Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 15:01, контрольная работа
Россия и Китай могут и должны сотрудничать в различных сферах - в политике, экономике, вопросах безопасности, согласовывая свои позиции по дипломатическим каналам. На сегодняшний день российско-китайские отношения все еще находятся на этапе обмена товаров массового спроса на сырье.
Китай
организовал прибрежные свободные
экономические зоны на юге страны,
в провинции Гуандун, создав тем
самым условия для достижения
своих целей в Гонконге, создал
“второй Гонконг” в Шенчжене, а
на востоке страны, в провинции
Фуцзянь, обеспечил доступ к Тайваню.
Эти зоны привлекли к себе промышленное
производство, ориентированное на экспорт,
что дало возможность зарабатывать
необходимую иностранную
Россия не располагает экономикой, ориентированной на внешний рынок, если не считать экспорт природного газа, нефти и ряда других минеральных ресурсов, а также вооружений. Страна также экспортирует капитал, оседающий в частных оффшорных банках на Кипре, в Объединенных Арабских Эмиратах и других странах. Россия пыталась создать свободные экономические зоны, но безуспешно.
Китай
ослабил централизованный контроль
и сосредоточил внимание на "новой
экономике", а не на разбазаривании
скудных ресурсов в ходе приватизации
"старой", стимулировал развитие
новых предприятий
Китай
продемонстрировал гораздо
Россия, напротив, сконцентрировалась на "старой экономике" и следовала инициативам, исходящим из центра. Через приватизацию и государственные субсидии поддерживались старые неэффективные государственные предприятия.
4. Причины неудач России связаны с тем, что при переходе к рыночной экономике она взяла за основу так называемый подход СЛП (стабилизация, либерализация, приватизация), а успехи Китая - с отказом от такого подхода.
Первая составляющая в рамках подхода СЛП - стабилизация макроэкономики, включая ограничение дефицита государственного бюджета. Однако следствием "шоковой терапии" стали и "великая депрессия", и "великая инфляция".
Второй компонент - либерализация цен, определяемых впредь рынком, а не бюрократией. Однако в настоящее время они, по существу, устанавливаются мафией, монополистами, коррумпированными чиновниками.
Третий компонент - приватизация, перевод предприятий из государственной в частную собственность, обычно в форме корпораций. В отсутствии соответствующих регулирующих и юридических институтов приватизация привела к криминализации экономики - все большую власть над ресурсами и их распределением захватывают криминальные элементы. Номенклатурная приватизация, проведенная управленцами, породила российских "предпринимателей", состоящих в основном из монополистов, расхитителей имущества (продающих фонды, в том числе предприятия и оборудование, и помещающих доходы на свои частные счета в оффшорных банках), представителей мафии, вымогателей и чиновников-коррупционеров. Эти предприниматели ориентируются в большей степени на извлечение ренты, чем на участие в производственной деятельности.
5. При переходе к рыночной экономике Китай также сталкивается с рядом проблем:
• коррупцией и взяточничеством;
• цикличностью
сельскохозяйственного
• неэффективностью государственных предприятий - убыточных и не имеющих возможности погашать банковские кредиты;
• трудностями с поддержанием роста производства и доходов, возможностью возврата 20%-ной инфляции;
• хронической неполной занятостью и угрозой политике создания постоянных рабочих мест вследствие притока рабочей силы из сельских районов, вступления на рынок труда новых работников, миграции рабочей силы;
• проблемами, связанными с жильем и социальными выплатами в сельской местности и городах для вновь прибывших граждан;
• наличием потенциала социальной, экономической и политической нестабильности, что усугубляется дифференциацией между уровнем развития провинций;
6. И все же, несмотря на свое современное состояние, Россия может извлечь уроки из примера Китая, если воспользуется подходом ИКУ (институционализация, конкуренция, управление), примененным им, а еще ранее Японией, Тайванем и Южной Кореей.
Первый компонент в рамках подхода ИКУ - создание институтов рыночной экономики, включая такие, которые вводятся государством или местными органами власти. Новые институты привнесены в Китай либо собственными усилиями, либо с помощью мирового хозяйства, чего не произошло в России.
Вторая составляющая - конкуренция с приданием особого значения новым конкурирующим фирмам, отвоевывающим у неконкурентоспособных предприятий лучшие ресурсы, необходимые для производства и экспортной деятельности, а также созданию новых предприятий, обостряющих конкуренцию, таких, как поселковые и сельские предприятия низового уровня. Это важнее, чем приватизация, так как приватизированные предприятия-монополисты по-прежнему остаются монополистами, как это происходит в России. В Китае достигнуты ошеломляющие результаты - и это не только очень высокие темпы роста, но и колоссальный приток капиталов в страну со всего мира. Многие новые предприятия в Китае стали движущей силой развития производства и расширения занятости. Экспортная деятельность в стране находится под контролем государства, и ее интенсивность часто определяется решениями провинциальных властей.
7. Некоторые уроки, вытекающие из сопоставления Китая и России, в отношении того, как следует осуществлять переход от социалистической к рыночной экономике: меры в рамках перехода, объединенные подходом ИКУ(институционализация, конкуренция, управление).
Первый шаг - создание рыночных институтов, на которых держится такая экономика (права собственности, юридическая система, банки, торговый кодекс, система бухгалтерского учета, страхование, финансовая система, реклама и т.д.).
Второй шаг - сначала создание новых конкурирующих предприятий, а затем трансформация старых предприятий в жизнеспособные прибыльные фирмы с компетентными менеджерами, эффективно работающими рабочими, современными фондами и технологией, надежными источниками производственных факторов и рынками сбыта и т.д. Эти компании могут быть государственными или частными.
Третий
шаг - приватизация государственных предприятий,
т.е. перевод их в частный сектор. Если
отложить приватизацию до этого момента,
то предприятия (включая вновь созданные
государственные) станут жизнеспособными,
так как будут использовать институты
рыночной экономики, в том числе банки,
финансовую систему, страхование и другие,
которые могут облегчить подобный переход.
ГЛАВА 2.
Анализ внешнеторговых
отношений РФ и
КНР
Одновременно
Россия и континентальный Китай
стремятся расширить
Эти
колебания дали основания некоторым
экспертам говорить о том, что
торгово-экономические связи
Однако в действительности происходят серьезные сдвиги в сфере экономических отношений. Двустороннее торгово-экономическое сотрудничество в значительной мере определялось деятельностью мелких компаний, челноков, приграничным обменом.
Особенностью
их деятельности была краткосрочность
интересов, стремление воспользоваться
кризисным состоянием российской экономики.
Сегодня на первый план экономических
отношений вышли крупные
Именно
эти сферы являются сферами с
высоким уровнем
Для
Китая Россия является восьмым торговым
партнером в мире. Российский экспорт
в КНР включает в себя самолеты,
автомобили, сельхозтехнику, горно- и
нефтеперерабатывающее
Россия
и Китай договорились о сотрудничестве
в строительстве нефте- и газопроводов
из Сибири до Тихоокеанского побережья
Китая через Монголию. Запасы нефти
в Восточно-Сибирских
Известно,
что активно развивается
При этом не следует рассчитывать на формирование диверсифицированной структуры товарооборота. Российская номенклатура поставок будет расширена незначительно, а Китай будет продолжать оставаться в основном экспортером товаров широкого потребления и продуктов питания. И здесь кроется еще одна проблема: российский рынок в достаточной степени насыщен потребительскими товарами, и наращивание китайских поставок вряд ли возможно. Одним из путей решения проблемы может быть организация совместных производств в КНР и допущение расчетов в национальных валютах.
В целом, очевидно, что трехкратное увеличение товарооборота пока не сможет принести новое качество экономических отношений России и Китая. Здесь требуются не очередные "комиссии по 20 миллиардам", а огромные усилия по формированию нормальных условий деятельности предпринимателей в обеих странах, где хотя и идут рыночные реформы, но еще далеко до климата безопасного предпринимательства.