1974 г., согласно которому предоставление режима наиболее благоприятствуемой нации в торговле с США “странам с нерыночной экономикой” увязано с такими проблемами, как свобода эмиграции и права человека). Часть таких “остаточных” элементов в торговых режимах ведущих развитых стран продолжает применяться к экспорту Республики Беларусь, что является значительным препятствием на пути интеграции Республики Беларусь в международную торговую систему и наносят значительный ущерб ее экономическим интересам. В их числе специальные критерии для применения антидемпинговых мер, предусматривающие использование в расчетах цен третьих стран с рыночной экономикой, или искусственных цен, или даже внутренних цен на подобные товары в стране-импортере

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По отраслям:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы:

  • Топливная промышленность:

Отрасль характеризуется  минимальной чувствительностью  к либерализации конкурирующего импорта, при этом эффект расширения импорта в страны вне СНГ, уже  начиная с первого года после  вступления в ВТО перекрывает  возможные потери от либерализации  импорта. После этого прогнозируется возврат динамики к трендовому уровню. Следует отметить, что ориентация на поставки сырья из России делает белорусскую топливную отрасль зависимой от цен данного рынка, но используемая практика работы на давальческом сырье позволяет смягчить эту зависимость.

  • Черная металлургия

Для данной отрасли прогнозируется превышение выигрыша над проигрышем уже в первый год после вступления в ВТО, при некотором сокращении выигрыша в последующие годы. Причина  этого заключается отчасти в  перспективе смены антидемпинговых  санкций, с которыми в настоящее  время сталкивается белорусский  экспорт металлопродукции. Достигаемое  за счет этого единовременное расширение рынка создает более широкую  базу для роста, обусловленного снижением  других барьеров.

  • Химическая и нефтехимическая промышленность

Как и для металлургии, в данной отрасли также прогнозируется выигрыш от пересмотра антидемпинговых  ограничений, однако значительный объем  конкурирующего импорта из стран  вне СНГ на внутреннем рынке республики, чувствительного к снижению ставки ввозной пошлины, увеличивается таким образом, что сводит этот выигрыш к нулю. Принимая во внимание низкие показатели чувствительности отрасли к либерализации импорта, можно утверждать, что существенного ухудшения финансового состояния отрасли не прогнозируется.

  • Машиностроение и металлообработка

Значительный объем конкурирующего импорта из стран вне СНГ для  данной отрасли сочетается с особенной  остротой (в сравнении с другими  отраслями) проблемой технологического отставания и потребностью в реструктуризации. Этим объясняются потери от сокращения поставок на внутреннем рынке, не перекрываемые расширением экспорта от снижения барьеров входа на внешние рынки. В условиях сохранения сложившихся тенденций роста экспорта, импорта и объема производства потери отрасли будут постепенно возрастать после вступления Беларуси в ВТО. Следует отметить, что отрасль в целом характеризуется средней чувствительностью к либерализации импорта, поэтому, даже, несмотря на указанные потери, резкого ухудшения финансового состояния после вступления в ВТО не прогнозируется. Тем не менее, отрасль следует рассматривать как предмет особого внимания на переговорах по вступлению в ВТО.

  • Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность

Отрасли лесного комплекса  республики в целом получают чистый выигрыш от вступления в ВТО, который возрастает в последующие годы. Это объясняется тем, что зарубежные рынки сбыта отрасли более чувствительны к ценовому фактору конкуренции, чем цены внутреннего рынка республики чувствительны к либерализации таможенного тарифа. Факт наличия собственной сырьевой базы не играет при этом принципиальной роли. Чувствительность финансовых результатов отрасли к либерализации импорта находится на среднем уровне для отечественной промышленности.

  • Промышленность строительных материалов

Ситуация для данной отрасли  в контексте вступления в ВТО  представляется как сложная. Отрасль  в целом не является экспортоориентированной (за исключением некоторых производителей), поэтому либерализация импорта  и соответствующее ей сокращение реализации на внутреннем рынке способно замедлит рост производства в отрасли  после вступления в ВТО. Ситуация усугубляется высокой чувствительностью финансовых результатов отрасли в такой либерализации. В целях недопущения роста числа убыточных предприятий в отрасли следует предусмотреть уровни связывания ставок таможенных пошлин на конкурирующую продукцию, которые позволят в среднесрочной перспективе не снижать ставки ниже текущего уровня.

  • Легкая промышленность

Прогнозируется небольшое (в сравнении с другими отраслями) замедление роста, однако отрасль характеризуется  высокой чувствительностью к  либерализации импорта, что способно привести к росту числа убыточных  предприятий. Тем не менее, не рекомендуется  повышать ввозных пошлин на конкурирующий  импорт выше ныне действующих, поскольку  это может привести к значительному ущербу для отечественного потребителя. Следует отметит, что на экспорт белорусских текстильных изделий в ЕС действуют квоты, которые будут отменены при вступлении Беларуси в ВТО. Однако в настоящее время эти квоты по ряду товаров используются не полностью ( то есть фактический уровень экспорта оказывается существенно ниже предела, установленного квотой). Таким образом, скачкообразного роста экспорта отрасли в ответ на упразднение экспорта не прогнозируется. В отношении предприятий отрасли рекомендуется использовать избирательный подход, включающий реализацию отдельных инвестиционных проектов по реструктуризации производства и сокращение неконкурентоспособных производств.

  • Пищевая промышленность

Отрасль является составной  частью агропромышленного комплекса  республики, что определяет ее специфику. Объем белорусского экспорта продовольствия в страны вне СНГ весьма мал в сравнении с экспортом в СНГ и объемами производства. Поэтому снижение барьеров на зарубежных рынках в странах-членах ВТО не существенно влияет на показатели работы отрасли. В результате отклонение от трендового уровня роста производства объясняется в основном последствиями либерализации импорта. При этом таможенный тариф как средство защиты играет лишь второстепенную роль, поскольку внутренние цены и себестоимость продовольственных товаров в значительной мере складываются под влиянием государственной политики в области ценообразования и мер государственно поддержки сельскохозяйственных производителей.

 

Агропромышленный  комплекс

 

Для белорусского агропромышленного  комплекса прогнозируется, что при  сокращении государственной поддержки  сельскохозяйственной продукции ее себестоимость может увеличиться  на 1% в год, что не несет значительных отрицательных последствий. Видимо поэтому, органам госуправления уже настоятельно рекомендовано проводить политику поэтапного ухода от мер государственной поддержки сельхозпроизводителей, привязанных к ценам и объемам производства, при условии одновременной либерализации ценообразования в сфере продовольственных товаров. Надо признать, что в последние годы правительством были разработаны  подходы по формированию конкретных условий вступления Беларуси в ВТО в области сельского хозяйства и рекомендованы направления сокращения мер так называемой «желтой корзины» в соответствии с правилами ВТО.

 

Сфера экономики

 

Вступление Беларуси во Всемирную  торговую организацию в целом  положительно повлияет на экономику  страны.

Возможные отрицательные последствия  присоединения Беларуси к ВТО  будут, однако во многом они компенсируются положительными моментами. Среди минусов - снижение импортных тарифов, что  влечет более высокую конкуренцию  и наносит ущерб национальным производителям. С другой стороны, низкие тарифы выгодны потребителям и производителям вследствие более низких цен.

Также  повышение цен на импортируемый  газ после присоединения к  ВТО должно привести к потерям  благосостояния и ВВП, однако членство в ВТО компенсирует эти потери: по прогнозам, прирост благосостояния в перспективе составит 1,6%, прирост  ВВП - 3,4%.

Важным сюжетом в отношениях Беларуси и ВТО является тема отмены дискриминационных нетарифных, антидемпинговых  и других специальных ограничительных  мер стран-членов ВТО в отношении  белорусских товаров. Общая расчетная  сумма потерь белорусских производителей от действующих антидемпинговых  и иных защитных и нетарифных мер  стран ВТО оценивается в размере 230-250 млн. долларов США ежегодно. Существует мнение, что вступление в ВТО, в  этом смысле может дать заметный эффект. Хотя это не совсем так. Скорее всего, после присоединения к ВТО, отмена этих мер даст лишь краткосрочные  выгоды Беларуси. К примеру, при оценке последствий снятия количественных ограничений на экспорт белорусского текстиля в ЕС установлено, что среднеарифметическая выборка Беларусью квот ЕС в последние годы составила менее 40%. Это свидетельствует лишь об одном – по конкретным позициям экспортный резерв надо искать в первую очередь в диверсификации производства и экспорта, поиске и реализации конкурентных преимуществ.

Одна из самых существенных угроз, по мнению многих специалистов и чиновников, состоит в возможности вытеснения белорусских товаров с традиционных рынков. С российского в первую очередь. Хотя, как показывают события, их оттуда, в последние полтора года, вполне успешно вытесняют и без ВТО. Однако, часть независимых экспертов считают, что реальной угрозы потерять рынок России в результате присоединения этой страны к ВТО в среднесрочной перспективе для Беларуси не существует. Беларусь должна стать полноправным членом ВТО не вследствие присоединения к этой организации России (или вместе с Россией), а в результате необходимости реализации долгосрочной и адекватной стратегии развития национальной экономики.

 

Сфера транспортных услуг

 

В сфере транспортных услуг  прогнозные расчеты показывают, что  вступление в ВТО приведет к дополнительному  приросту грузооборота, экспорта и  импорта транспортных услуг. При  этом дополнительный прирост экспорта транспортных услуг значительно  превышает прирост импорта, что  можно рассматривать как чистый позитивный эффект от вступления в  ВТО. Положительное сальдо торговли транспортными услугами в 2010 году прогнозируется на уровне 1260,7 млн. долл. США, из них 93 млн. долл. США – прирост, достигаемый благодаря вступлению в ВТО. Вступление в ВТО приведет к росту объемов оказания транспортных услуг субъектами хозяйствования республики на 5% по сравнению с трендовым уровнем 2010 года.

 

Сфера информационных услуг

 

Наблюдатели отмечают, что вступление Беларуси в ВТО также вызовет  существенные изменения в сфере  информационных услуг. Это, в частности, прогнозируют эксперты Института экономики  Национальной академии наук. По их мнению, при вступлении в ВТО необходимо будет обеспечить равные условия  конкуренции отечественных и  зарубежных поставщиков информационных услуг. Кроме того, урегулирования потребуют  вопросы налогообложения информационных услуг, так как необходимо определить, какому налоговому законодательству – страны-происхождения или страны-назначения – должна соответствовать та или иная услуга. Уровень готовности Белтелекома и более мелких коммерческих провайдеров к конкуренции в области информационных услуг с иностранными предприятиями очевиден. Их попросту сомнут конкуренты из других стран. И может быть в первую очередь из России. Белорусские поставщики услуг неконкурентоспособны изначально по причине гораздо более высокой стоимости доступа в Интернет по сравнению с большинством стран – членов ВТО. 

Кроме того, при вступлении в ВТО  одним из основных препятствий для  успешного развития экспорта электронных  услуг на мировой рынок является практически полная невозможность  осуществления электронной торговли, направленной на зарубежного потребителя, поскольку ее параметры никак  не закреплены на законодательном уровне. В связи с этим, считают специалисты, предстоит разработать и принять  ряд законов, которые бы урегулировали  деятельность в сфере предоставления электронных финансовых услуг, определили бы порядок заключения электронных  сделок. Необходимо также рассеять ту двусмысленность, которую демонстрирует  белорусское правительство по отношению  к сети Интернет в целом.

Информация о работе Перспективы вступления в ВТО Республики Беларусь